Как же избавиться от этого недуга?

Как лечить истерию? Это то же самое, что избавляться от скупости или лени. От этих недугов таблеток пока не изобрели. Важно знать врага в лицо и работать над собой. Первый и очень важный шаг — раз­глядеть в себе эти качества или их зачатки. Каждому из нас важно сделать выбор — быть или казаться. Решить для себя, что лучше. Развивать в себе фальшь и показуху или искренность, честность, порядочность.

ДЕТИ И ПОДРОСТКИ

Расскажите о проблемах переходного во­зраста, проблемах современной семьи, влия­нии социального окружения на душу ребенка.

Переходный возраст. Обычно под ним понимают возраст с 14 до 18 лет. Подразу­мевается, что он составляет некий переход­ный этап между детством, с его полной зависимостью от взрослых, и способностью к самостоятельной жизни. Этот возраст не­случайно называют «трудным»: поиски себя, становление характера и т. д. Переход от опекаемого детства к известной авто­номности обнажает и заостряет в числе прочих и слабые стороны личности под­ростка.

Закономерен и такой вопрос: можно ли игнорировать бурные нейрогормональные сдвиги в юном организме, вулканическая сила которых преображает юнца в мускулистого мужчину? Не эта ли биологическая метаморфоза тянет за собой социальный шлейф: жестокость и агрессивность, кри­минальные действия, попытки самоубий­ства, половые преступления?

Для православных людей ответы на эти вопросы очевидны. Биологические изме­нения, как бы интенсивно они ни проте­кали, сами по себе не могут сделать чело­века добрым или злым, святым или пре­ступником, нравственным или безнрав­ственным. Человек — это не столько плоть, сколько душа и дух. На путь греха подрос­ток может встать тогда, когда он либо не ведает истинного Бога, либо отворачива­ется от Него. Многое зависит и от тех при­меров (часто, увы, негативных), которые подросток видит во «взрослой» жизни.

Сплошь и рядом распространен так на­зываемый «гуманизм без Бога», который исповедуют немалое число родителей, вос­питывающих своих детей. Его можно срав­нить с замком на песке, потому что духов­ным фундаментом, в данном случае, люди пренебрегают. Дунул ветер — и замок рас­сыпался... Дети слышат запреты и увещева­ния, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, по­чему необходимо слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе многим деткам не рассказывают. В школе, армии, лицее, колледже или институте от этого гу­манизма остается все меньше и меньше. « Совесть без Бога есть ужас», — писал Ф. М. Достоевский. Душа, не очищенная покаянием, становится плохим советчи­ком. Верить ей опасно. Вывод таков: вос­питание детей в духе подлинного благоче­стия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодати Бо­жией душа человека очищается, просвеща­ется и вразумляется.

Многие современные семьи, живущие по своему усмотрению и отвергающие по­мощь Божию, благословение Господне, ис­пытывают множество психологических и морально-нравственных проблем, неста­бильность. Нестроения эти чреваты скан­далами, разводами, искалеченными дет­скими судьбами. Неладная семья — по­ставщик неврозов, болезней, пьянства, наркомании.

В тех семьях, в коих дела обстоят по­лучше, супруги часто не знают, кому быть лидером в доме, во имя чего воспитывать детей и к чему стремиться. Больно видеть, как между супругами накапливается раз­дражение друг другом, злоба, недовольство жизнью. Супружеская верность, христиан­ский семейный уклад, примеры благоче­стивой семейной жизни для немалой части людей — лишь пережитки прошлого, арха­изм. О семейных неврозах пишутся десятки статей, книг, диссертаций. Факты вопиют: каждая третья-четвертая семья «трещит по швам». В набат бьет общественность.

Семье без помощи Божией не постро­ить добрых отношений! Только идя на­встречу Богу, возлюбив друг друга через любовь ко Творцу, семья обретает подлин­ное счастье и полноту бытия. Это доказы­вается жизнью, подтверждается историей. Через веру, покаяние, совместные мо­литвы, христианское воспитание детей и взаимную любовь супруги идут к главной цели — Царствию Божиему.

В жизни нашего общества в последние годы произошло много перемен. Безусловно, много и позитивных изменений. Но, к сожалению, приходится констатиро­вать очень тяжелую реальность. Никого не удивишь сегодня тем, что школьники сплошь и рядом вступают в половые связи. Каждый десятый аборт делает девочка-подросток. Среди молодежи набирает обо­роты наркомания, семьдесят тысяч моло­дых людей в России ежегодно гибнут от наркотиков. Только в Москве десятки ты­сяч подростков до четырнадцати лет имеют пивной алкоголизм. 47 % юношей негодны к службе в армии по психической патоло­гии. Более 70 % детей нуждаются в медико-­психологической коррекции. В стране два миллиона беспризорников. Венерические заболевания у подростков, детская прости­туция — увы, печальные приметы нашего времени. Двадцать процентов общего числа всех самоубийств совершают дети и под­ростки. Появились подростки — серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебная психиатрия, можно предположить, какой чудовищный уровень агрессии в обществе они отображают.

В чем причины возникновения психиче­ских расстройств у детей? На что родите­лям стоит обратить внимание?

Причин и провоцирующих факторов довольно много. К счастью, детской пси­хике присущи значительные восстанови­тельные резервы, помогающие справиться с разнообразными стрессовыми факто­рами. Поэтому многие формы психических расстройств проходят у ребенка самостоя­тельно, без лечения. Однако есть такие рас­стройства, которые, если их не лечить во­время, могут переходить в устойчивые ано­малии характера и даже в психические за­болевания.

В происхождении невротических реак­ций у детей большинство специалистов подчеркивают роль неправильного воспи­тания. Это и сверхтребования к ребенку, и несогласованный подход к воспитанию де­тей у супругов, и непоследовательность воспитания.

Проявления детских неврозов разно­образны: это эмоциональная неустойчи­вость и сверхчувствительность, плакси­вость, легко меняющееся настроение, ка­призность, возбудимость, трудности засы­пания, беспокойный сон, страхи, сосание пальцев, обкусывание ногтей и кожи во­круг них, заикание, энурез, нервные тики.

У каждого возраста свои симптомы.

Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматиче­ских (телесных) жалоб и недомоганий — к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и т. п., что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребенка. Нередко в ответ на неблагоприятные психоэмоциональные обстоятельства у детей могут развиваться различные заболевания. Приведу пример. На прием пришла бабушка по поводу своей девятилетней внучки. Ее родители часто ссорились, скандалили и, наконец, разве­лись — отец ушел из семьи. На этом фоне у девочки развилась бронхиальная астма, причем не были обнаружены ни аллергия, ни изменение бронхолегочной ткани, не был установлен факт частых простуд. Ока­залось, что у подростка неврогенный вари­ант астмы: причиной астматических при­ступов явился невротический конфликт. Это заболевание — крик души ребенка.

Наши рекомендации