Излечимы ли психические заболевания?
ВЗГЛЯД ПРАВОСЛАВНОГО ВРАЧА
Излечимы ли психические заболевания?
Так называемые «пограничные состояния» (неврозы, последствия стресса и др.), а также ряд острых психотических проявлений излечиваются более успешно, нежели хронически протекающие психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз). В последних случаях целью лечения является достижение наиболее длительной ремиссии (отсутствие явных клинических проявлений) и максимальная адаптация больного к повседневной жизни. Понятие «неизлечимость» скорее характеризует длительность заболевания и не всегда говорит о тяжести и степени опасности. Мне известно множество случаев, когда с Божией помощью люди превозмогали свои недуги и жили полноценно.
ДЕПРЕССИЯ
Сейчас много говорят и пишут о депрессии. Расскажите подробнее, какие у нее особенности, как она возникает?
Внекоторых случаях депрессия связана с тем, что в мозговых структурах такие биохимические вещества (нейромедиаторы), как серотонин, дофамин, норадреналин, «сходят» практически на ноль и человек испытывает пессимистическое, подавленное настроение. Он неактивен. А родственники, знакомые пытаются на него как-то повлиять: «Устройся на работу, побольше молись». А он не может этого сделать, потому что болен. И на первом этапе нужна врачебная помощь. А уж по мере выздоровления будет преобладать помощь психологическая и духовная.
А бывают депрессии — и их значительно больше — как следствие поработивших душу греховных страстей уныния и печали. Этот момент очень существенен. И нужно различать, в том числе и священнослужителю, где грех, а где болезнь. Вообще же депрессия по распространенности вышла на одно из лидирующих мест в мире среди прочих болезней. Потребление психотропных препаратов, антидепрессантов вышло из-под контроля медиков и не поддается никакому учету. Более того, депрессия помолодела, сегодня мы все чаще говорим о детской депрессии.
СТРАХИ
Часто и беспричинно испытываю состояния страха. Может ли страх иметь духовное происхождение?
Страх может быть следствием душевного расстройства, но может иметь и духовное происхождение. К примеру, в 90-м псалме сказано: «Не убоишися от страха нощнаго». Это то, что у святых отцов называется «страхованием»: неясный, непонятный, страшный, тяжелый ужас, который наводит демон, когда у человека цепенеет тело, когда трудно ему произнести само имя Христа.
На практике мне нередко приходится встречаться с состояниями немотивированного страха, тревоги. В духовной природе многих указанных состояний я убедился по опыту. Убедился я также и в том, что врачуются эти страхи благодатию Божией. Примеров тому в святоотеческой литературе немало. Думаю, что Вам следует рассказать обо всем Вами переживаемом на исповеди духовнику.
Я знаю, что Бога надо бояться. А вот другие страхи, например боязнь темноты, что эmo такое? Иногда, особенно у детей, их связывают с испугом. Как от них избавиться?
Да, фобий огромное количество. Чего только нет: молоденькая девушка боится покраснеть, кто-то боится замкнутых пространств, кто-то открытых... Сразу вспоминаются слова святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он говорил, что величайшим заблуждением нашего сердца является тайный его помысел, что хоть одну минуту, одно мгновение мы можем жить без Бога и вне Бога. Нет такого мгновения: человек живет в потоке святого Промысла Божиего. В общем-то, это главное лекарство от всех фобий. Нужна вера. Однако следует не забывать, что мы порой недооцениваем действие демонических сил.
Святые отцы четко описали, как развиваются помыслы в душе, когда человек сочетается с вражескими прилогами, потом пленяется ими и, и конце концов, в сознании возникает устойчивая мысль. А дальше вступают в силу законы психофизиологии, развивается доминанта, то есть в сознании господствует какая-то идея и все мысли кружатся по кругу.
Какие методы борьбы со страхами?
Первое: нужно не верить, содержанию страха, Потому что сказано: «по вере вашей да будет вам». И второе: с этими страхами не нужно собеседовать. И главное - помнить, о силе благодати Божией.
НЕВРОЗЫ.
ПСИХОСОМАТИКА
Как Вы оцениваете неврозы с христианских позиций?
Безудержный рост неврозов в наше время порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками, но, прежде всего, «прогрессом» общечеловеческого грехопадения.
Во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. Разве нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного? Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последнее время? Причина, думается, коренится в безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним — и истинного смысла жизни.
Известный отечественный психиатр профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов, ученик Петра Борисовича Ганнушкина, полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнано, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой или с другими людьми. Невроз — это некое столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. «Вера же есть смирение», — говорит святой Варсонофий Великий.
Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает неврозом не вдруг, у этого недуга есть свой период предболезни. Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального невротика», вернее, это будет целая галерея типов, каждый из которых имеет склонность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил, в реальные. Одной из отличительных особенностей таких людей является бескомпромиссный стиль мышления, в их оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на контрасте «плохо — хорошо».
Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная «способность» нервозно реагировать на жизнь. Одни причины для переживаний (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но вскоре их место занимают другие и недуг возобновляется.
Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей (имеется в виду «страсть» в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души). В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх.
ОДИНОЧЕСТВО
ИСТЕРИЯ
В своих книгах Вы пишете, что черты истеричности есть в каждом. Как же так? Ведь далеко не каждый кричит и «бьется в истерике», например, доказывая свою правоту.
Многие полагают, что «быть истериком» — значит неадекватно реагировать на сложную ситуацию. Чуть что не так — срываться на крик, рыдать, рвать на себе волосы, скандалить. Это ошибочное мнение. На самом деле истерия — выставление себя напоказ.
Истерик всегда жаждет внимания к своей персоне. И тяжело переживает, если не получает этого внимания. Его поведение неестественное и фальшивое.
Гордость и тщеславие, лживость и позерство — вот духовная сущность истерии. У истерика каждый поступок, жест, движение рассчитан на зрителя, на эффект.
Он старается любыми средствами привлечь к себе внимание. Особенно склонны к этому самовлюбленные личности. С подросткового возраста они убеждены в своей особой значимости. В своих исключительных талантах, необычайно привлекательной внешности, которые должны вызывать всеобщее восхищение.
Как ни странно, истерик может быть внешне и неприметен. Но разговор его будет изобиловать цитатами, казаться каким-то наукообразным. В конце концов, он может просто загадочно молчать. Однако все это будет позерством. Ведь главное для истерика — зритель и выгода. Например, если бы Робинзон Крузо был склонен к истерике, она бы в нем никогда не развилась. Ведь на необитаемом острове не было почвы, то бишь зрителей для нее.
Истерику слушатели просто необходимы. Иначе его делания напоказ теряют всякий смысл. Описанные качества истериков, правда в зачаточном состоянии, есть в душе каждого человека. Только у одних они развиваются и цветут пышным цветом. У других — робко пробиваются. А третьи — сразу же выкорчевывают их из своей души. К сожалению, весь уклад современной жизни, с детского сада и до пенсии, предрасполагает человека к проявлению истеричности. Конечно, каждый по-разному воспринимает и усваивает эти «уроки». Все зависит от воспитания и мировоззрения человека.
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ
Расскажите о проблемах переходного возраста, проблемах современной семьи, влиянии социального окружения на душу ребенка.
Переходный возраст. Обычно под ним понимают возраст с 14 до 18 лет. Подразумевается, что он составляет некий переходный этап между детством, с его полной зависимостью от взрослых, и способностью к самостоятельной жизни. Этот возраст неслучайно называют «трудным»: поиски себя, становление характера и т. д. Переход от опекаемого детства к известной автономности обнажает и заостряет в числе прочих и слабые стороны личности подростка.
Закономерен и такой вопрос: можно ли игнорировать бурные нейрогормональные сдвиги в юном организме, вулканическая сила которых преображает юнца в мускулистого мужчину? Не эта ли биологическая метаморфоза тянет за собой социальный шлейф: жестокость и агрессивность, криминальные действия, попытки самоубийства, половые преступления?
Для православных людей ответы на эти вопросы очевидны. Биологические изменения, как бы интенсивно они ни протекали, сами по себе не могут сделать человека добрым или злым, святым или преступником, нравственным или безнравственным. Человек — это не столько плоть, сколько душа и дух. На путь греха подросток может встать тогда, когда он либо не ведает истинного Бога, либо отворачивается от Него. Многое зависит и от тех примеров (часто, увы, негативных), которые подросток видит во «взрослой» жизни.
Сплошь и рядом распространен так называемый «гуманизм без Бога», который исповедуют немалое число родителей, воспитывающих своих детей. Его можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом, в данном случае, люди пренебрегают. Дунул ветер — и замок рассыпался... Дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе многим деткам не рассказывают. В школе, армии, лицее, колледже или институте от этого гуманизма остается все меньше и меньше. « Совесть без Бога есть ужас», — писал Ф. М. Достоевский. Душа, не очищенная покаянием, становится плохим советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе подлинного благочестия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется.
Многие современные семьи, живущие по своему усмотрению и отвергающие помощь Божию, благословение Господне, испытывают множество психологических и морально-нравственных проблем, нестабильность. Нестроения эти чреваты скандалами, разводами, искалеченными детскими судьбами. Неладная семья — поставщик неврозов, болезней, пьянства, наркомании.
В тех семьях, в коих дела обстоят получше, супруги часто не знают, кому быть лидером в доме, во имя чего воспитывать детей и к чему стремиться. Больно видеть, как между супругами накапливается раздражение друг другом, злоба, недовольство жизнью. Супружеская верность, христианский семейный уклад, примеры благочестивой семейной жизни для немалой части людей — лишь пережитки прошлого, архаизм. О семейных неврозах пишутся десятки статей, книг, диссертаций. Факты вопиют: каждая третья-четвертая семья «трещит по швам». В набат бьет общественность.
Семье без помощи Божией не построить добрых отношений! Только идя навстречу Богу, возлюбив друг друга через любовь ко Творцу, семья обретает подлинное счастье и полноту бытия. Это доказывается жизнью, подтверждается историей. Через веру, покаяние, совместные молитвы, христианское воспитание детей и взаимную любовь супруги идут к главной цели — Царствию Божиему.
В жизни нашего общества в последние годы произошло много перемен. Безусловно, много и позитивных изменений. Но, к сожалению, приходится констатировать очень тяжелую реальность. Никого не удивишь сегодня тем, что школьники сплошь и рядом вступают в половые связи. Каждый десятый аборт делает девочка-подросток. Среди молодежи набирает обороты наркомания, семьдесят тысяч молодых людей в России ежегодно гибнут от наркотиков. Только в Москве десятки тысяч подростков до четырнадцати лет имеют пивной алкоголизм. 47 % юношей негодны к службе в армии по психической патологии. Более 70 % детей нуждаются в медико-психологической коррекции. В стране два миллиона беспризорников. Венерические заболевания у подростков, детская проституция — увы, печальные приметы нашего времени. Двадцать процентов общего числа всех самоубийств совершают дети и подростки. Появились подростки — серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебная психиатрия, можно предположить, какой чудовищный уровень агрессии в обществе они отображают.
В чем причины возникновения психических расстройств у детей? На что родителям стоит обратить внимание?
Причин и провоцирующих факторов довольно много. К счастью, детской психике присущи значительные восстановительные резервы, помогающие справиться с разнообразными стрессовыми факторами. Поэтому многие формы психических расстройств проходят у ребенка самостоятельно, без лечения. Однако есть такие расстройства, которые, если их не лечить вовремя, могут переходить в устойчивые аномалии характера и даже в психические заболевания.
В происхождении невротических реакций у детей большинство специалистов подчеркивают роль неправильного воспитания. Это и сверхтребования к ребенку, и несогласованный подход к воспитанию детей у супругов, и непоследовательность воспитания.
Проявления детских неврозов разнообразны: это эмоциональная неустойчивость и сверхчувствительность, плаксивость, легко меняющееся настроение, капризность, возбудимость, трудности засыпания, беспокойный сон, страхи, сосание пальцев, обкусывание ногтей и кожи вокруг них, заикание, энурез, нервные тики.
У каждого возраста свои симптомы.
Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических (телесных) жалоб и недомоганий — к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и т. п., что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребенка. Нередко в ответ на неблагоприятные психоэмоциональные обстоятельства у детей могут развиваться различные заболевания. Приведу пример. На прием пришла бабушка по поводу своей девятилетней внучки. Ее родители часто ссорились, скандалили и, наконец, развелись — отец ушел из семьи. На этом фоне у девочки развилась бронхиальная астма, причем не были обнаружены ни аллергия, ни изменение бронхолегочной ткани, не был установлен факт частых простуд. Оказалось, что у подростка неврогенный вариант астмы: причиной астматических приступов явился невротический конфликт. Это заболевание — крик души ребенка.
Я испытываю «комплекс». Мне 21 год. Многие мои подружки уже замужем, имеют детей. Я девственница, а мне говорят, что это старомодное понятие. И что если буду себя беречь, то замуж не выйду. Я понимаю, что блуд — это грех, но как мне быть?
Не поддавайтесь никакому давлению. Вы совершенно верно написали, что блуд — это грех. А мы уточним, что это смертный грех, ввергающий душу в бездну адову. Только глубокое покаяние и исправление своей жизни воссоединяют такую душу с Богом, Его святой Церковью.
Блуд лишает душу человека благодати Божией. Лишившись благодати, блудник часто лишается и душевного мира. Такие люди очень невротичны, им присуще почти постоянное чувство тревоги. Отчасти поэтому они все время находятся в поисках новых приключений и наслаждений.
Блуд лишает человека возможности любить по-настоящему. Как правило, повинные в этом грехе не могут создать крепкую семью, воспитать нравственно здоровых детей. Ну а про СПИД, венерические болезни, аборты, бесплодие, думаю, говорить Вам не надо.
Теперь к вопросу об особо «продвинутых» в этом отношении подружках. Как тьма не уживается со светом, так для блудника или блудницы девство является неким укором, тревожит их совесть. Посему лучше бы о нем ничего не слышать и всех мерить на свой аршин.
Брак создан Богом, семья задумана Господом как малая Церковь. Благочестивые девушки-христианки молились Господу, Пресвятой Богородице о даровании им жениха, берегли себя для будущего мужа и украшали себя скромностью, целомудрием, смирением — такое они готовили себе приданое. В старину говорили: «Смиренье — девушки ожерелье». И семьи были, не в пример сегодняшним, крепкие.
Доктор, подскажите, как мне быть. Мне 50 лет. До 50 лет я была спокойным и уравновешенным человеком. В настоящее время, в связи с возрастными проблемами, я себя не узнаю: раздражительна, плаксива, ухудшился сон, нет сил. На службе в храме стою с трудом. Бросает то в жар, то в холод. Потею, кружится голова. Меньше стала молиться, не справляюсь с домашними делами. Как мне быть?
Как Вы верно сами определили, в основе Ваших проблем — известные симптомы «особого» возраста женщины. В это время в ее организме в связи с гормональной перестройкой происходит много изменений. Жалобы, которые Вы перечислили, увы, типичны.
Прежде всего, хочу Вас успокоить. Все это со временем пройдет, и самочувствие нормализуется. Нужны лишь время и терпение. Вы не первая и не последняя. Не требуйте от себя сейчас прежней активности. Душевный конфликт как раз и порождается тем, что женщина стремится непременно оставаться на прежнем уровне, быть такой же деятельной, как и прежде, со всем справляться, но осуществить это в сей период либо затруднительно, либо невозможно.
Поэтому успокойтесь, смиритесь с тем, что сейчас Вы чуточку больны. Поговорите с домочадцами. Если у Вас есть взрослые дети, то для них это самое время, засучив рукава, помогать по хозяйству.
В храме следует выбрать немноголюдное место, где больше воздуха. Все можно организовать, паниковать и унывать не стоит.
Очень помогут Вам отвары из успокоительных трав. Хорошо принимать мед; ешьте курагу, изюм, пейте поливитамины. Напомню о пользе прогулок на свежем воздухе. Скажу также, что сегодня имеются лекарственные препараты разнообразно свойства и действия, устраняющие болезненные проявления климактерического периода.
В духовном плане интересно следующее наблюдение. В этот период у женщины могут заостряться присущие ей ранее негативные черты характера (читай — грехи). Предположим, если раньше женщина чувствовала в себе склонность к унынию или раздражительности, то теперь эти качества становятся явственно ощутимы. Держать себя в руках не всегда удается. Учтите это. Подай Вам, Господи, здравия и мира душевного.
Что делать, если не спится?
Если не спится — позвольте себе не спать. Не загружайте себя мыслями о сне и его скорейшем наступлении. Зачастую человек больше страдает не от бессонницы, а от переживаний по этому поводу.
Индивидуальные потребности в отдыхе и сне различны у каждого конкретного человека. Важно прислушаться к себе, познать себя и решить, сколько времени нужно для сна именно Вам: одному человеку необходим восьмичасовой ночной сон, другому — достаточно шести часов. Если, к примеру, поменять этих людей местами, то первый будет недомогать от недосыпания, а второй — измучается таким продолжительным сном.
Поздний вечер — время спокойных дел и неторопливых разговоров. Погуляйте перед сном. Откажитесь от обильного ужина. Проветрите спальную комнату. Постель должна быть не слишком мягкой, а высота подушки — максимально способствовать естественности позы и расслаблению мышц. Есть наблюдения, что постельное белье темных тонов способствует успокоению нервной системы.
Нет сна — не мучьте себя. Успокойтесь, помолитесь, подышите свежим воздухом, выпейте глоточек святой воды. Если проблемы со сном не связаны с каким-то серьезным заболеванием, то завтра сон непременно будет крепче, глубже и продолжительнее.
Примите теплый душ или погрейте в ванне ноги. С древности известно о пользе бани для снятия напряжения и улучшения сна. На ночь можно выпить полстакана теплой воды и съесть чайную ложку меда. Эффективность меда общеизвестна, а лечение медом дает очень хорошие результаты при неврастении, нервном перенапряжении, после выполнения длительных и психологически трудных работ. Болгарский ученый Стоймир Младенов предлагает следующую схему медолечения: 100—120 г цветочного пчелиного меда в сутки в течение 2,5—3 недель. Утром и вечером следует принимать по 30 г меда, а после обеда — 40 г. Вечером мед надо разбавлять в стакане прохладной воды и пить этот напиток за полчаса до сна. Через 10—12 дней от начала лечения сон, как правило, нормализуется, появляется бодрость, возрастает работоспособность.
ЙОГА,
МЕДИТАЦИЯ,
ГИПНОЗ
Полезно ли заниматься йогой и медитацией?
Медитация — это средство саморазвития и самосовершенствования, применяемое в восточных мистических практиках. Вот как выглядит использование медитации в йоге. Классическая йога состоит из восьми последовательных ступеней, которые затрагивают практически весь «арсенал» телесных и душевных функций. Медитация активно используется на двух последних ступенях. Седьмая ступень, «дхи-яна», обучает йога способности созерцать один и тот же объект, не отвлекаясь, в течение длительного времени (собственно медитация). А восьмая ступень, именуемая «самадхи», ведет обучившегося медитации йога к «поглощению „Я“ абсолютным сознанием». Это «сознание», по учению йоги, увенчает труды «подвижника» блаженством и подаст «духовное видение», то есть способность ясно различать правду и ложь.
Священник Владимир Елисеев в книге «Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения» пишет по этому поводу: «Медитация и плоды ее — это не духовное видение, в котором исчезает слепота духа; это практика ложных образов и ощущений, которыми еще более этот дух ослепляется, ибо попадает в ловушку необычайных и затягивающих переживаний, откуда он и сам уже не хочет выйти. В медитации нет прикосновения Святого Духа, как нет и покаяния — этого необходимого условия духовного видения. Без покаяния нет очищения от греха, а в неочищенную душу не войдет Дух Святой, ибо сказано: „В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды“ (Прем 1,4-5)».
Нужно также уяснить следующее. Проповедующие йогу индусы отрицают Божественное откровение в том смысле, как его понимают христиане. По их убеждению, откровение идет не из какого-то особого источника, но оно есть раскрытие высшего «Я» в самом человеке. Следуя этим воззрениям, учителя йоги, как и индуизма, внушают своим ученикам, что они частицы самого божества и при определенном усердии можно добиться святости и могущества.
Как явствует из вышесказанного, йога — это антихристианство. Священник Родион в книге «Люди и демоны» очень точно сравнивает утверждения йогов с мыслями возмечтавшего о себе Денницы, который пал с неба и стал сатаной (Ис. 14, 14). Христианин уповает на Господа, на Его милость и благодать, но отнюдь не на собственную немощь и грехи.
Некоторые люди занимаются йогой и медитацией, по их мнению, только ради физического совершенствования. Иеромонах Серафим (Роуз), детально исследовавший этот вопрос, однозначно утверждает, что занятия этими «восточными премудростями» только ради телесного здоровья уже подготавливают человека к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается. Мне приходилось встречаться с тяжелыми нарушениями психики у людей, длительно занимавшихся йогой и медитацией.
СЕКТЫ
Могут ли возникать психические нарушения у адептов тоталитарных сект?
Да, могут. Этот факт установлен доподлинно. В течение нескольких лет я вел врачебный прием в Душепопечительском центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мне и моим коллегам постоянно приходилось заниматься реабилитацией лиц, пострадавших от пребывания в тоталитарных сектах или подвергавшихся оккультному воздействию. Палитра психических нарушений была очень разнообразная: от неглубоких невротических расстройств до явлений реактивного психоза, полной социальной дезадаптации или суицидального поведения.
Как человека могут психологически удерживать в секте?
Во-первых: лидеры секты осуществляют жесткий контроль за каждым членом секты (его социальными связями, окружением). Постепенно происходит «выдавливание» человека из его привычной среды и изоляция от людей, не принадлежащих секте (родные, друзья и т. д.).
Во-вторых: во время собраний и совместных молитв духовные лидеры той или иной секты используют определенные психовоздействия, изменяющие состояние сознания людей по типу гипнотического транса. Также происходит мощное воздействие на подсознание человека. Для этих целей используется, к примеру, нейролингвистическое программирование. То есть личностью манипулируют, а эффекты психотехник выдают за «снисхождение благодати».
В-третьих: почти в каждой секте имеется свой специфический язык, термины. Такой язык затрудняет общение с адептами секты и делает их невосприимчивыми к попыткам переубеждения обычными словами.
В-четвертых: принцип «доктрина выше личности». То есть не поощряется и даже запрещается анализировать личный опыт. Главное — твердо и непоколебимо верить в то, что является догмами секты.
В-пятых: «свои — друзья, чужие — враги». Смысл этого тезиса, думаю, понятен.
Существует и множество других уловок, удерживающих человека в секте. Это лишь краткий перечень возможных механизмов «зомбирования» личности.
Ко всему сказанному добавим, что часто имеют место материальные «привязки»: либо в секте одолжили какие-то деньги на жизнь (что бывает нечасто) и нет возможности вернуть долг, либо человек сам добровольно пожертвовал свое имущество и порвать с сектой означает для него оказаться на улице.
ЛЕЧЕНИЕ
Что является основой Вашего метода лечения?
Заповеди Божии определяют мировоззренческий базис врача, его отношение к своему делу, к приходящим за помощью и лечением людям. Главное для православного психотерапевта — самому быть со Христом! Нет какой-то в привычном понимании методики или какого-то универсального совета. В процессе психотерапии встречаются две души, два сердца. Прежде всего, важны христианская любовь, милосердие, сострадательность в сочетании с профессионализмом и искренним желанием помочь душе страждущего человека. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек — обладатель величайшего дара Божиего — святыни души, которая есть образ и подобие Творца.
Могли бы Вы привести пример из собственной лечебной практики, когда «христианская терапия» дала успешный результат?
Что понимать под успешным результатом? Случаи исцеления от психических заболеваний? Да, я видел подобные чудесные исцеления. Но, может быть, более важно другое. Смирение, обращение ко Христу, понимание духовных причин заболевания, христианское отношение к постигшей скорби или болезни. В случае так называемых «пограничных психических состояний», в происхождении которых большую роль играют греховные страсти, личность человека, исцеление может быть полным. Это не магия или волшебство. Это труд, помноженный на милость Божию.
Иногда встречаются случаи, когда верующий христианин впадает в глубокую депрессию, и ни врач, ни священник не могут ему помочь. Даже после длительного лечения антидепрессантами и духовной помощи человек не чувствует улучшений. Чем же это можно объяснить?
Надо верить в то, что с человеком ничего не может случиться по воле случая и каждый волосок на нашей голове зрится Господом. Надо потерпеть. Господь не даст искушений выше сил. Вспомните про евангельского расслабленного у Овчей купели. Он 38 лет ждал исцеления и не впадал в отчаяние, но терпел. Ждал он человека, который поможет ему, а дождался Бога. Способ, которым Господь спасает каждого из нас, мы не в силах исследовать и не должны этого делать. Но мы должны помнить, что Господь никого из нас никогда не забывал и не забудет. Жизнь и здоровье человека это тайна, известная только Господу. Цель не всегда оправдывает средства. Можно выздороветь от депрессии и ничего в себе не изменить, тем самым оставляя корни греховных наклонностей в своей душе. У человека может пройти депрессия и начаться патологическая увлеченность компьютерными играми или наркотическая привязанность. Исцеление от Бога — истинное, всеобъемлющее. Оно, как правило, случается не вдруг, а предшествует ему духовный труд.
Какими видами лекарственных препаратов лечат психические заболевания?
Психические заболевания лечат различными группами лекарственных средств (нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и др.), которые принимаются исключительно по назначению врача. В аптеках их выдают строго по рецептам.
А можно ли самостоятельно принимать снотворные таблетки?
Казалось бы, чего проще: принял таблетку и уснул. Но далеко не всегда все так просто и замечательно. Во-первых, к большинству снотворных препаратов развивается привыкание. Человек со временем уже не может без таблеток спать, и дозу приходится все время повышать. Во-вторых, после приема снотворного страдает самочувствие на следующий день, и особенно первую его половину ощущаются тяжесть в голове, снижение работоспособности, возникает чувство разбитости. В-третьих, нарушаются механизмы естественного сна, и, чтобы нормализовать их, требуется время. Поэтому снотворные препараты надо принимать только по рекомендации врача.
Какими успокоительными препаратами можно пользоваться самостоятельно?
Вот примерный перечень успокоительных средств, которыми можно пользоваться самостоятельно — они отпускаются без рецепта: «Экстракт валерианы» (или настойка), «Персен», «Глицин», «Экстракт пустырника» (или настойка), «Ново-Пассит» (микстура или таблетки), «Деприм», «Гелариум», «Негрустин», «Сана-сон», препарат «Баю-бай», «Сборы успокоительные» № 2, 3, «Корвалол», «Валокордин» и др. Способ применения и дозы обозначены на вкладышах к препарату или на упаковке.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ГНЕВ,
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ И
ЗЛОПАМЯТНОСТЬ
(Беседа по творениям преподобного аввы Дорофея *)
* Поучение восьмое «О злопамятности».
Преподобный авва Дорофей учит нас, что «...иное злопамятность, иное гнев, иное раздражительность и иное смущение; и чтобы вы лучше поняли сие, скажу вам пример. Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление. Вот это пока еще только малый уголек: ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек. Если же будешь думать: „Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его“, — вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь, и произвел дым, который есть смущение. Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце. Раздражение же есть отомстительное восстание на опечалившего, которое обращается в дерзость, как сказал блаженный авва Марк. „Злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце, убиваемая же молитвою и надеждою сокрушает его“».
И далее святой поучает: «Если бы ты перенес малое слово брата твоего, то погасил бы, как я уже сказал, этот малый уголек прежде, чем произошло смущение; однако же и его, если хочешь, можешь удобно погасить, пока оно еще не велико, молчанием, молитвою, одним поклоном от сердца. Если же ты будешь продолжать дымить, то есть раздражать и возбуждать сердце воспоминанием: „Зачем он мне это сказал, я и ему скажу то и то“, то от сего самого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности, ибо раздражительность есть жар крови около сердца, как говорит святитель Василий Великий.
Вот как происходит раздражительность. Ее также называют острожелчием (вспыльчивостью). Если хочешь, можешь погасить и ее, прежде чем произойдет гнев. Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется много горящего уголья, и это есть гнев. Так же сказал и авва Зосима, когда его спросили, что значит изречение: „Где нет раздражительности, там безмолвствует вражда. Ибо кто-либо в начале смущения, когда оно начинает, как мы сказали, дымиться и бросать искры, поспешит укорить себя и поклониться ближнему, прося прощения, прежде нежели разгорится раздражительность, то он сохранит мир. Также когда возгорится раздражительность, если он не замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока наконец образуется много горящего уголья. И как горящее уголье, когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без повреждения, и даже, если кто польет его водою, оно не подвергается гниению: так и гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольет крови своей»*.
* Под пролитием крови разумеются здесь великие подвиги и труды.
И далее: «Вот я вам показал различие: понимаете ли? Вот вы слышали, что такое начальное смущение и что раздражительность, что такое гнев и что злопамятность. Видите ли, как от одного слова доходят до такого зла? Ибо если бы ты сначала укорил самого себя, терпеливо перенес слово брата твоего и не хотел бы отомстить ему за себя и на одно слово сказать два или пять слов и воздать злом за зло, то избавился бы от всех этих зол. Посему и говорю вам: всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде нежели они вкоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от них: потому что иное дело вырвать малую былинку, и иное — искоренить большое дерево».
Далее авва Дорофей говорит: «Воздать же злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом. Иной думает, что он на деле не воздает злом за зло, но оказывается, что он, как я сказал, воздает словом или видом, поелику случается, что кто-либо одним видом, или движением, или взором смущает брата своего; ибо можно и одним взглядом или телодвижением оскорбить брата своего, и это также есть воздаяние злом за зло. Другой старается не мстить за зло ни делом, ни словом, ни видом, ни движением, но в сердце своем имеет неудовольс<