Излечимы ли психические заболевания?

ВЗГЛЯД ПРАВОСЛАВНОГО ВРАЧА

Излечимы ли психические заболевания?

Так называемые «пограничные состоя­ния» (неврозы, последствия стресса и др.), а также ряд острых психотических прояв­лений излечиваются более успешно, не­жели хронически протекающие психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз). В последних случаях целью лече­ния является достижение наиболее дли­тельной ремиссии (отсутствие явных клинических проявлений) и максимальная адаптация больного к повседневной жизни. Понятие «неизлечимость» скорее характе­ризует длительность заболевания и не всегда говорит о тяжести и степени опасно­сти. Мне известно множество случаев, когда с Божией помощью люди превозмо­гали свои недуги и жили полноценно.

ДЕПРЕССИЯ

Сейчас много говорят и пишут о депрес­сии. Расскажите подробнее, какие у нее осо­бенности, как она возникает?

Внекоторых случаях депрессия связана с тем, что в мозговых структурах такие био­химические вещества (нейромедиаторы), как серотонин, дофамин, норадреналин, «сходят» практически на ноль и человек испытывает пессимистическое, подавлен­ное настроение. Он неактивен. А родствен­ники, знакомые пытаются на него как-то повлиять: «Устройся на работу, побольше молись». А он не может этого сделать, по­тому что болен. И на первом этапе нужна врачебная помощь. А уж по мере выздоров­ления будет преобладать помощь психоло­гическая и духовная.

А бывают депрессии — и их значительно больше — как следствие поработивших душу греховных страстей уныния и печали. Этот момент очень существенен. И нужно различать, в том числе и священнослужи­телю, где грех, а где болезнь. Вообще же де­прессия по распространенности вышла на одно из лидирующих мест в мире среди прочих болезней. Потребление психотроп­ных препаратов, антидепрессантов вышло из-под контроля медиков и не поддается никакому учету. Более того, депрессия по­молодела, сегодня мы все чаще говорим о детской депрессии.

СТРАХИ

Часто и беспричинно испытываю состо­яния страха. Может ли страх иметь духов­ное происхождение?

Страх может быть следствием душев­ного расстройства, но может иметь и ду­ховное происхождение. К примеру, в 90-м псалме сказано: «Не убоишися от страха нощнаго». Это то, что у святых отцов назы­вается «страхованием»: неясный, непонят­ный, страшный, тяжелый ужас, который наводит демон, когда у человека цепенеет тело, когда трудно ему произнести само имя Христа.

На практике мне нередко приходится встречаться с состояниями немотивиро­ванного страха, тревоги. В духовной природе многих указанных состояний я убедился по опыту. Убедился я также и в том, что врачуются эти страхи благодатию Бо­жией. Примеров тому в святоотеческой литературе немало. Думаю, что Вам следует рассказать обо всем Вами переживаемом на исповеди духовнику.

Я знаю, что Бога надо бояться. А вот другие страхи, например боязнь темноты, что эmo такое? Иногда, особенно у детей, их связывают с испугом. Как от них избавиться?

Да, фобий огромное количество. Чего только нет: молоденькая девушка боится покраснеть, кто-то боится замкнутых пространств, кто-то открытых... Сразу вспоми­наются слова святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он говорил, что величай­шим заблуждением нашего сердца является тайный его помысел, что хоть одну минуту, одно мгновение мы можем жить без Бога и вне Бога. Нет такого мгновения: человек живет в потоке святого Промысла Божи­его. В общем-то, это главное лекарство от всех фобий. Нужна вера. Однако следует не забывать, что мы порой недооцениваем действие демонических сил.

Святые отцы четко описали, как разви­ваются помыслы в душе, когда человек со­четается с вражескими прилогами, потом пленяется ими и, и конце концов, в созна­нии возникает устойчивая мысль. А дальше вступают в силу законы психофизиологии, развивается доминанта, то есть в сознании господствует какая-то идея и все мысли кружатся по кругу.

Какие методы борьбы со страхами?

Первое: нужно не верить, содержанию страха, Потому что сказано: «по вере вашей да будет вам». И второе: с этими страхами не нужно собеседовать. И главное - помнить, о силе благодати Божией.

НЕВРОЗЫ.

ПСИХОСОМАТИКА

Как Вы оцениваете неврозы с христиан­ских позиций?

Безудержный рост неврозов в наше время порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его ин­формационными перегрузками, но, прежде всего, «прогрессом» общечеловеческого грехопадения.

Во все времена истории человечества были войны, различные природные бед­ствия, наводнения, засухи, смерчи. Разве нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного? Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последнее время? Причина, думается, коренится в безверии, в потере человечеством духовного фунда­мента, а с ним — и истинного смысла жизни.

Известный отечественный психиатр профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов, ученик Петра Борисовича Ганнушкина, полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнано, что заболевание это разви­вается ввиду конфликта личности с собой или с другими людьми. Невроз — это некое столкновение между желаемым и действи­тельным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. «Вера же есть смирение», — говорит святой Варсонофий Великий.

Большинство современных исследова­телей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает не­врозом не вдруг, у этого недуга есть свой период предболезни. Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального невротика», вернее, это будет целая галерея типов, каждый из которых имеет склон­ность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил, в реальные. Одной из от­личительных особенностей таких людей является бескомпромиссный стиль мышле­ния, в их оценках сквозит выраженная ка­тегоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на конт­расте «плохо — хорошо».

Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У че­ловека, склонного к этому недугу, выраба­тывается своеобразная «способность» нер­возно реагировать на жизнь. Одни при­чины для переживаний (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но вскоре их место зани­мают другие и недуг возобновляется.

Неврозы справедливо называют запу­щенной формой страстей (имеется в виду «страсть» в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души). В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оску­дение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневли­вость, завистливость, страх.

ОДИНОЧЕСТВО

ИСТЕРИЯ

В своих книгах Вы пишете, что черты истеричности есть в каждом. Как же так? Ведь далеко не каждый кричит и «бьется в истерике», например, доказывая свою пра­воту.

Многие полагают, что «быть истери­ком» — значит неадекватно реагировать на сложную ситуацию. Чуть что не так — сры­ваться на крик, рыдать, рвать на себе во­лосы, скандалить. Это ошибочное мнение. На самом деле истерия — выставление себя напоказ.

Истерик всегда жаждет внимания к своей персоне. И тяжело переживает, если не получает этого внимания. Его поведе­ние неестественное и фальшивое.

Гордость и тщеславие, лживость и по­зерство — вот духовная сущность истерии. У истерика каждый поступок, жест, движе­ние рассчитан на зрителя, на эффект.

Он старается любыми средствами при­влечь к себе внимание. Особенно склонны к этому самовлюбленные личности. С под­росткового возраста они убеждены в своей особой значимости. В своих исключитель­ных талантах, необычайно привлекатель­ной внешности, которые должны вызывать всеобщее восхищение.

Как ни странно, истерик может быть внешне и неприметен. Но разговор его бу­дет изобиловать цитатами, казаться ка­ким-то наукообразным. В конце концов, он может просто загадочно молчать. Од­нако все это будет позерством. Ведь глав­ное для истерика — зритель и выгода. На­пример, если бы Робинзон Крузо был скло­нен к истерике, она бы в нем никогда не развилась. Ведь на необитаемом острове не было почвы, то бишь зрителей для нее.

Истерику слушатели просто необхо­димы. Иначе его делания напоказ теряют всякий смысл. Описанные качества исте­риков, правда в зачаточном состоянии, есть в душе каждого человека. Только у од­них они развиваются и цветут пышным цветом. У других — робко пробиваются. А третьи — сразу же выкорчевывают их из своей души. К сожалению, весь уклад современной жизни, с детского сада и до пенсии, предрасполагает человека к проявлению истеричности. Конечно, каждый по-разному воспринимает и усваивает эти «уроки». Все зависит от воспитания и ми­ровоззрения человека.

ДЕТИ И ПОДРОСТКИ

Расскажите о проблемах переходного во­зраста, проблемах современной семьи, влия­нии социального окружения на душу ребенка.

Переходный возраст. Обычно под ним понимают возраст с 14 до 18 лет. Подразу­мевается, что он составляет некий переход­ный этап между детством, с его полной зависимостью от взрослых, и способностью к самостоятельной жизни. Этот возраст не­случайно называют «трудным»: поиски себя, становление характера и т. д. Переход от опекаемого детства к известной авто­номности обнажает и заостряет в числе прочих и слабые стороны личности под­ростка.

Закономерен и такой вопрос: можно ли игнорировать бурные нейрогормональные сдвиги в юном организме, вулканическая сила которых преображает юнца в мускулистого мужчину? Не эта ли биологическая метаморфоза тянет за собой социальный шлейф: жестокость и агрессивность, кри­минальные действия, попытки самоубий­ства, половые преступления?

Для православных людей ответы на эти вопросы очевидны. Биологические изме­нения, как бы интенсивно они ни проте­кали, сами по себе не могут сделать чело­века добрым или злым, святым или пре­ступником, нравственным или безнрав­ственным. Человек — это не столько плоть, сколько душа и дух. На путь греха подрос­ток может встать тогда, когда он либо не ведает истинного Бога, либо отворачива­ется от Него. Многое зависит и от тех при­меров (часто, увы, негативных), которые подросток видит во «взрослой» жизни.

Сплошь и рядом распространен так на­зываемый «гуманизм без Бога», который исповедуют немалое число родителей, вос­питывающих своих детей. Его можно срав­нить с замком на песке, потому что духов­ным фундаментом, в данном случае, люди пренебрегают. Дунул ветер — и замок рас­сыпался... Дети слышат запреты и увещева­ния, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, по­чему необходимо слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе многим деткам не рассказывают. В школе, армии, лицее, колледже или институте от этого гу­манизма остается все меньше и меньше. « Совесть без Бога есть ужас», — писал Ф. М. Достоевский. Душа, не очищенная покаянием, становится плохим советчи­ком. Верить ей опасно. Вывод таков: вос­питание детей в духе подлинного благоче­стия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодати Бо­жией душа человека очищается, просвеща­ется и вразумляется.

Многие современные семьи, живущие по своему усмотрению и отвергающие по­мощь Божию, благословение Господне, ис­пытывают множество психологических и морально-нравственных проблем, неста­бильность. Нестроения эти чреваты скан­далами, разводами, искалеченными дет­скими судьбами. Неладная семья — по­ставщик неврозов, болезней, пьянства, наркомании.

В тех семьях, в коих дела обстоят по­лучше, супруги часто не знают, кому быть лидером в доме, во имя чего воспитывать детей и к чему стремиться. Больно видеть, как между супругами накапливается раз­дражение друг другом, злоба, недовольство жизнью. Супружеская верность, христиан­ский семейный уклад, примеры благоче­стивой семейной жизни для немалой части людей — лишь пережитки прошлого, арха­изм. О семейных неврозах пишутся десятки статей, книг, диссертаций. Факты вопиют: каждая третья-четвертая семья «трещит по швам». В набат бьет общественность.

Семье без помощи Божией не постро­ить добрых отношений! Только идя на­встречу Богу, возлюбив друг друга через любовь ко Творцу, семья обретает подлин­ное счастье и полноту бытия. Это доказы­вается жизнью, подтверждается историей. Через веру, покаяние, совместные мо­литвы, христианское воспитание детей и взаимную любовь супруги идут к главной цели — Царствию Божиему.

В жизни нашего общества в последние годы произошло много перемен. Безусловно, много и позитивных изменений. Но, к сожалению, приходится констатиро­вать очень тяжелую реальность. Никого не удивишь сегодня тем, что школьники сплошь и рядом вступают в половые связи. Каждый десятый аборт делает девочка-подросток. Среди молодежи набирает обо­роты наркомания, семьдесят тысяч моло­дых людей в России ежегодно гибнут от наркотиков. Только в Москве десятки ты­сяч подростков до четырнадцати лет имеют пивной алкоголизм. 47 % юношей негодны к службе в армии по психической патоло­гии. Более 70 % детей нуждаются в медико-­психологической коррекции. В стране два миллиона беспризорников. Венерические заболевания у подростков, детская прости­туция — увы, печальные приметы нашего времени. Двадцать процентов общего числа всех самоубийств совершают дети и под­ростки. Появились подростки — серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебная психиатрия, можно предположить, какой чудовищный уровень агрессии в обществе они отображают.

В чем причины возникновения психиче­ских расстройств у детей? На что родите­лям стоит обратить внимание?

Причин и провоцирующих факторов довольно много. К счастью, детской пси­хике присущи значительные восстанови­тельные резервы, помогающие справиться с разнообразными стрессовыми факто­рами. Поэтому многие формы психических расстройств проходят у ребенка самостоя­тельно, без лечения. Однако есть такие рас­стройства, которые, если их не лечить во­время, могут переходить в устойчивые ано­малии характера и даже в психические за­болевания.

В происхождении невротических реак­ций у детей большинство специалистов подчеркивают роль неправильного воспи­тания. Это и сверхтребования к ребенку, и несогласованный подход к воспитанию де­тей у супругов, и непоследовательность воспитания.

Проявления детских неврозов разно­образны: это эмоциональная неустойчи­вость и сверхчувствительность, плакси­вость, легко меняющееся настроение, ка­призность, возбудимость, трудности засы­пания, беспокойный сон, страхи, сосание пальцев, обкусывание ногтей и кожи во­круг них, заикание, энурез, нервные тики.

У каждого возраста свои симптомы.

Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматиче­ских (телесных) жалоб и недомоганий — к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и т. п., что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребенка. Нередко в ответ на неблагоприятные психоэмоциональные обстоятельства у детей могут развиваться различные заболевания. Приведу пример. На прием пришла бабушка по поводу своей девятилетней внучки. Ее родители часто ссорились, скандалили и, наконец, разве­лись — отец ушел из семьи. На этом фоне у девочки развилась бронхиальная астма, причем не были обнаружены ни аллергия, ни изменение бронхолегочной ткани, не был установлен факт частых простуд. Ока­залось, что у подростка неврогенный вари­ант астмы: причиной астматических при­ступов явился невротический конфликт. Это заболевание — крик души ребенка.

Я испытываю «комплекс». Мне 21 год. Многие мои подружки уже замужем, имеют детей. Я девственница, а мне говорят, что это старомодное понятие. И что если буду себя беречь, то замуж не выйду. Я понимаю, что блуд — это грех, но как мне быть?

Не поддавайтесь никакому давлению. Вы совершенно верно написали, что блуд — это грех. А мы уточним, что это смертный грех, ввергающий душу в бездну адову. Только глубокое покаяние и исправ­ление своей жизни воссоединяют такую душу с Богом, Его святой Церковью.

Блуд лишает душу человека благодати Божией. Лишившись благодати, блудник часто лишается и душевного мира. Такие люди очень невротичны, им присуще почти постоянное чувство тревоги. Отчасти по­этому они все время находятся в поисках новых приключений и наслаждений.

Блуд лишает человека возможности любить по-настоящему. Как правило, повинные в этом грехе не могут создать крепкую семью, воспитать нравственно здоровых детей. Ну а про СПИД, венерические бо­лезни, аборты, бесплодие, думаю, говорить Вам не надо.

Теперь к вопросу об особо «продвину­тых» в этом отношении подружках. Как тьма не уживается со светом, так для блуд­ника или блудницы девство является не­ким укором, тревожит их совесть. Посему лучше бы о нем ничего не слышать и всех мерить на свой аршин.

Брак создан Богом, семья задумана Го­сподом как малая Церковь. Благочестивые девушки-христианки молились Господу, Пресвятой Богородице о даровании им же­ниха, берегли себя для будущего мужа и украшали себя скромностью, целомудрием, смирением — такое они готовили себе при­даное. В старину говорили: «Смиренье — девушки ожерелье». И семьи были, не в пример сегодняшним, крепкие.

Доктор, подскажите, как мне быть. Мне 50 лет. До 50 лет я была спокойным и уравновешенным человеком. В настоящее время, в связи с возрастными проблемами, я себя не узнаю: раздражительна, плаксива, ухудшился сон, нет сил. На службе в храме стою с трудом. Бросает то в жар, то в хо­лод. Потею, кружится голова. Меньше стала молиться, не справляюсь с домаш­ними делами. Как мне быть?

Как Вы верно сами определили, в основе Ваших проблем — известные симп­томы «особого» возраста женщины. В это время в ее организме в связи с гормональ­ной перестройкой происходит много изме­нений. Жалобы, которые Вы перечислили, увы, типичны.

Прежде всего, хочу Вас успокоить. Все это со временем пройдет, и самочувствие нормализуется. Нужны лишь время и тер­пение. Вы не первая и не последняя. Не требуйте от себя сейчас прежней активно­сти. Душевный конфликт как раз и порож­дается тем, что женщина стремится непре­менно оставаться на прежнем уровне, быть такой же деятельной, как и прежде, со всем справляться, но осуществить это в сей пе­риод либо затруднительно, либо невоз­можно.

Поэтому успокойтесь, смиритесь с тем, что сейчас Вы чуточку больны. Поговорите с домочадцами. Если у Вас есть взрослые дети, то для них это самое время, засучив рукава, помогать по хозяйству.

В храме следует выбрать немноголюд­ное место, где больше воздуха. Все можно организовать, паниковать и унывать не стоит.

Очень помогут Вам отвары из успокои­тельных трав. Хорошо принимать мед; ешьте курагу, изюм, пейте поливитамины. Напомню о пользе прогулок на свежем воз­духе. Скажу также, что сегодня имеются лекарственные препараты разнообразно свойства и действия, устраняющие болезненные проявления климактерического периода.

В духовном плане интересно следующее наблюдение. В этот период у женщины мо­гут заостряться присущие ей ранее нега­тивные черты характера (читай — грехи). Предположим, если раньше женщина чув­ствовала в себе склонность к унынию или раздражительности, то теперь эти качества становятся явственно ощутимы. Держать себя в руках не всегда удается. Учтите это. Подай Вам, Господи, здравия и мира ду­шевного.

Что делать, если не спится?

Если не спится — позвольте себе не спать. Не загружайте себя мыслями о сне и его скорейшем наступлении. Зачастую че­ловек больше страдает не от бессонницы, а от переживаний по этому поводу.

Индивидуальные потребности в отдыхе и сне различны у каждого конкретного че­ловека. Важно прислушаться к себе, по­знать себя и решить, сколько времени нужно для сна именно Вам: одному чело­веку необходим восьмичасовой ночной сон, другому — достаточно шести часов. Если, к примеру, поменять этих людей ме­стами, то первый будет недомогать от не­досыпания, а второй — измучается таким продолжительным сном.

Поздний вечер — время спокойных дел и неторопливых разговоров. Погуляйте перед сном. Откажитесь от обильного ужина. Проветрите спальную комнату. Постель должна быть не слишком мягкой, а высота подушки — максимально способствовать естественности позы и расслаблению мышц. Есть наблюдения, что постельное белье темных тонов способствует успокое­нию нервной системы.

Нет сна — не мучьте себя. Успокойтесь, помолитесь, подышите свежим воздухом, выпейте глоточек святой воды. Если проб­лемы со сном не связаны с каким-то се­рьезным заболеванием, то завтра сон не­пременно будет крепче, глубже и продол­жительнее.

Примите теплый душ или погрейте в ванне ноги. С древности известно о пользе бани для снятия напряжения и улучшения сна. На ночь можно выпить полстакана теплой воды и съесть чайную ложку меда. Эффективность меда общеизвестна, а лече­ние медом дает очень хорошие результаты при неврастении, нервном перенапряже­нии, после выполнения длительных и пси­хологически трудных работ. Болгарский ученый Стоймир Младенов предлагает сле­дующую схему медолечения: 100—120 г цветочного пчелиного меда в сутки в тече­ние 2,5—3 недель. Утром и вечером следует принимать по 30 г меда, а после обеда — 40 г. Вечером мед надо разбавлять в стакане прохладной воды и пить этот напиток за полчаса до сна. Через 10—12 дней от на­чала лечения сон, как правило, нормализу­ется, появляется бодрость, возрастает рабо­тоспособность.

ЙОГА,

МЕДИТАЦИЯ,

ГИПНОЗ

Полезно ли заниматься йогой и медита­цией?

Медитация — это средство саморазви­тия и самосовершенствования, применяе­мое в восточных мистических практиках. Вот как выглядит использование медита­ции в йоге. Классическая йога состоит из восьми последовательных ступеней, кото­рые затрагивают практически весь «арсе­нал» телесных и душевных функций. Ме­дитация активно используется на двух по­следних ступенях. Седьмая ступень, «дхи-яна», обучает йога способности созерцать один и тот же объект, не отвлекаясь, в тече­ние длительного времени (собственно ме­дитация). А восьмая ступень, именуемая «самадхи», ведет обучившегося медитации йога к «поглощению „Я“ абсолютным со­знанием». Это «сознание», по учению йоги, увенчает труды «подвижника» блаженством и подаст «духовное видение», то есть способность ясно различать правду и ложь.

Священник Владимир Елисеев в книге «Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения» пишет по этому поводу: «Медитация и плоды ее — это не духовное видение, в ко­тором исчезает слепота духа; это практика ложных образов и ощущений, которыми еще более этот дух ослепляется, ибо попа­дает в ловушку необычайных и затягиваю­щих переживаний, откуда он и сам уже не хочет выйти. В медитации нет прикосно­вения Святого Духа, как нет и покаяния — этого необходимого условия духовного ви­дения. Без покаяния нет очищения от греха, а в неочищенную душу не войдет Дух Святой, ибо сказано: „В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и укло­нится от неразумных умствований, и усты­дится приближающейся неправды“ (Прем 1,4-5)».

Нужно также уяснить следующее. Про­поведующие йогу индусы отрицают Боже­ственное откровение в том смысле, как его понимают христиане. По их убежде­нию, откровение идет не из какого-то осо­бого источника, но оно есть раскрытие высшего «Я» в самом человеке. Следуя этим воззрениям, учителя йоги, как и ин­дуизма, внушают своим ученикам, что они частицы самого божества и при опреде­ленном усердии можно добиться святости и могущества.

Как явствует из вышесказанного, йога — это антихристианство. Священник Родион в книге «Люди и демоны» очень точно сравнивает утверждения йогов с мыслями возмечтавшего о себе Денницы, который пал с неба и стал сатаной (Ис. 14, 14). Христианин уповает на Господа, на Его милость и благодать, но отнюдь не на собственную немощь и грехи.

Некоторые люди занимаются йогой и медитацией, по их мнению, только ради фи­зического совершенствования. Иеромонах Серафим (Роуз), детально исследовавший этот вопрос, однозначно утверждает, что за­нятия этими «восточными премудростями» только ради телесного здоровья уже подго­тавливают человека к определенным духов­ным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадыва­ется. Мне приходилось встречаться с тяже­лыми нарушениями психики у людей, дли­тельно занимавшихся йогой и медитацией.

СЕКТЫ

Могут ли возникать психические наруше­ния у адептов тоталитарных сект?

Да, могут. Этот факт установлен допод­линно. В течение нескольких лет я вел вра­чебный прием в Душепопечительском цен­тре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мне и моим коллегам постоянно приходилось заниматься реаби­литацией лиц, пострадавших от пребыва­ния в тоталитарных сектах или подвергав­шихся оккультному воздействию. Палитра психических нарушений была очень разно­образная: от неглубоких невротических расстройств до явлений реактивного пси­хоза, полной социальной дезадаптации или суицидального поведения.

Как человека могут психологически удер­живать в секте?

Во-первых: лидеры секты осуществляют жесткий контроль за каждым членом секты (его социальными связями, окружением). Постепенно происходит «выдавливание» человека из его привычной среды и изоляция от людей, не принадлежащих секте (родные, друзья и т. д.).

Во-вторых: во время собраний и со­вместных молитв духовные лидеры той или иной секты используют определенные пси­ховоздействия, изменяющие состояние сознания людей по типу гипнотического транса. Также происходит мощное воздей­ствие на подсознание человека. Для этих целей используется, к примеру, нейролинг­вистическое программирование. То есть личностью манипулируют, а эффекты пси­хотехник выдают за «снисхождение благо­дати».

В-третьих: почти в каждой секте име­ется свой специфический язык, термины. Такой язык затрудняет общение с адептами секты и делает их невосприимчивыми к попыткам переубеждения обычными сло­вами.

В-четвертых: принцип «доктрина выше личности». То есть не поощряется и даже запрещается анализировать личный опыт. Главное — твердо и непоколебимо верить в то, что является догмами секты.

В-пятых: «свои — друзья, чужие — вра­ги». Смысл этого тезиса, думаю, понятен.

Существует и множество других уловок, удерживающих человека в секте. Это лишь краткий перечень возможных механизмов «зомбирования» личности.

Ко всему сказанному добавим, что ча­сто имеют место материальные «привязки»: либо в секте одолжили какие-то деньги на жизнь (что бывает нечасто) и нет возмож­ности вернуть долг, либо человек сам доб­ровольно пожертвовал свое имущество и порвать с сектой означает для него ока­заться на улице.

ЛЕЧЕНИЕ

Что является основой Вашего метода лечения?

Заповеди Божии определяют мировоз­зренческий базис врача, его отношение к своему делу, к приходящим за помощью и лечением людям. Главное для православ­ного психотерапевта — самому быть со Христом! Нет какой-то в привычном пони­мании методики или какого-то универ­сального совета. В процессе психотерапии встречаются две души, два сердца. Прежде всего, важны христианская любовь, мило­сердие, сострадательность в сочетании с профессионализмом и искренним жела­нием помочь душе страждущего человека. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек — обла­датель величайшего дара Божиего — свя­тыни души, которая есть образ и подобие Творца.

Могли бы Вы привести пример из соб­ственной лечебной практики, когда «христи­анская терапия» дала успешный результат?

Что понимать под успешным результа­том? Случаи исцеления от психических за­болеваний? Да, я видел подобные чудесные исцеления. Но, может быть, более важно другое. Смирение, обращение ко Христу, понимание духовных причин заболевания, христианское отношение к постигшей скорби или болезни. В случае так называе­мых «пограничных психических состоя­ний», в происхождении которых большую роль играют греховные страсти, личность человека, исцеление может быть полным. Это не магия или волшебство. Это труд, помноженный на милость Божию.

Иногда встречаются случаи, когда веру­ющий христианин впадает в глубокую де­прессию, и ни врач, ни священник не могут ему помочь. Даже после длительного лечения антидепрессантами и духовной помощи че­ловек не чувствует улучшений. Чем же это можно объяснить?

Надо верить в то, что с человеком ни­чего не может случиться по воле случая и каждый волосок на нашей голове зрится Господом. Надо потерпеть. Господь не даст искушений выше сил. Вспомните про еван­гельского расслабленного у Овчей купели. Он 38 лет ждал исцеления и не впадал в от­чаяние, но терпел. Ждал он человека, кото­рый поможет ему, а дождался Бога. Спо­соб, которым Господь спасает каждого из нас, мы не в силах исследовать и не должны этого делать. Но мы должны помнить, что Господь никого из нас никогда не забывал и не забудет. Жизнь и здоровье человека это тайна, известная только Господу. Цель не всегда оправдывает средства. Можно выздороветь от депрессии и ничего в себе не изменить, тем самым оставляя корни греховных наклонностей в своей душе. У человека может пройти депрессия и на­чаться патологическая увлеченность ком­пьютерными играми или наркотическая привязанность. Исцеление от Бога — ис­тинное, всеобъемлющее. Оно, как правило, случается не вдруг, а предшествует ему ду­ховный труд.

Какими видами лекарственных препара­тов лечат психические заболевания?

Психические заболевания лечат различ­ными группами лекарственных средств (нейролептики, транквилизаторы, антиде­прессанты и др.), которые принимаются исключительно по назначению врача. В ап­теках их выдают строго по рецептам.

А можно ли самостоятельно принимать снотворные таблетки?

Казалось бы, чего проще: принял таб­летку и уснул. Но далеко не всегда все так просто и замечательно. Во-первых, к боль­шинству снотворных препаратов развива­ется привыкание. Человек со временем уже не может без таблеток спать, и дозу прихо­дится все время повышать. Во-вторых, по­сле приема снотворного страдает самочувствие на следующий день, и особенно пер­вую его половину ощущаются тяжесть в го­лове, снижение работоспособности, возни­кает чувство разбитости. В-третьих, нару­шаются механизмы естественного сна, и, чтобы нормализовать их, требуется время. Поэтому снотворные препараты надо при­нимать только по рекомендации врача.

Какими успокоительными препаратами можно пользоваться самостоятельно?

Вот примерный перечень успокоитель­ных средств, которыми можно пользо­ваться самостоятельно — они отпускаются без рецепта: «Экстракт валерианы» (или настойка), «Персен», «Глицин», «Экстракт пустырника» (или настойка), «Ново-Пассит» (микстура или таблетки), «Де­прим», «Гелариум», «Негрустин», «Сана-сон», препарат «Баю-бай», «Сборы успоко­ительные» № 2, 3, «Корвалол», «Валокор­дин» и др. Способ применения и дозы обо­значены на вкладышах к препарату или на упаковке.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ГНЕВ,

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ И

ЗЛОПАМЯТНОСТЬ

(Беседа по творениям преподобного аввы Дорофея *)

* Поучение восьмое «О злопамятности».

Преподобный авва Дорофей учит нас, что «...иное злопамятность, иное гнев, иное раздражительность и иное смущение; и чтобы вы лучше поняли сие, скажу вам пример. Кто разводит огонь, тот берет сна­чала малый уголек: это слово брата, нанес­шего оскорбление. Вот это пока еще только малый уголек: ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек. Если же будешь думать: „Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его“, — вот ты и подложил лу­чинки или что-либо другое, подобно разво­дящему огонь, и произвел дым, который есть смущение. Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, кото­рое воздвигает и раздражает сердце. Раздражение же есть отомстительное восстание на опечалившего, которое обращается в дерзость, как сказал блаженный авва Марк. „Злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце, убиваемая же молитвою и надеждою сокрушает его“».

И далее святой поучает: «Если бы ты перенес малое слово брата твоего, то пога­сил бы, как я уже сказал, этот малый уго­лек прежде, чем произошло смущение; од­нако же и его, если хочешь, можешь удобно погасить, пока оно еще не велико, молча­нием, молитвою, одним поклоном от сердца. Если же ты будешь продолжать ды­мить, то есть раздражать и возбуждать сердце воспоминанием: „Зачем он мне это сказал, я и ему скажу то и то“, то от сего са­мого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражи­тельности, ибо раздражительность есть жар крови около сердца, как говорит святитель Василий Великий.

Вот как происходит раздражительность. Ее также называют острожелчием (вспыль­чивостью). Если хочешь, можешь погасить и ее, прежде чем произойдет гнев. Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладываю­щему дрова на огонь и еще более разжига­ющему его, отчего образуется много горя­щего уголья, и это есть гнев. Так же сказал и авва Зосима, когда его спросили, что зна­чит изречение: „Где нет раздражительности, там безмолвствует вражда. Ибо кто-либо в начале смущения, когда оно начинает, как мы сказали, дымиться и бро­сать искры, поспешит укорить себя и по­клониться ближнему, прося прощения, прежде нежели разгорится раздражитель­ность, то он сохранит мир. Также когда возгорится раздражительность, если он не замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока наконец образуется много горящего уголья. И как горящее уголье, когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без повреждения, и даже, если кто польет его водою, оно не подвергается гниению: так и гнев, если закоснеет, обращается в злопа­мятность, от которой человек не освобо­дится, если не прольет крови своей»*.

* Под пролитием крови разумеются здесь великие подвиги и труды.

И далее: «Вот я вам показал различие: понимаете ли? Вот вы слышали, что такое начальное смущение и что раздражитель­ность, что такое гнев и что злопамятность. Видите ли, как от одного слова доходят до такого зла? Ибо если бы ты сначала укорил самого себя, терпеливо перенес слово брата твоего и не хотел бы отомстить ему за себя и на одно слово сказать два или пять слов и воздать злом за зло, то избавился бы от всех этих зол. Посему и говорю вам: всегда отсе­кайте страсти, пока они еще молоды, пре­жде нежели они вкоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда при­дется вам много пострадать от них: потому что иное дело вырвать малую былинку, и иное — искоренить большое дерево».

Далее авва Дорофей говорит: «Воздать же злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом. Иной думает, что он на деле не воздает злом за зло, но оказывается, что он, как я сказал, воздает словом или ви­дом, поелику случается, что кто-либо од­ним видом, или движением, или взором смущает брата своего; ибо можно и одним взглядом или телодвижением оскорбить брата своего, и это также есть воздаяние злом за зло. Другой старается не мстить за зло ни делом, ни словом, ни видом, ни дви­жением, но в сердце своем имеет неудо­вольс<

Наши рекомендации