Тренинг профилактики наркомании у детей (10-14 лет).

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, а их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным; методом профилактической работы являются тренинговые занятия.

Тренинговые занятия с подростками имеют ряд особенностей - они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по проблеме наркомании и собственно тренинговыми приемами. Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.

Предлагаемый план тренинга рассчитан на большую группу - 20 человек, продолжительностью примерно 8 часов. В ходе некоторых упражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения «на равных» с подростками.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга:

1. Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;

2. Изменение отношения детей к наркомании.

3. Умение сказать «Нет наркотикам».

4. Формирование мотивации к сохранению здоровья.

Организационные аспекты: состав группы – не более 20 подростков (оптимальный -12-15); группа подростков в возрасте 10-14 лет; желательно, чтобы возраст подростков был одинаков.

План тренинга

1) Знакомство.

Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий; рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представится так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджи для всех участников в которые вписываются их имени). Так же участники рассказывают о своем отношении к поставленной проблеме и опыте приема наркотических или иных психотропных веществ.

Принятие правил работы

Предлагаются готовые правила на карточках. Все участники тренинга зачитывают правила по очереди и должны согласиться или не согласиться в принятии данного правила. Но выбрать нужно не более 5.

Уважать друг друга

Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не прерывает говорящего.

Можно отказаться от чего-либо, если чувствуешь неудобство

Не давать оценок другим участникам.

Критикуя - предлагай

Не опаздывать

Выключать мобильный телефон

Хочешь высказаться подними руку

Вся личная информация, сообщенная на тренинге, является закрытой.

Не ругаться

Важно проследить, чтобы в списке остались только пять основных правил, способствующих созданию доброжелательной и творческой обстановки.

Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников
не перебивает говорящего товарища;

Желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему
позволяет ведущий;

Критикуя - предлагай;

Не давать оценок другим участникам;

Вся личная информация, сообщённая на тренинге, является закрытой.

По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

2) Просмотр видеофильма

Ведущий говорит несколько слов о просмотре видеофильма «Все что надо любовь». Приводит данные анкетирования проведенного до просмотра фильма и после.

3) Оценка уровня информированности.

Ведущий задает несколько вопросов уточняющих уровень информированности участников проблемой наркомании.

· Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?

· Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?

· Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?

· Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?

· Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?

· Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

4) Игра «Спорные утверждения».

Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо три листа бумаги с написанными на них утверждениями:

«Согласен».

«Не согласен».

«Не знаю, не уверен»

Эти листы прикрепляются по трем сторонам комнаты.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Выслушав мнения участников ведущий, в виде краткой лекции, излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут поменять свое мнение.

Примеры спорных утверждений:

1. Легкие наркотики безвредны.

2. Наркотики повышают творческий потенциал.

3. Наркомания - это болезнь.

4. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.

5. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

6. Наркомания излечима.

7. Многие подростки начинают употребление наркотиков компанию.

8. Зависимость от наркотиков формируется только после многократного употребления.

9. Наркоман может умереть от передозировки.

10. Продажа наркотиков преследуется законом.

5) Оценка усталости

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, на сколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.

6) Игра «Ассоциации»

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Дается задание: «назовите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - «наркотики», «наркомания», «зависимость».

После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

7) Игра «Марионетки»

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» -перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

•Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?

• Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?

• Хотелось ли что-либо сделать самому?

8) Игра «Отказ»

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию».

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.


Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - «уговаривающего, другой - «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

9) Упражнение «Вверх по радуге»

Цель: расслабление и снижение эмоционального напряжения.

Ведущий предлагает упражнение, которое позволит немного отдохнуть и расслабиться. Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вздох и представить, что вместе с этим вдохом они забираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами.

10) «Важно»

Ведущий предлагает по кругу сказать, что на этом занятии было самым важным для вас, что понравилось, а что не понравилось. Каждый может говорить минуту или просто сказать несколько слов.

Заметка для ведущего. «Важно» проводится на каждом занятии. Это является абсолютно необходимым элементом. Каждый из участников имеет право высказать свое мнение о прошедшем занятии.

Важно поощрять ребят в откровенном высказывании своих чувств и мнений относительно того, что они слышали и делали.

Ведущий. У нас всех есть свои желания, которые обязательно должны сбыться. Давайте сейчас каждый про себя загадает свое желание, затем одновременно все поднимем руки вверх со словами «до свидания — МЫ».

Наши рекомендации