Измерение массы тела на чашечных медицинских весах.

Техническая подготовка:

1. Медицинские весы (состоят из корпуса, лотка, затвора, подвижного коромысла с гирями и двумя шкалами: нижняя в килограммах, верхняя в граммах).

2. Пеленка.

3. Емкость с дез. раствором.

Выполнение манипуляции:

предупредить родителей ребенка (или его окружение) о предстоящей манипуляции, объяснить ход проведения измерения.

1. Установить весы на неподвижную поверхность.

2. Лоточную часть обработать дез. раствором (вначале рабочего дня). Вымыть и высушить руки.

3. Уравновесить весы:

- вывести обе гири на "ноль";

- открыть затвор;

- вращать противовес до совпадения стрелок коромысла и корпуса весов.

4. Закрыть затвор.

5. Постелить пеленку на весы (для каждого ребенка - своя).

6. Уложить ребенка на весы, голова располагается на широкой части весов, ноги - на узкой.

7. Открыть затвор.

- передвинуть гирю на нижней штанге до момента падения ее вниз;

- после этого, вернуть ее на одно деление влево;

- плавно передвигать гирьку на верхней штанге до положения равновесия;

- результат определяют по шкалам слева от края гирь.

8. Закрыть затвор и снять ребенка с весов.

9. Взвесить отдельно пеленку (одежду, если ребенок был одет). Вычесть их массу.

10. Записать данные взвешивания в медицинскую документацию и сообщить их родителям ребенка (или его окружению).

11.Сравнить результаты измерения с данными центильной таблицы.

Заключительный этап:

10. Обеззаразить поверхность весов.

11. Вымыть и высушить руки.

Измерение длины тела, окружности головы и грудной клетки детям до двух лет.

ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Необходимо приготовить:

1.Горизонтальный ростомер.

2.Пеленка.

3.1% раствор хлорамина.

4.Чистая ветошь.

Алгоритм действия:

1.Вымыть руки.

2.Застелить ростомер пеленкой.

3.Распеленать или раздеть ребенка.

4.Уложить ребенка на ростомер так, чтобы голова ребенка касалась неподвижной планки ростомера.

5.Выпрямить ноги ребенка, нажав на колени.

6.Пододвинуть к подошвам подвижную планку ростомера.

7.Измерить длину ребенка в сантиметрах по шкале.

8.Обработать ростомер 1% раствором хлорамина.

Измерение окружности головы и грудной клетки детям до двух лет.

Измеряют сантиметровой лентой в состоянии покоя.

Техническая подготовка:

1. Сантиметровая лента.

2. Емкость с дез. раствором.

Выполнение манипуляции:

1. Уложить (усадить) ребенка.

2. При измерении окружности головы сантиметровая лента проходит через затылочный бугор сзади, над ушами и по надбровным дугам спереди.

3. При измерении окружности груди сантиметровую ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток, под мышками, спереди - по соскам.

4. По ленте фиксировать результат.

5. Записать данные в медицинскую документацию и сообщить родителям.

6. Сравнить результаты измерения с данными центильной таблицы.

Заключительный этап.

1. Обработать сантиметровую ленту дез. раствором, ополоснуть под проточной водой, просушить.

2.Вымыть и высушить руки.

Особенности антропометрии новорожденных в родильном зале.

· Взвешивают в стерильной пеленке.

· Длину тела, окружность головы, окружность груди определяют стерильной сантиметровой лентой или стерильной тесьмой по обычной методике

Оценка физического развития включает в себя оценку по центильным таблицам длины тела, массы тела и гармоничности развития, при этом за основу оценки физического развития берется длина тела ребенка, затем определяется соотношение массы и роста, которое позволяет судить о состоянии питания ребенка. Центильные таблицы представляют собой таблицы, составленные на основании массовых обследований определенных возрастно-половых групп детей, обозначаемые в заголовках таблиц. В срединной зоне таблицы (25-75 центили) располагаются средние показатели изучаемого признака, в зоне 3 центиля располагаются очень низкие значения показатели, в зоне 10 центиля – показатели ниже среднего; в зоне 90 – показатели выше среднего, в зоне 97 – очень высокие; за пределами 3 и 97 центилей находятся зоны патологии. Для оценки показателей физического развития необходимо провести антропометрические измерения; определить и дать оценку признака по его положению в одной из 7 центильных зон (табл. 2.1 – 2.4); определить гармоничность физического развития по табличной форме оценки (табл. 2.5); сделать итоговую запись антропометрического исследования, указав: дату измерения; возраст ребенка (воспользовавшись данными таблицы (1.1); результат измерения в см и кг (в скобках указываются номера центильных зон); заключение о физическом развитии (среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, очень низкое, ниже среднего; гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное). Таблица 2.1 – Распределение длины тлановорожденных и грудных детей (мальчики)



Возраст Центили
0 мес. 48,0 48,9 50,0 53,2 54,3 55,1
1 мес. 50,5 51,5 52,8 56,3 57,5 58,7
2 мес. 53,4 54,3 55,8 59,5 61,0 62,1
3 мес. 56,1 57,0 58,6 62,4 64,0 65,5
4 мес. 58,6 59,5 61,3 65,6 67,0 68,7
5 мес. 61,0 61,9 63,4 67,9 69,6 70,9
6 мес. 63,0 64,0 65,6 69,9 71,3 72,5
7 мес. 65,0 65,9 67,5 71,4 73,0 74,1
8 мес. 66,6 67,6 68,9 73,0 74,5 75,7
9 мес. 67,8 68,8 70,1 74,5 75,9 77,1
1 0 мес. 68,8 69,9 71,3 76,1 77,4 78,8
11 мес. 6,9 71,0 72,6 77,3 78,9 80,4
12 мес. 71,0 72,0 73,8 78,5 80,3 81,7

Таблица 2.2 – Распределение длины тела новорожденных и грудных детей

(девочки)

Возраст     Центили    
0 мес. 47,0 48,0 49,2 52,1 53,3 54,5
1 мес. 49,7 50,7 52,4 55,3 56,9 57,7
2 мес. 52,2 53,3 55,0 57,9 59,9 60,8
3 мес. 55,1 56,1 57,9 61,5 63,0 63,9
4 мес. 57,4 58,6 60,5 64,1 65,6 66,4
5 мес. 59,9 61,0 62,8 66,4 67,8 68,8
6 мес. 62,1 63,0 64,3 68,2 69,8 70,8
7 мес. 63,7 64,2 66,4 70,0 71,6 72,7
8 мес. 65,2 66,1 67,7 71,6 73,1 75,2
9 мес. 66,5 67,5 69,3 72,8 74,5 75,8
10 мес. 67,7 68,8 70,5 74,2 75,9 77,1
11 мес. 69,0 70,3 71,7 75,7 77,1 78,3
12 мес. 70,3 71,4 72,8 76,3 78,3 79,3

Таблица 2.3 – Распределение массы тела новорожденных и грудных детей

(мальчики)

Возраст     Центили    
0 мес. 2,4 2,7 3,0 3,7 4,0 4,4
1 мес. 3,1 3,5 3,8 4,5 5,2 5,6
2 мес. 3,9 4,3 4,6 5,5 6,2 6,6
3 мес. 4,5 4,9 5,4 6,4 7,0 7,5
4 мес. 5,2 5,5 6,2 7,2 7,9 8,4
5 мес. 5,8 6,2 6,8 7,9 8,6 9,1
6 мес. 6,4 6,8 7,4 8,6 9,2 9,7
7 мес. 6,9 7,4 7,9 9,1 9,8 10,3
8 мес. 7,4 7,8 8,4 9,6 10,3 10,6
9 мес. 7,8 8,3 8,9 10,1 10,9 11,3
10 мес. 8,0 8,6 9,2 10,6 11,3 11,8
11 мес. 8,3 8,9 9,5 11,0 11,8 12,3
12 мес. 8,6 9,1 9,8 11,5 12,2 12,7

Таблица 2.4 – Распределение массы тела новорожденных и грудных детей

(девочки)

Возраст     Центили    
0 мес. 2,3 2,6 3,0 3,5 3,8 4,0
1 мес. 3,0 3,3 3,7 4,3 4,6 4,9
2 мес. 3,7 4,0 4,4 5,0 5,3 5,6
3 мес. 4,4 4,6 5,0 5,7 6,1 6,5
4 мес. 5,0 5,3 5,6 6,5 6,9 7,4
5 мес. 5,5 5,8 6,2 7,2 7,7 8,2
6 мес. 6,1 6,3 6,8 7,9 8,5 9,0
7 мес. 6,5 6,8 7,3 8,5 9,1 9,7
8 мес. 7,0 7,3 7,7 9,1 9,7 10,5
9 мес. 7,4 7,7 8,2 9,6 10,4 11,2
10 мес. 7,7 8,1 8,7 10,1 11,0 11,3
11 мес. 8,1 8,5 9,1 10,6 11,5 12,2
12 мес. 8,3 8,8 9,4 11,0 11,9 12,6

Пример.Во время профилактического приема девочки 7-ми месяцев были получены следующие результаты антропометрических измерений: длина тела – 67 см, масса тела – 8,5 кг.

По таблице 2.3 определяем положение показателя длины тела в центильной зоне. Она соответствует 25-й центили. По таблице 2.4 определяем положение показателя массы тела. Она находится в зоне 75 центили. Таким образом, в данном случае физическое развитие соответствует среднему гармоничному уровню.


Наши рекомендации