Измерение массы тела на чашечных медицинских весах.
Техническая подготовка:
1. Медицинские весы (состоят из корпуса, лотка, затвора, подвижного коромысла с гирями и двумя шкалами: нижняя в килограммах, верхняя в граммах).
2. Пеленка.
3. Емкость с дез. раствором.
Выполнение манипуляции:
предупредить родителей ребенка (или его окружение) о предстоящей манипуляции, объяснить ход проведения измерения.
1. Установить весы на неподвижную поверхность.
2. Лоточную часть обработать дез. раствором (вначале рабочего дня). Вымыть и высушить руки.
3. Уравновесить весы:
- вывести обе гири на "ноль";
- открыть затвор;
- вращать противовес до совпадения стрелок коромысла и корпуса весов.
4. Закрыть затвор.
5. Постелить пеленку на весы (для каждого ребенка - своя).
6. Уложить ребенка на весы, голова располагается на широкой части весов, ноги - на узкой.
7. Открыть затвор.
- передвинуть гирю на нижней штанге до момента падения ее вниз;
- после этого, вернуть ее на одно деление влево;
- плавно передвигать гирьку на верхней штанге до положения равновесия;
- результат определяют по шкалам слева от края гирь.
8. Закрыть затвор и снять ребенка с весов.
9. Взвесить отдельно пеленку (одежду, если ребенок был одет). Вычесть их массу.
10. Записать данные взвешивания в медицинскую документацию и сообщить их родителям ребенка (или его окружению).
11.Сравнить результаты измерения с данными центильной таблицы.
Заключительный этап:
10. Обеззаразить поверхность весов.
11. Вымыть и высушить руки.
Измерение длины тела, окружности головы и грудной клетки детям до двух лет.
ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Необходимо приготовить:
1.Горизонтальный ростомер.
2.Пеленка.
3.1% раствор хлорамина.
4.Чистая ветошь.
Алгоритм действия:
1.Вымыть руки.
2.Застелить ростомер пеленкой.
3.Распеленать или раздеть ребенка.
4.Уложить ребенка на ростомер так, чтобы голова ребенка касалась неподвижной планки ростомера.
5.Выпрямить ноги ребенка, нажав на колени.
6.Пододвинуть к подошвам подвижную планку ростомера.
7.Измерить длину ребенка в сантиметрах по шкале.
8.Обработать ростомер 1% раствором хлорамина.
Измерение окружности головы и грудной клетки детям до двух лет.
Измеряют сантиметровой лентой в состоянии покоя.
Техническая подготовка:
1. Сантиметровая лента.
2. Емкость с дез. раствором.
Выполнение манипуляции:
1. Уложить (усадить) ребенка.
2. При измерении окружности головы сантиметровая лента проходит через затылочный бугор сзади, над ушами и по надбровным дугам спереди.
3. При измерении окружности груди сантиметровую ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток, под мышками, спереди - по соскам.
4. По ленте фиксировать результат.
5. Записать данные в медицинскую документацию и сообщить родителям.
6. Сравнить результаты измерения с данными центильной таблицы.
Заключительный этап.
1. Обработать сантиметровую ленту дез. раствором, ополоснуть под проточной водой, просушить.
2.Вымыть и высушить руки.
Особенности антропометрии новорожденных в родильном зале.
· Взвешивают в стерильной пеленке.
· Длину тела, окружность головы, окружность груди определяют стерильной сантиметровой лентой или стерильной тесьмой по обычной методике
Оценка физического развития включает в себя оценку по центильным таблицам длины тела, массы тела и гармоничности развития, при этом за основу оценки физического развития берется длина тела ребенка, затем определяется соотношение массы и роста, которое позволяет судить о состоянии питания ребенка. Центильные таблицы представляют собой таблицы, составленные на основании массовых обследований определенных возрастно-половых групп детей, обозначаемые в заголовках таблиц. В срединной зоне таблицы (25-75 центили) располагаются средние показатели изучаемого признака, в зоне 3 центиля располагаются очень низкие значения показатели, в зоне 10 центиля – показатели ниже среднего; в зоне 90 – показатели выше среднего, в зоне 97 – очень высокие; за пределами 3 и 97 центилей находятся зоны патологии. Для оценки показателей физического развития необходимо провести антропометрические измерения; определить и дать оценку признака по его положению в одной из 7 центильных зон (табл. 2.1 – 2.4); определить гармоничность физического развития по табличной форме оценки (табл. 2.5); сделать итоговую запись антропометрического исследования, указав: дату измерения; возраст ребенка (воспользовавшись данными таблицы (1.1); результат измерения в см и кг (в скобках указываются номера центильных зон); заключение о физическом развитии (среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, очень низкое, ниже среднего; гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное). Таблица 2.1 – Распределение длины тлановорожденных и грудных детей (мальчики)
Возраст | Центили | |||||
0 мес. | 48,0 | 48,9 | 50,0 | 53,2 | 54,3 | 55,1 |
1 мес. | 50,5 | 51,5 | 52,8 | 56,3 | 57,5 | 58,7 |
2 мес. | 53,4 | 54,3 | 55,8 | 59,5 | 61,0 | 62,1 |
3 мес. | 56,1 | 57,0 | 58,6 | 62,4 | 64,0 | 65,5 |
4 мес. | 58,6 | 59,5 | 61,3 | 65,6 | 67,0 | 68,7 |
5 мес. | 61,0 | 61,9 | 63,4 | 67,9 | 69,6 | 70,9 |
6 мес. | 63,0 | 64,0 | 65,6 | 69,9 | 71,3 | 72,5 |
7 мес. | 65,0 | 65,9 | 67,5 | 71,4 | 73,0 | 74,1 |
8 мес. | 66,6 | 67,6 | 68,9 | 73,0 | 74,5 | 75,7 |
9 мес. | 67,8 | 68,8 | 70,1 | 74,5 | 75,9 | 77,1 |
1 0 мес. | 68,8 | 69,9 | 71,3 | 76,1 | 77,4 | 78,8 |
11 мес. | 6,9 | 71,0 | 72,6 | 77,3 | 78,9 | 80,4 |
12 мес. | 71,0 | 72,0 | 73,8 | 78,5 | 80,3 | 81,7 |
Таблица 2.2 – Распределение длины тела новорожденных и грудных детей
(девочки)
Возраст | Центили | |||||
0 мес. | 47,0 | 48,0 | 49,2 | 52,1 | 53,3 | 54,5 |
1 мес. | 49,7 | 50,7 | 52,4 | 55,3 | 56,9 | 57,7 |
2 мес. | 52,2 | 53,3 | 55,0 | 57,9 | 59,9 | 60,8 |
3 мес. | 55,1 | 56,1 | 57,9 | 61,5 | 63,0 | 63,9 |
4 мес. | 57,4 | 58,6 | 60,5 | 64,1 | 65,6 | 66,4 |
5 мес. | 59,9 | 61,0 | 62,8 | 66,4 | 67,8 | 68,8 |
6 мес. | 62,1 | 63,0 | 64,3 | 68,2 | 69,8 | 70,8 |
7 мес. | 63,7 | 64,2 | 66,4 | 70,0 | 71,6 | 72,7 |
8 мес. | 65,2 | 66,1 | 67,7 | 71,6 | 73,1 | 75,2 |
9 мес. | 66,5 | 67,5 | 69,3 | 72,8 | 74,5 | 75,8 |
10 мес. | 67,7 | 68,8 | 70,5 | 74,2 | 75,9 | 77,1 |
11 мес. | 69,0 | 70,3 | 71,7 | 75,7 | 77,1 | 78,3 |
12 мес. | 70,3 | 71,4 | 72,8 | 76,3 | 78,3 | 79,3 |
Таблица 2.3 – Распределение массы тела новорожденных и грудных детей
(мальчики)
Возраст | Центили | |||||
0 мес. | 2,4 | 2,7 | 3,0 | 3,7 | 4,0 | 4,4 |
1 мес. | 3,1 | 3,5 | 3,8 | 4,5 | 5,2 | 5,6 |
2 мес. | 3,9 | 4,3 | 4,6 | 5,5 | 6,2 | 6,6 |
3 мес. | 4,5 | 4,9 | 5,4 | 6,4 | 7,0 | 7,5 |
4 мес. | 5,2 | 5,5 | 6,2 | 7,2 | 7,9 | 8,4 |
5 мес. | 5,8 | 6,2 | 6,8 | 7,9 | 8,6 | 9,1 |
6 мес. | 6,4 | 6,8 | 7,4 | 8,6 | 9,2 | 9,7 |
7 мес. | 6,9 | 7,4 | 7,9 | 9,1 | 9,8 | 10,3 |
8 мес. | 7,4 | 7,8 | 8,4 | 9,6 | 10,3 | 10,6 |
9 мес. | 7,8 | 8,3 | 8,9 | 10,1 | 10,9 | 11,3 |
10 мес. | 8,0 | 8,6 | 9,2 | 10,6 | 11,3 | 11,8 |
11 мес. | 8,3 | 8,9 | 9,5 | 11,0 | 11,8 | 12,3 |
12 мес. | 8,6 | 9,1 | 9,8 | 11,5 | 12,2 | 12,7 |
Таблица 2.4 – Распределение массы тела новорожденных и грудных детей
(девочки)
Возраст | Центили | |||||
0 мес. | 2,3 | 2,6 | 3,0 | 3,5 | 3,8 | 4,0 |
1 мес. | 3,0 | 3,3 | 3,7 | 4,3 | 4,6 | 4,9 |
2 мес. | 3,7 | 4,0 | 4,4 | 5,0 | 5,3 | 5,6 |
3 мес. | 4,4 | 4,6 | 5,0 | 5,7 | 6,1 | 6,5 |
4 мес. | 5,0 | 5,3 | 5,6 | 6,5 | 6,9 | 7,4 |
5 мес. | 5,5 | 5,8 | 6,2 | 7,2 | 7,7 | 8,2 |
6 мес. | 6,1 | 6,3 | 6,8 | 7,9 | 8,5 | 9,0 |
7 мес. | 6,5 | 6,8 | 7,3 | 8,5 | 9,1 | 9,7 |
8 мес. | 7,0 | 7,3 | 7,7 | 9,1 | 9,7 | 10,5 |
9 мес. | 7,4 | 7,7 | 8,2 | 9,6 | 10,4 | 11,2 |
10 мес. | 7,7 | 8,1 | 8,7 | 10,1 | 11,0 | 11,3 |
11 мес. | 8,1 | 8,5 | 9,1 | 10,6 | 11,5 | 12,2 |
12 мес. | 8,3 | 8,8 | 9,4 | 11,0 | 11,9 | 12,6 |
Пример.Во время профилактического приема девочки 7-ми месяцев были получены следующие результаты антропометрических измерений: длина тела – 67 см, масса тела – 8,5 кг.
По таблице 2.3 определяем положение показателя длины тела в центильной зоне. Она соответствует 25-й центили. По таблице 2.4 определяем положение показателя массы тела. Она находится в зоне 75 центили. Таким образом, в данном случае физическое развитие соответствует среднему гармоничному уровню.