Виды коррекционных программ.
3.1. Виды коррекционных программ.
Для осуществления коррекционных воздействий необходимо создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.
Общая модель коррекции -это система условий оптимального возрастного развития личности в целом.
Типовая модель коррекцииоснована на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекциивключает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем особенностей функционирования отдельных сфер в целом; определение развития уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.
В стандартизированной программечетко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы.
Свободную программупсихолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.
Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
1) диагностический;
2) установочный;
3) коррекционный.
4) блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок.Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок.Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.Цель:измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
3.2. Основные требования к составлению психокоррекционной программы.
При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:
- четко формулировать цели коррекционной работы;
- определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
- выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
- четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
- отобрать методики и техники коррекционной работы;
- определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
- определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
- определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
- разработать коррекционные программы и определить содержание коррекционных занятий;
- планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
- реализовывать коррекционные программы (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
- подготовить необходимые материалы и оборудование.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем отличие психокоррекции от психотерапии?
2. Каковы показания и противопоказания для применения индивидуальной психологической коррекции?
3. Составьте психокоррекционную программу для развития внимания младшего школьника.
Задача
Вася Л., 6 лет. К психологу обратилась мать Васи с просьбой о коррекционно-консультативной помощи. Вася родился, рос и развивался нормально, ходить и говорить начал своевременно. Две недели назад Вася был свидетелем сцены - пьяный отец ломал мебель, бил мать, громко ругался. Отец не страдает алкоголизмом, ситуация была единичной. Однако у ребенка появился страх темноты, одиночества, "страшного дядьки". В присутствии отца ребенок молчит, скован. При психологическом обследовании мальчик вступает в контакт постепенно, но затем охотно играет, справляется со всеми заданиями. Нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект - в границах возрастной нормы. Самооценка адекватная. Ребенок не уверен в положительном к нему отношении со стороны отца. При выполнении проективных методик отмечается высокая тревожность, фрустрированность.
1. Нуждается ли ребенок в психологической коррекции?
2. Какие формы можно предложить?
3. Что можно посоветовать родителям мальчика?
Литература
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 1997.
2. Дефектологический словарь-справочник. - М., 1996.
3.Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции.-Ростов н/Дону, 2005.
4.Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
6.Настольная книга педагога-дефектолога.-Ростов н/ Дону, 2006
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2000.
Темы для самостоятельных и курсовых работ
1. Особенности межличностного общения детей с нарушениями анализаторных систем.
2. Источник трудностей подростка: соотношение возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей.
3. Психология развития в норме и патологии.
4. Нейропсихологическая диагностика аномалий в развитии.
5. Диагностика и коррекция нарушений познавательной деятельности у детей с ЗПР.
6. Специфика трудностей детей, воспитывающихся вне семьи.
7. Особенности работы школьного психолога с подростками-делинквентами.
8. Гиперсексуальность и отклоняющееся поведение подростков.
9. Неформальные подростковые группы.
10. Семья аномального ребенка: трудности и способы воспитания.