Тема 8. Неврозы у детей и подростков

План

1. Общее понятие о неврозах.

2. Основные клинические синдромы при неврозах.

3. Формы неврозов.

4. Особенности детских неврозов.

Общее понятие о неврозах.

1.1. Неврозы (греч. neuron - нерв, - osis - суффикс, обозначающий болезнь) - психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических (Б.Д.Карвасар­ский, 1980).

Термин "невроз" впервые употребил шотландский ученый В.Куллен в 1776 году. Под неврозами он понимал группу заболеваний, связанных в той или иной степени с нервной системой.

Дальнейшие исследования в области неврозов проводили Ф.Пинель, Ж.Бабинский, Э.Крепелин, Э.Кречмер, Б.Д.Карвасарский, З.Фрейд и др.

1.2. Для невроза характерны следующие признаки:

- наличие психогенной причины заболевания,связанной с особенностями межличностных отношений человека в обществе и возникающими при этом патогенетически конфликтными ситуациями;

- преобладание эмоциональных соматовегетативных нарушений в кли­нической картине невроза как специфических признаков этого заболевания;

- обратимость клинических расстройств, наступающая после длительного отдыха, социо- и психотерапии, симптоматического лечения.

1.3. Критерии диагностики неврозов сформированы А.М.Вейном (1982):

1) наличие психотравмирующей ситуации (психопатия должна быть личностно значимой и связанной с дебютом и течением заболевания);

2) наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты;

3) выявление характерного типа невротического конфликта;

4) выявление невротических симптомов, характеризующихся большой динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического конфликта.

Основные клинические синдромы.

2.1. Наличие астенического состояния. Оно постоянно сводится к снижению работоспособности, ухудшению памяти, ослаблению способности концентрировать внимание. Частые головные боли, нарушения сна, повышенная раздражительность, вегетативные нарушения, неустойчивость настроения.

2.2. Обсессивно-фобический синдром развивается на фоне ясного сознания, сомнений, страха.

2.2.1. Обсессии - навязчивые явления в интеллектуальной сфере. Это может быть: счет (арифмомания), воспроизведение в памяти забытых имен, фамилий, названий (ономатоманные) и т.д.

Навязчивые воспоминания чаще всего касаются пережитых в прош­лом неприятных событий, происходивших в психотравмирующих ситуациях.

2.2.2. Фобии - навязчивые состояния в эмоциональной сфере (стра­хи). Они крайне разнообразны:

- канцерофобия (боязнь заболеть раком);

- спидофобия (боязнь заболеть СПИДом);

- лиссофобия (боязнь сойти с ума);

- агарофобия (боязнь открытых, больших пространств);

- клаустрофобия (боязнь малых закрытых помещений);

- социофобия (боязнь выступления перед аудиторией) и др.

2.3. Нередко при неврозах развивается ипохондрия - наклонность приписывать себе болезни, которых нет на самом деле, т.е. наблюдается ипохондрический синдром.

Появляются синестопатии - болезненные ощущения со стороны внутренних органов. Синестопатические ощущения могут приобретать необычную окраску: жжение, зуд, чувство "ползания мурашек".

2.4. Невротическая депрессия - следующий клинический синдром. Она обычно сопровождается бессонницей, сниженным настроением, физической астенией.

2.5. Нарушения функций внутренних органов при неврозах весьма разнообразны:

1) нарушения вегетативных функций (вегето-сосудистая дистания): повышение (понижение) артериального давления, повышенная потливость, тахикардия и т.д.;

2) расстройство дыхательных функций; может наблюдаться ларингоспазм - внезапное спастическое сокращение мышц гортани, препятствующее свободному перемещению воздуха по дыхательным путям;

3) расстройство функции желудочно-кишечного тракта;

4) двигательные нарушения: судороги, парезы, параличи, логоневроз;

5) нарушение половой функции: аноргазмия, импотенция, эротомания.

Формы неврозов.

3.1. Систематика по Шульцу (Schults J.H., 1919)

- ядерные неврозы, при которых затронуты наиболее глубокие слои личности;

- краевые неврозы, при которых отсутствуют поражения ядра личности; соответствуют понятию конверсионных неврозов в психоанализе, при которых аффективные импульсы находят выражение в соматических феноменах;

- неврозы отчуждения, обусловленные чувством чуждости больного окружающему миру, враждебному к нему;

- слоевые неврозы, возникающие вследствие внутренних непреодоли­мых конфликтов. В болезненное состояние вовлекаются глубокие слои личности.

3.2. Систематика по В.В.Ковалеву (1976).

3.2.1. Неврастения (астенический невроз, невроз истощения, нервная слабость) - одна из наиболее распространенных форм неврозов.

Симптомы: различные вегето-сосудистые расстройства. Она была впе­рвые описана американским врачом Г.Бирдтом в 1869 г.

Виды неврастении:

- гиперстеническая форма;

- переходная (раздражительная слабость);

- гипостеническая.

3.2.2. Истерический невроз.

Симптомы: соматовегетативные нарушения, истерические припадки, "флюктуирующие" изменения сознания, эмоциональные расстройства;

3.2.3. Невроз навязчивых состояний (невроз ожидания).

Наши рекомендации