Тема 5. Дети с задержкой психического развития

План

1. Понятие о задержке развития.

2. Основные варианты задержки психического развития (ЗПР).

Задержка развития.

1.1. Под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

1.2. М.С.Певзнер и Т.А.Власова (1984) выделили 2 основные формы ЗПР:

- обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

- возникающая на ранних этапах жизни ребенка, обусловленная длительными астеническими и ценбрастеническими состояниями.

2. Основные варианты ЗПР.

2.1. ЗПР конституционального происхождения:

- истинный инфантилизм;

- гармонический или психофизический инфантилизм;

- психический инфантилизм.

При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются.

2.2. Соматогенная задержка обусловлена длительным, хроническим заболеванием - стойкие астении приводят к задержке психического развития.

2.3. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания: 1) асоциальная семья, 2) воспитание по типу гиперопеки.

2.4. ЗПР церебрально-органического генеза обусловлена множественным микропоражением коры и подкорковых структур головного мозга, т.е. минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Термин "минимальная мозговая дисфункция" был предложен Э.Депффом в 1959 г. для обозначения симптомов, возникающих в результате поражения мозга.

2.5. Общие особенности детей с ЗПР:

- снижение работоспособности вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;

- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

- не нарушены пороги абсолютной чувствительности;

- неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической;

- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

- имеются легкие нарушения речевых функций;

- незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения.

Критерии дифференциальной диагностики (для детей младшего школьного возраста)



  Дебильность и разновидности ЗПР Параметры психического развития
Моторика Внимание Память Вербальный интеллект Способность к вербальному мышлению Невербальный интеллект Эмоции Волевая регуляция Критичность Самооценка Круг интересов Отношение к оценке Реакция на помощь
Дебильность недоразвита, выраженная недостаточность тонкой моторики инертно, произвольное – затруд­нено механическая нормаль­но развита; опосредованная хуже недостаточный IQ<70 очень низкая недостаточный развиты слабо, примитивные повышенная внушаемость, недостаточно развита произвольность отсутствует завышена примитивные, ограничиваются бытовыми потребностями оценка безразлична почти отсутствует
Разновидности ЗПР
Инфан­тилизм быстрая, подвижная произвольное недостаточно развито преиму­щественно непроизвольное запоминание в преде­лах нор­мы развита в преде­лах нор­мы лабильные, экспрессивные, неуправляемые неразвита недостаточная слабо дифференцирована игры слабая заинтересованность значительное улучшение результатов
Органический инфантилизм неуклюжесть произвольное недостаточно развито незначительное снижение неско­лько ниже нормы IQ<90 нижние пределы нор­мы в преде­лах нор­мы страхи или повышенное настроение не развита выраженная ориентация на мнение взрослых завышена или занижена игры, преиму­щественно стереотипные заинтересованное определенное улучшение резуль­татов
Соматогенные задержки в норме непостоянное, колеблется неско­лько снижена нижние пределы нор­мы IQ=85-95 развита в преде­лах нор­мы выраженная эмоциональная лабильность недостаточно развита в пределах нормы занижена игры, иногда стереотипные заинтересованное улучшение результатов
Педагогическая и микросоциальная запущенность в норме в норме не нарушена неско­лько ниже нормы IQ<90 развита в норме адекват­ные развита (при выполнении привычных заданий) недостаточная дифференцирована бытовые, игровые заинтересованное, иногда проявление негативизма резкое улучшение результатов
Церебрально-органическая задержка точная координация отсутствует, неуклюжесть недостаточная концентрация затруднено запоминание, особенно вербальное неско­лько ниже нормы, но выше, чем у дебилов IQ=70-90 Развита слабо нижний предел возрастной нормы выраженная инертность и аффективная взрывчатость не развита, выраженная импульсивность недостаточная слабо дифференцирована игры, иногда стереотипные в основ­ном безразличное, иногда заинтересованность незначительное улучшение



Контрольные вопросы и задания

1. Чем задержка психического развития отличается от олигофрении?

2. Перечислите основные особенности детей с ЗПР.

3. Чем ЗПР конституционального происхождения отличается от ЗПР церебрально-органического генеза?

4. Подумайте и предложите методики для обследования детей при приеме в коррекционные школы.

5. Сделайте прогноз развития детей с различными вариантами ЗПР.

Задача

Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тяжелую форму кори.

При патопсихологическом обследовании испытуемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 3, 6: ассоциативное - несколько лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невербальных - успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улучшают результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.

1. Какой тип ЗПР отмечается?

2. В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные реакции?

Литература

2. 1.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.- М., 2003.

3. 2.Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития.—Великий Новгород, 2002.

4. 3.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб., 2001.

5. 4.Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.- СПб., 2004.

5. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.

6. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 1990.

7.Яременко Б.Р.. Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей.- СПб., 2002.

Наши рекомендации