Цель и задачи организации работы СС

Цель: упорядочивание, систематизация и тиражирование позитивного опыта работы СС Республиканского диспансера радиационной медицины (РДРМ) для объединения усилий по достижению здоровья для всех (3)

Задачи:

· обучение планированию работы СС;

· организация работы СС;

· контроль за исполнением решений СС;

· руководство и обеспечение качества за счет непрерывного процесса совершенствования.

2.1. Обучение планированию работы СС.

Планирование помогает определить цели и задачи предстоящей работы. Это дает возможность наиболее эффективно распределить рабочее время, ресурсы и материальные затраты. Планом реализации решений руководитель как бы расчленяет общую программу действий на отдельные групповые и индивидуальные задания конкретным исполнителям. Эта задача требует глубокого знания личностно-профессиональных особенностей сотрудников и их возможностей, имеющихся в наличии сил, средств, методов исполнения, а также условий труда.

В ряде случаев каждое отдельное задание руководителю приходится мысленно “проигрывать”, поставив себя на место подчиненного и в соответствующие условия. Необходимо понимать разницу между “приказом” или другим нормативно-правовым актом и “планом”. В приказе отражается цель, ресурсы, направления деятельности, конечная модель и только отдельные подсказки как это делать, т.е. приказ предусматривает ответ на вопрос “что делать”.

А в плане руководитель решает следующие вопросы: кто, что, как, в какой последовательности выполняет и с кем взаимодействует, кому докладывает, кто контролирует выполнение работы, согласование и утверждение сроков выполнения, т.е. в плане отражается технология достижения цели.

Содержание работы по планированию определяется выбором способов, путей, методов, форм работы, производится выбор исполнителей.

План работы Совета сестер позволяет:

· распределить труд между всеми специалистами в соответствии с занимаемыми должностями и исполнением служебных обязанностей по реализации конкретного нормативно-правового акта;

· выбрать как подчиненному, так и руководителю оптимальный вариант достижения цели, наиболее эффективные пути, способы, формы и методы работы;

· повысить дисциплину, ответственность и сделать каждое должностное лицо контролируемым.

Принципы планирования.

1. Полнота – должны учитываться события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.

2. Точность – используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.

3. Ясность – необходимо иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.

4. Непрерывность – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.

5. Экономичность планирования.

Необходимо помнить: планы CC должны вытекать из общего плана по учреждению на данный год. На их основании формируются квартальные, месячные и недельные планы работы.

В качестве форм, используемых для корректировки деятельности СС, могут быть: консультации со специалистами; коллегии, медицинские советы; собрания; беседы; инструктирование; показ образцов; деловые игры и изучение документов.

Значение плана работы CC для коллектива заключается в том, что он, совместно с нормативно-правовыми актами, является организующим труд документом. Они позволяют концентрировать ресурсы; обоснованно выбрать исполнителей; обеспечивают сравнение комплекса мероприятий с поставленными задачами; позволяют своевременно проводить коррекцию деятельности, контролировать и анализировать ход реализации плана.

Соблюдение норм и нормативов в здравоохранении лежит в основе управления и планирования работой СС

В работе главной и старшей медицинской сестры организационное нормирование определяет нагрузку персонала, графики работы и отпусков, учет и отчетную информацию. Особое место принадлежит организационно-методическому инструктированию (что и как должны делать медсестры).

Необходимый объем документации: должностные инструкции, методические рекомендации, инструкции по охране труда, по соблюдению правил санитарно-эпидемического режима, по работе с наркотическими лекарственными средствами и др.

Перспективный план работы Совета сестер составляется на год, в него вносятся основные крупные мероприятия, планируемые для проведения с медицинскими сестрами разных уровней, сестрами-хозяйками и санитарками:

· участие в мероприятиях, проводимых администрацией организации здравоохранения;

· мероприятия по:

- соблюдению и контролю санитарно-противоэпидемического режима в подразделениях учреждений;

- по работе комиссии по образованию Совета сестер;

- по работе комиссии по информации и связям с общественностью Совета сестер;

- по работе комиссии профессиональной практики Совета сестер;

· отчеты председателей комиссий;

· семинары по обмену опытом работы старших медицинских сестер подразделений по различным разделам их деятельности;

· обсуждение конфликтных ситуаций и ошибок, возникающих в работе среднего и младшего медицинского персонала;

· анализ качества сестринского ухода за пациентами в подразделениях;

· распределение материального вознаграждения медицинским сестрам и младшим медицинским работникам, подготовка предложений о поощрениях лучших.

План утверждается главным врачом, тиражируется и распространяется между старшими медицинскими сестрами отделений.

2.2. Организация работы СС.

Совершенствование руководства сестринским коллективом, обеспечение качества достигается:

- четкойорганизацией работы комиссий в соответствии с планированием.

- организацией системы подотчетности (контроль не с целью наказания, а для усовершенствования рабочего процесса и профилактики профессиональных ошибок).

- разработкой и внедрением стандартов (алгоритмов, протоколов, рекомендаций) практики, документирования, общения с пациентами.

- созданием комплексной системы управления качеством (КСУК),

- проведения экспертной оценки деятельности сестринского персонала.

- созданием единой команды, резерва кадров сестринского персонала,

- воспитания мотивации к труду.

Сущность организации работы СС состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между сестринскими службами всех подразделений организации, в определении порядка и создании условий для их работы. Это процесс объединения людей и средств для достижения целей, стоящих перед организацией здравоохранения. Таким образом, под организационной структурой управления следует понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой подчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

На заседаниях Совета сестер обсуждаются штаты, положения, инструкции. Утверждаются графики взаимодействия и распорядок работ. Для создания и сохранения установленного режима организуется работа по соблюдению стандартов, обязательств, норм.

Роли Совета сестер:

1. Возглавить и объединить медицинских сестер учреждения (связующая).

2. Информационные роли: проверка, распространение, выражение или представление всеобщих мнений (руководящая).

3. Принятие решений, устранение нарушений, распределение ресурсов, ведение переговоров (налаживающая).

Руководитель среднего звена координирует и контролирует деятельность среднего звена. В сестринском деле руководителем среднего звена является главная медицинская сестра.

Совет сестер должен быть направлен на выполнение руководящей, лидирующей роли. Необходимо проводить работу по подбору кадров и повышению их квалификации и, когда это необходимо, их перегруппировке. Его функции часто связаны с руководством сестринской деятельностью вообще, включая поддержание профессиональных стандартов и нормативов на должном уровне.

Совет медицинских сестер, как правило, работает по плану, который утверждает главный врач больницы.

Для организации мероприятий по осуществлению перечисленных задач Совета сестер, контроля за их исполнением, с целью повышения эффективности их вклада в реализацию мероприятий целесообразно разделение функций и полномочий членов СС.

В зависимости от задач ЛПУ, Совет сестер организует работу по различным направлениям деятельности сестринского и младшего медицинского персонала.

· В области профессиональной деятельности медсестер, фельдшеров и акушерок - комиссия (отдел, сектор) по профессиональной практике,

· В области санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов – комиссия (отдел, сектор) по инфекционному контролю,

· В области охраны труда и техники безопасности - комиссия (отдел, сектор) по безопасности труда сестринского персонала,

· В области профессионального образования – комиссия (отдел, сектор) по образованию,

· В области информации, работы с населением, связям с общественными организациями - комиссия (отдел, сектор) по информации и связям с общественностью,

· другие комиссии.

Работа в комиссиях строится на основании общего плана СС, учитывая задачи каждой комиссии.

На заседаниях СС распределяются функции сестер-членов СС, в соответствии с лидерскими и организаторскими качествами избираются председатели комиссий. При распределении ролей в комиссиях учитывается компетентность, знания, профессиональный опыт в данной деятельности. Работу комиссий координирует председатель СС. На заседании СС определяются цели комиссий, основные направления деятельности, функции. Распределяя роли координаторов в комиссий, совершенствуется компетентность исполнителей, повышается ответственность за принятие и исполнение решений, подчеркивается важность планируемых действий.

Количество координаторов определяется в соответствии с целями и задачами комиссий.

На Совете медицинских сестер в основном рассматриваются следующие вопросы:

- соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в подразделениях больницы;

- отчеты председателей подкомиссий (комитетов, секторов);

- обмен опытом работы старших медицинских сестер подразделений по различным разделам их деятельности;

- обсуждение конфликтных ситуаций и ошибок, возникающих в работе сестринского и младшего медицинского персонала;

- анализ качества медицинского ухода за пациентами в подразделениях;

На заседания СС приглашаются представители администрации, включая главврача, главного бухгалтера, заместителей главного врача по кадрам, что позволяет решать важные вопросы по работе медицинского персонала.

Совет сестер связывает воедино работу сестринского и младшего медицинского персонала всех отделений. Формальная цепочка команд и контроля эффективна, но ее недостаточно. Медицинские учреждения нуждаются в системах обработки информации и обеспечения коммуникаций между сотрудниками подразделений на различных уровнях. Качество сотрудничества определяется координацией. Отсутствие согласованность, когда “левая рука не знает, что творит правая”, чревато проблемами и конфликтами.

Культура управленческого труда

Организуя свою работу, сестры-руководители должны знать основные элементы культуры управленческого труда:

- личная культура руководителя;

- рациональное распределение рабочего времени;

- культура содержания рабочего места;

- культура проведения массовых мероприятий;

- культура приема посетителей;

- культура работы с документацией;

- культура речи;

- организационная культура.

Личная культура включает в себя уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным и т.д.

Требования к внешнему виду сестринского руководителя:

· опрятность, чистота, аккуратная одежда;

· исключение остро модных и ярких вещей в одежде;

· приветствуется деловой консерватизм, классический стиль одежды, неяркие, неброские одежды, аксессуары, косметика;

· туалетные воды предпочтительнее духов, со слабым или нерезко выраженным запахом;

· не перегружать себя дорогими или драгоценными изделиями бижутерии (кольцами, браслетами, подвесками, диадемами).

· запрет на использование обилия косметики, бижутерии, ярких лаков, помад, длинного маникюра, экстравагантных причесок.

Рациональное распределение времени не может быть без четкого рабочего графика. Личное рабочее время состоит из времени, затраченного на:

- работу с документами;

- работу с кадрами;

- решение социально-экономических вопросов;

- совещания, переговоры;

- непроизводительные затраты.

Руководителю следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время. Ведь старая истина гласит: “Кто не умеет работать, тот не умеет и отдыхать”.

Культура содержания рабочего места. Некоторые менеджеры, считая, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось “под рукой”, выкладывают на рабочий стол всю имеющуюся документацию. Такой подход сильно затрудняет трудовой процесс: уменьшается рабочая площадь стола, сосредоточиться на каком-либо деле труднее, ухудшаются санитарно-гигиенические условия, легко теряются нужные в данный момент документы и т.д. Следует считать идеальным такой порядок, при котором на рабочем столе находятся лишь нужные документы.

Культура проведения массовых мероприятий. Это культура проведения совещаний, переговоров и бесед.

Культура приема посетителей. При приеме работников как по личным, так и по служебным вопросам необходимо соблюдать определенные правила. “Принцип открытых дверей”, то есть приема посетителей в любое время, оправдывает себя, если руководитель имеет в своем подчинении всего несколько человек. Другие устанавливают для приема определенные часы и дни. Руководитель не должен идти на срыв приема ни при каких обстоятельствах. Если по каким-либо причинам он не может проводить прием, его должен осуществить кто-либо из заместителей.

Культура работы с документами. Включает в себя обязательную регистрацию писем, определение сроков их рассмотрения, персональную ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.

Культура речи. Около 80% рабочего времени менеджера связано с контактами, поэтому умение говорить, общаться является важной составляющей культуры труда руководителя.

Организационная культура. Определяется степенью владения теорией управления, методами организационной работы, опытом, навыками общения, умением осуществлять разнообразные организационные процедуры, составляющие значительную часть времени главной медсестры.

К организационным процедурам можно отнести подбор, расстановку и работу с кадрами; разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы; постановку задач перед исполнителями, распорядительство, контроль исполнения и др.

2.3. Контроль за исполнением решений СС.

  1. Заседания Совета сестер оформляются протоколами секретарем.
  2. При проведении проверок оформляется справка.
  3. Вопросы, требующие рассмотрения администрации, докладываются главному врачу или его заместителю председателем Совета сестер.
  4. Контроль за исполнением решений осуществляет председатель СС.
  5. Председатель СС ежегодно отчитывается о работе согласно плана на конференции медсестер, фельдшеров и акушерок, а также на производственных совещаниях при главном враче.

Наши рекомендации