Организация работы совета сестер
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВЕТА СЕСТЕР
(Инструкция по применению)
Учреждения-разработчики: Белорусская медицинская академия последипломного образования (БелМАПО), Белорусское общественное объединение медицинских сестер (БелООМС), Республиканский диспансер радиационной медицины (РДРМ).
Авторы: Т.В.Матвейчик, В.А.Ржеутский, В.И.Иванова, Г.В.Кулагина
Минск, 2002 г.
Обоснование
Публикации последних лет свидетельствуют о возрастании уровня осознания медицинскими сестрами свой профессии как самостоятельной, равноправной, справедливой, востребованной обществом (1, 7, 8, 9).
В немалой степени этому способствует проводимая реформа сестринской службы, инициированная рядовыми сестринскими коллективами по принципу “снизу-вверх”.
Обучение сестринских руководителей в Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО) способствует увеличению персонала, мотивированного на самообразование длиною в жизнь, профессиональную карьеру и позитивное восприятие жизни.
В этих условиях возрастает потребность в инструкциях, обучающих использованию современных технологий общения в соответствии с этико-деонтологическими стандартами профессии медицинской сестры, а также алгоритмов планирования и осуществления перемен в сестринском деле.
Наиболее востребованной формой выражения демократии в медицинском коллективе являются Советы сестер (СС), однако позитивный опыт, которым владеют отдельные организации, не подходит для широкого распространения из-за неумения и нежелания преодолеть пассивность в его популяризации и тиражировании.
Положение о Совете сестер
I. Общие положения
1. Совет сестер организуется в целях совершенствования организации труда, повышения престижности работы и квалификации медицинского персонала, улучшения культуры и качества лечебно-профилактической помощи населению, основанной на этико-деонтологических стандартах.
2. Совет сестер является общественным органом при администрации организации, использующим принципы добровольности и избирательности из числа наиболее квалифицированных медицинских сестер с навыками лидерства.
3. Количество членов Совета сестер возможно от 7 при числе работающих до 75 человек и до 15 при большей численности работающих.
4. Председателем Совета сестер может быть избрана главная медсестра учреждения.
5. Состав Совета сестер объявляется приказом руководителя учреждения.
6. Общее методическое руководство Советом осуществляет лицо, назначенное руководством учреждения.
II. Основные направления деятельности и функции СС
Основными задачами и функциями Совета сестер являются:
- воспитательная работа среди сестер и младшего медицинского персонала по добросовестному отношению к труду, уважению к жизни и личности пациента, соблюдению правил этики и деонтологии;
- педагогическая работа по организации наставничества, менторства или натаскиванию как новых форм совершенствования сестринских навыков;
- организация подготовки резерва кадров, развивая их мотивацию по освоению смежных специальностей;
- проведение мероприятий по пропаганде и освоению новых норм и методов работы внутри организации и вне ее, популяризуя инновационный опыт с другими организациями здравоохранения и общественными организациями;
- организация и проведение конкурсов (на лучшую по профессии, лучший рабочий кабинет, лучшую форму пропаганды здорового образа жизни), праздничных тематических вечеров (посвящение в профессию, праздника медицинских работников, чествование ветеранов труда);
- обеспечение эстетики труда и правильной организации рабочих мест;
- контроль проведения медицинскими сестрами санитарного просвещения, в том числе о здоровом образе жизни, с переносом акцентов общества с приоритетов болезни на приоритет здоровья;
- обеспечение высокой личной культуры оказания медицинской услуги и обучение этому сестринского персонала;
- формирование и поддержание высокой корпоративной культуры, качества и ответственности средних и младших медицинских работников;
- с целью обеспечения основных направлений деятельности СС:
· взаимодействует с городским или районным Советом медицинских сестер и органами управления учреждений здравоохранения, общественными организациями;
· взаимодействует с редакциями газет и журналов медицинского профиля в части организации и ведения специальных разделов для медсестер.
III. Организация работы СС.
1. Совет сестер работает по плану, утвержденному руководителем учреждения.
2. Для организации мероприятий по осуществлению перечисленных задач и функций, а также контроля их выполнения, Совет сестер проводит заседания не реже 1 раза в месяц.
3. Совет сестер отчитывается о своей работе 1 раз в год на производственном совещании и сестринской конференции.
IV. Права Совета сестер:
- разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию организации работы и культуры, режимов труда и отдыха среднего медицинского персонала;
- передавать на рассмотрение руководителя учреждения предложения Совета сестер, выполнение которых требует денежных средств, использования имущества или совершения работниками действий в порядке выполнения или вне их служебных функций;
- проводить рейды-проверки по контролю организации труда и выполнению должностных обязанностей средним и младшим медперсоналом;
- рассматривать на заседаниях Совета случаи нарушений трудовой дисциплины, нравственных, этических, деонтологических и культурных норм поведения младшего и среднего медперсонала с применением мер общественного воздействия.
Приложение 3
Фельдшеров, акушерок.
Комиссия профессиональной практики медсестер, фельдшеров, акушерок занимается вопросами трудовой дисциплины, соблюдения охранительного режима, ведением сестринской документации, проверкой графиков работы, хранением и учетом медикаментов, следит за организацией рабочего процесса медсестер, медрегистраторов, младшего персонала, участвует в организации изучения смежных специальностей, подготовке резерва кадров, занимается внедрением элементов НОТ и вопросами повышения деловой квалификации.
Цель деятельности: повышение качества оказания медицинской помощи
посредством рациональной и эффективной организации труда сестринского персонала.
Основные направления деятельности:
· Повышение качества оказания сестринской помощи через стандарты
(алгоритмы, протоколы, рекомендации) практики.
· Организация наставничества, обмена опытом.
· Этические нормы, правила.
Задачи и функции:
1. изучает вопросы трудовой дисциплины, соблюдения охранительного режима в учреждении, оформления документации, хранения и учета медикаментов и др.
2. анализирует организацию рабочего процесса сестринского и младшего медицинского персонала в отделениях и кабинетах.
3. занимается разработкой стандартов практики (алгоритмов, протоколов, рекомендаций).
4. внедряет в практику сестринского персонала элементы НОТ.
5. контролирует:
· выполнение медсестрами должностных обязанностей
· состояние рабочего места, оформление документации, графики работы.
· внешний вид сестринского персонала, соблюдение ими этических норм и правил
· хранение и учет медикаментов, перевязочного материала, расход по нормативным документам
· выполнение медсестрами существующих стандартов деятельности, принятых в организации здравоохранения.
6. Взаимодействует с другими комиссиями для выполнения задач СС.
При оценке работы отделений и кабинетов учитывает следующие основные критерии оценки:
1. Вопросы трудовой дисциплины, выполнение медработниками функциональных обязанностей.
2. Состояние рабочего места: оформление, графики работы, документация, выполнение назначений, руководство работой младшего персонала.
3. Состояние лечебно-охранительного режима, поддержание тишины, внешний вид медсестер и санитаров, соблюдение этики и деонтологии.
4. Хранение и учет медикаментов, их расход по нормативным документам.
5. Прием и сдача смен.
6. Вопросы повышения деловой квалификации, освоение смежных специальностей.
7. Вопросы НОТ
8. Участие медсестер в диспансеризации населения и формировании здорового образа жизни личным примером.
9. Соблюдение охраны труда и техники безопасности.
При проведении контроля (проверки) оформляется справка, где указывается:
цель проверки, место контроля, присутствие руководителя структурного подразделения, выявленные нарушения, рекомендации комиссии. Справка предоставляется председателю Совета сестер для обсуждения и принятия решения.
Совместно с координаторами председатель комиссии разрабатывает ежегодный план работы, следит за его выполнением, отчитывается о проделанной работе на заседаниях СС и медсестринской конференции.
План деятельности составляется в декабре текущего года на следующий год, обсуждается на СС и утверждается председателем СС.
Приложение 4
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВЕТА СЕСТЕР
(Инструкция по применению)
Учреждения-разработчики: Белорусская медицинская академия последипломного образования (БелМАПО), Белорусское общественное объединение медицинских сестер (БелООМС), Республиканский диспансер радиационной медицины (РДРМ).
Авторы: Т.В.Матвейчик, В.А.Ржеутский, В.И.Иванова, Г.В.Кулагина
Минск, 2002 г.
Обоснование
Публикации последних лет свидетельствуют о возрастании уровня осознания медицинскими сестрами свой профессии как самостоятельной, равноправной, справедливой, востребованной обществом (1, 7, 8, 9).
В немалой степени этому способствует проводимая реформа сестринской службы, инициированная рядовыми сестринскими коллективами по принципу “снизу-вверх”.
Обучение сестринских руководителей в Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО) способствует увеличению персонала, мотивированного на самообразование длиною в жизнь, профессиональную карьеру и позитивное восприятие жизни.
В этих условиях возрастает потребность в инструкциях, обучающих использованию современных технологий общения в соответствии с этико-деонтологическими стандартами профессии медицинской сестры, а также алгоритмов планирования и осуществления перемен в сестринском деле.
Наиболее востребованной формой выражения демократии в медицинском коллективе являются Советы сестер (СС), однако позитивный опыт, которым владеют отдельные организации, не подходит для широкого распространения из-за неумения и нежелания преодолеть пассивность в его популяризации и тиражировании.