Особенности психомоторики умственно отсталых детей.
Двигательная сфера человека –это и есть психомоторика.
Клиницистами выявлено и описано 5 форм двигательной недостаточности:
1. Моторная дебильность (Г. Дюпре, характеризующаяся недоразвитием пирамидных систем мозга и проявляющаяся в изменении мышечного тонуса во время движения (паротония, усилении сухожильных рефлексов, синкинезиях, неловкости волевых движений;
2. Двигательный инфантилизм (А Гамбургер, в основе которого лежит задержка угасания некоторых рефлексов, свойственных периоду раннего детства; позднее развитие сидения, ходьбы, бега, наличие сопутствующих атетоидных движений в руках и ногах;
3. Экстрапирамидная недостаточность (К Яков) с резким ослаблением, обедненностью мимики и жестов, защитных и автоматических движений, их ритмичности;
4. Фронтальная недостаточность (М. Гуревич) с малой способностью выработки двигательных формул; обилием движений при их непродуктивности и бесцельности, плохим активным вниманием, недоразвитием речи при относительно хорошем ее понимании;
5. Мозжечковая недостаточность (А. Валлон) с асенергиями, расстройствами статики, гипотонией мышц, недостаточностью движений (дисметрией).
При обследовании моторики людей с легкой у\о (F 70) по тестам Н. И. Озерецкого в 29 % случаев выявлено нормальное развитие движений, отставали в развитии моторики 53 % обследованных.
Особенности моторики у\о
-сила, быстрота движений, выносливость у у\о детей развиты хуже, чем у здоровых сверстников во всех возрастах; -кинестетическая чувствительность снижена.
При обследовании моторики у\о людей следует обращать большое внимание на тонкую моторику, так как ее недостаточность выступает именно при умственном недоразвитии. Лучшей моделью исследования тонкой моторики являются действия руки, проекционные зоны которой в коре головного мозга занимают наибольшую площадь.
Для этого проверяют:
-изолированные движения отдельных пальцев; -серию пальцевых движений.
При обнаружении недостаточности тонких ручных операций следует проверить речевые функции.
При обычном клиническом обследовании детей с легкой умственной отсталостьюдвигательные расстройства, как правило, не обнаруживаются. Основным методом исследования их моторики является метод двигательных тестов.
Дети с легкой у\о визуально не имеют двигательной недостаточности: грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Люди с легкой у\о полностью обслуживают себя, владеют бытовыми навыками в зависимости от возраста. Подростки с легкой у\о не могут прикладывать длительные физические усилия, поэтому соревнования среди них должны проводится только по бегу на короткие дистанции, прыжкам в длину и высоту, по бегу на коньках, игре в волейбол.
Качественные показатели компонентов движений, полученные при тестовом обследовании детей и подростков с легкой у\о, можно свести к следующим позициям:
1. Статистическая выносливость в младшем школьном возрасте у олигофренов в ст. дебильности лучше, чем у их здоровых сверстников.
2. Скорость движения тела у людей с легкой у\о и у здоровых в 9-10 лет примерно одинакова. В последующие годы, с 11 до 14 лет, показатели скорости движения тела у у\о ухудшаются, а у здоровых улучшаются.
3. Статическая координация у у\о в 9-10 лет лучше, чем в последующие годы. У здоровых самые высокие показатели бывают в 11-12, в 13-14 лет наблюдается их снижение с подъемом в 15-16 лет.
4. Ручная скорость почти одинакова у тех и у других во всех возрастах, только к 15-16 годам наблюдается сдвиг в сторону увеличения скорости у подростков с легкой у\о.
Коррекция психомоторных расстройств детей и подростков с легкой у\о должна основываться на особенностях их двигательной патологии. В патогенезе двигательной недостаточности при у\о следует учитывать нейродинамические нарушения, вызывающие очаги патологического торможения ЦНС.
Поэтому в коррекции моторных нарушений определенная роль отводится лекарственной терапии, особенно медиаторам (возбудителям) нервной системы. Применение медиаторов целесообразно даже при отсутствии паретических и дистонических явлений.
Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленить структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие «контингенты движений» того или иного церебрального уровня. При церебральных параличах основным методом коррекции является ЛФК.
При обследовании детей с легкой у\о иногда встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса. Клинически это выражается в повышении или снижении тонических рефлексов, что ведет к застыванию ребенка в неудобной позе или невозможности удержать конечность в определенном положении.
Недостаточность уровня синергий выражается в бедности защитных, вспомогательных, выразительных, мимических, пластических движений. Наиболее адекватным методом коррекции синергической недостаточности являются музыкально-ритмические занятия.
Музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое, радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение.
Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, улучшают психические процессы: запоминание, автоматизация двигательных актов, сокращается число ошибочных ответов.
Главное в оценке ритмических упражнений – способность занимающихся к быстрому выполнению неожиданных заданий, а не совершенствование и автоматизация движений. Скорость движения подчиняется характеру музыки.
Упражнение «переноса партнера» оказывает разностороннее воздействие на организм.
При сочетании упражнений с проговариванием стихов и пением улучшается координация движений у детей, плохо чувствующих музыкальный ритм. Совершенствуются речедвигательные и вокально-двигательные координации.
При мышечной скованности человек не может свободно говорить и, тем более, петь. Следовательно, когда упражнения сопровождаются речью или пением, снимается мышечное напряжение (синкинезии, скованность движений).
Осмысленное произношение текста, стихов настолько загружает сознание, что движения начинают выполняться полуавтоматически, становятся пластичными.
Для успешного проведения коррекционно-компенсаторной работы с детьми, имеющими легкую у\о следует руководствоваться следующими методическими советами:
1. Залог успеха занятий в их доступности. Следует предлагать упражнения не слишком легкие и не слишком трудные. Когда упражнение усвоено, можно дать более трудное задание.
2. Перед ребенком надо ставить конкретные задачи по выполнению двигательного упражнения. Такое выполнение упражнений развивает целенаправленность деятельности.
3. Упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами (перерывами, то непрерывно). Одни и те же упражнения следует выполнять с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа. Это способствует развитию эмоциональной подвижности.
4. Нужно добиваться сначала практического усвоения действия в целом, а потом работать над его совершенствованием.
Вопрос 41