VII. Критика в отношении заболевания
При оценке осознания больным своего психического состояния необходимо помнить о сложности этого понятия. К концу обследования психического статуса врач должен составить предварительное мнение о том, в какой степени пациент осознает болезненную природу своих переживаний. Затем следует задать прямые вопросы для того, чтобы глубже оценить это осознание. Указанные вопросы касаются мнения больного о природе его отдельных симптомов; например, полагает ли он, что его гипертрофированное чувство вины оправданно, или нет. Врач также должен выяснить, считает ли пациент себя больным (а не, скажем, преследуемым своими врагами); если да, то связывает ли он свое нездоровье с физическим или с психическим заболеванием; находит ли он, что нуждается в лечении. Ответы на эти вопросы важны еще и потому, что они, в частности, определяют, насколько больной склонен принимать участие в процессе лечения. Запись, которая лишь фиксирует наличие или отсутствие соответствующего явления («имеется осознание психического заболевания» или «нет осознания психического заболевания»), не представляет большой ценности.
Ситуационные задачи по общей психопатологии
Тема: Расстройства ощущений и восприятия
Задача №1
После каждого поступка больной слышит в голове мужской голос, который обсуждает поведение больного, говорит: «Сел», «Встал», «Пить пошел» и т.д.
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. Это расстройство количественное или качественное?
4. К какому регистру психических расстройств он относится?
5. При каких заболеваниях он может встречаться?
Задача №2
Родственники больного рассказывают, что он постоянно поднимает телефонную трубку, когда звонков нет. На вопрос, почему он это делает, сообщает, что слышит, как звонит телефон.
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. Это расстройство количественное или качественное?
4. К какому регистру психических расстройств он относится?
5. Может ли встречаться данный симптом в норме?
Задача №3
Больной, перенесший грипп в тяжелой форме, жалуется, что обычный разговор кажется ему громоподобным, свет электрической лампочки очень ярким, обычные прикосновения вызывают болезненные ощущения.
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. В структуру какого синдрома входит?
4. Это расстройство количественное или качественное?
5. К какому регистру психических расстройств он относится?
Задача №4
Больная отказывается от приема пищи, утверждает, что чувствует в ней вкус человеческого мяса.
1. 1. Назовите симптом.
2. 2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. 3. Каковы внешние проявления данного симптома?
4. 4. Это расстройство количественное или качественное?
5. 5. К какому регистру психических расстройств он относится?
Задача №5
Больная заявляет, что по ее телу ползают насекомые, причиняющие боль, оставляющие продукты своей жизнедеятельности. При объективном осмотре жалобы не подтверждаются.
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. В структуру какого синдрома входит?
4. Это расстройство количественное или качественное?
5. К какому регистру психических расстройств он относится?
Задача №6
Больной постоянно видит «где-то в голове» сцены из его прошлой жизни. Он уверен, что это ему «показывают» с целью скомпрометировать.
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. К какому регистру психических расстройств он относится?
4. При каких заболеваниях он может встречаться?
5. Это расстройство количественное или качественное?
Задача №7
Больная «слышит», как откуда-то издалека доносятся неясные голоса, которые повторяют ее мысли и комментируют ее действия. Создается впечатление, что они делаются специально для нее, возможно, передаются по радио.
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. К какому регистру психических расстройств он относится?
4. Это расстройство количественное или качественное?
5. При каких заболеваниях он может встречаться?
Задача №8
Из письма больного врачу: «Меня постоянно беспокоят такие ощущения в желудке и кишках, как будто там происходит какое-то раздирание, жжение, щекотание. Эти ощущения крайне неприятны. Они специально вызываются у меня, чтобы доставить мне беспокойство. Одновременно я слышу, как голоса внутри головы постоянно повторяют мои мысли».
1. Назовите симптомы.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности они являются?
3. К какому регистру психических расстройств относятся?
4. Это расстройства количественные или качественные?
5. О каком заболевании можно думать?
Задача №9
Больной сообщает, что при закрытых глазах при засыпании он видит блестящие узоры и различных фантастических животных.
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. К какому регистру психических расстройств он относится?
4. Это расстройство количественное или качественное?
5. При каких состояниях он может встречаться?
Задача №10
Больной рассказывает, что вместо узоров на ковре он видит великолепные картины природы, сказочных героев, фантастических животных.
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. К какому регистру психических расстройств он относится?
4. Это расстройство количественное или качественное?
5. На что указывает данный симптом?
Эталоны ответов
Эталон ответа к задаче №1
1. Вербальные псевдогаллюцинации комментирующего содержания.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – восприятия.
3. Качественное.
4. Психотический регистр.
5. Преимущественно при шизофрении, реже – при других хронических психозах.
Эталон ответа к задаче №2
1. Элементарные слуховые галлюцинации – акоазмы.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – восприятия.
3. Качественное.
4. Психотический регистр.
5. Не может.
Эталон ответа к задаче №3
1. Гиперестезия.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – ощущений.
3. Астенического.
4. Количественное.
5. Непсихотический регистр.
Эталон ответа к задаче №4
1. Галлюцинация вкуса.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – восприятия.
3. Отказ от приема пищи.
4. Расстройство качественное.
5. Психотический регистр.
Эталон ответа к задаче №5
1. Тактильные галлюцинации.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – ощущений и восприятия.
3. Входит в структуру ипохондрического (в частности, дерматозойного) бреда.
4. Расстройство качественное.
5. Психотический регистр.
Эталон ответа к задаче №6
1. Зрительные псевдогаллюцинации.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности –восприятия.
3. Психотический регистр.
4. Преимущественно при шизофрении, реже – при других хронических психозах.
5. Расстройство качественное.
Эталон ответа к задаче №7
1. Вербальные псевдогаллюцинации.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности –восприятия.
3. Психотический регистр.
4. Расстройство качественное.
5. Преимущественно при шизофрении.
Эталон ответа к задаче №8
1. Висцеральные галлюцинации и вербальные псевдогаллюцинации.
2. Расстройства познавательной сферы психической деятельности –восприятия.
3. Психотический регистр.
4. Расстройства качественные.
5. О шизофрении.
Эталон ответа к задаче №9
1. Гипнагогические галлюцинации.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности –восприятия.
3. Психотический регистр.
4. Расстройство качественное.
5. При тяжело протекающих соматических заболеваниях, при алкогольном абстинентном синдроме, редко – у здоровых людей при выраженном утомлении.
Эталон ответа к задаче №10
1. Парейдолические иллюзии (парейдолии)
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности –восприятия.
3. Психотический регистр.
4. Расстройство качественное.
5. Указывает на развивающееся помрачение сознания (например, при алкогольном или инфекционном делирии).
Тема: Расстройства памяти и интеллекта
Задача №1
Пациенту 28 лет. После черепно-мозговой травмы, полученной в аварии, забыл, как он собирался переходить улицу, как дошел до ее середины, где был сбит машиной. Текущие события воспроизводит правильно.
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. К какой группе заболеваний относится данное расстройство?
4. Нуждается ли данный пациент в госпитализации в психиатрический стационар?
5. Есть ли показания для недобровольной госпитализации?
Задача №2
Больному 74 года, 6 месяцев назад перенес геморрагический инсульт. В настоящее время не может назвать текущую дату, запомнить имя и отчество лечащего врача, не помнит, навещают ли его родственники. Память на события, происходившие до начала заболевания, удовлетворительная. Грубых интеллектуальных расстройств не выявлено.
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. К какой группе заболеваний относится данное расстройство?
4. В структуру какого синдрома входит?
5. В результате каких заболеваний обычно развивается данный симптом?
Задача №3
Больная 82 лет не помнит событий последних десятилетий. Считает, что ее мать, умершая 40 лет назад, жива, что медсестры – это ее подруги, лечащий врач – ее муж. Себя считает молодой женщиной. Резко снижено абстрагирование. Установлено, что указанные расстройства развивались постепенно в течение последних 4 лет.
1. Назовите симптом.
2. По какому закону он развивается?
3. Расстройством какой сферы психической деятельности является?
4. К какой группе заболеваний относится?
5. В результате каких болезней развивается?
Задача №4
Больная 84 лет в течение месяца находится в больнице, но сообщает врачу, что она вчера ходила в гости к знакомой, что сегодня утром была дома, занималась хозяйством.
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. Какую закономерность памяти он отражает?
4. К какой группе заболеваний относится данное расстройство?
5. Чем может быть обусловлена недобровольная госпитализация?
Задача №5
Больной во сне видел, как он принимал участие в концертной программе, играл на скрипке. Проснувшись, заявил, что он известный музыкант, великолепно играет на скрипке (это не соответствует действительности).
1. Назовите симптом.
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
3. При каких заболеваниях встречается данное расстройство?
4. Нуждается ли данный пациент в стационарном лечении?
5. Есть ли показания для недобровольной госпитализации?
Задача №6
Ребенок 5 лет не узнает родителей, не отличает горячего от холодного, тянет в рот несъедобные предметы, не умеет раздеваться и одеваться. Нередко бывает злобен, пытается кусаться, рвать волосы, одежду. Речь полностью отсутствует. Нуждается в постоянном надзоре и уходе.
1. Назовите синдром недоразвития интеллекта.
2. Поставьте клинический диагноз.
3. С какими нарушениями обычно сочетается психический дефект при данной степени недоразвития интеллекта?
4. Каков прогноз?
5. Что является причиной смерти у таких больных?
Задача №7
Ребенку 12 лет. По словам родителей, с раннего детства уступал сверстникам в умственном развитии. С трудом окончил 3 класса спец. школы, научился писать отдельные слова, считает до 100, легко складывает в пределах 30, но с трудом вычитает числа. Знает, что такое кровать, стол, стул, но сгруппировать их в одно понятие не может. Очень прилежен, имеет довольно хорошую механическую память.
1. Назовите синдром недоразвития интеллекта.
2. Поставьте клинический диагноз.
3. Как можно охарактеризовать мышление этого ребенка?
4. Чем нивелируется у него отсутствие абстрактного мышления?
5. Каков прогноз?
Задача №8
Мальчику 9 лет. Двигательно неловок. Может сам есть ложкой, но одеваться, раздеваться не умеет. Заикается, речь косноязычная, словарный запас ограничен, фразовая речь фактически отсутствует. Знает названия окружающих предметов. Ласков, послушен, эмоционально привязан к родным, иногда копирует их действия.
1. Назовите синдром недоразвития интеллекта.
2. Поставьте клинический диагноз.
3. Чем характеризуется познавательная деятельность этого ребенка?
4. Имеется ли у него абстрактное мышление?
5. Каков прогноз?
Задача №9
Больной 27 лет, имеет высшее образование, работала переводчицей. В течение последних двух лет появились неврологические расстройства в виде двоения в глазах, нарушения артикуляции и тонких движений в руке. Был установлен диагноз демиелинизирующего процесса. Изменилась в поведении, стала бестактна, бесцеремонна. При осмотре у психиатра жалоб на здоровье не предъявляет. Правильно называет текущую дату, место пребывания. По просьбе врача демонстрирует знание таблицы умножения, однако вычитание из 100 по 7 выполнить не может (сразу получается 43). Не может объяснить смысл пословицы «Не в свои сани не садись», отвечает: «При чем тут сани – лето на дворе». При попытке письма обнаруживает крайне неразборчивый почерк, однако сама утверждает, что написала все правильно и красиво.
1. Назовите синдром снижения интеллекта.
2. Поставьте клинический диагноз.
3. Какие психические функции нарушены у больной в большей степени?
4. Имеются ли у больной выраженные личностные расстройства?
5. Каков прогноз?
Задача №10
Больная 52 лет длительное время страдает гипертонической болезнью и сахарным диабетом, назначенное лечение принимает нерегулярно. Жалуется на снижение памяти и сообразительности, в связи с чем перестала справляться с профессиональной деятельностью. Однако ежедневные домашние обязанности выполняет охотно и полностью, забывчивость пытается компенсировать, делая записи в блокноте. Стала сентиментальна, склонна к слезам, несколько заострились личностные черты. Понимает свою несостоятельность и стесняется ее.
1. Назовите синдром снижения интеллекта.
2. Поставьте клинический диагноз.
3. Какие психические функции нарушены у больной в большей степени?
4. Имеются ли у больной выраженные личностные расстройства?
5. Какова терапевтическая тактика?
Эталоны ответов
Эталон ответа к задаче №1
1. Ретроградная амнезия.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.
3. К органическим заболеваниям головного мозга.
4. В госпитализации в психиатрический стационар не нуждается.
5. Показаний для недобровольной госпитализации нет.
Эталон ответа к задаче №2
1. Фиксационная амнезия.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.
3. К органическим заболеваниям головного мозга.
4. Входит в структуру Корсаковского синдрома.
5. Развивается обычно остро, в результате внезапных мозговых катастроф (интоксикаций, травм, асфиксии, инсульта и пр.).
Эталон ответа к задаче №3
1. Прогрессирующая амнезия.
2. По закону Рибо.
3. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.
4. К органическим заболеваниям головного мозга.
5. Возникает при хронических прогрессирующих сосудистых (безынсультное течение церебрального артериосклероза) и атрофических заболеваниях (Болезни Альцгеймера и Пика).
Эталон ответа к задаче №4
1. Псевдореминисценции.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.
3. В памяти дольше сохраняется содержание пережитого («память содержания»), чем временные взаимоотношения событий («память времени»).
4. К органическим заболеваниям головного мозга.
5. Недобровольная госпитализация может быть обусловлена беспомощностью больной (ст. 29, пункт 3 «Закона о психиатрической помощи…»).
Эталон ответа к задаче №5
1. Криптомнезия.
2. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.
3. Встречается при органических психозах и параноидной шизофрении.
4. В стационарном лечении не нуждается.
5. Показаний для недобровольной госпитализации нет.
Эталон ответа к задаче №6
1. Идиотия.
2. Умственная отсталость глубокая.
3. Психический дефект сочетается с множественными дефектами формирования внутренних органов и внешними аномалиями.
4. Прогноз неблагоприятный.
5. Причиной смерти у таких больных являются инфекции и интеркуррентные заболевания.
Эталон ответа к задаче №7
1. Дебильность.
2. Умственная отсталость легкой степени.
3. Мышление конкретно-ситуационное.
4. Прилежанием и хорошей механической памятью.
5. Прогноз относительно благоприятный – может освоить несложную профессию и работать под руководством наставника.
Эталон ответа к задаче №8
1. Имбецильность.
2. Тяжелая умственная отсталость.
3. Познавательная деятельность ограничивается образованием представлений.
4. Абстрактное мышление отсутствует.
5. Может научиться выполнять простейшие навыки самообслуживания и трудовые операции под контролем взрослых.
Эталон ответа к задаче №9
1. Тотальное слабоумие.
2. Деменция в связи с демиелинизирующим заболеванием головного мозга.
3. В большей степени нарушен интеллект.
4. Имеются выраженные личностные расстройства (разрушение «ядра личности»).
5. Неблагоприятный.
Эталон ответа к задаче №10
1. Лакунарное (дисмнестическое) слабоумие.
2. Сосудистая деменция (деменция в связи со смешанными заболеваниями).
3. Грубые расстройства памяти и снижение способности к абстрактному мышлению.
4. Выраженных личностных расстройств нет, имеется лишь некоторое заострение личностных черт.
5. Регулярный прием гипотензивных, сахароснижающих препаратов, нейрометаболическая терапия.
Тема: Расстройства мышления и речи
Задача №1
Больной 42 лет на вопрос врача о частоте госпитализаций отвечает: «Понимаете, тут же зависит от обстоятельств. У меня как получилось, я лежал целый месяц, и получается потому, что организм привыкает к лекарствам, менять схему надо, так и так попадаешь туда. Но появляются и причины, что именно там оказываешься. Я лег, появился там, приехал туда. Потом врач тоже ушла в отпуск. Опять надо ждать в больнице. Потом мама заболела, а одного дома она меня оставлять боится».
1. Назовите симптом.
2. К расстройствам какой сферы психической деятельности он относится?
3. Для каких заболеваний характерен?
4. На что указывает наличие данного симптома?
5. Связан ли этот симптом со снижением интеллекта?
Задача №2
Пациент 36 лет уверен, что «межпланетная организация», созданная специально для того, чтобы его погубить, при помощи каких-то приборов заставляет его помимо воли скашивать глаза, целыми днями ходить взад-вперед, писать письма. Одновременно «организация» влияет на его мысли, вызывает у него неприятные воспоминания, неприятные видения.
1. Перечислите психопатологические симптомы.
2. Какой синдром они образуют?
3. К расстройствам какой сферы психической деятельности он относится?
4. Для какого заболевания он характерен?
5. Какова терапевтическая тактика при данном состоянии?
Задача №3
У пациентки 32 лет психическое состояние изменилось остро – нарушился сон, появились страх, тревога. В разговорах прохожих слышала свое имя, казалось, что от нее что-то скрывают. Предметы вокруг нее выглядели изменившимися, ощущала перемены и в самой себе, что вызывало чувство растерянности. Была возбуждена, не находила себе места, пыталась бежать.
1. Перечислите психопатологические симптомы.
2. Назовите синдром.
3. Нам фоне каких расстройств он формируется?
4. При каких заболеваниях данный синдром встречается?
5. Каков прогноз?
Задача №4
У пациента 28 лет остро без видимых причин появилось ощущение, что окружающие его люди как-то изменились. Понял, что его окружают подставные лица. Многих он узнает, хотя они переодеты и загримированы. Находит среди них своих знакомых, родственников, сослуживцев. Не может понять, почему это произошло, испытывает тревогу.
1. Перечислите психопатологические симптомы.
2. Назовите синдром.
3. Каков регистр данного расстройства?
4. Назовите возможный диагноз.
5. Каков прогноз?
Задача №5
Больная 66 лет отказывается от приема пищи, заявляет, что ее внутренности сгнили, пища не переваривается, а сразу проваливается в полость таза и загнивает.
1. Назовите ведущий синдром.
2. Назовите фабулу бреда.
3. Какими эмоциональными расстройствами он сопровождается?
4. Показана ли недобровольная госпитализация?
5. Обоснуйте ответ на 4 вопрос.
Задача №6
Больной перенес инфекционный делирий. В разгар болезни «видел», как его сотрудники принесли ему транзисторный приемник. Через 3 дня явления психоза прошли, но осталась твердая убежденность, что приемник ему приносили. Ссорится с медицинским персоналом, требуя его возвращения.
1. Назовите ведущий синдром.
2. К расстройствам какой сферы психической деятельности он относится?
3. Каков регистр данного расстройства?
4. Какова тактика лечения?
5. Каков прогноз?
Задача №7
Больной считает, что с помощью прибора, установленного в лаборатории, неизвестные читают его мысли, вкладывают ему свои мысли. Этот прибор насильственно заставляет его то веселиться, то печалиться. Одновременно прибор «делает» ему голоса, которые звучат где-то в голове. Уверен, что существует целая организация, которая намерена его погубить.
1. Перечислите психопатологические симптомы.
2. Назовите синдром.
3. Для какого заболевания он характерен?
4. Какова тактика лечения?
5. Каков прогноз?
Задача №8
Образец речи больного, находящегося в формально ясном сознании: «Я шел по улице, а справа пронесли длинную пожарную кишку. Где же эта книга? Не бывает ведь снега без мороза. Если бы прибавить и отнять, то все равно сопротивление кончится».
1. Назовите симптом.
2. К расстройствам какой сферы психической деятельности он относится?
3. Для какого заболевания характерен?
4. Это расстройство количественное или качественное?
5. О чем свидетельствует?
Задача №9
Мужчина 42 лет постоянно боится, что в его отсутствие жена и дети умрут. Для того, чтобы защититься от несчастья, он должен по выходе из дома взяться правой рукой за левое ухо, хотя понимает бесполезность данного действия.
1. Перечислите психопатологические симптомы.
2. Назовите синдром.
3. Установите клинический диагноз.
4. Каков регистр данного расстройства?
5. Показана ли недобровольная госпитализация в данном случае?
Задача №10
Больная 72 лет уверена, что ее обкрадывает дочь, живущая с ней в одной квартире. Постоянно проверяет содержимое своих сундучков, узелков, утверждает, что ее ограбили. Пересчитывает оставшиеся в кошельке деньги, уверяет, что их стало значительно меньше. Объективно эти сведения не подтверждаются.
1. Назовите фабулу бреда.
2. Дайте его характеристику по механизму происхождения.
3. Дайте его характеристику по степени систематизации.
4. Почему он называется «бред малого размаха»?
5. Каков прогноз?
Эталоны ответов
Эталон ответа к задаче №1
1. Патологическая обстоятельность (вязкость) мышления.
2. К расстройствам познавательной деятельности – мышления.
3. Характерен для органических заболеваний головного мозга, особенно для эпилепсии.
4. Указывает на длительное течение заболевания и на наличие необратимого дефекта личности.
5. Связан, т.к. теряется способность отличать главное от второстепенного.
Эталон ответа к задаче №2
1. Психические автоматизмы (моторные и идеаторные), зрительные псевдогаллюцинации.
2. Синдром Кандинского-Клерамбо.
3. Относится к расстройствам мышления.
4. Характерен для шизофрении.
5. Психофармакотерапия – назначение атипичных антипсихотиков.
Эталон ответа к задаче №3
1. Функциональные галлюцинации, идеи отношения, дереализация, деперсонализация.
2. Синдром острого чувственного бреда.
3. Формируется на фоне ярких эмоциональных расстройств.
4. Может быть проявлением любого остро возникшего психоза – интоксикационного, соматогенного, реактивного, острого приступа шизофрении.
5. Относительно благоприятный: в большинстве случаев удается полностью купировать психотический приступ.
Эталон ответа к задаче №4
1. Дереализация, симптом положительного двойника, тревога.
2. Синдром Капгра.
3. Регистр психотический.
4. Возможен острый приступ параноидной шизофрении.
5. Относительно благоприятный: возможно эпизодическое течение заболевания.
Эталон ответа к задаче №5
1. Синдром Котара (бред отрицания).
2. Депрессивный бред.
3. Сопровождается депрессивными расстройствами, тяжелым чувством тоски и тревоги.
4. Недобровольная госпитализация показана.
5. Больная представляет опасность для себя (ст. 29, пункт 2 «Закона о психиатрической помощи…»).
Эталон ответа к задаче №6
1. Резидуальный бред.
2. Расстройство ассоциативной сферы психической деятельности.
3. Регистр психотический.
4. Лечение основного (инфекционного) заболевания.
5. Благоприятный.
Эталон ответа к задаче №7
1. Персекуторный бред, психические автоматизмы (идеаторные), вербальные псевдогаллюцинации.
2. Галлюцинаторно-параноидный синдром (Кандинского-Клерамбо).
3. Для шизофрении.
4. Психофармакотерапия – нейролептики, атипичные антипсихотики.
5. Неблагоприятный – как правило, непрерывное течение заболевания с развитием негативных расстройств.
Эталон ответа к задаче №8
1. Речевая разорванность.
2. Расстройство мышления.
3. Характерно для шизофрении.
4. Качественное расстройство.
5. Чаще всего является проявлением конечного состояния при шизофрении.
Эталон ответа к задаче №9
1. Навязчивые мысли, навязчивые страхи, ритуалы.
2. Обсессивно-фобический синдром.
3. Невроз навязчивых состояний.
4. Регистр невротический.
5. Недобровольная госпитализация не показана.
Эталон ответа к задаче №10
1. Персекуторный бред материального ущерба.
2. Вторичный бред, т.к. развивается как следствие расстройств памяти.
3. Бред несистематизированный.
4. Потому что касается только бытовых отношений.
5. Прогноз неблагоприятный – длительное безремиссионное течение.
Тема: Эмоционально-волевые нарушения
Задача №1
У больной немотивированно веселое настроение, все воспринимается ей «в розовом цвете». Оптимистична, на отрицательные аффекты не реагирует, переоценивает свои возможности. Речь быстрая, громкая, в беседе легко отвлекаема.Гиперактивна, однако деятельность ее непродуктивна. Требует от окружающих беспрекословного себе подчинения, при невыполнении – легко раздражается, конфликтует.
1. Перечислите психопатологические симптомы.
2. Назовите синдром.
3. Какое заболевание можно предположить?
4. Показана ли госпитализация в психиатрический стационар?
5. Есть ли основания для недобровольной госпитализации?
Задача №2
У больного немотивированно подавленное настроение, испытывает чувство тоски. Мир воспринимает серым, мрачным, безрадостным. Двигательно заторможен. Мышление замедлено, высказывает идеи самоуничижения и суицидальные мысли. Лицо выражает глубокую печаль.
1. Перечислите психопатологические симптомы.
2. Назовите синдром.
3. Какое заболевание можно предположить?
4. Имеются ли основания для недобровольной госпитализации?
5. Обоснуйте ответ на 4 вопрос.
Задача №3
У больного внезапно развилось тоскливо-злобное настроение, он жалуется на плохое отношение к нему со стороны всех окружающих, набросился с ножом на соседа, жестоко избил жену и ребенка. Это состояние прошло так же внезапно, как и появилось.
1. Назовите симптом.
2. К расстройствам какой сферы психической деятельности он относится?
3. Это расстройство количественное или качественное?
4. При каких заболеваниях встречается?
5. Имеются ли основания для недобровольной госпитализации?
Задача №4
Больной заявляет, что любит жену и детей и ненавидит их в то же время. В больнице ему нравится, и он намерен из нее убежать. Заявляет, что голоден, но отказывается от приема пищи.
1. Назовите симптомы.
2. К расстройствам какой сферы психической деятельности они относятся?
3. Это расстройства количественные или качественные?
4. При каком заболевании встречаются?
5. Могут ли встречаться у здоровых людей?
Задача №5
Пациент не проявляет интереса к окружающим, равнодушен к событиям в мире, безразличен к своему здоровью и внешнему виду. Речь скучная и монотонная, мимика однообразная, при встрече с родными остается безучастным, практически не разговаривает с ними, молча съедает принесенную ему передачу.
1. Назовите симптом.
2. К расстройствам какой сферы психической деятельности он относится?
3. Каким симптомом является?
4. При каких заболеваниях встречается?
5. На что указывает при шизофрении?
Задача №6
Больной неподвижен, лежит в постели в неудобной позе с согнутыми и приведенными к туловищу конечностями. Мышечный тонус повышен. При попытке изменить положение его конечностей оказывает молчаливое сопротивление. На вопросы не отвечает, инструкции не выполняет.
1. Перечислите психопатологические симптомы.
2. Назовите синдром.
3. К расстройствам какой сферы психической деятельности он относится?
4. Для какого заболевания он характерен?
5. Имеются ли основания для недобровольной госпитализации?
Задача №7
Больная постоянно лежит в эмбриональной позе, все ее мышцы напряжены, челюсти сжаты, губы вытянуты хоботком. Контакту не доступна, на вопросы не отвечает, инструкции не выполняет.
1. Перечислите психопатологические симптомы.
2. Назовите синдром.
3. К расстройствам какой сферы психической деятельности он относится?
4. Для какого заболевания он характерен?
5. Имеются ли основания для недобровольной госпитализации?
Задача №8
Больная молчалива, бездеятельна, безынициативна, время проводит однообразно, ее желания ограничены физиологическими потребностями. При осмотре оказывает активное сопротивление. При беседе стереотипно повторяет вопросы врача, разговор присутствующих в кабинете, копирует жесты и мимику.
1. Перечислите психопатологические симптомы.
2. Назовите синдром.
3. Поставьте нозологический диагноз.
4. Определите форму заболевания.
5. Определите прогноз.
Задача №9
Пациент рассказывает о себе: «Временами, 2-3 раза в год, у меня без причин возникает тоскливое настроение, появляется непреодолимое желание выпить. В таких случаях я не выхожу на работу и пью день и ночь. В одно утро я просыпаюсь совершенно без этого тягостного чувства, пьянствовать больше не хочу, и я вновь работаю и живу нормально».
1. Назовите симптом.
2. К расстройствам какой сферы психической деятельности он относится?
3. Имеется ли у пациента алкогольная зависимость?
4. Какой этап волевой деятельности при данном симптоме отсутствует?
5. Каков прогноз?
Задача №10
Больному 74 года. Много лет страдает гипертонической болезнью, стенокардией. Последнее время отмечает, что стал чрезвычайно чувствительным, всегда плачет, когда смотрит старые фильмы, фильмы про войну, т.к. вспоминает свою молодость; плачет от умиления и растроганности. Сдерживать эмоции он не может.
1. Назовите симптом.
2. К расстройствам какой сферы психической деятельности он относится?
3. Проявлением каких заболеваний является?
4. С какими расстройствами обычно сочетается?
5. Каков прогноз?
Эталоны ответов
Эталон ответа к задаче №1
1. Гипертимия, двигательная и идеаторная гиперактивность.
2. Маниакальный синдром.
3. Биполярное аффективное расстройство, маниакальный эпизод.
4. Показана.
5. Показания для недобровольной госпитализации имеются – опасность для окружающих (конфликтность), ухудшение состояния без оказания помощи (ст. 29, пункт 1,3 «Закона о психиатрической помощи…»).
Эталон ответа к задаче №2
1. Гипотимия, двигательная и идеаторная заторможенность, депрессивный бред (идеи самоуничижения), суицидальные мысли.
2. Депрессивный синдром.
3. Биполярное аффективное расстройство, депрессивный эпизод, или рекуррентное депрессивное расстройство.
4. Показания для недобровольной госпитализации имеются.
5. Опасность для себя (суицидальные мысли) – ст. 29, пункт 1 «Закона о психиатрической помощи…».
Эталон ответа к задаче №3
1. Дисфория.
2. Расстройство эмоциональной сферы психической деятельности.
3. Расстройство качественное.
4. Характерно для органических заболеваний головного мозга, особенно для эпилепсии.
5. Показания для недобровольной госпитализации имеются – опасность для окружающих (ст. 29, пункт 1 «Закона о психиатрической помощи…»).
Эталон ответа к задаче №4
1. Амбивалентность и амбитендентность.
2. Расстройство эмоционально-волевой сферы психической деятельности.
3. Расстройство качественное.
4. Встречается при шизофрении, шизоидном расстройстве личности.
5. Могут встречаться у здоровых людей, склонных к самоанализу (рефлексии).
Эталон ответа к задаче №5
1. Апатия.
2. Расстройство эмоциональной сферы психической деятельности.
3. Негативный симптом.
4. Встречается при шизофрении и поражении лобных долей головного мозга.
5. При шизофрении является признаком конечного состояния.
Эталон ответа к задаче №6
1. Мышечный гипертонус, активный негативизм, мутизм.
2. Кататонический синдром.
3. Расстройство двигательно-волевой сферы психической деятельности.
4. Характерен для шизофрении.
5. Имеются показания для недобровольной госпитализации – беспомощность больного (ст. 29, пункт 2 «Закона о психиатрической помощи…»).
Эталон ответа к задаче №7
1. Мышечный гипертонус, мутизм, негативизм.
2. Кататонический синдром.
3. Расстройство двигательно-волевой сферы психической деятельности.
4. Характерен для шизофрении.
5. Имеются показания для недобровольной госпитализации – беспомощность больного (ст. 29, пункт 2 «Закона о психиатрической помощи…»).
Эталон ответа к задаче №8
1. Мутизм, абулия, акинезия, активный негативизм, эхопраксия и эхолалия.
2. Кататонический синдром.
3. Шизофрения.
4. Кататоническая форма.
5. Прогноз неблагоприятный.
Эталон ответа к задаче №9
1. Импульсивное влечение – дипсомания.
2. Расстройство волевой сферы психической деятельности.
3. Алкогольной зависимости нет.
4. Отсутствует этап борьбы мотивов.
5. Прогноз относительно благоприятный.
Эталон ответа к задаче №10
1. Эмоциональная лабильность (слабодушие).
2. Расстройство эмоциональной сферы психической деятельности.
3. Развивается при сосудистых заболеваниях головного мозга.
4. Обычно сочетается с нарушениями памяти.
5. Постепенное прогрессирование указанных расстройств.
Тема: Синдромы нарушенного сознания
Задача №1
Пациент бы