Анализ методов продвижения оздоровительного турпродукта ООО «Маяк»

В условиях глобального рынка и возрастающей конкуренции на туристском рынке вопросы конкурентоспособности отечественного турпродукта являются особенно актуальными. Конкурируют между собой как отдельные участники рынка (туроператоры, отели, санатории), так и дестинации, страны, континенты, а также виды туризма. По мнению экспертов мирового туризма, в кризисных и посткризисных экономических условиях в качестве основных факторов, определяющих успех в конкурентной борьбе за туриста, выходят два параметра:

· уникальность предлагаемого турпродукта;

· лучшая цена.

Если у вас уникальный продукт, вы должны правильно донести о нем информацию через систему продвижения и привлечь клиентов характеристиками и уникальными свойствами продукта. Если ваш продукт не уникален, вы можете предложить лучшую на рынке цену и с помощью системы стимулирования сбыта привлечь максимально возможное число клиентов. Немаловажную роль при этом будет играть транспортная доступность курорта или дестинации. Анкетирование предприятий туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея, проведенное в ходе прохождения преддипломной практики в 2016 году, показало, что конкурентам курортов Республики Адыгея профессионалы считают:

· российские курорты – Кавминводы, Белокуриха;

· ближнее зарубежье – курорты Крыма, Абхазии;

· дальнее зарубежье, морские курорты - курорты Италии, Франции, Турции, Греции, Болгарии;

· дальнее зарубежье, лечебно-оздоровительные не морские курорты - Карловы Вары, курорты Австрийских Альп, курорты Италии, Франции, Швейцарии, Венгрии.

Также все респонденты отметили, что курорты Краснодарского края - Сочи, Анапа и Геленджик - конкурируют между собой как за пляжного туриста, так и за клиента в секторе лечебно-оздоровительного туризма.

Также следует отметить, что выявленная в результате исследования резкая сезонность цен на оздоровительный турпродукт, когда цена высокого сезона в среднем на 40% выше цены низкого сезона и на 30% ниже цены сезона (коэффициенты сезонности соответственно 0,6 и 0,7), сложилась в те годы, когда спрос на путевки отечественных курортов в пик сезона значительно превышал предложение. Т

Теперь с бурным развитием малых и индивидуальных средств размещения недостатка в номерном фонде курортов Республики Адыгея в высокий сезон нет. И, наоборот, предложение превышает существующий спрос. Снижение влияния фактора сезонности цен и использование в продвижении сезонных акций и спецпредложений является эффективным инструментом системы продвижения турпродукта и активно используется туристскими компаниями и объектами размещения. Одним из примеров успешного сотрудничества объектов размещения и местных турагентов в целях формирования и продвижения конкурентоспособного оздоровительного турпродукта является реализация программы «Открытый юг» знак (рис.3.1).

Анализ методов продвижения оздоровительного турпродукта ООО «Маяк» - student2.ru

Рисунок 3.1 – Зарегистрированный товарный знак программы «Открытый юг»

Данный проект был реализован в рамках ассоциации предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса НП «Большой Сочи». Идея программы заключалась в том, чтобы в межсезонный период с 15 октября по 31 мая объекты размещения предложили специальные сниженные цены на пакет услуг, включающий проживание в стандартных номерах, трехразовое питание, базовый набор оздоровления (лечения), пользование бассейном, пляжем и объектами инфраструктуры. Продолжительность путевки от семи дней.

Задачей ООО «Маяк» является эффективное продвижение и реализация данного турпродукта и специально созданный call-центр. Данный проект с момента его запуска в 2004 году пользовался поддержкой краевых и местных властей, которые участвовали в формировании рекламного бюджета по продвижению проекта в регионах России, учитывая его социальную направленность на оздоровление среднестатистического россиянина с невысокими доходами. Это доступный по цене продукт. На старте цена 1 койко-дня по путевке «Открытый юг» начиналась от 650 руб. с человека в день с питанием и лечением. В 2013 году эта цена колеблется в пределах от 1090 до 1550 руб. с человека в сутки и до 42% ниже стандартной цены стойки санаториев и пансионатов, участвующих в программе.

Для оценки конкурентоспособности турпродукта нами был проведен анализ актуальных цен на турпакеты с отдыхом и лечением на популярных российских и зарубежных курортах. В таблице 3.1 представлен проведенный нами сравнительный анализ цен на оздоровительные и лечебно-оздоровительные турпакеты российских и зарубежных курортов по данным на апрель 2015 года.

Рассчитаны цены турпакетов на двоих человек на 14 дней при размещении в двухместном стандартном уровне в отелях и санаториях 3-4*. Для расчета цен в евро применялся курс 1 евро = 64 рубля. Итоговые данные отсортированы по возрастанию общей цены пакета.

Таблица 3.1

Сравнительный анализ цен на оздоровительный турпродукт российских и зарубежных курортов с авиаперелетом из Москвы в апреле 2015 года

Курорт Страна Отель/санаторий Транспортные расходы (авиаперелет и трансфер из аэропорта и обратно), рублей Пакет/путевка отеля/ санатория на 14 дней, рублей Общая цена турпродук-та на 2 чел., рублей Общая цена турпро-дукта на 2 чел., евро
Сочи Россия Сочи 4* по программе "Открытый юг"
Анапа Россия Старинная Анапа 4*
Белокуриха Россия Лесотель 4*
Сочи Россия Русь 4*
Геленджик Россия Красная Талка 3*
Люшон Франция Hotel Corneille 3*+
Джермук Армения Джермук Армения 5*
Железноводск Россия Плаза 4*
Варна Болгария Graffit Gallery Design Hotel 4*
Карловы Вары Чехия Embassy 4*
Бад Хофгаштайн Австрия Österreichischer Hof 4*
Баден-Баден Германия Dorint Maison Messmer 4*

Данные анализа показывают, что в межсезонный период на рынке Москвы турпродукт отдельных российских курортов конкурентоспособен по цене. Что касается более дальних регионов, то с учетом транспортных расходов конкурентоспособность турпродукта отечественных курортов европейской части снижается. Это является серьезной проблемой.

Подводя итог проведенной оценке оздоровительного турпродукта ООО «Маяк», можно сделать следующие выводы:

ü в условиях высокой конкуренции на мировом туристском рынке решающее значение приобретают уникальность оздоровительного турпродукта и привлекательность цены на него;

ü конкурентами дестинаций оздоровительного туризма выступают как классические зарубежные лечебно-оздоровительные курорты, так и пляжные курорты, генерирующие потоки массового туризма из России;

ü цены на турпродукт санаториев, пансионатов и курортных отелей курортов Республики Адыгея и Краснодарского края являются конкурентоспособными по сравнению с ценами на услуги зарубежных курортных отелей-конкурентов;

ü необходимы срочные меры на государственном уровне по регулированию тарифов на авиаперевозки в составе турпакетов на российские оздоровительные курорты, являющиеся достоянием всего российского народа;

ü консолидация усилий участников рынка и местных туристских администраций при продвижении оздоровительного турпродукта дает хороший эффект, способствует росту конкурентоспособности турпродукта и привлечению туристов на курорты;

ü для развития туроперейтинга на рынке оздоровительного туризма в деятельности ООО «Маяк» необходимо применение инновационных методов продвижения продукта, о чем пойдет речь далее в нашей работе.

Наши рекомендации