Анализ методов продвижения оздоровительного турпродукта ООО «Маяк»
В условиях глобального рынка и возрастающей конкуренции на туристском рынке вопросы конкурентоспособности отечественного турпродукта являются особенно актуальными. Конкурируют между собой как отдельные участники рынка (туроператоры, отели, санатории), так и дестинации, страны, континенты, а также виды туризма. По мнению экспертов мирового туризма, в кризисных и посткризисных экономических условиях в качестве основных факторов, определяющих успех в конкурентной борьбе за туриста, выходят два параметра:
· уникальность предлагаемого турпродукта;
· лучшая цена.
Если у вас уникальный продукт, вы должны правильно донести о нем информацию через систему продвижения и привлечь клиентов характеристиками и уникальными свойствами продукта. Если ваш продукт не уникален, вы можете предложить лучшую на рынке цену и с помощью системы стимулирования сбыта привлечь максимально возможное число клиентов. Немаловажную роль при этом будет играть транспортная доступность курорта или дестинации. Анкетирование предприятий туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея, проведенное в ходе прохождения преддипломной практики в 2016 году, показало, что конкурентам курортов Республики Адыгея профессионалы считают:
· российские курорты – Кавминводы, Белокуриха;
· ближнее зарубежье – курорты Крыма, Абхазии;
· дальнее зарубежье, морские курорты - курорты Италии, Франции, Турции, Греции, Болгарии;
· дальнее зарубежье, лечебно-оздоровительные не морские курорты - Карловы Вары, курорты Австрийских Альп, курорты Италии, Франции, Швейцарии, Венгрии.
Также все респонденты отметили, что курорты Краснодарского края - Сочи, Анапа и Геленджик - конкурируют между собой как за пляжного туриста, так и за клиента в секторе лечебно-оздоровительного туризма.
Также следует отметить, что выявленная в результате исследования резкая сезонность цен на оздоровительный турпродукт, когда цена высокого сезона в среднем на 40% выше цены низкого сезона и на 30% ниже цены сезона (коэффициенты сезонности соответственно 0,6 и 0,7), сложилась в те годы, когда спрос на путевки отечественных курортов в пик сезона значительно превышал предложение. Т
Теперь с бурным развитием малых и индивидуальных средств размещения недостатка в номерном фонде курортов Республики Адыгея в высокий сезон нет. И, наоборот, предложение превышает существующий спрос. Снижение влияния фактора сезонности цен и использование в продвижении сезонных акций и спецпредложений является эффективным инструментом системы продвижения турпродукта и активно используется туристскими компаниями и объектами размещения. Одним из примеров успешного сотрудничества объектов размещения и местных турагентов в целях формирования и продвижения конкурентоспособного оздоровительного турпродукта является реализация программы «Открытый юг» знак (рис.3.1).
Рисунок 3.1 – Зарегистрированный товарный знак программы «Открытый юг»
Данный проект был реализован в рамках ассоциации предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса НП «Большой Сочи». Идея программы заключалась в том, чтобы в межсезонный период с 15 октября по 31 мая объекты размещения предложили специальные сниженные цены на пакет услуг, включающий проживание в стандартных номерах, трехразовое питание, базовый набор оздоровления (лечения), пользование бассейном, пляжем и объектами инфраструктуры. Продолжительность путевки от семи дней.
Задачей ООО «Маяк» является эффективное продвижение и реализация данного турпродукта и специально созданный call-центр. Данный проект с момента его запуска в 2004 году пользовался поддержкой краевых и местных властей, которые участвовали в формировании рекламного бюджета по продвижению проекта в регионах России, учитывая его социальную направленность на оздоровление среднестатистического россиянина с невысокими доходами. Это доступный по цене продукт. На старте цена 1 койко-дня по путевке «Открытый юг» начиналась от 650 руб. с человека в день с питанием и лечением. В 2013 году эта цена колеблется в пределах от 1090 до 1550 руб. с человека в сутки и до 42% ниже стандартной цены стойки санаториев и пансионатов, участвующих в программе.
Для оценки конкурентоспособности турпродукта нами был проведен анализ актуальных цен на турпакеты с отдыхом и лечением на популярных российских и зарубежных курортах. В таблице 3.1 представлен проведенный нами сравнительный анализ цен на оздоровительные и лечебно-оздоровительные турпакеты российских и зарубежных курортов по данным на апрель 2015 года.
Рассчитаны цены турпакетов на двоих человек на 14 дней при размещении в двухместном стандартном уровне в отелях и санаториях 3-4*. Для расчета цен в евро применялся курс 1 евро = 64 рубля. Итоговые данные отсортированы по возрастанию общей цены пакета.
Таблица 3.1
Сравнительный анализ цен на оздоровительный турпродукт российских и зарубежных курортов с авиаперелетом из Москвы в апреле 2015 года
Курорт | Страна | Отель/санаторий | Транспортные расходы (авиаперелет и трансфер из аэропорта и обратно), рублей | Пакет/путевка отеля/ санатория на 14 дней, рублей | Общая цена турпродук-та на 2 чел., рублей | Общая цена турпро-дукта на 2 чел., евро |
Сочи | Россия | Сочи 4* по программе "Открытый юг" | ||||
Анапа | Россия | Старинная Анапа 4* | ||||
Белокуриха | Россия | Лесотель 4* | ||||
Сочи | Россия | Русь 4* | ||||
Геленджик | Россия | Красная Талка 3* | ||||
Люшон | Франция | Hotel Corneille 3*+ | ||||
Джермук | Армения | Джермук Армения 5* | ||||
Железноводск | Россия | Плаза 4* | ||||
Варна | Болгария | Graffit Gallery Design Hotel 4* | ||||
Карловы Вары | Чехия | Embassy 4* | ||||
Бад Хофгаштайн | Австрия | Österreichischer Hof 4* | ||||
Баден-Баден | Германия | Dorint Maison Messmer 4* |
Данные анализа показывают, что в межсезонный период на рынке Москвы турпродукт отдельных российских курортов конкурентоспособен по цене. Что касается более дальних регионов, то с учетом транспортных расходов конкурентоспособность турпродукта отечественных курортов европейской части снижается. Это является серьезной проблемой.
Подводя итог проведенной оценке оздоровительного турпродукта ООО «Маяк», можно сделать следующие выводы:
ü в условиях высокой конкуренции на мировом туристском рынке решающее значение приобретают уникальность оздоровительного турпродукта и привлекательность цены на него;
ü конкурентами дестинаций оздоровительного туризма выступают как классические зарубежные лечебно-оздоровительные курорты, так и пляжные курорты, генерирующие потоки массового туризма из России;
ü цены на турпродукт санаториев, пансионатов и курортных отелей курортов Республики Адыгея и Краснодарского края являются конкурентоспособными по сравнению с ценами на услуги зарубежных курортных отелей-конкурентов;
ü необходимы срочные меры на государственном уровне по регулированию тарифов на авиаперевозки в составе турпакетов на российские оздоровительные курорты, являющиеся достоянием всего российского народа;
ü консолидация усилий участников рынка и местных туристских администраций при продвижении оздоровительного турпродукта дает хороший эффект, способствует росту конкурентоспособности турпродукта и привлечению туристов на курорты;
ü для развития туроперейтинга на рынке оздоровительного туризма в деятельности ООО «Маяк» необходимо применение инновационных методов продвижения продукта, о чем пойдет речь далее в нашей работе.