Последовательность лечения физического тела
Самый прямой и точный способ определить недуг или больное место у человека - это спросить его об этом. Обычно мы являемся наилучшими знатоками своего собственного тела. Всегда спрашивайте! Это дает возможность получить представление о физиологии человека, то, как мы говорим о своих болезнях, дает ясное представление о нашем отношении к самим себе.
Начните с того, что предложите пациенту удобно лечь на спину, лицом к потолку, руки вытянуты вдоль тела. Спросите о том, какие боли или затруднения беспокоят пациента. Все ступени в праническом оздоровлении достигают наибольшего эффекта, если человек расслаблен. Поэтому я иногда использую специальную музыку, фимиам, живые цветы - все, что создает атмосферу релаксации. Теперь мы готовы начать.
передняя часть туловища
1. Зарядитесь праной: трех-четырех дыхательных циклов вполне достаточно.
Не забывайте дышать во время лечения, постоянно поддерживая излишек праны.
2. Расслабьте пациента и создайте пространство в шее и голове посредством метода
освобождения шеи в течение четырех-пяти минут.
3. Перейдите к подошвам, ног, проверьте направление течения праны в ногах и ступнях с помощью детектирования.
4. Нажимайте на точку солнечного сплетения на ступнях в течение трех-четырех минут и излучайте прану (рис. 20), Теперь можете провести массаж ступни для стимулирования различных нади и органов тела, либо направить прану прямо на орган, используя рефлекторную точку на соответствующей ступне.
5. Если прана входит с левой стороны, начните с левой ноги. Вначале положите руку на ступню и передайте прану, другая лежит на лодыжке и получает прану, подождите до тех пор, пока между руками не возникнет течение праны.
6. Передвиньте вторую руку с лодыжки на колено, оставив первую на ступне, подождите, пока энергия потечет между руками.
7. Положите вторую руку на бедренную кость (первая остается на ступне, отдавая прану) и подождите, пока не ощутите поток энергии между руками.
8. Теперь передвиньте руку, которая лежала на левом бедре, на правое бедро, продолжайте излучать прану в левую ступню, подождите, пока между вашими руками не возникнет поток энергии. Если у пациента такие длинные ноги, что вы не дотягиваетесь от левой ступни до правого бедра, тогда излучайте прану от левого бедра к правому бедру.
9. Продолжайте, спустившись к правому колену, излучайте прану в левую ступню или правое бедро, дождитесь установления связи между руками.
10. Перейдите к лодыжке, а затем к ступне. Завершите, поместив обе руки на ступни, посылая прану в левую ступню и
получая ее из правой. Это открывает второстепенное течение в ногах. Проведите всю процедуру в обратном на
правлении, если у пациента течение энергии идет справа налево. Всегда завершайте ступнями, чтобы проверить сильный здоровый поток праны. Если поток слабый, повторите процедуру с пятой по десятую ступени.
11. Поместите одну руку на левое бедро, а другую - на левое плечо в основании шеи, подождите, пока не обнаружится
связь энергии между руками.
12. Теперь поместите одну руку на правое бедро, а другую - на правое плечо, дождитесь связи энергии. Это открывает две основных вспомогательных нади, которые называются Ила и Пингала, идущих от основания позвоночника к
шее.
13. Затем откройте кисти рук, руки и плечи. Начните с левой кисти (если вы начинали с левой ступни), излучайте прану в центр ладони, другую руку помес-
Рис. 22. Энергетическая зарядка и очищение позвоночника
тите на запястье, подождите, пока между руками не возникнет энергетической связи.
14. Таким же образом перейдите от запястья к локтю, плечу, груди - не в середине
грудной клетки, а затем к правому плечу и вниз по правой руке.
15. Завершите обеими кистями. Проверьте поток праны, если он слаб, повторите тринадцатую и четырнадцатую ступени
процедуры.
16. Затем наполните тело, переднюю и заднюю части, праной, поместив большие пальцы у основания черепа, а по четы
ре других вытяните над ключицами. Излучайте прану 3-4 минуты с каждой стороны тела (рис. 21).
17. Завершите процедурой освобождения шеи в течение 3-4 минут. В конце подержите нейтральную руку над макушкой, не касаясь черепа. Отсюда должна выходить мощная здоровая струя праны. Если этого нет, поместите одну руку под шею, другую - на темя головы; подождите, пока ощутите праническую связь. Перепроверьте нейтральной рукой поток праны, выходящей через макушку головы. Если и это не помогло, тогда повторите все лечение
через два дня.
задняя часть туловища
1. Зарядитесь праной и начинайте с освобождения шеи, как описано во второй
ступени для передней части туловища.
2. Попросите пациента перевернуться на
живот, устройте его поудобнее.
3. При хронических недугах спины начни
те лечение со ступней и ног, а затем следуйте инструкциям, данным для лечения передней части туловища. Это важно, так
как многие заболевания спины связаны
с недостаточным потоком праны, идущим от ступней и ног.
4. Поместите руку у основания позвоночника, пальцы направлены в сторону головы, излучайте прану в течение пяти-шести дыхательных циклов.
5. Держа эту руку у основания позвоночника, поместите другую на нижнюю часть спины и ждите энергетической связи (рис. 22а).
6. Держа одну руку у основания позвоночника, постепенно продвигайтесь вверх на ширину кисти за один раз, дождитесь установления энергетической связи между руками прежде чем переходить дальше.
Рис. 23. Расслабление и энергетическая зарядка позвоночника
7. Завершите так: одна рука - у основания черепа, а другая - у основания позвоночника (рис. 226).
8. Попросите пациента перевернуться в исходное положение, вновь проделайте процедуру освобождения шеи, чтобы
снять новое напряжение, накопившееся в области шеи, пока пациент лежал лицом вниз.
9. Легонько поднесите руку к макушке головы, дождитесь, когда сможете ощутить сильный поток энергии, выходящий из
головы.
Варианты.При крайнем мышечном напряжении в спине или проблемах с дисками, начните с основания позвоночника с левой стороны. Расположите по три пальца каждой руки между (но не сверху!) позвонками и на сухожилия, расположенные сбоку от позвоночника. Слегка надавите и начните медленно раскачиваться верхней частью тела взад-вперед, сохраняя при этом руки немного напряженными, но все же расслабленными.
Это производит мягкое волнообразное давление на позвоночник пациента; излучайте прану в течение трех дыхательных циклов во время этих движений. Затем, передвигаясь вверх по левой стороне таким образом, чтобы не пропустить ни одного пространства между позвонками, постоянно излучайте прану. Затем перейдите на правую сторону и проделайте ту же процедуру (рис. 23). Этот метод очень эффективен, так как прана посылается в пространство между каждым позвонком, снимая напряжение и расслабляя мышцы вокруг хрящей. Очень часто «выскочивший диск» естественным путем возвращается на место благодаря этому методу. Никогда не пытайтесь физически манипулировать позвоночником пациента.
.СОВЕТЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
Я всегда советую людям пить как можно больше воды в течение двух дней после сеанса лечения. Это помогает выведению токсинов, выделившихся в результате открытия течений праны и общей энергетической перезарядки организма. Движение праны в теле не только снимает напряженность или боль, но и выводит токсины, которые усугубляли болезнь. Чем больше человек помогает естественному выведению токсинов, тем меньше возможных побочных эффектов его ожидает.
Если, например, на коже появляется сыпь, то обычно это происходит из-за того, что токсины покидают тело. Это хороший знак, так же, как и возможная лихорадка. Однако всего этого можно избежать, если пациент будет пить много воды. Токсины обычно выходят тремя путями: через выделительную систему, через дыхательную систему (например, простуды, кашель и синуситы) и через кожу. Не волнуйтесь, если в течение нескольких последующих дней симптомы усугубятся. Однако если это продолжается дольше трех дней или у вас возникнет постоянная боль, проконсультируйтесь у врача или квалифицированного специалиста по энергетической медицине.
Крайние случаи очень редки. Нормально, если симптомы усиливаются прежде чем исчезнуть. Это типично для любой формы природной медицины, мы просто помогаем организму в этой работе. Укрепляя силу тела, природная медицина помогает справиться с болезнью естественным путем. Ускорить течение болезни - прямая функция природной медицины. Мой собственный опыт подтверждает, что обыкновенная простуда, если ее начать лечить праной в первые восемнадцать часов, проходит в течение с
орока восьми часов, если лечение предпринять в первые шесть часов, простуда проходит через двадцать четыре часа, в
противном случае при нормальном течении простуда длится семь-восемь дней. Во Франции есть старая поговорка: «Если простуду не лечить, она пройдет через неделю, а если лечить - то через семь дней».
ГЛАВА 9
КУНДАЛИНИ
Кундалини и чакры существуют для новичков, вступающих на путь освоения Йоги; для того, кто занимается Самопознанием, они не существуют.
;Шри Рамана Махаршыи
Вопрос о кундалини неизменно возникает у многих в связи с тем, что мы изучаем движение праны в теле. Кундалини-йога - сама по себе методика (и опасная!), требующая соблюдения строжайшей дисциплины при поднимании праны, или шакти, через нади под названием су шумна, к верхней чакре. Неверно осуществленная процедура может привести к умопомешательству или даже смерти. Это очень серьезная методика, требующая настоящего учителя и полного изменения стиля жизни. Под
этим подразумевается вегетарианская (чистая) диета, жизнь в лесу, медитирование, упражнения в течение всего дня и соблюдение обета безбрачия.
Кундалини-йога проповедует, что путем совершенствования основной праны в теле и путем поднятия ее вверх по надисушумне можно добиться высвобождения своего Я (космического сознания).
Есть и другой взгляд на кундалини. Мы цитируем здесь ученика Шри Раманы Махари-ши Шри Лакшману Свами: «О кундалини не стоит говорить слишком возвышенно, потому что она не учит разум вернуться к Сердцу для конечного воплощения. Когда говорят о кундалини, поднимающейся к сахасраре (седьмой главной чакре), то имеют в виду состояние Йоги, не являющееся высшим достижением. Заставить кундалини подняться к сахасраре, может, и нужно, если хотите получить сиддхи (психические силы), но это не приведет к Самореализации».
Это поддерживает и Авадхута Пита: «Йога достигает того вечного Йысшего Атмана (наивысшее состояние), который царит над знанием и невежеством и который не проявляется ни в управлении дыханием, ни в фиксировании взгляда, ни в принятии поз или тренировке нервных потоков (Иды, Пангалы и Су-шумны)».
Кундалини-йога - действующая традиция, больше похожая на преданность Матери Божьей, чем на простое манипулирование праной. Доктор Фроли обращает внимание на это в книге «Тантрическая Йога и Богини Мудрости». На Западе мы обычно не осознаем, что кундалини - это качество Матери Божьей. Без должного отношения и духовного развития Кундалини-йога только усилит концепцию отделения от источника всех пран, или шакти, уничтожая таким образом любую возможность для Самореализации.
Мой собственный опыт подсказывает, что в упражнениях на подъем кундалини задейетву-ется разум, и мои опыты с кундалини воспринимались чем-то вроде тонкою разума - возникало явное ощущение, что это был тонкий разум.
Когда, я спросил, своего гуру об этом явлении, он ответил: «То, что приходит и уходит, не является вечным, следовательно, не есть реальное». Так как из моего опыта следует, что это явление переходящее, значит, в лучшем случае, оно лишь относительно реально, в момент его появления оно «реально». В любом случае это иное проявление праны в теле и не то, что
необходимо для пранического оздоровления.
ГЛАВА 10
ЧТО ТАКОЕ ЧАКРА?
Разум - это язык жизненного дыхания. Этот разум-язык будет говорить о впечатлениях, которые он собрал. Значение «Я Есть» не является мыслью, но следует за ней.
Шри Нисаргадатта Махарадж
Переводы санскритского слова чакра общеизвестны. Один из известных переводов -«колесо». Нельзя сказать, что он неверен, но в какой-то степени ему не хватает определенности. Более описательный перевод может быть таким - «вращающаяся масса энергии». Традиционные йоговские трактаты часто описывают чакры как цветок лотоса с разным количеством лепестков, представляющие различные состояния сознания. В лечении чакра - это точка распределения праны.
Существует множество путей подхода к чакрам. Каждый уровень тела или разума представляет различный аспект чакры. Другими словами, к чакре можно подойти на физическом уровне или эмоциональном, а можно на обоих. Согласно традиции, к чакрам можно подойти и на духовном и на ментальном энергетических уровнях.
Сколько существует чакр? В описании чакры говорится, что она определяется пересечением двух или более нади. Существует более 72 тысяч нади, что, конечно, дает хотя бы приблизительное представление о том, сколько чакр может быть в теле.
Йога признает семь главных чакр, определяя таким образом пересечения целого ряда нади в данной точке. Затем есть еще 21 малая чакра, названная так потому, что здесь пересекается меньшее количество нади. В задачу данной книги не входит дальнейшего определения чакр, хотя есть точки, где пересекается еще меньшее количество нади, но которые могут быть более полезны в лечении.
Какова функция чакры? Это зависит от уровня воздействия на нее. Но одно определение остается верным столько времени, сколько живет физическое тело. На физическом уровне чакра является «насосной станцией» для праны. Это означает, что чакра распределяет прану по всему телу через нади. Для первых двух тел, эфирного и физического, это определение крайне важно и остается неизменным. Понимая чакры в этом плане, вы можете помочь стимулировать циркуляцию праны по телу, поддерживая и укрепляя свое здоровье.
Вы можете использовать чакры для укрепления жизненной силы и сохранения хорошего здоровья. Хатха-йога предлагает различные асаны, или физические позы, для стимулирования циркуляции праны в различных нади и чакрах. С тем же успехом Пранаяма, управление дыханием, обеспечивает крепкое физическое и духовное здоровье. При правильном выполнении Пранаяма поддерживает свободное течение праны по всему телу.
СИСТЕМЫ ЧАКР
О чакрах уже написано столько, что кто-то может удивиться, к чему исследовать их снова. Я считаю это необходимым, главным образом, из-за определенной полуправды, распространившейся в настоящее время.
Хотя я не претендую на звание «эксперта» по чакрам, любому человеку, изучающему Йогу по книгам, станет ясно, почему вокруг них столько тайны и вымысла. Главная причина заключается в том, что метафоры, используе-
мые в древних текстах, трудны для понимания и перевода, так как они многомерны.
Даже лучшие специалисты по санскриту расходятся в своих толкованиях. Об этом ясно говорит сэр Джон Вудрофф в книге «Змеиная власть». Это перевод тантрических йоговских текстов о Кундалини-йоге и чакрах. Вот что он утверждает: «Обычно их авторы и другие специалисты торопятся изложить, что в их понятии представляют собой индийские воззрения на сущность (чакры), но допускают значительные неточности».
Вудрофф комментирует У. Лидбитера, теософа и автора работы «Чакры». На эту книгу чаще всего ссылаются в западном мире, когда речь заходит о них. Согласно сэру Вудроффу, который пользуется большим авторитетом в Индии за его правдивые, точные переводы тантрических рукописей, господин Лидбитер создал свое собственное толкование чакр. Он смешал то, что называет «своим собственным опытом», с йоговскими текстами и создал нечто новое. Интересно, что классическая книга о чакрах в западном мире является, в- лучшем случае, смесью полуправд, взятых из йоговских текстов, которые существуют уже многие тысячелетия.
Использование чакр, как описано в древних йоговских текстах, отличается от того, как это понимается сейчас в западном мире. 3aпадная система чакр имеет тенденцию к использованию их в психоанализе, где чакры интерпретируются в плане психологии Фрейда-Юнга. Некоторые другие системы используют чакры для различных уровней сознания и физического здоровья. Но обычно они все перемешаны и нет никаких четких различий между школами. Йога же, с другой стороны, очень точна и научно обоснована.
Йоговское использование чакр распространяется на следующие области: физическое здоровье, энергетические явления, латентные впечатления, накапливаемые в энергетике, психические силы и феноменальные явления запредельного мира. Очень важно не смешивать две системы, полезнее рассматривать их по отдельности. Используйте либо ту, либо другую по мере надобности, но по отдельности. Я исхожу из своих наблюдений, говоря о смешивании этих систем.
В классической Йоге человеку нужно тренироваться в течение ряда лет со специалистом, чтобы научиться использовать чакры как ключ к различным состояниям сознания. Кун-далини-йога, несомненно, является таким методом. Ученик обязан соблюдать обет безбрачия, жить среди нетронутой природы, есть только один раз в день, спать не более трех часов в сутки и проводить все остальное время в медитациях. Я думаю, мы можем спокойно обойтись без использования чакр в качестве метода достижения «высшего сознания» в современном мире просто потому, что не можем выполнить даже двух из этих условий, не говоря уже обо всех пяти. Правда, можно использовать информацию, пришедшую оттуда, в качестве ключа к уровням сознания, а не сам практический метод.
Вот в чем заключается основное различие между Йогой и Западом. Западные системы считают умственный процесс реальностью и интерпретируют все с точки зрения этой концепции. Йога же, с другой стороны, рассматривает умственный процесс как явление в сознании, помещая реальность на субстрат сознания, а не m его проявления, тонкие или грубые.
Вследствие этих различий Йога использует любую ситуацию или метод для попытки проникновения сквозь феноменальное к источнику или субстрату, тогда как западные системы никогда не стремятся к источнику разума и явлений, а остаются в интеллектуальных или психологических рамках.
В этом руководстве мы имеем дело с физическими и психологическими аспектами чакр, но не с духовными. Поэтому не будем больше касаться темы «высшего сознания». Психологические аспекты чакр разъясняются дальше в этой главе. Физические аспекты хорошо описаны в других работах, но просто для справки мы о них здесь снова упомянем.
ЧАКРЫ НА ФИЗИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Каждая из главных чакр контролирует часть нашего тела и поэтому отвечает за жизнедеятельность и здоровье в этой области. Напрямую воздействуя на чакру, мы можем укрепить здоровье или помочь вылечить болезнь в той области, которую контролирует эта конкретная чакра.
Так как чакры являются «насосными станциями» праны, очень важно, чтобы они правильно функционировали. Если по какой-либо причине чакра не срабатывает, тогда органы, за которые она ответственна, будут страдать от недостатка праны. Почти все болезни можно вылечить через чакру или комбинацию чакр.
Существует общераспространенное заблуждение, связанное с движением чакр. Чакры поглощают и распределяют прану, обычно они находятся в движении, либо поглощая свежую прану, либо выбрасывая ненужную. Это проявляется во вращающихся движениях. Для чакры вполне естественны вращения в обоих направлениях, а также остановки между сменами вращений. Одно направление вращения приводит к поглощению праны, а другое - к выделению ее.
Нормальными для чакр являются короткие паузы, обычно во время сна или отдыха.
Здоровая чакра в действительности вращается не в круге, а в овале. Это касается чакры, поднимающейся или опускающейся в теле.
Седьмая чакра получает и отправляет пра-ну в направлениях вверх-вниз. Остальные шесть чакр совершают движения в четырех направлениях - вверх-вниз и вперед-назад. Невозможно систематизировать эти вращения, так как каждый человек индивидуален. Обычно вращение по часовой стрелке способствует втягиванию праны, а движение против часовой стрелки выталкивает прану из тела. Но это настолько неконкретно, что я сомневаюсь, стоит ли, об этом говорить.
Людей нельзя распределить по категориям и системам. Однако это явление можно проверить с помощью пассивного маятника, который не подвержен нашим влияниям, например, каменного маятника (не пользуйтесь ни деревом, ни кристаллами), подержав его над второй чакрой в течение 20-30 минут. Может потребоваться и меньше времени, но если мы подождем достаточно долго, то чакра покажет движение, описанное выше.
То, что я назвал местом расположения главных чакр, отличается от того, что дается в классической Йоге (рис. 24). Я применил западную систему, так как она сегодня более употребительна (рис. 25). Все болезни и методы их лечения, перечисленные в этой книге, рассчитаны на западную систему чакр.
Рис. 24. Чакры - Восток и Запад
Другие чакры не исчезли, просто они не настолько важны в наше время в современных декорациях и технократическом обществе. Может показаться, что человек в своем развитии тоже явился из чакры и в чакру же уйдет. Некоторые чакры находятся в традиционных местах расположения, но считаются второстепенными, а не главными. Проверьте это для себя с помощью детектирования.
Таб. 1 дает представление о том, какие органы соответствуют каждой чакре и какие болезни можно вылечить с их помощью. В таб. 2 перечислены некоторые из второстепенных чакр, которые я постоянно использую и считаю очень полезными для лечения конкретных заболеваний.
Чакры В классической Йоге (рис. 26) не обязательно соответствуют западной системе, представленной здесь в целях лечения. Лучше всего рассматривать их как две различные системы, одна развилась для нужд современного человека, а другая является традиционным взглядом, накопленным веками и относящимся к тому времени и месту, когда она развивалась.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что найти сейчас настоящего адепта Йоги, который мог бы объяснить традиционный взгляд, очень трудно. Настоящие йоги, которых я встречал, советовали мне не тратить время на системы и методологию, а лучше отправляться