В качестве тестов используются только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающемуся.
Выполнение каждого упражнения оценивается по пятибалльной системе: низкий уровень – 1 балл, ниже среднего – 2 балла, средний – 3 балла, выше среднего – 4 балла, высокий – 5 баллов. После оценки каждого упражнения в баллах, подсчитывается общая сумма баллов, которой определяется уровень физической подготовленности: 7 - 10 баллов – низкий, 11 - 17 баллов – ниже среднего, 18 - 24 балла – средний, 25 – 31 балл – выше среднего, 32 - 35 баллов – высокий.
Данная система контроля для обучающихся СМГ «А» разного возраста и пола повышает эффективность управления процессом физического воспитания: обеспечивает возможность обоснованного подбора средств физической культуры, обратную связь на всех этапах обучения, способствует повышению интереса обучающихся к сознательному участию в формировании и коррекции своего здоровья.
Несмотря на низкий исходный уровень, регулярные занятия физической культурой позволяют через 2-3 месяца заметить положительную динамику в развитии физических возможностей и общем оздоровлении.
Включение обучающихся в СМГ «А» может носить как временный, так и постоянный характер в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического контроля по итогам учебной четверти (триместра), полугодия, года при условии положительных результатов.
Оценка антропометрических показателей
С использованием центильных таблиц
Центильные таблицы для оценки физического развитияобучающихся представляют своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы тела, окружности грудной клетки и окружности головы. Практическое использование этих таблиц просто и удобно.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25–50–75%.
Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10–25% и 75–90%). Если же показатели попадают в зону 3–10 или 90–97%, то они оцениваются как низкие и высокие.
Показатели, выходящие за значения 3 или 97%, оцениваются как очень низкие и очень высокие.
Номер центильного коридора | Центильный интервал | Оценка показателей |
До 3% | Очень низкие | |
3–10% | Низкие | |
10–25% | Ниже среднего | |
25–50% | Средненизкие | |
50–75% | Средневысокие | |
75–90% | Выше среднего | |
90–97% | Высокие | |
Свыше 97% | Очень высокие |
Центильные таблицы оценки физического развития мальчиков 7-10 лет
Возраст | Рост, см | |||||||||||||
Центильный интервал | ||||||||||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||||||||
7 лет | 111,0 | 113,6 | 116,8 | 121,2 | 125,0 | 128,0 | 130,6 | |||||||
8 лет | 116,3 | 119,0 | 122,1 | 126,9 | 130,8 | 134,5 | 137,0 | |||||||
9 лет | 121,5 | 124,7 | 125,6 | 133,4 | 136,3 | 140,3 | 143,0 | |||||||
10 лет | 126,3 | 129,4 | 133,0 | 137,8 | 142,0 | 146,7 | 149,2 | |||||||
Возраст | Масса тела, кг | |||||||||||||
Центильный интервал | ||||||||||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||||||||
7 лет | 18,0 | 19,5 | 21,0 | 22,9 | 25,4 | 28,0 | 30,8 | |||||||
8 лет | 20,0 | 21,5 | 23,3 | 25,5 | 28,3 | 31,4 | 35,5 | |||||||
9 лет | 21,9 | 23,5 | 25,6 | 28,1 | 31,5 | 35,1 | 39,1 | |||||||
10 лет | 23,9 | 25,6 | 28,2 | 31,4 | 35,1 | 39,7 | 44,7 | |||||||
Возраст | Окружность грудной клетки, см | |||||||||||||
Центильный интервал | ||||||||||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||||||||
7 лет | 54,6 | 56,2 | 57,9 | 59,8 | 62,3 | 65,1 | 67,9 | |||||||
8 лет | 56,2 | 58,0 | 60,0 | 61,9 | 64,8 | 67,8 | 70,8 | |||||||
9 лет | 57,7 | 59,6 | 61,9 | 64,1 | 67,0 | 70,6 | 73,6 | |||||||
10 лет | 59,3 | 61,4 | 63,8 | 66,4 | 69,8 | 73,6 | 76,8 | |||||||
Возраст | Окружность головы, см | |||||||||||||
Центильный интервал | ||||||||||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||||||||
7 лет | 49,6 | 50,4 | 51,2 | 52,1 | 53,0 | 53,8 | 54,6 | |||||||
8 лет | 49,8 | 50,6 | 51,4 | 52,3 | 53,2 | 54,0 | 54,8 | |||||||
9 лет | 50,0 | 50,8 | 51,6 | 52,5 | 53,4 | 54,2 | 55,0 | |||||||
10 лет | 50,2 | 51,0 | 51,8 | 52,7 | 53,7 | 54,5 | 55,3 | |||||||
Центильные таблицы оценки физического развития девочек 7-10 лет
Возраст | Рост, см | |||||||||||||
Центильный интервал | ||||||||||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||||||||
7 лет | 111,1 | 113,6 | 116,9 | 120,8 | 124,8 | 128,0 | 131,3 | |||||||
8 лет | 116,5 | 119,3 | 123,0 | 127,2 | 131,0 | 134,3 | 137,7 | |||||||
9 лет | 122,0 | 124,6 | 128,4 | 132,8 | 137,0 | 140,5 | 144,8 | |||||||
10 лет | 127,0 | 130,5 | 134,3 | 139,0 | 142,9 | 146,7 | 151,0 | |||||||
Возраст | Масса тела, кг | |||||||||||||
Центильный интервал | ||||||||||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||||||||
7 лет | 17,9 | 19,4 | 20,6 | 22,7 | 25,3 | 28,3 | 31,6 | |||||||
8 лет | 20,0 | 21,4 | 23,0 | 25,1 | 28,5 | 32,1 | 36,3 | |||||||
9 лет | 21,9 | 23,4 | 25,5 | 28,2 | 32,0 | 36,3 | 41,0 | |||||||
10 лет | 22,7 | 25,0 | 27,7 | 30,6 | 34,9 | 39,8 | 47,4 | |||||||
Возраст | Окружность грудной клетки, см | |||||||||||||
Центильный интервал | ||||||||||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||||||||
7 лет | 53,2 | 54,6 | 56,4 | 58,4 | 61,0 | 63,8 | 66,5 | |||||||
8 лет | 54,7 | 56,3 | 58,2 | 60,8 | 64,2 | 67,6 | 70,5 | |||||||
9 лет | 56,3 | 58,0 | 60,0 | 63,4 | 67,7 | 71,4 | 75,1 | |||||||
10 лет | 58,0 | 60,0 | 62,0 | 66,0 | 71,3 | 75,5 | 78,8 | |||||||
Возраст | Окружность головы, см | |||||||||||||
Центильный интервал | ||||||||||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||||||||
7 лет | 49,1 | 49,9 | 50,6 | 51,5 | 52,5 | 53,1 | 53,9 | |||||||
8 лет | 49,3 | 50,1 | 50,8 | 51,7 | 52,7 | 53,3 | 54,1 | |||||||
9 лет | 49,5 | 50,2 | 51,0 | 51,9 | 52,9 | 53,5 | 54,3 | |||||||
10 лет | 49,7 | 50,5 | 51,3 | 52,2 | 53,2 | 53,9 | 54,6 | |||||||
Процентили для оценки функциональных показателей
Организма мальчиков 7-10 лет
(Мышечная сила кистей определяется в кг, ЖЕЛ в мл)
Возраст, лет | Показатели | Оценка развития функций по центильным каналам | ||
ниже среднего Р1 – Р25 | среднее Р25 – Р75 | выше среднего Р75 – Р100 | ||
МС пр. к. | < 11 | 11 – 13 | > 13 | |
МС лев. к. | < 11 | 11 – 13 | > 13 | |
ЖЕЛ | < 1000 | 1000 – 1700 | > 1700 | |
МС пр. к. | < 11 | 11 – 14 | > 14 | |
МС лев. к. | < 11 | 11 – 13 | > 13 | |
ЖЕЛ | < 1500 | 1500 – 1900 | > 1900 | |
МС пр. к. | < 13 | 13 – 17 | > 17 | |
МС лев. к. | < 13 | 12 – 16 | > 16 | |
ЖЕЛ | < 1900 | 1900 – 2100 | > 2100 | |
МС пр. к. | < 14 | 14 – 19 | > 19 | |
МС лев. к. | < 13 | 13 – 18 | > 18 | |
ЖЕЛ | < 1900 | 1900 – 2300 | > 2300 |
Процентили для оценки функциональных показателей
Организма девочек 7-10 лет
(Мышечная сила кистей определяется в кг, ЖЕЛ в мл)
Возраст, лет | Показатели | Оценка развития функций по центильным каналам | ||
ниже среднего Р1 – Р25 | среднее Р25 – Р75 | выше среднего Р75 – Р100 | ||
МС пр. к. | < 8 | 8 – 11 | > 11 | |
МС лев. к. | < 8 | 8 – 11 | > 11 | |
ЖЕЛ | < 1100 | 1100 – 1600 | > 1600 | |
МС пр. к. | < 8 | 8 – 12 | > 12 | |
МС лев. к. | < 8 | 8 – 12 | > 12 | |
ЖЕЛ | < 1100 | 1100 – 1700 | > 1700 | |
МС пр. к. | < 10 | 10 – 14 | > 14 | |
МС лев. к. | < 10 | 10 – 13 | > 13 | |
ЖЕЛ | < 1500 | 1500 – 1900 | > 1900 | |
МС пр. к. | < 13 | 13 – 17 | > 17 | |
МС лев. к. | < 11 | 11 – 16 | > 16 | |
ЖЕЛ | < 1600 | 1600 – 2100 | > 2100 |