Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Дети относящиеся к этой группе отличаются таким разнообразием поведенческих черт, что очень часто сложности их воспитания закрывают собой характерные для них трудности познавательной деятельности. Как правило, трудности обнаруживаются лишь в момент систематического обучения.

В 1980 году в третьем издании Американской психиатрической ассоциации "Диагностическое и статистическое руководство психических нарушений" был впервые представлен термин "attention deficit (дефицит внимания). В настоящее время применяется термин "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" - СДВГ (Attention Deficit Hyperactivity Desorder - ADHD).

Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка внимания, рассеянностью. Он дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания, усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлив, извивается, бесцельно хватает различные предметы. Помимо повышенной активности, отмечается также невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность и рассеянность, вспыльчивость, изменчивость и плохая успеваемость в школе. В дошкольном возрасте с этими детьми трудно справиться, они агрессивны, постоянно конфликтуют, за ними трудно уследить. Причем период негативизма может продолжаться довольно долго. Эти дети во время игры не могут сосредоточиться, предпочитают разрушительные игры. Третьим из главных компонентов синдрома является импульсивность, которая определяется дефицитом сдерживающего фактора. Ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность.

Поведение этих детей не соответствует возрастной норме и в обычной школе они отстают от сверстников, поскольку повышенная активность ребенка, неспособность сосредоточиться на чем-либо и нарушения восприятия образуют основу выраженной лабильности в общении и при наличии, как правило, нормальных способностей они отстают в учебе. Единые школьные программы для всех и нагрузки, посильные для здоровых детей, оказываются чрезмерными для детей с подобными отклонениями в поведении, что приводит детей с резидуальными процессами к синдрому стойкой школьной неуспеваемости, они трудно адаптируются в окружающей их среде и составляют для врачей и педагогов группу риска. Следствием таких нарушений является социальная дезадаптация ребенка в обществе. Наличие специально ориентированных школ, где детям могла быть оказана соответствующая медицинская, психологическая, логопедическая, педагогическая помощь, и обязательные поэтапные скрининг-программы в период обучения позволят воздействовать на таких детей комплексно.

Во многих странах профилактику синдрома дефицита внимания с гиперактивностью рассматривают как эффективную профилактику подростковой преступности и правонарушений. Но система профилактики должна быть адресной, необходимо как можно раньше, до того как они создадут себе репутацию неугомонных и никчемных, выявить этих детей и Целенаправленно проводить среди них лечебно-профилактические мероприятия.

Приложение 14

Оценочная шкала (вопросник) для родителей
по выявлению детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Появились ли у ребенка в возрасте до 7 лет следующие особенности наблюдались ли они более 6 месяцев:

1. суетливые движения руками и ногами, или сидя на

стуле извивается (у подростков может быть

субъективное чувство нетерпеливости). 1-да 0-нет

2. с трудом остается на стуле при выполнении ка-

ких-либо заданий. 1-да 0-нет

3. легко отвлекается на посторонние стимулы. 1-да 0-нет

4. с трудом ожидает очереди для вступления в игру. 1-да 0-нет

5. отвечает на вопросы не подумав и раньше, чем

вопрос будет закончен. 1-да 0-нет

6. с трудом исполняет инструкции других. 1-да 0-нет

7. с трудом удерживает внимание при выполнении за-

даний или в игровых ситуациях. 1-да 0-нет

8. часто переключается от одного незаконченного

дела к другому. 1-да 0-нет

9. во время игр беспокоен. 1-да 0-нет

10. часто чрезмерно разговорчив. 1-да 0-нет

11. в разговоре часто прерывает, навязывает свое

мнение, в детских играх часто является "ми-

шенью" 1-да 0-нет

12. часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ

или ЕЙ. 1-да 0-нет

13. часто теряет предметы и вещи, необходимые для

работы дома или в классе (игрушки, карандаши,

книги и др.). 1-да 0-нет

14. игнорирует физическую опасность и возможные

последствия (например бежит по улице "без ог-

лядки"). 1-да 0-нет

Приложение 15

Оценочная шкала (вопросник) для учителя
по выявлению детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

ФИО __________ школа _____________ класс _____________________

Возраст ______ дата ______________ учитель ___________________

┌───────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐

│ Признаки │ Выраженность признака │

│ ├───────────┬───────────────────────────────────┤

│ │Отсутствует│ Присутствует │

│ │ ├───────────┬───────────┬───────────┤

│ │ │в незначит.│в умеренн. │в выраженн.│

│ │ │степени (1)│степени (2)│степени (3)│

├───────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤

│1. беспокоен, извивает-│ │ │ │ │

│ся, "как уж" │ │ │ │ │

│2. беспокоен, не может│ │ │ │ │

│оставаться на одном│ │ │ │ │

│месте │ │ │ │ │

│3. требования ребенка│ │ │ │ │

│должны выполняться не-│ │ │ │ │

│медленно │ │ │ │ │

│4. задевает (беспокоит)│ │ │ │ │

│других детей │ │ │ │ │

│5. возбудимый, импуль-│ │ │ │ │

│сивный │ │ │ │ │

│6. легко отвлекается,│ │ │ │ │

│удерживает внимание на│ │ │ │ │

│короткий промежуток│ │ │ │ │

│времени │ │ │ │ │

│7. не заканчивает рабо-│ │ │ │ │

│ту, которую начинает │ │ │ │ │

│8. поведение ребенка│ │ │ │ │

│требует повышенного│ │ │ │ │

│внимания учителя │ │ │ │ │

│9. не учится (не стара-│ │ │ │ │

│ется учиться) │ │ │ │ │

│10. легко расстраивает-│ │ │ │ │

│ся (плаксив) │ │ │ │ │

└───────────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┘

Приложение 16

Основные медико-профилактические мероприятия
для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

В зависимости от степени выраженности дети с нарушением внимания и гиперактивностью могут учиться в открытом учреждении в общем для всех классе, но по своей собственной программе, которая предусматривает их постоянный контакт с учителем (их рекомендуется усаживать рядом с учителем).

Для обучения детей с данным синдромом необходима организация специальных учебных помещений, побуждающих ребенка к исследовательскому поведению. В классе должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов и т.п.), желательно изолировать классы от внешних звуковых раздражителей, ученики должны сидеть отдельно и на значительном расстоянии друг от друга; учащихся с более выраженной активностью следует усаживать за передние парты, чтобы исключить влияние на них других учеников.

В школах для гиперактивных детей занятия в классе проводятся по специальной программе (изменена методика подачи материала, но объем его остается в тех же пределах).

Продолжительность урока сокращается до 30-35 минут.

В перерыве дети занимаются легкими физическими упражнениями и аутотреннингом.

Количество учеников в классе не должно превышать 8-10-15 чел. в зависимости от профессиональной подготовки учителя.

Наши рекомендации