Психолого-психиатрическая экспертиза
КОМПЛЕКСНАЯ СУДЕБНАЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Ответственность как психологическая проблема
В психологии под ответственностью понимается осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил.
Психологические основания состояния вменяемости—невменяемости
Одной из фундаментальных правовых категорий является категория вменяемости—невменяемости,устанавливающая субъективную предпосылку наличия или отсутствия виновной ответственности, т.е. сознательности и произвольности противоправного поведения.
Понятие невменяемости является юридическим, его критерии определены в содержании уголовного закона (ст. 21 УК РФ, "невменяемость является основанием для непривлечения лица к уголовной ответственности ввиду отсутствия состава преступления: нет субъекта — нет вины — нет волевого мотивированного действия" (с. 45).
Невменяемость устанавливается следствием и судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы при выявлении двух критериев: медицинского и психологического (юридического).
Медицинский критерий включает четыре обобщенные группы болезненных нарушений психики:
1. хроническое психическое расстройство,
2. временное психическое расстройство,
3. слабоумие,
4. иное болезненное состояние психики.
После его установления определяется наличие или отсутствие психологического (юридического) критерия, состоящего из двух компонентов: интеллектуального и волевого. Установление любого из них является достаточным. Для признания лица невменяемым на момент совершения им преступления необходимо присутствие обоих критериев — и медицинского, и психологического (юридического). При этом, согласно сложившейся в судебной психиатрии традиции, сам юридический критерий "представляет собой обобщающую характеристику тех же самых клинических данных о болезненных расстройствах психики, но с точки зрения их тяжести".
Используется следующая формулировка - в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Другими словами, формулирует обобщенный медицинский (психическое расстройство) и юридический (психологический) [невозможность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими] критерии.
Основные экспертные понятия
Таким образом, общим базовым подходом к решению экспертных задач в КСППЭ является системно-целевой анализ. Он основывается на выделении двух фундаментальных экспертных понятий: потенциальной и актуальной способности косознанию или/и регуляции инкриминируемых действий (к ОРД).
Потенциальная способность субъекта преступления к ОРДпонимается как наличие у обвиняемого психологических ресурсов, развитых и адекватно функционирующих личностных и познавательных структур, интеллектуальных предпосылок и социальных содержаний (опыта), достаточных для организации и осознанно-волевой регуляции им своего поведения в период времени, относящийся к инкриминируемым ему деяниям.
Актуальная способность к ОРД на деле означает ситуационную возможность субъекта преступления к ОРД, т.е. отражает меру реализации потенциальной способности к ОРД в конкретных обстоятельствах инкриминируемых деяний в зависимости от динамического (эмоционального) модуса функционирования личности, соответствия интеллектуальных и личностных ресурсов субъекта преступления требованиям задачи.
Способность сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий означает способность к адекватному выбору целей и средств их достижения с учетом культурного значения действий и нормативных (моральных, правовых) запретов.
Способность руководить своими действиями в узком смысле понимается как способность к организации поведения на основе принятого ранее сознательного решения, в широком — как способность к сознательному самоуправлению.
Обеспечивается способность к ОРД онтогенетической зрелостью, адекватностью и достаточностью функционирования в ситуации правонарушения структурных звеньев целеполагания и целедостижения: прогноза, оценки целей и средств их достижения, выбора и принятия решения, планирования, контроля и коррекции действий.
ü Слаженность и полноценность работы всех звеньев этой системы оценивается как полная сохранность ситуационной возможности произвольной и сознательной регуляции инкриминируемых действий, что соотносится с состоянием полной вменяемости.
ü Нарушения, недостаточность или дисфункция взаимодействия отдельных составляющих целевого действия при отсутствии компенсаторных процессов свидетельствуют о существенном ограничении возможности сознательной произвольной регуляции инкриминируемого деяния.
ü Глубокая дезинтеграция, выпадение или инверсия психологических составляющих отражают утрату произвольности инкриминируемого поведения, что соотносится с состоянием невменяемости.
НАЗНАЧЕНИЕ КСППЭ.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВОПРОСОВ ЭКСПЕРТАМ
Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 78 УПК РСФСР общим фактическим основанием назначения любой судебной экспертизы является потребность в специальных познаниях при разрешении вопросов, имеющих значение для дела. Поэтому первое условие обоснованного выбора КСППЭ — правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний психиатра и медицинского психолога в каждом конкретном случае.
Второе условие — установление необходимости применения специальных знаний психолога и психиатра именно в форме экспертизы. Иногда представители этих профессии могут выступить в качестве специалистов по делу (ст. 1331 УПК РСФСР).
Третье условие обоснованного назначения КСППЭ — адекватное решение вопроса о необходимости одновременного совместного обсуждения и интегративной оценки результатов применения специальных психологических и психиатрических знаний.
При отсутствии такой необходимости по делу назначаются последовательно проводимые судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы, т.е. используется комплекс экспертиз, а не КСППЭ.
Четвертое условие — обязательность исключения вопросов, требующих сугубо правовых оценок, например наличия в действиях лица умысла, мер наказания с учетом особенностей его личности, нравственного облика, нравственного содержания конкретных мотивов инкриминируемых деяний и т.п. Последнее следует специально подчеркнуть, так как мотивы относятся к существенным характеристикам личности. Однако определение их нравственного "радикала" применительно к конкретному преступному деянию входит в прямые задачи органов следствия и суда, относится к сфере их профессиональной компетенции и поэтому не может быть предметом экспертного исследования ни судебного психиатра, ни судебного психолога.
И, наконец пятое (и последнее) условие обоснованности назначения КСППЭ — постановка вопросов, соответствующих уровню научной компетенции экспертов, кругу правомочий, теоретических знаний и опыту КСППЭ. На современном этапе развития КСППЭ к этому кругу вопросов (экспертных задач) относятся следующие:
1. Установление индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подозреваемого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.
Влияние этих особенностей на поведение традиционно рассматривается как одно из условий, способствующее или препятствующее определенному поведению. Такое понимание соответствует общетеоретическим положениям (внешняя причина опосредуется внутренними условиями, т.е. личностью), современным психологическим представлениям о строении и регулятивных функциях личности (выделение нравственно-ценностного "ядра", черта как внутренняя преграда, основным концепциям отечественной криминологии: о значении особенностей осознания, содержания правосознания и нравственного сознания в генезисе противоправного поведения, об аномалиях личности как условии (например, вследствие снижения самоконтроля и др.), а не причине правонарушений. В качестве таких условий в зависимости от конкретной ситуации могут выступать пассивная подчиняемость, внушаемость, возбудимость, зависимость, агрессивность и др.
В общем виде соответствующий вопрос экспертам может быть сформулирован так:
Имеет ли обвиняемый индивидуально-психологические особенности (личности) в виде... (желательно, а нередко и необходимо указать, какие именно особенности интересуют следователя или суд), могли ли они оказать существенное (ограничивающее осознанность и произвольность инкриминируемых действий) влияние на поведение в такой-то ситуации (указать конкретный аспект ситуации).
Следует помнить, что у обвиняемых, потерпевших и свидетелей одни и те же личностные свойства могут иметь разную правовую значимость, что зависит от несовпадения аспектов юридической оценки. В частности, при оценке у обвиняемых виновной ответственности и процессуальной дееспособности, например способности давать показания, участвовать в следственных действиях, в качестве уголовно-релевантных могут выступать различные личностные особенности. Это является еще одним аргументом необходимости конкретной формулировки вопросов экспертам.
Основанием для назначения КСППЭ личности обвиняемого обычно являются сведения о перенесенных им нервно-психический заболеваниях (черепно-мозговых травмах, интоксикациях, менингитах и др.) или признаки отклонения в поведении, его особая брутальность (грубость), необычность, непонятность для следователя и суда как в целом, так и по конкретному эпизоду (эпизодам) накануне, в момент или после содеянного, в том числе и на предварительном или судебном следствии. К таким основаниям могут быть также отнесены своеобразие объяснения отдельных эпизодов, тех или иных мотивировок содеянного, ссылок на психологическое влияние окружающих лиц, указание на индивидуальные особенности отдельных психологических функций, например памяти, и др. В последнем случае наряду с вопросом об особенностях личности может быть задан вопрос о характере тех или иных психических процессов подэкспертного.
На современном этапе развития КСППЭ в ее практике чаще всего встречаются вопросы о наличии у подэкспертного таких личностных (характерологических) черт, как повышенная внушаемость, агрессивность, жестокость, зависимость, подчиняемость, лидерство, склонность к фантазированию, вымыслам.
Из отдельных психических процессов следователя и суд обычно дополнительно интересует состояние памяти: общий уровень развития функций памяти (запоминания, удержания, воспроизведения) и их особености, в частности избирательное забывание тех или иных психотравматизирующих событий, или, наоборот, наличие эйдетизма — способности к подробному визуализированному воспроизведению увиденного и пережитого.
Иногда дополнительно спрашивается также о характере и уровне развития познавательных процессов: мыслительной деятельности и восприятия.
2. Установление у обвиняемого вида и глубины эмоциональных реакций во время совершения инкриминируемых ему деяний.
Необходимость в назначении КСППЭ эмоциональных состояний может возникнуть тогда, когда у следователя и суда возникает предположение, что эти состояния могли повлиять на способность (ограничить ее) субъекта преступления в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими.
Основанием для назначения КСППЭ в таких случаях, наряду с данными о перенесенных нервно-психических вредностях и (или) о наличии стабильных психических отклонений, является необычное поведение обвиняемого в момент совершения инкриминируемых деяний, множественность повреждений у жертвы, наличие длительного конфликта с ней или внезапность деяния, ссылки обвиняемого на изменение в понимании ситуации, неполноту осмысления и восприятия в момент криминала, указание на невозможность в это время владеть собой, запамятование отдельных эпизодов содеянного и др.
Соответствующий вопрос может быть сформулирован так:
Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемых ему деяний в состоянии аффекта или ином эмоциональном состоянии, связанном с конфликтной ситуацией, которое могло существенно ограничить осознанность и произвольность инкриминируемых ему дейстствий?
Указание на ситуационный характер эмоциональных реакций, не носящих характера аффекта, необходимо, поскольку в случае их значительной глубины и особенно развития в связи с обстоятельствами, названными в ст. 107 УК РФ, именно они имеют правовое значение. Хотя в ч. 1 ст. 61 УК РФ нет аналога п. 5 ст. 38 прежнего уголовного законодательства, ч. 2 ст. 61 УК РФ позволяет учитывать такие эмоциональные реакции. Ограничения, накладываемые ч. 3 ст. 61 УК РФ, не распространяются на такие реакции, так как они не предусмотрены соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса (ст. 107, 113), где в качестве признака преступления фигурирует аффект. Поэтому при достаточной глубине эти эмоциональные реакции, хотя и по общим основаниям, а не привилегированному составу преступления, как в случае аффекта, могут служить психологической предпосылкой ограничения ответственности.
Наиболее частая ошибка следователей при назначении КСППЭ эмоциональных состояний и формулировании вопроса экспертам — подмена психологических понятий (аффект, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция) правовыми понятиями "сильное душевное волнение" или "внезапно возникшее сильное душевное волнение". Следует подчеркнуть, что констатация экспертами в психологических понятиях эмоционального состояния обвиняемого как аффекта служит лишь одной из предпосылок его юридической квалификации следователем (судом) в качестве привилегированного состава преступления.
3. Установление у несовершеннолетнего обвиняемого, который достиг возраста уголовной ответственности с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, возможности или невозможности во время совершения общественно опасного деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Основанием для назначения КСППЭ в этих случаях являются симптомы замедленного психического развития несовершеннолетнего, состоящего или не состоящего на психиатрическом учете и (или) имеющего признаки педагогической запущенности. Они проявляются в легкомысленности его поступков, поверхностности суждений, недостаточном осмыслении противоправности своего поведения, его неадекватной нравственной оценке, неспособности достаточно полно предвидеть его отрицательные последствия для себя, своих близких, окружающих. Значение всех этих особенностей усиливается при объективно сложной или конфликтной ситуации в момент криминала, подозрении о развитии у несовершеннолетнего в этот период острой эмоциональной реакции и (или) наличии эмоциональной напряженности (стресса), состояния хронической фрустрации вследствие длительного неудовлетворения важных для него потребностей.
Правильный вопрос экспертам в общем виде может быть сформулирован так.
Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, если да, то в чем оно выражается и с чем связано? Если несовершеннолетний отстает в психическом развитии, то мог ли он вследствие этого в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или в полной мере руководить ими с учетом конкретной ситуации ?
Последнее уточнение принципиально важно. Можно согласиться с М.М. Коченовым (1980. С. 80), что недостаточное осознание (оценка) своих действий, и особенно слабость волевого контроля и самоконтроля, у несовершеннолетнего резче проявятся в объективно сложной ситуации и будут связаны с большим дефицитом жизненного опыта, недостаточностью интеллектуальных и личностных ресурсов, более выраженной дезорганизацией деятельности при затруднениях и неуспехе (состоянии фрустрации).
В настоящее время, как и прежде, следователи и суды нередко ставят перед экспертами также вопросы о соответствии уровня психического развития несовершеннолетнего возрасту уголовной ответственности или фактическому паспортному возрасту. Как следует из содержания ч. 3 ст. 20 УК РФ, такие вопросы не основаны на законе.
Прежде всего, надо отметить, что ни ст. 392 УПК РСФСР, ни тем более ч. 3 ст. 20 УК РФ, определяющие предмет экспертизы несовершеннолетних, не предусматривают установления так называемого "психологического возраста", который в явной или неявной форме подразумевается в рассматриваемых вопросах. Диагностика возрастного периода психического развития не самоцель, а вспомогательное средство, общий ориентир в достижении конечной цели — определении возможности или невозможности лица в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в конкрегной ситуации, при конкретных внешних и внутренних (динамическое состояние личности) условиях. Поэтому в соответствии с конечной, а не промежуточной целью КСППЭ и должен быть сформулирован вопрос.
4. Установление способности свидетеля или потерпевшего с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических свойств и особенностей (уровня) психического развития правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
Основанием для КСППЭ может быть наличие внешних условий, затрудняющих восприятие и осмысление определенных событий. К ним, в частности, могут относиться неблагоприятные условия восприятия, скоротечность наблюдаемых явлений, чрезвычайно большой объем информации, слишком большая (сверхпороговая) или слишком малая (подпороговая) сила раздражителей.
Однако значительно чаще необходимость в комплексном исследовании вызывается потребностью в оценке психических качеств самого подэкспертного. Сомнения в способности правильно воспринимать и воспроизводить информацию могут вызвать особенности его восприятия, мышления, памяти, речи, связанные с малолетним или старческим возрастом, дефектами органов чувств центрального происхождения, психической патологией, низким уровнем умственного развития, своеобразием черт личности (повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию и др.), высоким эмоциональным напряжением в момент наблюдения, состоянием алкогольного или наркотического опьянения.
Значение имеют как внешние, так и внутренние причины, влияющие на восприятие, удержание в памяти и воспроизведение. Поэтому соответствующие вопросы могут быть сформулированы так.
Мог ли подэкспертный с учетом его актуального психического состояния, индивидуально-психологических свойств и особенностей (уровня) психического развития в таких-то условиях восприятия правильно воспринимать такие-то (указать, какие конкретно) имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания?
5. Установление способности потерпевшего с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических свойств и особенностей (уровня) психического развития понимать характер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление виновному.
Данный вид КСППЭ назначается главным образом в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам об изнасиловании.
Основанием для назначения КСППЭ, наряду с данными о психической патологии, является пассивное поведение потерпевшей (потерпевшего) в период совершения преступления (изнасилования), неадекватное (равнодушное, беззаботное, легкомысленное и др.) отношение к случившемуся, заявление о применении обвиняемым средств психологического давления, о наступившем изменении психического состояния или его особенностях, лишавших возможности оказывать сопротивление, и др.
Адекватным вопросом экспертам будет такой.
Могла ли потерпевшая в момент преступления правильно понимать характер и значение совершаемых с нею преступных действий или оказывать сопротивление виновному с учетом особенностей ее психического состояния, индивидуально-психологических свойств, уровня психического развития, обстоятельств ситуации (указать, каких)?
Под особенностями психического состояния (функционирования) потерпевшей в период посягательства на ее половую неприкосновенность помимо стойких психопатологических и возрастных характеристик подразумеваются динамические эмоциональные сдвиги, прежде всего наличие парализующего волю и экспрессию аффекта страха.
Хотя ситуация должна оцениваться экспертами в целом, все же конкретизация в ее наиболее значимых моментах необходима. Это связано с тем, что разные по смыслу фрагменты ситуации потерпевшая может оценивать по-разному в зависимости от осведомленности в вопросах сексуальной жизни, опыта и стиля взаимоотношений с лицами противоположного пола, общего нравственного развития, подхода и объяснений (приемов обмана) насильника, степени замаскированности истинного смысла его поведения, камуфлирования им своих намерений и др.
6. Установление психического состояния лица, в отношении которого подозревается или установлено, что оно покончило жизнь самоубийством; определение возможных причин развития этого состояния и связанной с ним предрасположенности к самоубийству (степени его суицидоопасности).
Основанием для назначения КСППЭ является наличие фактических данных о конфликтной обстановке или, наоборот, внешней безмотивности суицидального поступка, признаков изменения поведения суицидента, о проявлениях у него накануне содеянного и в прошлом подавленности, отчаяния, замкнутости, внутренней растерянности и т.д.
Соответствующий вопрос экспертам правильно может быть сформулирован так.
В каком психическом состоянии находилось лицо в период, непосредственно предшествовавший его смерти? Имело ли это состояние характер, предрасполагавший к самоубийству? Если да, то каковы возможные причины его развития?
В случае установленного самоубийства вопрос следует поставить в более определенной форме.
В каком психическом состоянии находилось лицо, покончившее жизнь самоубийством? Каковы причины развития этого состояния и суицидального поведения?
В случаях, когда речь идет об обвинении в доведении до самоубийства (ст. 110 УК РФ) или наступлении тяжких последствий в виде самоубийства в результате совершения преступления (п. "б" ст. 63 УК РФ), возможна дальнейшая конкретизация вопроса.
В каком психическом состоянии находилось лицо, покончившее жизнь самоубийством? Какую роль в развитии этого состояния и реализации суицидального поведения сыграли противоправные действия обвиняемых (указать, какие именно)?
7. Установление у лица с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, невозможности во время совершения преступления в силу психического расстройства в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими с решением вопроса о наличии или отсутствии оснований для назначения принудительных мер медицинского характера.
Основанием для назначения КСППЭ служат данные о наличии у обвиняемого особенностей поведения, позволяющих заподозрить психическое расстройство пограничного уровня, или (и) сведений о его лечении в психиатрической больнице, наблюдении в психоневрологическом диспансере (ПНД) по поводу психических нарушений (заболевания). В этом плане большого внимания заслуживают поступки, отклоняющиеся от общепринятых конвенциальных стандартов, проявления девиантного поведения, связанные с нарушением норм и правил в семье, школе, среди сверстников, признаки аддиктивного поведения (употребление наркотиков и др.), расстройства влечений, отклонения в сексуальной сфере, недостаточность (снижение) трудовой, школьной и семейной адаптации и т.п. Среди медицинских данных (диагнозов), определяющих необходимость КСППЭ, следует указать на психопатии, олигофрении в степени умеренной или нерезко выраженной дебильности, органическое поражение головного мозга с психопатоподобными синдромами, парафи- лии (половые извращения), хронический алкоголизм и наркоманию и др.
В согласии с содержанием ст. 22 УК РФ и принимая во внимание сказанное, адекватный вопрос экспертам следует поставить так.
Имеются ли у обвиняемого (подозреваемого) лица психическое расстройство, не исключающее вменяемости, т.е. возможности осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?
Если имеются, то мог ли обвиняемый во время совершения преступления в силу этого психического расстройства в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо в полной мере руководить ими?
Список задач, которые разрешает КСППЭ, носит открытый характер. В соответствии с общим правилом, КСППЭ может быть назначена не только в связи с перечисленными, но также по поводу других обстоятельств, установление которых требует специальных познаний в психологии и психиатрии, если указанные обстоятельства имеют значение для уголовного или гражданского дела и входят в компетенцию судебного эксперта-психолога и эксперта-психиатра.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КСППЭ
Важным этапом КСППЭ является составление заключения экспертов. Правильное оформление этого вида судебных доказательств делает возможным документально разграничить функции экспертов-психологов и экспертов-психиатров, упрощает контроль за соблюдением каждым из них пределов своей компетенции, позволяет обеспечить принцип личной ответственности экспертов за выполненное исследование и выводы из него.
С учетом периодизации производства КСППЭ в экспертном заключении можновыделить три части:вводную, исследовательскую и выводы. Такое деление общепризнанно. Оно передает общую логику исследования и обладает внутренней стройностью.
В вводной части заключения излагаются данные о виде экспертизы, месте и времени ее проведения, составе экспертной комиссии, присутствующих лицах, указываются юридические основания производства КСППЭ, дата поступления исследуемого в экспертное учреждение, перечисляются исследованные объекты (психическая и сомато-неврологическая сферы подэкспертного, материалы уголовного дела, медицинская документация, другие дополнительные материалы, приобщенные к делу). Вопросы, поставленные на разрешение экспертов, приводятся в той форме, как они сформулированы следователем или судом.
Статьи 191, 288 УПК РСФСР предоставляют экспертам право на инициативу в установлении обстоятельств, по которым им не ставились вопросы. Знакомясь с материалами дела, эксперты иногда полнее, чем следователь или суд, могут определить круг вопросов, доступных разрешению на основе представленных на экспертизу объектов (источников информации) и имеющих существенное значение для установления истины по делу. Такие вопросы также должны быть изложены во вводной части заключения КСППЭ.
В вводной части заключения обычно оформляется и подписка о предупреждении экспертов об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 и 310 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения и за разглашение данных предварительного следствия.
Исследовательская часть заключения состоит из двух разделов: частного синтезирования и общего синтезирования. В разделе частного синтезирования обособленно описываются признаки и качества исследуемых объектов (психической сферы подэкспертного, ситуации и др.). Указывается, какие исследования и в каком объеме провели эксперты каждой специальности. Излагаются использованные экспертами-психологами и экспертами-психиатрами методы и методики, констатируется извлеченная с их помощью информация, конкретизируются ее источники (страницы дела и др.), приводится оценка, указываются способы интерпретации. Приводятся также данные вспомогательных исследований (соматического, неврологического, генетического, биохимического и др.). Результаты исследований фиксируются в виде промежуточных выводов, завершающих соответствующие психиатрические и психологические разделы заключения. Каждый эксперт подписывает тот раздел и ту его часть, в которой содержатся проведенные им исследования.
В следующем разделе исследовательской части — разделе общего синтезирования — резюмируется и сопоставляется полученная информация. На основании этого дается совместная оценка результатов исследований экспертов-психологов и экспертов-психиатров, определяются значение и место выявленных результатов в решении задач, поставленных следователем и судом или сформулированных дополнительно самими экспертами, обосновываются положения окончательных экспертных выводов. При невозможности дать ответ на некоторые вопросы следователя или суда в данном разделе приводятся причины этого.
Исследовательская часть заключения КСППЭ должна быть написана предельно ясно, последовательно, содержать минимум специальных терминов, могущих быть непонятными для следователя и суда. При невозможности обойтись без их употребления термины должны обязательно разъясняться. Вместе с тем эта часть заключения ни в коем случае не должна терять своей научной информативности, полноты и точности.
Последняя часть экспертного заключения — Выводы — наиболее важный в доказательственном отношении раздел, передающий суть проведенного исследования. Выводы даются в форме ответов по существу на вопросы следователя (суда) или в виде обоснованного заключения о невозможности разрешения этих вопросов. Отдельно формулируются выводы, сделанные по инициативе экспертов и обоснованные в исследовательской части. Общие (совместные) выводы делают и подписывают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов. Если основанием окончательного вывода комиссии или части ее являются факты, установленные экспертами (экспертом) одной специальности, то об этом должно быть указано в заключении. Выводы должны быть изложены четко, исключать возможность разночтения.
В случае разногласий эксперты вправе в общем заключении сформулировать самостоятельные выводы. Каждый эксперт или группа экспертов одной специальности обязаны обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии. Для этого они могут использовать и результаты исследования, полученные экспертами, придерживающимися других взглядов, давая выявленным ими фактам свою научную трактовку и собственную экспертную оценку. КСППЭ при этом не распадается на комплекс раздельных судебно-психиатрических и судебно-психологических экспертиз. Несмотря на то что каждый из экспертов здесь отстаивает свои выводы, их оформление в едином заключении позволяет следователю и суду составить четкое представление о сути различий в оценке доказательственных признаков.
Примером может служить КСППЭ подэкспертного С.,23 лет, обвиняемого в самовольном оставлении части (дезертирстве) и заведомо ложных сообщениях об акте терроризма.
Из материалов уголовного и личного дел, со слов С. известно, что наследственность его психопатологически не отягощена. Раннее развитие С. было правильным, рос здоровым, в школу пошел своевременно. С детства обращал на себя внимание склонностью к измышлениям, фантазированию, выдаче желаемого за действительное. Был легко возбудим, вспыльчив, но "отходчив". Среди сверстников держался неровно: был то замкнут, обособлен, то чрезвычайно общителен, непредсказуем в своих поступках. Часто без разрешения брал у отца из кошелька деньги, в ответ на замечания и другие меры педагогического воздействия неоднократно, начиная с 10 лет, убегал из дома, выезжал в Москву, Сочи, Прибалтику, помещался в детские приемники-распределители. Корригировать его поведение не удавалось, объяснений своему поведению Не давал, хвастался своей ранней "самостоятельностью". По окончании 9 классов поступил в коммунально-строительный техникум, где учился хорошо, но в поступках оставался незрелым, говорил о своей "любви к деньгам", брал деньги в долг, но возвращать "забывал". От матери не скрывал, что любит "легкие способы получения денег". По окончании техникума по специальности не работал. Непродолжительное время был барменом, продавцом, слесарем-сантехником, нигде подолгу не задерживался из-за того, что работа быстро "надоедала". Родственникам заявлял, что хочет получить высшее образование, иметь престижную работу и хорошую должность, но конкретных усилий для осуществления этого не предпринимал. От службы в армии в течение 3 лет уклонялся, говорил, что армия "не шкатулка для алмазов", подразумевая свои достоинства. По словам С. , он не столько не хотел служить, сколько не мог, чего окружающие, особенно родители, "не понимали", так как "не давали себе труда" вникнуть в его "внутренний мир", "отдать себе отчет" в том, что он "не такой, как другие", "не может что-либо долго делать", особенно "под давлением приказов", что ему необходимы "не те встряски и смена обстановки", которые дает армия, а совсем иные впечатления, поскольку "сильная ранимость" приводит у него к тому, что любая неприятность, неудача сразу вызывает мысли о "никчемности, бессмысленности жизни", апатию и спад настроения с "непреодолимым" желанием "все бросить" и ехать "далеко-далеко" либо "встряхивать" себя долгой игрой в карты в казино. Родственники, знакомые и друзья отмечают, что алкоголем С. не злоупотреблял, в употреблении наркотиков замечен не был, в связи с бродяжничеством имел приводы в милицию, но к уголовной ответственности не привлекался. Под давлением близких С. все же прошел медкомиссию и был признан годным к строевой службе. Сослуживцам стал заявлять, что он — "сатанист", в потверждение чего на левом предплечье сделал себе татуировку "тремя шестерками". Из показаний сослуживцев и данных служебной характеристики следует, что близких друзей С. не имел, постоянно "что-то недоговаривал", был "хитроват", "себе на уме", не скрывал своего отрицательного отношения к службе, "выдвигал" различные версии уклонения от нее. В поведении обращал на себя внимание способностью расположить к себе, "привлечь беседой", а потом обмануть "со спокойной совестью". О себе сообщал, что до призыва якобы работал "инструктором по рейтингу банков" "консультантом-аналитиком рынка ценных бумаг", что по окончаний службы его ждет "престижная работа в Москве". Через 7 месяцев службы С. убыл в отпуск, который получил, сообщив командованию вымышленные сведения о неблагополучии в семье, откуда по истечении срока в часть не вернулся.