Методическая разработка практического занятия №

для студентов 2 курса по специальностям лечебное дело и педиатрия.

Тема занятия:

«Эмбриогенез человека. Плаценты млекопитающих животных и человека. Пуповина.

Система мать – плацента – плод. Критические периоды в развитии человека».

Методическую разработку подготовил:

Доцент Туровинина Л.П.

Методическая разработка обсуждена,

утверждена на кафедральном совещании

№__ «______»2011 г

Сургут 2011 г.

Дата проведения занятий:_________________

Работу выполнил: Ф.И. О. студента, № группа______________________________________

Работу проверил:______________ доцент Л. П. Туровинина.

Занятие №

Тема:

«Эмбриогенез человека. Плаценты млекопитающих животных и человека. Пуповина.

Система мать – плацента – плод. Критические периоды в развитии человека».

Продолжительность изучения темы 5,25 часов.

Из них на занятии 3 часа, внеаудиторная самостоятельная работа 2,25 часа.

Цель:

1. Изучить развитие, общий принцип строения и функции плацент млекопитающих и человека, формирование, строение, функции пуповины.

2. Изучить систему мать – плацента - плод и факторы, влияющие на ее физиологию.

3. Изучить факторы, влияющие на развитие плода: генетические, материнские, внешние.

4. Изучить причину аномалий и уродств. Критические периоды в развитии человека.

Задачи

Знать:

  1. Формирование, строение, функции пуповины.

2. Общий принцип строения, развития и функции плацент млекопитающих и человека.

3.3.Факторы, влияющие на развитие плода: генетические, материнские, внешние, причину аномалий и уродств. Критические периоды в развитии человека (П.Г. Светлов)

Уметь:

  1. Идентифицировать препараты пуповины человека и млекопитающих животных (свиньи).
  2. Идентифицировать структуры плодной части плаценты.

Значение изучения темы.

При развитии млекопитающих выявляются закономерности, присущие как птицам, так и человеку. Большая степень сходства развития зародыша млекопитающих с зародышем человека делает изучение эмбриогенеза млекопитающих необходимым звеном в познании общей эмбриологии человека.

Методические указания по самоподготовке.

Теоретические вопросы, подлежащие рассмотрению:

Необходимый исходный уровень знаний:

Из других курсов:

1.Формы структурной организации тканей (симпласты, синциции).

2.Кроветворение в эмбриональный период

3.Гистофизиологию студенистой ткани.

4.Цитофизиологию клеток соединительной ткани.

5.Условия трофики зародышей классов хордовых в процессе эмбрионального развития.

6. Типы развития.

Из предшествующих тем:

1.Зародышевые оболочки плода человека, их формирование, строение, функции.

2.Типы питания зародыша на различных стадиях эмбриогенеза.

3.Хорион, гладкий и ворсинчатый, его структура, функции;

4.Децидуальная оболочка, ее значение;

По теме занятия:

1.Пуповина, ее формирование, строение, функции.

2.Принцип строения плацент млекопитающих.

3.Типы плацент млекопитающих животных, классификация их по типу строения и условиям трофики.

4.Плацента человека. Общий принцип строения. Тип плаценты. Развитие, строение, функции. 5.Система мать – плацента - плод и факторы, влияющие на ее физиологию.

6.Факторы, влияющие на развитие: генетические, материнские, внешние.

7. Критические периоды в развитии человека (П.Г. Светлов).

8. Нарушение процессов детерминации как причин аномалий и уродств.

9.Понятие тератогенеза, условия возникновения эмбриональных пороков и их последствия.

10.Возможности регуляции эмбриогенеза и предотвращения пороков развития.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение.

1.Влияние повреждающих факторов на плод: генетические, материнские, внешние.

2. Нарушение процессов детерминации как причина аномалий и уродств.

3.Понятие тератогенеза, условия возникновения эмбриональных пороков и их последствия.

4.Возможности регуляции эмбриогенеза и предотвращения пороков развития.

5.Современные представления о функциональной системе мать-плод.

Учебно-исследовательская деятельность студентов (УИРС).

Темы рефератов:

1. Нарушения созревания и компенсаторно - приспособительные процессы в плаценте.

2.Вариации строения плаценты в зависимости от возраста, вредных привычек матери и экологических условий.

3.Модели строения плаценты.

4.Морфологическое исследование плаценты (макроскопическое и микроскопическое)

5.Нарушение кровообращения в плаценте.

6.Котиледон - структурно-функциональная единица плаценты.

7. Ворсинчатое дерево плодной части плаценты.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

Развитие плацентарных млекопитающих характеризуется формирование особой системы взаимосвязи развивающегося зародыша с организмом матери, которая включает в себя образование органа для вынашивания зародыша – матки и дополнительного органа, обеспечивающего связь между ними – плаценты. Эти важные обстоятельства приводят к появлению особенностей в развитии млекопитающих в сравнении с птицами и рыбами.

Особое место в эмбриогенезе человека занимает процесс имплантации зародыша в матку и плацентация за счет ворсин хориона к стенке матки. Установите степень и характер их взаимосвязи.

Важной особенностью является некоторое замедление гаструляции у человека, связанное с важным моментом – имплантацей зародыша в стенку матки. В этом процессе первостепенная роль отводится дифференцировке трофобласта на цитотрофобласт и симпластотрофобласт, обеспечивающих внедрение зародыша в стенку матки. Питание зародыша в этот период осуществляется гистотрофно, за счет продуктов распада децидуальных клеток эндометрия в месте имплантации. Существенным является образование вокруг зародыша дополнительной материнской оболочки – децидуальной – часть слизистой оболочки. Вторая фаза гаструляции сопровождается ранним выделением внезародышевой мезодермы, идущей на построение внезародышевых органов: хориона, амниона, желточного мешка, аллантоиса. Очень рано внезародышевая мезодерма вступает в контакт с выростами трофобласта, образуя первичные ворсины с кровеносными сосудами и способствуя превращению его в хорион. Между первичными ворсинами хориона и лакунами, образовавшимися, в результате разрушения кровеносных сосудов эндометрия в области имплантации зародыша устанавливается взаимосвязь, с этого момента начинается гематотрофный тип питания развивающегося зародыша.

Характерной чертой развития зародыша человека является более раннее формирование провизорных органов (хориона, амниотического и желточного пузырьков) в отличие от млекопитающих, птиц и рыб, у которых развитие зародыша идет параллельно с развитием провизорных органов. Этот факт является прогрессивной приспособительной чертой, определяющей нормальное течение эмбриогенеза человека. Сам зародыш развивается из клеточного материала зародышевого щитка, расположенного в области контактирующих поверхностей амниотического и желточного пузырьков. С переходом зародыша к гематотрофному типу питания наступает качественно новый тип в развитии зародыша.

В отличие от эмбриогенеза птиц и млекопитающих, у зародыша человека образуется только туловищные складки, отделяющие тело зародыша от желточного мешка, далее зародыш погружается в амниотический пузырек, где и происходит дальнейшее развитие.

Важное, значение, в установлении связи организма зародыша с организмом матери имеет аллантоис, в стенке которого формируются кровеносные сосуды, входящие в состав пупочного канатика и подрастающие к ворсинкам хориона, которые разветвляются на вторичные ворсины и в месте контакта их со стенкой матки образуется плацента. На остальной части хориона ворсины исчезают.

Обратите внимание на структуру и функции внезародышевых органов, особенностью является участие внезародышевой мезодермы в образовании стенки этих органов, зародышевая мезодерма появляется гораздо позже и не принимает участия в их формировании, а из нее формируются ткани зародыша.

Характеризуя плаценты млекопитающих животных и человека, обратите особое внимание на их гистоструктуру, особенности взаимодействия плодной и материнской частей, степень их взаимосвязи, определяющие важнейшие функции.

Уясните структуры и функции гематоплацентарного барьера плаценты человека.

В процессе развития зародыша происходит становление системы мать – плод. Охарактеризуйте механизмы взаимосвязи в этой системе (нейрогуморальные, рецепторные).

На любом этапе развития зародыш человека ощущает изменения внешней среды. В определенные периоды эмбриогенеза он оказывается наиболее чувствительным к этим изменениям. Эти периоды получили название критических периодов. Они могут приводить к нарушениям естественного хода эмбриогенеза, вызывая появления уродств или пороков развития.

Развитие эмбриональных уродств называется тератогенезом. Пользуясь знаниями о ходе эмбриогенеза, определите критические периоды в развитии человека и предположите, к каким последствиям они могут привести.

Наши рекомендации