Основные подходы к категоризации телесной проблематики

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В описание основных понятий телесно-ориентированной психотерапии мы сочли оправданным включить только те понятия, которые используются во всех ее существующих направлениях.

Первым из таких понятий можно считать понятие энергии. Это понятие в телесно-ориентированную психотерапию и вообще в психологию пришло из физики, где оно определяется как скалярная характеристика тела, определяющая его способность совершить работу. Принципиальных изменений в психологии оно не претерпело, а лишь приобрело свою специфическую окраску.

Первым представление об энергии в телесно-ориентированной психотерапии описал, конечно же, основоположник этого направления Вильгельм Райх. При этом ту специфическую энергию, которая обеспечивает личностное функционирование человека, он назвал оргонной. По его мнению, это такая энергия, которая, с одной стороны, обеспечивает всю жизнедеятельность любого живого организма в каждом, даже самом мельчайшем ее проявлении, а с другой стороны, не может быть зарегистрирована никаким из известных на данный момент науке прибором. Более того, эта энергия не подчиняется даже закону энтропии, согласно которому любая энергия перераспределяется из мест с ее наибольшей концентрацией в места с наименьшей. Оргонная энергия ведет себя строго наоборот: она из мест, где ее меньше, все время норовит переместиться в места, где ее и без того много. В результате этого, если где-то в нашем теле возникает мышечное напряжение, то туда незамедлительно начинает поступать дополнительная оргонная энергия. А если это мышечное напряжение отно­сится к категории постоянных, то оно начинает притягивать к себе все больше и больше оргонной энергии из других частей организма, как бы «обесточивая» их.

Подобное предположение вызывало огромное количество возмущенных возражений на протяжении всей жизни Вильгельма Райха и долгое время после его смерти. Однако никто из критиков так до сих пор и не смог экспери­ментально опровергнуть возможность существования оргонной энергии — как, впрочем, и никто из его последо­вателей не сумел экспериментально доказать ее наличие в наших организмах. Но это, честно говоря, и неудивитель­но, если вспомнить, что она поданному Райхом описанию и не должна фиксироваться никакими приборами. Посему это понятие так до сих пор и остается одним из базовых в телесно-ориентированной психотерапии. Кстати, в ее названии Райх попытался соединить два очень важных для его вегетотерапии понятия — «организм» и «оргазм» (не стоит забывать, что он все-таки был психоаналитиком...). По идее Райха, в норме оргонная энергия беспрепятственно протекает вдоль нашего тела, перераспределяясь исключительно для совершения каких-то определенных действий, адекватных реальным внешним условиям.

В принципе, представление об энергии в современной телесно-ориентированной психотерапии вполне соответствует классическому райхианскому. Из такого понимания энергии вытекает определение еще одного базового по­нятия телесно-ориентированной психотерапии — заземле­ния. Правда, психологическое понимание заземления несколько отличается от определения того же понятия в физике. Заземление в телесно-ориентированной психотерапии — это степень соответствия существующих в каждый момент времени мышечных напряжений выполняемой в тот же момент работе. Поясним на простом примере. Если чело­век лежит на пляже, и при этом у него изо всех сил напряжены, например, плечи, руки или колени, то это с очевидностью говорит о плохом заземлении — человек расходует много больше энергии, чем требует выполняемая им в этот момент работа. У человека, хорошо заземленного на пляже, работают только мышцы, обеспечивающие собствен­но его позу и деятельность внутренних органов (например, мышцы, отвечающие за работу легких, сердца, пищеварения и пр.). При этом плохое заземление совершенно не обязательно обозначает избыточное напряжение — оно впол­не может выражаться и в недостаточном напряжении мышц. Представьте, например, человека, который выполняет сложную работу, требующую предельной концентра­ции внимания и точного быстрого реагирования, находясь при этом в состоянии сниженного мышечного тонуса. Работа в конечном итоге все равно будет выполнена плохо, потребует переделывания или расплаты за совершенные ошибки.

Соответственно, плохое заземление можно считать синонимом неадекватного распределения энергии. Какими же механизмами обеспечивается такое — неадекватное — распределение? В телесно-ориентированной психотерапии для описания этих механизмов существует два понятия — мышечный зажим и мышечный блок.

Мышечным зажимом принято называть постоянное, фоновое напряжение одной конкретной мышцы, не соответствующее никакой выполняемой в данный момент работе. В каждом мышечном зажиме содержится в «законсервированном» виде некий прежний травматичный опыт, заставляющий человека в дальнейшем распределять энергию неадекватно сложившимся в данный конкретный момент внешним и внутренним обстоятельствам. Мышечным блоком называется комбинация таких зажимов, которая приводит к затрудненному протеканию энергии на каком-то определенном участке тела.

Кстати, мышечным зажимом может считаться не только неадекватно напряженная, но и постоянно неадекватно расслабленная мышца. Соответственно, и мышечные блоки бывают двух видов — назовем их «гиперблок» и «гипоблок».

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Диагностических подходов в телесно-ориентированной психотерапии существует великое множество, и каждый из них соответствует основной теоретической парадигме того или иного направления, но все их можно условно разделить на четыре группы.

К первой из них относятся все системы, которые в теле­сно-ориентированной психотерапии принято называть проблемными картографиями. Основным вопросом, на ко­торый призваны ответить собственно диагностические процедуры такого рода, оказывается вопрос «какая часть тела отвечает за существование данной проблемы человека?». Любая из существующих проблемных картографии, — а их можно насчитать не один десяток, — предполагает при­писывание той или иной части тела определенного значения. Говоря иными словами, согласно каждой из проблем­ных картографии, каждая проблема «проживает» в какой-то определенной части тела. Первой из таких картографии можно считать представления, содержащиеся в народных пословицах и поговорках — «у страха глаза велики», «вы­нести на своих плечах», «проглотить обиду» и т. д.

Разные проблемные картографии зачастую серьезно противоречат одна другой — однако каким-то загадочным образом в руках их создателей все они очень эффективно работают! Мы не будем в этой главе останавливаться подробно на этих системах, потому что их сравнительный ана­лиз вполне достоин отдельной монографии.

Вторая группа систем, позволяющих интерпретировать телесные проявления человека, — иногда именно такая диагностика называется телесным считыванием в узком смысле этого выражения, — основана на описании разных типов телосложения и телесного поведения, соотнесенных с различными психологическими типами. Такие системы призваны отвечать на вопрос «к какому психологическому чину относится человек и, соответственно, какие личностные ограничения ему присущи изначально?». Здесь следует уточнить, что для подобных диагностических систем ха­рактерно ограниченное количество описываемых ими психологических типов с точно прописанными, устойчивыми особенностями личностной структуры. К этой группе мож­но отнести, например, систему диагностики Александра Лоуэна, которая описывает пять структур характера, отра­женных в пяти типах строения тела. Каждая из этих струк­тур возникает в результате нарушения на одной из стадий раннего психомоторного развития. Другой вариант подобной системы представлен в таком направлении телесно-ориентированной психотерапии, как бодинамика — методе, связанном с именем Лисбет Марчер. Немного подроб­нее об этих системах телесного считывания мы расскажем в главе, посвященной динамическому подходу к категоризации телесной проблематики.

Третья группа интерпретационных систем приписывает четко определенные значения конкретным жестам и движениям человека. Основной вопрос подобных диагностических телесно-ориентированных систем — «что обо­значает то или иное движение человека?». Наши читатели, наверное, вспомнят одну из первых переведенных на рус­ский язык книг о психологических аспектах жизни человеческого тела — «Язык телодвижений» Аллана Пиза. Ее труд­но отнести к серьезной психотерапевтической литературе, тем не менее, многое из написанного в ней прочно осело в умах непрофессионального — а подчас и профессиональ­ного читателя. Понятно, что главный недостаток подобных систем состоит в том, что наличие серьезнейших межкультурных различий в макродвижениях тела делает каждую из них малопригодной для употребления в рамках другого культурного контекста.

И, наконец, четвертый вариант телесного считывания предполагает сущностный анализ каждого конкретного телесно­го проявления с точки зрения его физических и физиологи­ческих особенностей. Такая диагностика предназначена для ответа на вопрос «проявлением какого личностного паттер­на человека является то или иное его телесное проявление?». Главным отличием такой диагностики от диагностики по психологическому типу является отсутствие представления об ограниченном количестве возможных личностных структур. Для подобного анализа самое что ни на есть серьезное значение имеет такой «вненаучный» критерий, как здравый смысл. Понятно, что такой вариант интерпретации телесных проявлений может осуществляться на двух уровнях. На первом уровне происходит анализ конкретного проявления в контексте той ситуации, в которой оно возникает. На втором же уровне при наличии достаточного количества наблюдений можно сделать вполне достоверные выводы о специфике всей личностной проблематики человека.

Выбор той или иной диагностической системы для прак­тической психотерапевтической работы с телом определяется изначальной теоретической парадигмой психотерапевта и его представлением о классификации возможных внутри данной парадигмы личностных нарушений.

В. Групповая психотерапия

Этические принципы групповой психотерапии таковы, как и индивидуальной психотерапии, но применимы к ситуации, в которой телесный психотерапевт относит требования группы и потребности ее индивидуальных членов.

Принцип конфиденциальности. Все члены группы согласны с взаимной конфиденциальностью. Видео- и магнитофонные записи делаются только с согласия всех вовлеченныхчленов группы.

Принцип оценивания. Психотерапевт продумывает (учитывает) потребности всей группы каждый раз, когда он имеет дело с материалом, касающимся группы, — в том числе, когда обсуждает условия индивидуального членства или приводит индивидуальную сессию с групповыми членами.

Принцип уважения. Он/она поддерживает основы уважения между групповыми членами.

Принцип силы (власти, полномочий). Он/она способствует проявлению соответствующей поддержки и конфронтации между членами группы, в то же время пресекает (контролирует, решает) ситуации «козла отпущения» и внутригруппового сговора.

Принцип сексуальности. Он/она проводит ясную и сформулированную политику в отношении сексуальных связей между членами группы.

Принцип конгруэнтности (соответствия) в отношениях. Он/она учитывает эффект дополнительных терапевтических отношений с членами группы, имея в виду и группу как целое, и действует соответственно...»

После каждого из принципов в цитируемом тексте приведены примеры, поясняющие их содержание. Мы позволили себе их опустить, обозначив пропуски (...). Сами же принципы приводятся в точном соответствии с опубликованным переводом. Полностью ознакомиться с Этичес­кими правилами ЕАВР можно в Бюллетене Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.

КОДЕКС ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

ПРЕДИСЛОВИЕ Уважаемый читатель, книги на сайте LikeBook.Ru ты можешь читать онлайн на компьютере, используя электронный книжный интерфейс, или скачать бесплатно в формате FB2, TXT или HTML на телефон или кпк.

Эта книга представляет собой справочное пособие по техникам, разработанным в различных направлениях телесной терапии. Телесная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией». Это синтетический метод «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.

Исследование телесных ощущений и состояний, работа с ними существенно расширяет психотерапевтическое пространство и возможности психолога, облегчает процесс раскрытия переживаний человека. В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, характер психологических проблем и конфликтов человека.

Тело является фундаментальной ценностью человека и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах. Тело – это изначальная данность в бытии родившегося младенца. Развиваясь, ребенок прежде всего вычленяет из реальности именно свое тело. Позже тело становится основой личности и сознания и воспринимается как «Я». Именно телесно-чувственный опыт становится фундаментом психического развития и самопознания. Это верно и в филогенетическом, и в онтогенетическом аспекте.

Известно, что каждый ребенок обладает богатым спектром ощущений, его возможности жить и чувствовать колоссальны. В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношения другим людям.

Но у многих людей издержки воспитания, сложности взросления и переживаемые стрессы постепенно приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще негативных, разрушительных или неуместных), к утрате глубины переживаний, к оскудению диапазона эмоций (или к усилению их хаотичности и разрушающей интенсивности).

Эмоционально значимые переживания «врастают в память тела» и фиксируются в нем. Тело, запечатлевая маски и роли, избранные как способ защиты от тяжелых переживаний, обретает «мышечный панцирь», узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению.

Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, человек приходит к внутренним конфликтам, когда эмоции «отсекаются» от движения и восприятия, действия – от мышления и чувств, понимание – от поведения. Таким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом, потерю контакта с частями души и тела, с чувственной реальностью мира. Человек утрачивает ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть восприятия и уже не может по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни. В итоге с возрастом человек все сильнее чувствует трагичность существования, погружается в страдания либо в «оценочное переживание жизни», что подменяет ему радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Человек начинает ощущать, что он не целостен, что он потерял контакт с собой или его не удовлетворяет качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

К потере контакта с телом приводят:

• любого рода насилие: физическое, эмоциональное или психологическое;

• ранние детские болезни, трудные роды, врожденные дефекты, физические травмы, которые ребенок не мог контролировать, несчастные случаи и хирургические вмешательства;

• плохие ранние объектные отношения, где родительское «отзеркаливание», столь необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным;

• неадекватные или нарушенные границы в отношениях членов семьи;

• критика и чувство стыда, которое родители проецируют на ребенка, когда они сами не в ладах со своим телом; эти чувства могут быть вызваны также отвергающим или чрезмерно контролирующим родителем;

• ситуации, когда родители покидают ребенка или его игнорируют; ощущение, что тело или личностные особенности ребенка не соответствует культурному идеалу или семейному стилю;

• религиозное обесценивание чувственности, потребностей тела, самой телесности как фундаментальной основы восприятия внешнего мира и внутренних переживаний;

• травмирующий опыт катастрофы, стихийного бедствия, войны.

Развивая способность осознавать свою телесно-чувственную природу, – строя таким образом мост между мыслями, действиями и эмоциями, – телесная терапия запускает процесс их осознания и трансформации, их соединения в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно-чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, к обретению себя, к полноценной самореализации.

Понятия «тело», «телесность» – ключевые в телесной терапии. «Телесность» – это не только собственно тело, но и его временное измерение (прошлое, настоящее, будущее), и пространство вокруг ядра, включая различные феномены сознания: традиции, желания, потребности. Телесность, тот или иной способ восприятия телесности, и составляет базу первичного опыта человека, основу структуры самосознания.

В экзистенциальном смысле мир телесности – это микрокосм, воплощающий в себе глубинную мудрость Вселенной, где тело связывает человека и природу в единое гармоничное целое.

Мир телесности не определяется какими-либо историческими, культурными, национальными особенностями, которые ставят границы между людьми. На уровне тела, то есть базовых морфологических, биологических свойств нашей природы, все люди едины и подобны друг другу. Телесность нельзя сводить к индивидуальному уровню человеческого существа, скорее это способ выражения принадлежности и отношения человека к миру.

Телесность выражает внутреннюю сущность человеческого естества, воплощает способ его бытия в настоящем времени, и контакт с телом необходим человеку для осознания и освоения собственной природы.

В различных направлениях телесной психотерапии многолетние теоретические и практические исследования изучают язык стрессов и травм, его влияния на состояние тела и души. Тут разработаны способы исцеления, специальные методики и техники, теория и практика психосоматической коррекции личности. Важно, что соматические симптомы психических травм понимаются как телесные проявления переживаний человека. Телесная психотерапия направлена не на их устранение, а на то, чтобы сделать их доступными осознанию. Тогда ставшие невротическими или патологическими чувства и поведение можно соотнести с представлениями, смыслами и ценностями человека.

В телесной терапии существует множество подходов, иногда резко отличающихся один от другого. Тут разработано большое число разнообразных техник, использующих взаимодействие с телом: прикосновения, движения, дыхание.

Техники телесной психотерапии расширяют активное или направленное воображение, которое включает в себя не только образы, но и осознанные телесные ощущения и потребности, желания и чувства. Данные техники открывают доступ к соматическому бессознательному и позволяют устранить выявленные блоки, мешающие развитию личности. Эти техники отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек – единое функционирующее целое, сплав тела и психики, где изменения в одной области сопровождают изменения в другой. Чтобы человек смог чувствовать себя единым, вернуть себе ощущение целостности, необходимо не только интеллектуальное понимание, интерпретация или осознание вытесненной информации, но и ощущение в каждый данный момент единства тела и психики, ощущение целостности всего организма.

Методы телесной терапии являются мощными психотерапевтическими инструментами, которые используются с целью вызвать эмоциональную разрядку и радикальные изменения в организме человека, в его чувствах и психике в целом. Действенность этих методов и возможность злоупотребления ими приводят к тому, что вокруг психокоррекционных групп, где они практикуются, возникает множество домыслов и споров. Однако задачи этих групп не так уж сильно отличаются от тех, что стоят перед группами, использующими другие психотерапевтические подходы, например перед гештальт-группами, в которых участники исследуют и осознают свои чувства.

Телесная психотерапия показана самым разным людям. Исключение составляют случаи, когда малообщительный человек стремится к телесной психотерапии, чтобы избежать необходимости совершенствовать свои навыки традиционного общения. Еще одним исключением являются люди с патологической потребностью в физическом контакте и даже в причинении боли другим.

Существующие в настоящее время подходы и методы телесной терапии весьма разнообразны, и в основу их классификации можно положить различные принципы. В данном справочнике мы придерживаемся разделения методов телесной терапии на структурные и функциональные (Кнастер, 2002).

Структурные и функциональные подходы, по существу, являются двумя сторонами одной медали. Они оба имеют дело с гравитацией, позой тела, с балансом распределения напряжения, а также со временем и пространством. Будучи направлены на изменения, они имеют различное происхождение (структура влияет на функцию, функция воздействует на структуру) и адресованы двум различным системам организма (соответственно, миофасциальной и сенсорно-моторной). Они действуют на двух различных уровнях (глубоком и поверхностном, в некоторых функциональных подходах прямая манипуляция с мышцами, вроде массажа и пальпации, вообще не используются). Оба подхода стремятся повысить свободу и легкость функционирования тела.

В то же время цели и задачи практически любого направления телесной терапии соответствуют общим задачам, объединяющим различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы (Александров, 1997; Годфруа, 1992; Карва-сарский, 1999; Рудестам, 1993). Эти задачи:

• исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении;

• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

• изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;

• развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

• содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

В настоящем справочнике представлены краткая теория и практические техники трех крупных функциональных направлений телесной терапии – собственно телесно-ориентированной терапии, танцевально-двигательной терапии и ритмо-дви-гательной терапии. Единственным кратко рассмотренным структурным методом в рамках телесно-ориентированной терапии является рольфинг (структурная интеграция).

Книга состоит из пяти глав. В первой главе дается исторический обзор развития отношений «тело – душа» в западной цивилизации в различные эпохи. В этой же главе рассматриваются основные понятия телесной терапии, общие для всех ее направлений и школ.

Вторая глава посвящена описанию подходов и техник психотелесной диагностики. Вниманию читателя предлагается комплексная многоосевая модель диагностики, использующая сопоставление описаний психофизических признаков темперамента и характера, разработанных Э. Кречмером, У. Шелдоном, В. Райхом и А. Лоуэном, с типами организации характеров, принятых в психоаналитической диагностике, а также с классификациями типологии индивидуально-личностных свойств и типологии стилей жизни. Дается описание и интерпретация наиболее популярных проективных тестов и методик. Отдельные страницы посвящены вопросам работы с группами и этики телесной терапии.

В третьей главе рассмотрены теория и техники основных направлений телесно-ориентированной психотерапии: биоэнергетический анализ А. Лоуэна, концепция телесного осознавания М. Фельденкрайза, метод интеграции движений Ф. М. Алексан-дера, метод чувственного сознавания Ш. Селвер, соматическое обучение Т. Ханны, биосинтез Д. Боаделлы, кинезиология, структурная интеграция И. Рольф, первичная терапия А. Янова и танатотерапия В. Баскакова.

Четвертая глава посвящена описанию теории и техник танцевально-двигательной терапии. Рассмотрены основные цели и задачи, понятия и методы этого направления. Отдельные страницы посвящены теории и техникам контактной импровизации.

В пятой главе подробно рассмотрены теория и техники рит-модвигательной терапии, которая является синтезом телесно-ориентированной и танцевальной терапии, а также подходов к физическому совершенствованию человека, существующих в ритмической гимнастике.

Этот справочник – в первую очередь сборник техник, точнее сказать, упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе. Именно такой подход определил подбор и расстановку материала в справочнике. Эта книга – руководство для психологов и консультантов, работающих в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья). Она писалась для практиков, желающих повысить эффективность своей работы с клиентами, нуждающимися в психологической помощи. Здесь необходимо подчеркнуть, что мы следуем практике зарубежной литературы, в которой термины «терапия» и «психотерапия» используются как синонимы. Поэтому в дальнейшем в тексте термины «психотерапия» и «терапия», «психотерапевт» и «терапевт» взаимозаменяемы. При работе с группой «терапевт» часто называется словом «ведущий» (в смысле «ведущий группы»).

Хотим особенно отметить, что предлагаемые в этой книге упражнения не предназначены для самостоятельного использования людьми, не имеющими психологического образования. Занятия проводятся под руководством терапевта, и только после того, как какие-либо техники будут освоены, их можно выполнять и самостоятельно, например в виде домашнего задания.

ГЛАВА 1
ДУША И ТЕЛО: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Cовременный период развития наук о человеке, и психологии в том числе, характеризуется стремлением к пониманию организма как целостной системы. В соответствии с холистическим (целостным) подходом все функции организма и психики взаимосвязаны. Рассматривать личность как целое – значит рассматривать личность во всех ее аспектах (тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т. д.), но это не то же самое, что рассматривать личность как сумму отдельных частей. Необходимо воспринимать личность как интегрированное функциональное единство различных аспектов целого во времени и пространстве.

Тем не менее необходимо признать, что в нашей культуре господствует пренебрежительное отношение к телу и отрицание телесно-инстинктивного функционирования. Мы чаще воспринимаем свое тело как объект, а не как свое «Я», т. к. наше восприятие, наше мышление, наши эмоции, наши убеждения и интуиция, наше поведение – все это подвергается мощному формирующему влиянию со стороны социума. Большинство из нас иногда, а то и постоянно наказывают, ненавидят или игнорируют свое тело. Западная цивилизация принимает это как само собой разумеющееся явление, хотя так было не всегда и в других культурах это не так. На то, как человек живет в своем теле, влияют многочисленные и разнообразные причины. Это пережитый опыт и основополагающие убеждения и верования, преобладавшие в семье и образовательной системе. Культурные традиции также подкрепляют наше отношение к телесному. При этом двойственное отношение к телу прослеживается на протяжении всего существования человеческой цивилизации.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

О соотношении «тело – душа» писали многочисленные авторы, обращающиеся к истории этого вопроса. На протяжении всей истории развития соматического мышления его направленность, характер, осмысление телесного определялись прежде всего тем, в какой «системе координат» рассматривался человек – в холистической или же дихотомической. В холистической парадигме тело человека трактуется в единой системе как равноправный с другими атрибутами человеческого бытия элемент. Дихотомическая парадигма представляет совершенно иное отношение к телу, утверждает его отделенность, выделен-ность, «особость» и охватывает целый спектр подходов – от гипертрофии соматического начала в человеке до его уничижительного противопоставления «подлинно» человеческому бытию.

И. М. Быховская (Быховская, 2000) выделяет некоторые «сквозные» принципиальные позиции, каждая из которых связана с тем или иным типом «модели человека» и соответствующим ей пониманием места и значимости телесности, ее смысла и ценности:

1) утверждение изначального телесно-духовного единства человека: рассмотрение телесности просто как иной (внешней) формы внутреннего мира человека (принцип неразделимости, единства тела и духа, «внутреннего» и внешнего в человеке);

2) рассмотрение человека как целостности, объединяющей разнохарактерные, но связанные между собой фундаментальные начала: ориентация на достижение согласия и взаимодействия между телесностью и духовностью, «очеловечивание» и «возвышение» телесного (принцип гармонизации через возвышение телесности);

3) «раздвоение» человека на природную форму (телесность) и разумную, социальную или божественную сущность: признание телесности как неизбежной необходимости, как средства для достижения целей, преследуемых духом, разумом (принцип соматического позитивного утилитаризма);

4) противопоставление телесного и духовного в человеке, утверждение их непримиримости при абсолютизации разумного, духовного начала: ориентация на уничижение телесности, пренебрежение по отношению к ней, отрицание ее позитивного смысла (принцип аскетизма);

5) утверждение приоритета естественного, природного, телесно-чувственного в человеке над социальным, культурным, приобретенным: ориентация на следование «голосу тела», «натурализация» человека (принцип соматизации).

Хотя каждый из перечисленных принципов доминировал в определенные эпохи, в рамках определенных культурных пространств, однако можно говорить скорее лишь о преобладании той или иной ориентации, но не о ее полном доминировании, как это нередко делается (например, античность – это идея гармонии, Средневековье – умерщвление плоти и т. д.). Известно, что наряду с доминирующей, определяющей, легитимной «версией» телесности, заданными «сверху» формами соматической социализации в каждой культуре существовали и существуют свои субкультуры, утверждающие нередко «неофициальное» соматическое сознание и практику, извлекающие из прошлого или создающие «на будущее» нетипичные для утвердившейся системы или не признаваемые ею элементы телесной культуры. Поэтому траектория исторического движения каждого из выделенных принципов носит по преимуществу «сквозной» характер, проходит через различные системы и эпохи, придающие этим принципам лишь соответствующие акценты и конфигурации.

Говоря о культурных традициях как о «рамке соотнесения» для исследования ценностей человеческой телесности, для выявления особенностей соматических представлений, для понимания культуры телесности, свойственных той или иной социальной системе, важно учитывать существенную разницу между европоцентристскими и восточными вариантами подходов к этой проблеме. Особый акцент, сделанный нами на анализе европейского соматического мышления, его истоков, особенностей, тенденций, объясняется прежде всего значимостью именно этих традиций для понимания современных ценностных ориен-таций в сфере телесного бытия человека, которые сложились в рамках отечественной цивилизации.

В истории развития человеческой мысли можно выделить несколько периодов, для каждого из которых характерно видоизменение представления о взаимоотношениях души и тела в соответствии с конкретными историческими и философскими традициями данной эпохи.

Античность. По своему духу, своему мировоззрению античная культура – это культура чувственно-материальная. Вся система мироздания, весь Космос в представлении древнего грека – не что иное, как огромное тело живого человеческого существа. Тело, таким образом, непосредственно вплетено в мир грека, оно не периферийно, а напротив, мыслится как аналог самого мироздания.

В античной культуре отсутствовало противопоставление «внешнего» и «внутреннего» в человеке. Для древних греков все внутренние качества человека имели значение, только если они были реализованы через поступки, материально явлены в мире.

Тип античной культуры есть предельная обобщенность природ-но-человеческой телесности, обобщенность, которая выводит понятие «телесность» далеко за пределы тела отдельного индивида, распространяя его до границ чувственно-материального космоса. Однако греки также не признавали возможности полностью свести человека к совокупности «движений тела».

Ведущим мотивом культуры античности является идея гармонии телесного и духовного в человеке, их нерасторжимого единения. Телесность в этом контексте – не часть, которая присоединена к душе, духу, а фрагмент реальной целостности. Телесное не только не противопоставлялось высшему, нравственному, духовному, но, напротив, сливалось с ним воедино в лучших своих проявлениях.

Древним грекам принадлежит учение о всеобщей одушевленности материи – гилозоизм (от греч. hyle – вещество и zoe – жизнь): весь мир – универсум, космос – изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса (624–548 гг. до н. э.), магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилозоизм впервые «подчинил» душу общим законам естества. В основе гилозоизма лежал принцип монизма (История развития психологии – http://www.id-med. ru/library/p/psihol_history.htm).

Дальнейшее развитие гилозоизма связано с именем Гераклита (544–483 гг. до н. э.), рассматривавшего универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. Им впервые была высказана мысль об изменении, а следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души.

Идея развития в учении Гераклита была продолжена идеей причинности Демокрита (460–370 гг. до н. э.). По Демокриту, душа, тело и макрокосм состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу (Закону) нет беспричинных явлений, все они – неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Принцип причинности позволил Гиппократу (460–370 гг. до н. э.) построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных «соков», присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырех темпераментов дошли до наших дней: сангвинический (преобладает кровь),

Наши рекомендации