Формирование внутренней картины болезни у детей. Знания детей о здоровье, болезни, внутренних органах, лечении, смерти. Влияние жизненного опыта ребенка перенесенных заболеваний на формирование внутренней картины болезни. Преобладающие эмоциональные отношения к болезни.
Влияние психотравмирующих обстоятельств, госпитализации на формирование внутренней картины болезни. Отношение родителей к болезни ребенка. Влияние медицинского персонала на формирование внутренней картины болезни. Особенности общения врача с больным ребенком.
Перечень лекций дисциплины
№ п/п | Тема лекции | Всего часов |
2 курс |
| Предмет и задачи психологии. Методы исследования. Роль психологических знаний в работе врача. | |
| Теории личности | |
| Акцентуации характера как основа психопатий | |
| Поведение и деятельность. Современные представления о научении. | |
| Периодизация возрастного развития. | |
| Психология больного. | |
| Психосоматические отношения. | |
| Стресс, механизмы психологической защиты, копинг-поведение. | |
| Целостный педагогический процесс. Предмет и задачи педагогики. | |
| Психология общения. | |
| Установление доверительных отношений с пациентом. | |
| Эмпатическое общение с пациентом. | |
| Конфликтное общение в работе врача. | |
Всего часов | |
Тематический план лекций
№ п/п | Тема лекции | Всего часов |
| | |
2 курс |
| Предмет и задачи психологии. Методы исследования. Роль психологических знаний в работе врача. Предмет медицинской психологии; задачи медицинской психологии; понятие об общей и частной медицинской психологии; разделы медицинской психологии; методы исследования в медицинской психологии; принципы построения психологического исследования в клинике; связь медицинской психологии с другими науками. Роль психологических знаний в работе врача | |
| Теории личности. Символическая формула К. Левина. Теория черт. Теория социального научения. Психоаналитическая теория. Гуманистическая теория Роджерса. Формирование и развитие личности. Понятие о гармоничной личности | |
| Акцентуации характера как основа психопатий. Понятие об акцентуациях характера, их дифференциальная диагностика; степени выраженности акцентуаций характера; типы акцентуаций характера; диагностика типов акцентуаций; методы медико-психологического воздействия; особенности динамики акцентуаций в подростковом возрасте. | |
| | |
| Поведение и деятельность. Современные представления о научении. Уровни поведения. Современные представления о научении. Поведенческий подход к пониманию аномального поведения. Модификация поведения с позиций научения. Научение и личность. Психологическая характеристика деятельности как сугубо человеческого поведения. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Воля как сознательная организация и саморегуляция личностью своей деятельности. | |
| Периодизация возрастного развития. Возрастные кризисы психического развития. Сензитивные периоды психического развития. Периодизация Эльконина Д.Б. Периодизация Эрика Эриксона. Психические новообразования. Возможности каждого возрастного периода для воспитания. | |
| Психология больного. Психологические этапы развития болезни и их связь с уровнями личности; внутренняя картина болезни и ее обусловленность; амбивалентность переживания болезни; понятие «культ болезни», его социально-экономические предпосылки; типы отношения к болезни. | |
| Психосоматические отношения. Взаимоотношения психического и физического в норме и патологии; понятие о психосоматической медицине, ее основные концепции; психосоматические болезни: определение, классификация; изменение личности при хронических соматических заболеваниях. | |
| Стресс, механизмы психологической защиты, копинг-поведение. Теория стресса Г. Селье; понятие о фрустрации; понятие о защитных психологических механизмах, их значение; классификация защитных механизмов; механизмы копинг – поведения; тактика медицинского работника по отношению к защитным психологическим механизмам. | |
| Целостный педагогический процесс. Предмет и задачи педагогики. Предмет и задачи педагогики; педагогические составляющие процесса врачевания; обучение больных и медицинского персонала; способность к саморегуляции как профессионально значимая характеристика личности медика; принципы обучения; структура педагогического процесса; средства и методы педагогического воздействия на личность. | |
| Психология общения. Понятие об общении. Структура общения (коммуникация, интеракция, восприятие людьми друг друга). Коммуникация. Структура коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры. Структура диалога. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения. Социально-ролевое общение. Профессиональное общение медика. Уровни общения. Ритуальное общение. Деловое общение. Личностно ориентированное общение. Эмпатия и эмоциональная идентификация. Трансфер и контртрансфер. | |
| | |
| Установление доверительных отношений с пациентом. Доверительное общение. Манипуляторы и актуализаторы. Открытые и закрытые "пространства" личности. Треугольник власти. Треугольник взаимодействия. Эго-состояния и проблема доверительного общения. "Саботажники общения". Стадии установления доверительных отношений (по Филонову Л.Б.). Стадии углубления контакта по Л.Б. Филонов | |
| Эмпатическое общение с пациентом. Понятие о социальной перцепции. Источники ошибок первого впечатления. Акцентуированные личности и общение. Эмпатия, виды эмпатии. Психологические приемы (техники) присоединения. Этапы вхождения в контакт. Отсутствие контакта в практике врача. | |
| Конфликтное общение в работе врача. Трудности общения. Конфликт Психологические теории конфликта. Структура конфликта.. Виды и функции конфликта, психологические источники конфликта- раздражение и недоверие. Типы конфликтных ситуаций. Стадии разрешения конфликта. Стратегии поведения в ситуации конфликта. сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление и соперничество. Выбор оптимального стиля поведения в конфликтной ситуации. Типы конфликтных личностей и способы поведения с ними. Возможности управления конфликтами. Способы профилактики конфликтов в профессиональной деятельности врача. | |
Перечень практических занятий дисциплины
№ п/п | Тема | Всего часов |
| | |
2 курс |
| Ощущение, восприятие | |
| Память, внимание | |
| Мышление, речь, интеллект. | |
| Эмоции; волевая деятельность | |
| Личность. | |
| Психологическое исследование больного. | |
| Психология больного. | |
| Стресс, механизмы психологической защиты, копинг-поведение. | |
| Психосоматические отношения | |
| Гипноз, аутогенная тренировка. | |
| Типы и виды коммуникаций. | |
| Управление конфликтами. | |
| Приемы психологического присоединения. | |
| Установление доверительных отношений. | |
| Всего часов | |
Тематический план практических занятий дисциплины
№ п/п | Тема | Всего часов |
| | |
2 курс |
| Ощущение, восприятие. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного понимания роли и места ощущения и восприятия в познавательной деятельности человека. Развитие умений и навыков диагностики нарушений ощущения и восприятия в клинической практике. | |
| Память, внимание. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного понимания роли и места памяти и внимания в структуре познавательной деятельности человека. Развитие умений и навыков диагностики нарушений памяти и внимания в клинической практике. | |
| Эмоции; волевая деятельность. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного понимания роли и места эмоциональной и волевой деятельности в жизни человека. Развитие умений и навыков анализа особенностей эмоционально-волевой деятельности пациента. | |
| Мышление, речь, интеллект. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного понимания роли и места мышления, речи и интеллекта в структуре познавательной деятельности человека. Развитие умений и навыков диагностики нарушений мышления и интеллекта в клинической практике. | |
| Личность. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного представления о структуре личности пациента. Развитие умений и навыков диагностики личностных особенностей пациента. | |
| Психосоматические отношения. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного понимания причин возникновения психосоматических заболеваний, целей и задач психолога при взаимодействии с пациентом. Развитие умений и навыков анализа особенностей психосоматического больного и взаимодействия психолога с таким больным, с учетом его психологических особенностей. | |
| Стресс, механизмы психологической защиты, копинг-поведение. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного понимания роли и места психологической защиты и копинг-поведения в стрессовых ситуациях и в процессе психотерапии. целей и задач психолога при работе с механизмами психологической защиты и копинг-поведения. Развитие умений и навыков анализа особенностей механизмов психологической защиты и копинг-поведения. | |
| | |
| Психология больного. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного понимания структуры внутренней картины болезни пациента. Развитие умений и навыков анализа особенностей внутренней картины болезни и типа отношения к болезни в процессе взаимодействия психолога с больным. | |
| Психологическое исследование больного. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного понимания диагностического и лечебного значения комплексного психологического исследования. Развитие умений и навыков проведения клинически грамотного психологического исследования, в процессе взаимодействия психолога с больным. | |
| Гипноз, аутогенная тренировка. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного понимания значения гипноза и аутогенной тренировки, как методов психотерапии, в комплексном лечении. Развитие умений и навыков проведения проб на внушаемость и выполнения аутогенной тренировки низшей ступени. | |
| Типы и виды коммуникаций. Научить выделять типы и виды коммуникаций. Развитие умений, навыков применения видов и типов коммуникации во взаимодействии с пациентом с учетом его психологических особенностей. | |
| Управление конфликтами. Научиться управлять конфликтной ситуацией. Развитие умений, навыков конфликтной ситуацией во взаимодействии с пациентом с учетом его психологических особенностей. | |
| Приемы психологического присоединения. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного понимания важности эмпатического общения врача и пациента.. Развитие умений и навыков установления эмпатического общения с пациентом. | |
| Установление доверительных отношений. Формирование необходимого для психологической деятельности целостного понимания необходимости доверия в общении врача и пациента.. Развитие умений и навыков установления доверительных отношений с пациентом. | |
Перечень семинарских занятий дисциплины
№ п/п | Тема | Всего часов |
| | |
2 курс |
| Основы психотерапии и реабилитации. | |
| Медицинская этика и деонтология | |
| Вопросы частной медицинской психологии | |
| Психологические основы психопрофилактики и психогигиены | |
| Целостный педагогический процесс. | |
| Предмет и задачи педагогики. Методы исследования. | |
| Педагогическое мастерство общения | |
| Психология межличностных отношений в группе. | |
| Требования к разговору врача. | |
| 6 курс | |
| Основные направления развития человека. Периодизация возрастного развития. | |
| Психология развития ребенка. Психология развития младенцев и детей младшего детского возраста. | |
| Психология развития дошкольника, детей младшего школьного возраста, подростка. | |
| Психология семейных отношений. | |
| Психология больного ребенка. | |
Всего часов | |
Тематический план семинарских
занятий дисциплины
№ п/п | Тема | Всего часов |
| | |
2 курс |
| Основы психотерапии и реабилитации. Психоанализ З. Фрейда. Аналитическая психотерапия А. Адлера. Индивидуальная психотерапия А. Адлера. Психотерапия, ориентированная на тело, В. Райха. Генштальт-терапия. Клиенцентрированная терапия К. Роджерса. Бихевиоральная психотерапия. Рациональная психотерапия. Позитивная пстхотерапия. Нейро-лингвистическое программирование. Психодрама и социодрама. Психотерапия в лечение неврозов. Психотерапия в лечение алкоголизма. Психотерапия в клинике внутренних болезней. Психотерапия сексуальных расстройств. | |
| Медицинская этика и деонтология Требования к личности медицинского работника. Профессиональная психическая деформация в работе врача: причины, проявления. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников. Врачебная тайна. Врачебные ошибки, причины их возникновения. Ятрогении: определение, причины, проявления. Психическая вентиляция. Психологическое опосредование и потенцирование биологической терапии. | |
| | |
| Вопросы частной медицинской психологии. Психология больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Психология больных, страдающих бронхо-легочными заболеваниями. Психология больных, страдающих гастроэнтерологическими заболеваниями. Психология больных, страдающих дефектами органов чувств и аномалиями развития. Психология хирургического больного. Психология инфекционного больного. Медико-психологические аспекты в акушерстве, педиатрии, гинекологии. Психология больного алкоголизмом и наркоманией. | |
| Психологические основы психопрофилактики и психогигиены. Психология профилактики, гигиены и санитарного просвещения. Возрастная психогигиена. Психогигиена труда, быта, семьи и сексуальной жизни. Вопросы психопрофилактики. Двуединая задача здравоохранения: лечение больных и предупреждение заболеваний, укрепление здоровья. Усиление роли психологии в профилактике заболеваний. Влияние социальных и общественно-экономических условий. Первичная профилактика как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Роль психологии в разработке психологических основ пропаганды и внедрения здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья. Вторичная профилактика – работа с группами повышенного риска заболеваемости. Третичная профилактика – помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации. | |
| Целостный педагогический процесс. Принципы обучения: целостность, последовательность, преемственность, наглядность, опора на положительное, сознательность, единство обучения и воспитания. Структура педагогического процесса (цель и задачи, содержание, методы, средства, формы организации, результаты). Основные этапы педагогического процесса подготовительный, организации и осуществления, анализа результатов. Индивидуальное и групповое обучение. Средства и методы педагогического воздействия на личность. | |
| Медицинская педагогика Педагогические составляющие процесса врачевания. Обучение больных, медицинского персонала как область педагогики. Необходимость педагогической деятельности в медицине. Нравственно-психологический образ педагога. Способность к саморегуляции как профессионально значимая характеристика личности медика. | |
| Педагогическое мастерство общения. Особенности педагогического общения. Монолог и диалог в общении. Вербальные и невербальные средства педагогического общения | |
| | |
| Структура интеллектуальной деятельности врача и профессиональное мышление. Психология профессионального общения. Особенности интеллектуальной деятельности педиатров. Особенности интеллектуальной деятельности хирургов. Особенности интеллектуальной деятельности терапевтов. Половые и возрастные особенности в развитии интеллекта. | |
| Социально-психологические аспекты в работе врача. Социальная психология личности. Большие и малые группы. Групповая совместимость. Групповая сплоченность. Лидерство в малых группах. | |
| 6 курс | |
| Основные направления развития человека. Периодизация возрастного развития Понятие о психологическом возрасте. Закономерности психического развития. Возрастные кризисы. Сенситивные периоды психического развития. Психические новообразования. Психология возраста. Соотношение обучения и психологического развития учащегося. Научение и развитие. Воспитание и развитие. Уровень развития учащегося и его возможности в самообучении и самовоспитании. Периодизация возрастного развития. Периодизации Эльконина Д.Б., Э.Эриксона Понятие нормы в психическом развитии. Методы изучения психического развития детей. | |
| Психология развития ребенка. Психология развития младенцев и детей младшего детского возраста. История развития науки о детях. Основные тенденции развития. Пренатальный период. Психологические особенности, новообразования периода новорожденности, младенчества. Развития предметной деятельности. Законы речевого развития. Кризис 1 года. Преддошкольный возраст. Возникновение самосознания. Кризис 3 лет. Умственное развитие и особенности личности. | |
| Психология развития дошкольника, детей младшего школьного возраста, подростка. Психологические особенности и новообразования дошкольного возраста. Игра, как ведущая деятельность дошкольника. Развитие образного мышления и памяти. Развитие общения. Характеристика готовности детей к школе. Кризис 7 лет. Психологические особенности и новообразования младшего школьного возраста. Учеба – как ведущий вид деятельности. Произвольность познавательной деятельности. Эмоциональная сфера младшего школьника. Психологическая характеристика трудностей обучения. Чувство взрослости в подростковом возрасте. Аномалии личностного развития подростков. Кризис юношеского возраста. Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового периода. Основные сферы психического развития подростка. Этапы становления самосознания. Акцентуации характера и психология агрессивного поведения подростка. | |
| | |
| Психология семейных отношений. Развитие отношений между родителями и детьми; стиль поведения родителей и психологические эффекты воспитания; отношения между подростками и родителями; ребенок в неблагополучной семье; семья как источник психологической травмы. Взрослые и дети: установки и ожидания родителей; нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи. | |
| Психология больного ребенка. Формирование ВКБ у детей. Преобладающие эмоциональные отношения к болезни. Влияние психотравмирующих обстоятельств на формирование ВКБ у детей. Отношение родителей к болезни ребенка. Влияние медицинского персонала на формирование ВКБ у детей. | |
Тематический план самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине
№ п/п | Тема | Всего часов |
| | |
2 курс |
-
| Познавательная деятельность личности Психология как наука о закономерностях, механизмах психической деятельности, поведения и их применение на практике. Структура психики. Ощущение как простейший процесс отражения объективного мира. Восприятие как образ. Отличия восприятий от ощущений. Свойства восприятий. Роль предшествующего опыта в процессе восприятия. Подпороговое восприятие. Перцептивная защита. Индивидуальные различия в восприятии. Восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Память. Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти. Факторы, влияющие на эффективность запоминания. Индивидуальные различия памяти. Внимание как состояние психологической сосредоточенности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Свойства внимания. Мышление в общей структуре познавательных процессов. Мыслительные операции. Виды мышления Формы мышления. Мышление и речь. Индивидуальные особенности мышления. Интеллект. Структура интеллекта. Уровни интеллекта. Факторы интеллектуального развития | |
| | |
-
| Эмоции и волевая деятельность. Классификация эмоциональных проявлений человека: эмоциональный тон ощущений, настроение, аффект, собственно эмоции, страсть, чувства. Функции эмоций. Классификация эмоций. Теория дифференциальных эмоций. Эмоциональные особенности и свойства личности. Развитие чувств. Учет эмоциональных процессов в профилактике и лечении заболеваний. Психология горя. Профилактика страха и тревожности. Воля как сознательная организация, саморегуляция личностью своей деятельности. Функции воли. Внешняя и внутренняя локализация контроля. Волевые качества личности. Структура профессиональной деятельности врача. Эффективность деятельности и здоровье Врач и больной как партнеры в управлении деятельностью, направленной на здоровье пациента. | |
-
| Личность и мотивация. Биологическое и социальное в личности. Психология индивидуальных различии. Личность в современных психологических школах. Структура личности. Развитие личности. Кризисы развития. Личность участников лечебно-диагностического процесса. Понятие о темпераменте. Свойства темперамента. Понятие о характере. Структура характера. Понятие об акцентуациях характера, их дифференциальная диагностика. Степени выраженности акцентуаций характера. Типы акцентуаций характера. Диагностика типов акцентуаций. Методы медико-психологического воздействия. Потребности. Происхождение потребностей. Понятие о мотивации; общее строение мотивационной сферы человека. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Основные психологические теории мотивации. Желания и намерения, их место и роль в мотивации поведения. Параметры оценки мотивационной сферы человека. | |
-
| Психология больного Психологические этапы в развитии соматического заболевания: сенсологический, оценочный, формирования отношения к болезни. Их связь с уровнями личности. Дискомфорт. Боль. Субъективная и объективная оценка болт. Дефицитарность. Внутренняя (аутопластическая) картина болезни. Ее компоненты. Обусловленность внутренней картины болезни. Амбивалентные элементы переживания болезни. Культ болезни. Его социально-экономические предпосылки. Типы отношения к болезни. Реакции на болезнь. Понятие аггравации, симуляции, диссимуляции. Переживание болезни во времени. Диагностика типов отношения к болезни. Возможности коррекции. "Психологический диагноз" как комплексная оценка индивидуальности пациента и его места в ближайшем социальном окружении, как основа программ социально-психологической реабилитации. Особенности психологии больных, страдающих конкретными формами заболевания. | |
| | |
-
| Психосоматические взаимоотношения. Взаимоотношения психического и физического в норме и патологии. Теоретические основы психосоматических взаимоотношений в организме человека. Психогении. Соматогении. Саногенное и патогенное влияние психологических факторов на соматическую сферу человека. Понятие о психосоматической медицине, ее основные концепции. Психологические теории: Данбар, Александера, Фрейда, Дженкинса. Физиологические теории. Нейрогуморальные теории. Алекситимия. Поведенческие типы. Психосоматические болезни: определение, классификация. Изменение личности при хронических соматических заболеваниях. Механизмы влияния соматической болезни на психику. Возможности психотерапии при психосоматических заболеваниях. | |
-
| Стресс и психологическая защита. Стресс как общий адаптационный синдром. Фазы стресса. Основные понятия в теории стресса: стрессор, стресс, дистресс, эустресс. Фрустрация. Психонейроиммунологические исследования и влияние дистресса на общее состояние здоровья. Дистресс и иммунные системы психологические агрессоры и уязвимость. Механистический подход. Стрессор как заменитель микроба. Вероятность заболеваемости и психосоциальная уязвимость. Профилактика дистресса. Психодиагностика групп повышенного риска. Ограниченность возможностей современного общества в профилактике дистресса. Психологическая защита организма. Ее саногенное и патогенное значение. Классификация психологических защитных механизмов. Механизмы интрапсихической защиты: вытеснение, отрицание, подавление, рационализация, интеллектуализация, проекция, регрессия, сублимация и др. Копинг-поведение. Цели копинг-поведения. Формы копинг-поведения. Понятие о конструктивных и –неконструктивных механизмах. Психотерапевтическая тактика в отношении механизмов психологической защиты и копинг-поведения. | |
-
| Основы психотерапии и реабилитации. Психотерапия и психологическая коррекция: разграничение понятий. Понятие о методе, технике и направлении в психотерапии. Основные модели психотерапии. Классификации методов психотерапии. Показания и противопоказания к психотерапевтическому лечению. Основные направления в психотерапии. Выбор метода. Некоторые психотерапевтические приемы в лечебной деятельности. Задачи и стратегия психоаналитической терапии Цель бихевиоральной терапии и способы достижения этой цели Цель, стратегия и методы гуманистической терапии. Психотерапия при неврозах и психосоматических заболеваниях. Психологические аспекты реабилитации психических и соматических больных. | |
| | |
-
| Медицинская этика и деонтология. Требования к личности медицинского работника. Условия создания положительных взаимоотношений между медицинской сестрой и больным. Типы медицинских сестер. Врачебная тайна. Ятрогении: причины, проявления. Психическая вентиляция. Проблема эвтаназии. Виды ответственности медицинских работников. Профессиональная психическая деформация: причины, проявления. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников. | |
-
| Вопросы частной медицинской психологии. Психология больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Психология больных, страдающих бронхо-легочными заболеваниями. Психология больных, страдающих гастроэнтерологическими заболеваниями. Психология больных, страдающих дефектами органов чувств и аномалиями развития. Психология хирургического больного. Психология инфекционного больного. Медико-психологические аспекты в акушерстве, педиатрии, гинекологии. Психология больного алкоголизмом и наркоманией. | |
-
| Психологические основы психопрофилактики и психогигиены. Психология профилактики, гигиены и санитарного просвещения. Возрастная психогигиена. Психогигиена труда, быта, семьи и сексуальной жизни. Вопросы психопрофилактики. Первичная профилактика. Роль психологии в разработке психологических основ пропаганды и внедрения здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья. Вторичная профилактика. Третичная профилактика. | |
-
| Целостный педагогический процесс. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Место педагогики в системе наук о человеке. Система педагогических наук. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, развитие, формирование. Функции педагогической науки. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Педагогика в деятельности лечебного учреждения. Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса. Сущность, структура, функции педагогического процесса. Основные этапы педагогического процесса. Методы и средства обучения | |
| | |
-
| Психология лечебного взаимодействия. Понятие об общении. Структура общения. Виды взаимодействия. Структура диалога. Социально-ролевое общение. Профессиональное общение медика. Уровни общения. Роль и значение вербального общения в жизни и профессиональной деятельности. Общая схема вербального общения. Нарушения в каналах коммуникации Техника вербального реагирования в ходе партнерской беседы. Невербальные средства коммуникации. Экспрессивное поведение, его природа и связь с психологическими особенностями личности Психотехнические средства развития репертуара невербального поведения. Роль невербальных средств общения во взаимоотношениях "медицинская сестра - пациент". Приемы развития перцептивной чувствительности. Доверительное общение. Стадии установления доверительных отношений (по Филонову Л.Б.). Стадии углубления контакта по Л.Б. Филонов. | |
6 курс |
-
| Основные направления развития человека . Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Понятие о психологическом возрасте. Его измерение. Факторы, влияющие на психологический возраст. Закономерности психического развития. Возрастные кризисы психического развития. Сензитивные периоды психического развития. Психические новообразования. Психология возраста. Соотношение обучения и психологического развития учащегося Научение и развитие. Воспитание и развитие. Уровень развития учащегося и его возможности в самообучении и самовоспитании. Особенности обучения и воспитания подростков, юношей. Обучение в зрелом и пожилом возрасте.Периодизация возрастного развития. | |
-
| Психология семейных отношений. Взрослые и дети: установки и ожидания родителей, их влияние на развитие ребенка. Развитие отношений между родителями и детьми. Восприятие ребенком членов семьи. Стиль поведения родителей и психологические эффекты воспитания. Понятие супружеской неудовлетворенности. Понятие воспитания. Психофизиологические, психологические, социальные и культурные отношения в семье. Ребенок в неблагополучной семье. Отношения между родителями и подростками. Семья как источник психологической травмы. Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи. | |
-
| Психология больного ребенка. Формирование внутренней картины болезни у детей. Знания детей о здоровье, болезни, внутренних органах, лечении, смерти. Влияние жизненного опыта ребенка перенесенных заболеваний на формирование внутренней картины болезни. Преобладающие эмоциональные отношения к болезни. Влияние психотравмирующих обстоятельств, госпитализации на формирование внутренней картины болезни. Отношение родителей к болезни ребенка. Влияние медицинского персонала на формирование внутренней картины болезни. Особенности общения врача с больным ребенком. | |
Всего часов | |
Карта самостоятельной (индивидуальной) работы
обучающегося по дисциплине
№ темы | Самостоятельная работа обучающегося | Формы контроля |
Содержание работы, формы работы | Сроки выполнения | Общая трудоёмкость |
| | | | |
| Познавательная деятельность личности Подготовка к практическому занятию. Проведение психологического исследования психических процессов, оформление протоколов исследования и составления заключения по результатам. Выполнение УИРС. | К занятию по теме | 4часа | Проверка преподавателем с выставлением оценки |
| Эмоции и волевая деятельность. Подготовка к практическому занятию. Проведение психологического исследования эмоционально-волевой сферы оформление протоколов исследования и составления заключения по результатам. Выполнение УИРС.. | 5 недель | 2 часа | Проверка преподавателем с выставлением оценки |
| Личность и мотивация. Подготовка к практическому занятию. Заполнение таблицы «Акцентуации характера». Выполнение УИРС. | 14 дней | 2 часа | Проверка преподавателем с выставлением оценки |
| Психология больного. Подготовка к практическому занятию. Составление анкет для больных для диагностики внутренней картины болезни. Выполнение УИРС. | 7 дней | 2 часа | Выступление на семинаре |
| Психосоматические взаимоотношения. Подготовка к практическому занятию. Составление опорного конспекта (Mind Map) темы. Выполнение УИРС. | 7 дней | 2 часа | Проверка преподавателем с выставлением оценки |
| Стресс и психологическая защита. Подготовка к практическому занятию. Заполнение таблицы «Методы психологической защиты». Выполнение УИРС. | 7 дней | 2 часа | Проверка преподавателем с выставлением оценки |
| Основы психотерапии и реабилитации. Подготовка рефератов и выступлений на семинаре | 7 дней | 3 часа | Выступление на семинаре |
| | | | |
| Медицинская этика и деонтология. Конспектирование литературы по контрольным вопросам, подготовка к дискуссии по заданным темам. | 7 дней | 2 часа | Выборочная проверка, участие в дискуссии |
| Вопросы частной медицинской психологии. Подготовка выступлений на семинаре, заполнение таблиц | 7 дней | 2 часа | Выступление на семинаре, проверка таблиц Наши рекомендации |