Тема №1. Предмет психологии. Роль психологических знаний в работе врача

Федерального агентства по здравоохранению

И социальному развитию»

(ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

проф. Никулина С.Ю.

_____________________

«___» ____________2007г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ___________ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА__________________________

(наименование дисциплины)

для специальности ____________060103 - педиатрия___________________

(номер и наименование специальности)

факультет_______ФМО__________________________________________________

кафедра__________психологии и педагогики с курсом ПО______________

курс___________2, 6__________________________________

семестр_________III, IV, XII____________________________

лекции _________26_______________ (час.)

Экзамен _______________________

(семестр)

Практические

занятия _________28______________ (час.)

Семинарские занятия ________46___________ (час.)

Зачёт ___________III, IV, XII _______________

(семестры)

Всего часов _________141______________

Самостоятельная работа ____41____(час)

2007 год

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта (2000 г.), квалификационной характеристики специалиста, учебного плана специальности, а также типовой программы «Психологические основы профессиональной деятельности врача», для студентов педиатрических факультетов (Москва, 1996 г.), методических указаний МЗ РФ «Методическое пособие для преподавателей по составлению рабочей программы» (Москва, 2001) и стандарта академии системы менеджмента качества «Учебно-методические комплексы дисциплин» - СТА 4.2.01-07.

Индекс ___ГСЭ.Ф.07___________________

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры (протокол № ____)

«___» ________________2007 год

Заведующий кафедрой ___________________________ проф. Ковалевский В.А.

Согласовано:

декан факультета ФМО_________________________ проф. Гребенникова В.В.

декан педиатрического факультета_________________ доц. Ильенкова Н.А.

«__» _________ 2007 год

Программа заслушана и утверждена на заседании ЦКМС (протокол № ….,

«__» ______________ 2007 год)

Председатель методической комиссии_____________________ доц. Батухтина Н.П.

Составители: Проф. Ковалевский В. А., доц. Потапова Т. Ф., доц. Петросян Е. Ю., препод. Вишнякова Н. Н., асс. Молодых В. В., асс. Хмелевский В. Н.

Рецензенты: зав. кафедрой нормальной физиологии ГОУ ВПО «КрасГМА, профессор Савченков Ю. И.

доцент каф. педагогики ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет» им. В.П. Астафьева Михалева Л. П.

доцент кафедры психологии детства ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет» им. В.П. Астафьева Котова Е.В.;




Пояснительная записка

В современном здравоохранении в практике оказания медицинской помощи возникли новые ситуации: необходимость комплексного подхода к пациенту в контексте его жизненной, семейной и социально-психологической ситуации, ориентация на психологию здоровья и соответственно воспитание саногенного мышления, увеличение роли профилактической медицины, переход к системе семейного и личного врача с возможностью выбора. Основой профессионализма врача становится не только клиническое мышление, но и психологическая и педагогическая компетентность готовностъ врача строить свою деятельность с учетом основных закономерностей психики и индивидуальных особенностей личности пациента. Особенно актуальны проблемы деонтологии (реализации ценностно-личностного подхода к человеку), проблемы конструктивного равноправного контакта врач - пациент в условиях взаимной ответственности за результат лечения.

Психологическое и педагогическое знание в медицинском ВУЗе создает условия для более эффективного и целенаправленного, осмысленного учения студентов, становится условием дальнейшего профессионального и личностного роста, способствует развитию способности самореализации и непрерывному обучению.

Овладение основами научных психологических и педагогических знаний увеличивает возможности человека к качественным изменениям стратегий его поведения, путем самоорганизации, сохранения оптимальной работоспособности, психологической готовности к восприятию нового: располагает к сотрудничеству, созданию обстановки дружелюбия и взаимопонимания.

В подготовке специалиста-медика усиливается значение духовной и нравственной составляющей, позволяющей студентам выделять этическое содержание врачебной деятельности и учитывать его при анализе психологического статуса своих пациентов. Таким образом, психологические и педагогические знания направлены непосредственно на профессиональный рост и самосовершенствование специалиста.

Курс предназначен для студентов второго года обучения и является пропедевтическим в системе непрерывной психолого-педагогической подготовки врача. Он направлен на выделение и освоение студентами элементов педагогики и практической психологии для решения врачом профессиональных и личностных проблем, на формирование психологической установки восприятия пациента как уникальной личности и включает в себя изучение общей и социальной психологии, медицинской психологии, педагогики и проведение коммуникативных тренингов.

Стратегической задачей пропедевтического курса является формирование у студента-медика представления о человеке как высшей ценности и на этой основе ценностного отношения к нему, в том числе пациенту, его родственникам, своим коллегам, в целом – к личности любого другого человека.

К тактическим задачам курса относятся:

1) расширение «психологического поля» личности студента, то есть расширение и уточнение его представлений о самом себе;

2) формирование у студентов первичных представлений о психическом развитии здорового ребенка;

3) формирование у студентов первичных навыков психологически обоснованного общения.

Курс преследует цели стимулирования личностного роста студентов, развития их способности к саморегуляции и расширению сознания.

В программе предусмотрены как групповые формы работы со студентами (лекционные, практические занятия), так и индивидуальные (рефераты, дневники психологического наблюдения), контрольные работы.

Курс интегрируется со всеми гуманитарными дисциплинами, нормальной физиологией, общей биологией, курсом ухода за больными, пропедевтикой внутренних болезней и медсестринской практикой. Он создает основу для последующего изучения психиатрии.

Курс изучается в течение 3-го, 4-го и 12-го семестров. В конце каждого из этих семестров по курсу проводится зачет. Знания и умения, полученные студентами, закрепляются на медсестринской практике.

ЦЕЛИ:

1. Сформировать у студентов понимание уникальности психологического знания для решения профессиональных: и личностных проблем.

2. Сформировать понимание терапевтического значения деонтологического компонента в практике.

3. Начать формирование основных навыков грамотного профессионального общения с пациентами.

4. Научить формулировать первичный запрос специалисту-психологу в необходимых случаях, требующих анализа и коррекции.

5. Идентифицировать основные приемы психологического воздействия, используемые в различных психотерапевтических школах.

6. Сформировать у студентов основные понятия психосоматики и научить их выявлять феноменологию психосоматических расстройств. Научить использовать психологические приемы для оказания помощи различным категориям психосоматических больных.

7. Научить обосновывать врачебное заключение с использованием основных понятий психологии здоровья в беседе с пациентом и его родственниками.

8. Научить анализировать, реализовывать и модифицировать образовательные программы для различных категорий пациентов, страдающих болезнями стресса, используя основные понятия педагогики (цель, содержание, методы и результаты обучения).

Учебно-тематический план изучения дисциплины

№ раз- дела Наименование разделов и их содержание Всего часов Количество часов Вне- аудитор. работа (самост. работа)
Всего Аудиторная работа
Лекции Практ. занятия Семи нары
1. Основные понятия общей психологии -
2. Основы медицинской психологии
3. Основы педагогических знаний -
4. Психология лечебного взаимодействия
5. Возрастная психология -
  Итого:

Содержание учебной программы дисциплины

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ.

Тема №2. Структура психики

Психика как субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Психологические школы о структуре психики.

Понятие о сознании. Свойства сознания. Язык и сознание человека. Самосознание. Показатели сохранности сознания.

Бессознательное. Установки как проявление бессознательного.

Состояние сознания. Активное бодрствование. Измененные состояния сознания: медитация, творческое вдохновение, мистический экстаз, гипнотическое состояние, состояние при сенсорной изоляции, состояние сознания перед смертью, состояние сознания и практика "свободного дыхания", патологические состояния сознания в результате приема наркотических средств.

Тема №4. Восприятие мира

Соотношение субъективной и объективной реальности. От стимуляции к восприятию. Ограничения, связанные с органами чувств, с программами обработки информации мозгом.

Ощущение как простейший процесс отражения объективного мира. Восприятие как образ. Отличия восприятий от ощущений. Организация восприятий. Свойства восприятий как субъективного образа мира. Классификация восприятий. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия. Иллюзии как ложное восприятие. Виды иллюзий.

Восприятие как процесс формирования субъективного образа. Перцептивные действия. Наблюдение. Восприятие и научение. Формирование перцептивных эталонов.

Восприятие как действие. Роль предшествующего опыта в процессе восприятия. Подпороговое восприятие. Перцептивная защита. Индивидуальные различия в восприятии. Избирательность восприятия.

Восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Адекватность восприятия - необходимая предпосылка профессиональной деятельности врача. Лечебное воздействие за счет подбора объектов восприятия. Восприятие в структуре деятельности личности. Ограничения, связанные с органами чувств, с программами обработки информации мозгом.

Тема №5 Память, внимание

Память. Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти. Запоминание хранение и воспроизведение. Забывание и сохранение. Факторы, влияющие на эффективность запоминания (привычность материала, контекст, мотивация, уровень понимания материала и др.). Факторы, влияющие на забывание (возраст, неиспользование материала, интерференция, подавление и др.). Индивидуальные различия памяти.

Внимание как состояние психологической сосредоточенности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение, объем внимания). Внимательность как свойство личности. Расстройства внимания.

Тема№9. Личность и болезнь.

Психологические этапы в развитии соматического заболевания: сенсологический, оценочный, формирования отношения к болезни. Их связь с уровнями личности. Дискомфорт. Боль. Субъективная и объективная оценка болт. Дефицитарность. Внутренняя (аутопластическая) картина болезни. Ее компоненты. Обусловленность внутренней картины болезни. Амбивалентные элементы переживания болезни. Культ болезни. Его социально-экономические предпосылки. Типы отношения к болезни. Реакции на болезнь. Понятие аггравации, симуляции, диссимуляции. Переживание болезни во времени. Диагностика типов отношения к болезни. Возможности коррекции. "Психологический диагноз" как комплексная оценка индивидуальности пациента и его места в ближайшем социальном окружении, как основа программ социально-психологической реабилитации. Особенности психологии больных, страдающих конкретными формами заболевания.

Тема№16. Психология общения

Понятие об общении. Структура общения (коммуникация, интеракция, восприятие людьми друг друга). Коммуникация. Структура коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры. Каналы коммуникации (вербальные и невербальные). Интеракция. Виды взаимодействия (кооперация, конкуренция, согласованное взаимодействие, помогающее общение и др.).

Перцептивная сторона общения. Первое впечатление. Взаимопонимание. Приписывание. "Классификация" людей. Каузальная атрибуция. Установки. Предубеждения. Эффекты, наблюдаемые при восприятии людьми друг друга: ореола, новизны и первичности, стереотипизапии и др.

Структура диалога. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения. Социально-ролевое общение. Профессиональное общение медика. Уровни общения. Ритуальное общение. Деловое общение. Личностно ориентированное общение. Эмпатия и эмоциональная идентификация. Трансфер и контртрансфер.

Роль и значение вербального общения в жизни и профессиональной деятельности. Общая схема вербального общения. Нарушения в канале коммуникации Техника вербального реагирования в ходе партнерской беседы.

Невербальные средства коммуникации. Значение и виды: поза, взгляд, мимика, жесты, пантомимика, Экспрессивное поведение, его природа и связь с психологическими особенностями личности Психотехнические средства развития репертуара невербального поведения. Роль невербальных средств общения во взаимоотношениях "врач - пациент", Приемы развития перцептивной чувствительности

Методы и средства обучения

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ:

I. Методы организации учебно-познавательной деятельности студента:

1. Лекции (классические, проблемные, с элементами дискуссии)

2. Семинары (вопросно – ответный семинар, семинар с использованием докладов, дискуссия, метод кейсов)

3. Практические занятия (педагогическое проектирование, тренинг)

4. Индивидуальные занятия (консультации)

5. Внеаудиторная самостоятельная работа (работа с литературой, подготовка докладов, подготовка и защита проекций)

II. Методы стимулирования и мотивация учебно-познавательной деятельности студента

1. Игры (ролевые, деловые)

2. Решение ситуационных задач

3. Учебные дискуссии

В. Итоговый

1. Зачет

СРЕДСТВА:

I. Компьютерные тестовые программы

II. Дидактические материал: тесты и ситуационные задачи для контрольных, стимульный материал для исследования познавательных процессов, опросники доля исследования особенностей личности и эмоциональной сферы.

III. Мультимедийные презентации лекций.

КАРТА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ обеспеченности дисциплины

______________________________Психология и педагогика ______________________________________

(наименование)

для обучающихся образовательной дисциплины

Педиатрия

(наименование, шифр)

№ п/п Наименование Кол-во Форма использования Ответственный
  Учебная комната № 1     Молодых В.В.
Стол Для проведения учебных занятий  
Стулья Для проведения учебных занятий    
Доска классная Для проведения учебных занятий  
Ноутбук Dell Inspiron 1300 Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, работа с мультимедийными материалами на практических занятиях  
Проектор мультимедиа Acer XD1170D Демонстрация материалов лекций, семинарских, практических занятий, работа с мультимедийными материалами на практических занятиях  
Стимульный материал (компл.) Для проведения психологических исследований на практических занятиях  
Экран Работа с мультимедийными материалами на практических занятиях  
  Учебная комната №2     Молодых В.В.
Стол Для проведения учебных занятий  
Стулья Для проведения учебных занятий  
Доска классная Для проведения учебных занятий  
Стимульный материал для проведения практической части. комплектов -   Для проведения психологических исследований на практических занятиях  

  Учебная комната №3     Молодых В.В.
Стол Для проведения учебных занятий  
Стулья Для проведения учебных занятий  
Доска классная Для проведения учебных занятий  
Стимульный материал для проведения практической части. комплектов - Для проведения психологических исследований на практических занятиях  
  Учебная комната №4     Молодых В.В.
Стол Для проведения учебных занятий  
Стулья Для проведения учебных занятий  
Доска классная Для проведения учебных занятий  
Стимульный материал для проведения практической части. комплектов -   Для проведения психологических исследований на практических занятиях  
  Учебно-методический кабинет     Петросян Е.Ю.
Персональный компьютер Хранение учебно-методических материалов в электронном виде  
Шкафы книжные Хранение печатных учебно-методических материалов  
Копировальный аппарат Для тиражирования методической и учебной литературы.  

КАРТА обеспеченности учебными материалами дисциплины: ТЕХНИЧЕСКИЕ

Педиатрия

(наименование, шифр)

по _____________________очной_________________________________________форме

(укажите форму обучения)

№ п/п Наименование Вид Форма доступа Рекомендуемое использование Количество
Учебно-методические материалы Печатный: Учебники Методические рекомендации и указания Электронный (Word). Библиотека.   Учебно-методический кабинет кафедры Печатный, электронный.      
Комплекты дидактических материалов Печатный.   Учебно-методический кабинет кафедры Печатный.  
Конспект лекций Электронный (Word). Учебно-методический кабинет кафедры Электронный.  
Мультимедийные материалы лекций CD, DVD Учебно-методический кабинет кафедры Электронный  
           
           
           




Карта обеспечения учебно-методической литературой

№ п/п   Наименование Издательство . Год выпуска
Обязательная литература
1. Тюльпин Ю. Г.. - Медицинская психология: Учебник. - 320 с. Москва: Медицина
2. Немов Р. С. - Психология: Учебник: В 3-х кн. Москва: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС
Дополнительная литература
1. Абрамова Г.С.. - Возрастная психология: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - 704 с. Екатеринбург: Деловая книга
2. Абрамченко В. В., Коваленко Н. П. - Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. - 350 с. Петрозаводск: Изд-во "ИнтелТек"
3. Андреева Г. М.. - Социальная психология: Учебник. - 5-е изд.,испр.и доп. - 364 с. Москва: Аспект- Пресс
4. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. - Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение.- 736 с. Санкт-Петербург: СПбГУ
5. Выготский Л. С.. - Психология развития ребенка. - 512 с. Москва: ЗАО Изд-во ЭКСМО
6. Гафаров В. В., Пак В. А., Гагулин И. В., Гафарова А. В. - Психология здоровья населения в России. - 360 с. Новосибирск: СО РАМН
7. Гиппенрейтер Ю. Б.. - Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие. - 336 с. Москва: ЧеРо
8. Голубева Л. Г., Лещенко М. В., Печора К. Л. - Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие/ Ред. В. А. Доскин и С. А. Козлова .- 192 с. Москва: Академия
9. Григорович Л. А., Марцинковская. Т.Д.- Педагогика и психология: Учебное пособие. - 480 с Москва: Гардарики
10. Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология / Ред. Ю. С. Шевченко, А. Л. Венгер, В. Ф. Коколина и А. Г. Румянцев - 548 с. Москва: Медпрактика-М .
11. Детская практическая психология: Учебник / Ред. Т. Д. Марцинковская. - 255 с Москва: Гардарики

12. Дружинин В. Н.. - Психология семьи. - 3-е изд.- 176 с. Санкт Петербург: Питер  
13. Изард К.Э.. - Психология эмоций / Пер. с англ. А. Татлыбаева. - 460 с. Санкт Петербург: Питер
14. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. - Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие. - 288 с. Москва: Академия
15. Исаев Д. Н.. - Детская медицинская психология: Психологическая педиатрия.- 384 с. Санкт Петербург: "Речь"
16. Клиническая психология: [Учебник] / под ред. М. Перре и У. Бауманна . - 2-е междунар.изд. - 1312 с. Санкт Петербург: Питер
17. Лакосина Н. Д., Сергеев И. И., Панкова О. Ф. - Клиническая психология: Учебник.- 416 с. Москва: МЕДпресс-информ
18. Лисицын Ю. П.. - Психологическая медицина. - 148 с. Москва: Медицина
19. Лурия А. Р. - Лекции по общей психологии: Учебное пособие.- 320 с. Санкт Петербург: Питер
20. Маклаков А. Г.. - Общая психология: Учебное пособие. - 583 с. Санкт Петербург: Питер
21. Маслоу А.. - Мотивация и личность / Пер. с англ. Т. Гутман и Н. Мухина . - 3-е изд.- 352 с. Санкт Петербург: Питер
22. Менделевич В. Д.. - Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие. - 5-е изд.- 426 с. Москва: МЕДпресс-информ
23. Миллер С. - Психология развития: методы исследования / Пер. с англ. В. Белоусов . - 2-е междунар. изд.- 464 с. Санкт- Петербург: Питер
24. Мухина В.С. - Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - 7-е изд., стереотип.- 453 с. Москва: Академия
25. Немов Р.С.- Психология: Учебник.- 639 с. Москва: Высшее образование
26. Ньюкомб Н. - Развитие личности ребенка / Пер. с англ. В. Белоусов. - 8-е междунар. изд.- 640 с. Санкт Петербург: Питер
27. Обухова Л. Ф.. - Возрастная психология: Учебник.- 460 с. Москва: Высшее образование

28. Общая и социальная психология: Учебное пособие / под науч. ред. Г.П. Котельникова.- 192 с. Самара: ГП "Перспектива"
29. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Ред. Л. А. Головей и Е. Ф. Рыбалко.- 688 с. Санкт Петербург: "Речь"
30. Психологический атлас человека: Психология человека от рождения до смерти / Ред. А. А. Реан.- 651 с. Санкт Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК
31. Психологический словарь / Ред. Ю.Л. Неймер.- 640 с. Ростов - на - Дону: "Феникс"
32. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие/ сост. О. В. Защиринская.- 432 с. Санкт Петербург: "Речь"
33. Психология детства: Учебник / Ред. А. А. Реан .- 350 с. Санкт Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК
34. Психология личности: В 2 т. Хрестоматия / Ред.-сост. Райгородский Д. Я. Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М"
35. Рубинштейн С.Л.. - Основы общей психологии.- 720 с. Санкт Петербург: Питер
36. Сидоров П. И., Парняков А.В. - Клиническая психология: Учебник.- 2-е изд., доп.- 864 с. Москва: ГЭОТАР-МЕД
37. Смирнова Е. О. - Детская психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.- 368 с. Москва: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС
38. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. - Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: Учебное пособие.- 383 с. Ростов - на - Дону: "Феникс"
39. Столяренко А.М.. - Психология и педагогика: Учебное пособие. - 423 с. Москва: ЮНИТИ
40. Столяренко Л. Д.. - Основы психологии: Учебное пособие. - 14-е изд. - 672 с. Ростов - на - Дону: "Феникс"
41. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Багадирова С. К. - Психология: 100 экзаменационных ответов. - 5-е изд., доп.и испр. - 224 с. Москва: ИКЦ "МарТ"
42. Трофимова Н. М., Пушкина Т. Ф., Козина Н. В. - Возрастная психология: Практикум для студентов высших и средних спец. учебных заведений: Учебное пособие.- 240 с. Санкт Петербург: Питер
43. Хекхаузен Х.. - Мотивация и деятельность : Учебное пособие / Пер. с англ. Д. А. Леонтьев и Б. М. Величковский . - 2-е изд.- 860 с. Санкт Петербург: Питер
44. Шкуренко Д.А. - Общая и медицинская психология: Учебное пособие.- 350 с. Ростов - на - Дону: "Феникс"

45. Шэффер Д. - Дети и подростки: психология развития / Ред. А. С. Батуев; Пер. с англ. А. Богачев, С. Комаров и И. Малкова . - 6-е изд.- 976 с. Санкт Петербург: Питер
46. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. - Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд.- 656 с. Санкт Петербург: Питер
47. Ясько Б. А.. - Психология личности и труда врача: Курс лекций.- 304 с. Ростов - на - Дону: "Феникс"
Методические пособия, рекомендации
1. Петросян Е.Ю., Потапова Т.Ф., Молодых В.В., Эбич А.В. - Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям по общей и медицинской психологии – 34 с. Красноярск: Изд-во КрасГМА
2. Петросян Е.Ю. – Методические указания по курсу общей психологии для студентов – 34 с. Красноярск: Изд-во КрасГМА
3. Петросян Е.Ю., Потапова Т.Ф., Кононенко И.О. и др. - Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям по педагогике и психологии лечебного взаимодействия – 22 с. Красноярск: Изд-во КрасГМА
4. Психология ребенка-пациента соматической клиники. Практикум: Учебно-методическое пособие / сост. В. А. Ковалевский и В. А. Урываев – 87 с. Красноярск: Изд-во КрасГМА

Федерального агентства по здравоохранению

И социальному развитию»

(ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

проф. Никулина С.Ю.

_____________________

«___» ____________2007г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ___________ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА__________________________

(наименование дисциплины)

для специальности ____________060103 - педиатрия___________________

(номер и наименование специальности)

факультет_______ФМО__________________________________________________

кафедра__________психологии и педагогики с курсом ПО______________

курс___________2, 6__________________________________

семестр_________III, IV, XII____________________________

лекции _________26_______________ (час.)

Экзамен _______________________

(семестр)

Практические

занятия _________28______________ (час.)

Семинарские занятия ________46___________ (час.)

Зачёт ___________III, IV, XII _______________

(семестры)

Всего часов _________141______________

Самостоятельная работа ____41____(час)

2007 год

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта (2000 г.), квалификационной характеристики специалиста, учебного плана специальности, а также типовой программы «Психологические основы профессиональной деятельности врача», для студентов педиатрических факультетов (Москва, 1996 г.), методических указаний МЗ РФ «Методическое пособие для преподавателей по составлению рабочей программы» (Москва, 2001) и стандарта академии системы менеджмента качества «Учебно-методические комплексы дисциплин» - СТА 4.2.01-07.

Индекс ___ГСЭ.Ф.07___________________

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры (протокол № ____)

«___» ________________2007 год

Заведующий кафедрой ___________________________ проф. Ковалевский В.А.

Согласовано:

декан факультета ФМО_________________________ проф. Гребенникова В.В.

декан педиатрического факультета_________________ доц. Ильенкова Н.А.

«__» _________ 2007 год

Программа заслушана и утверждена на заседании ЦКМС (протокол № ….,

«__» ______________ 2007 год)

Председатель методической комиссии_____________________ доц. Батухтина Н.П.

Составители: Проф. Ковалевский В. А., доц. Потапова Т. Ф., доц. Петросян Е. Ю., препод. Вишнякова Н. Н., асс. Молодых В. В., асс. Хмелевский В. Н.

Рецензенты: зав. кафедрой нормальной физиологии ГОУ ВПО «КрасГМА, профессор Савченков Ю. И.

доцент каф. педагогики ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет» им. В.П. Астафьева Михалева Л. П.

доцент кафедры психологии детства ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет» им. В.П. Астафьева Котова Е.В.;

Пояснительная записка

В современном здравоохранении в практике оказания медицинской помощи возникли новые ситуации: необходимость комплексного подхода к пациенту в контексте его жизненной, семейной и социально-психологической ситуации, ориентация на психологию здоровья и соответственно воспитание саногенного мышления, увеличение роли профилактической медицины, переход к системе семейного и личного врача с возможностью выбора. Основой профессионализма врача становится не только клиническое мышление, но и психологическая и педагогическая компетентность готовностъ врача строить свою деятельность с учетом основных закономерностей психики и индивидуальных особенностей личности пациента. Особенно актуальны проблемы деонтологии (реализации ценностно-личностного подхода к человеку), проблемы конструктивного равноправного контакта врач - пациент в условиях взаимной ответственности за результат лечения.

Психологическое и педагогическое знание в медицинском ВУЗе создает условия для более эффективного и целенаправленного, осмысленного учения студентов, становится условием дальнейшего профессионального и личностного роста, способствует развитию способности самореализации и непрерывному обучению.

Овладение основами научных психологических и педагогических знаний увеличивает возможности человека к качественным изменениям стратегий его поведения, путем самоорганизации, сохранения оптимальной работоспособности, психологической готовности к восприятию нового: располагает к сотрудничеству, созданию обстановки дружелюбия и взаимопонимания.

В подготовке специалиста-медика усиливается значение духовной и нравственной составляющей, позволяющей студентам выделять этическое содержание врачебной деятельности и учитывать его при анализе психологического статуса своих пациентов. Таким образом, психологические и педагогические знания направлены непосредственно на профессиональный рост и самосовершенствование специалиста.

Курс предназначен для студентов второго года обучения и является пропедевтическим в системе непрерывной психолого-педагогической подготовки врача. Он направлен на выделение и освоение студентами элементов педагогики и практической психологии для решения врачом профессиональных и личностных проблем, на формирование психологической установки восприятия пациента как уникальной личности и включает в себя изучение общей и социальной психологии, медицинской психологии, педагогики и проведение коммуникативных тренингов.

Стратегической задачей пропедевтического курса является формирование у студента-медика представления о человеке как высшей ценности и на этой основе ценностного отношения к нему, в том числе пациенту, его родственникам, своим коллегам, в целом – к личности любого другого человека.

К тактическим задачам курса относятся:

1) расширение «психологического поля» личности студента, то есть расширение и уточнение его представлений о самом себе;

2) формирование у студентов первичных представлений о психическом развитии здорового ребенка;

3) формирование у студентов первичных навыков психологически обоснованного общения.

Курс преследует цели стимулирования личностного роста студентов, развития их способности к саморегуляции и расширению сознания.

В программе предусмотрены как групповые формы работы со студентами (лекционные, практические занятия), так и индивидуальные (рефераты, дневники психологического наблюдения), контрольные работы.

Курс интегрируется со всеми гуманитарными дисциплинами, нормальной физиологией, общей биологией, курсом ухода за больными, пропедевтикой внутренних болезней и медсестринской практикой. Он создает основу для последующего изучения психиатрии.

Курс изучается в течение 3-го, 4-го и 12-го семестров. В конце каждого из этих семестров по курсу проводится зачет. Знания и умения, полученные студентами, закрепляются на медсестринской практике.

ЦЕЛИ:

1. Сформировать у студентов понимание уникальности психологического знания для решения профессиональных: и личностных проблем.

2. Сформир<

Наши рекомендации