Общая оценка тяжести трудового процесса

Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале ус­танавливается класс по каждому измеренному показателю и вносит­ся в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавлива­ется по показателю, отнесенному к наибольшей степени тяжести. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оцен­ка устанавливается на одну степень выше.

ПРОТОКОЛ

оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса

Ф. И. О._____________________________, пол________________

профессия _._________________________

Производство_____________________________________________

Краткое описание выполняемой работы

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Показатели Фактические значения Класс
1 Физическая динамическая нагрузка (кг м): 1.1 региональная - перемещение груза до 1 м 1.2 общая нагрузка: перемещение груза • от I до 5 м • более 5 м    
2 Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза (кг): 2.1 при чередовании с другой работой 2.2. постоянно в течение смены 2.3 суммарная масса за каждый час смены: • с рабочей поверхности; • с пола    
3 Стереотипные рабочие движения (кол-во) 3.1 локальная нагрузка 3.2 региональная нагрузка    
4 Статическая нагрузка (кгс ■ с): 4.1 одной рукой 4.2 двумя руками 4.3 с участием мышц корпуса и ног    
5 Рабочая поза    
6 Наклоны корпуса (количество за смену)    
7 Перемещение в пространстве (км) 7.1 по горизонтали 7.2 по вертикали    
Окончательная оценка тяжести труда

Оценка напряженности труда проводится на основе учета всех приведенных в таблице 2 показателей.

Таблица №2. Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Показатели тяжести трудового процесса Классы условий труда
Оптимальный Допустимый Вредный (напряженный труд)
Напряженность труда легкой степени Напряженность труда средней степени 1 степени 2 степени
1. Интеллектуальные нагрузки:
1.1. Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач по инструкции Творческая деятельность с применением алгоритмов, единоличное руководство в сложных ситуациях
1.2. Восприятие сигналов (ин­формации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигна­лов с последующей коррекцией дейст­вий и операций Восприятие сигна­лов с последующим сопоставлением фактических значе­ний параметров с их номинальными зна­чениями. Заключи­тельная оценка фактических значений параметров Восприятие сигна­лов с последующей комплексной оцен­кой связанных па­раметров. Ком­плексная оценка всей производст­венной деятельно­сти
1.3 Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выпол­нение задания и его проверка Обработка, про­верка и контроль за выполнением зада­ния Контроль и предва­рительная работа по распределению за­даний другим лицам
1.4. Характер выполняемой работы Работа по индивидуаль­ному плану Работа по установ­ленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с по­вышенной ответст­венностью за ко­нечный результат
2. Сенсорные нагрузки
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) До 25 26-50 51-75 Более 75
2.2. Плотность сигналов (све­товых, звуковых) и сообщений в среднем за I ч работы До 75 76-175 176-300 Более 300
2.3. Число производственных объектов одновременного на­блюдения До 5 6-10 11-25 Более 25
2.4 Размер объекта различе­ния (при расстоянии от глаз работающего до объекта раз­личения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредото­ченного наблюдения (% вре­мени смены) более 5 мм - 100% 5—1,1 мм- более 50 %; —0,3 мм - до 50 %; менее 0,3 мм - до 25 % I—0,3 мм-более 50 %; менее 0,3 мм - 25—50 % менее 0,3 мм -более 50 %
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лу­пы и т. п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) До 25 36-50 51-75 Более 75
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): - при буквенно-цифровом типе отображения информации; —при графическом типе отобра­жения информации   До 2   До 3   2-3   3-5   3-4   5-6   Более 4   Более 6
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производст­венной необходимости вос­приятия речи или дифферен­цированных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100% до 90%. Помехи отсут­ствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 % до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м Разборчивость слов и сигналов от 70 % до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 150 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
2.8. Нагрузка на голосовой аппа­рат (суммарное количество ча­сов, наговариваемое в неделю) До 16 16-20 20-25 более 25
3. Эмоциональные нагрузки
3.1. Степень ответственности за результат собственной дея­тельности. Значимость ошиб­ки Несет ответст­венность за выполнение отдельных элементов за­даний. Влечет за собой до­полнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функцио­нальное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой до­полнительные усилия со стороны вышестоящего руково­дства (бригадира, мастера и т. п.) Несет ответствен­ность за функцио­нальное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива ((группы, бригады (и т. п.) Несет ответственность за функциональное качество (конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреж­дение оборудования, остановку технологического процесса, и может возникнуть опасность для жизни
3.2. Степень риска для собст­венной жизни Исключена     Вероятна
3.3. .Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена     Вероятна
4. Монотонность нагрузок
4.1. Число элементов (прие­мов), необходимых для реали­зации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9—6 5—3 менее 3
4.2.Продолжительность (в с) выполнения простых произ­водственных заданий или по­вторяющихся операций более 100 100—25 24—10 менее 10
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время -наблюдение за ходом произ­водственного процесса 20 и более 19—10 9—5 4 и менее
4.4. Монотонность производ­ственной обстановки (время пассивного наблюдения за хо­дом техпроцесса в % от време­ни смены) менее 75 76—80 81—90 более 90
5. Режим работы
5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня 6-7 ч 8-9 ч 10-12 ч свыше 12 ч
5.2. Сменность работы Односменная работа (без ночной смены] Двухсменная работа (без ночной смены] Трехсменная работа (в ночную смену) Нерегулярная сменность работы в ночное время]
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7 % и более рабочего времени Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: от 3 до 7 % рабочего времени Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3 % рабочего времени Перерывы отсутствуют





Задача

Оцените тяжесть труда Ивановой И. И. , работающей укладчицей хлеба на Хлебозаводе.

Краткое описание выполняемой работы.

Работница вручную в позе стоя (до 75 % времени смены) укладывает готовый хлеб с укладочного стола в лотки. Одновременно берет 2 батона (в каждой руке по батону), весом 0,4 кг каждый (одноразовый подъем груза составляет 0,8 кг), и переносит на расстояние 0,8 м. Всего за смену укладчица укладывает 550 лотков, в каждом из которых по 20 батонов. Следовательно, за смену она укладывает 11000 батонов. При переносе со стола в лоток работница удерживает батоны в течение трех секунд. Лот­ки, в которые укладывают хлеб, стоят в контейнерах, и при укладке в нижние ряды работница вынуждена совершать глубокие (более 30°) на­клоны, число которых достигает 200 за смену.

Расчет:

п.1.1. – физическая динамическая нагрузка: 0,8 кг• 0,8 м- 5500 (т к. за один раз работница поднимает 2 батона) = 3520 кем - класс 3.1;

п.2.2 - масса одноразового подъема груза: 0,8 кг - класс 1;

п. 2.3 - суммарная масса груза в течение каждого часа смены -0,8 кг- 5500 = 4400 кг и разделить на 8 ч работы в смену = 550 кг -класс 3.1;

п. 3.2 - стереотипные движения (региональная нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса): количество движений при укладке хле­ба за смену достигает 21000 - класс 3,1;

пп.4.1—4.2 - статическая нагрузка одной рукой: 0,4 кг • З с= 1,2 кгс, т. к. батон удерживается в течение 3 с. Статическая нагрузка за смену одной рукой 1,2 кгс • 5500 = 6600 кгс, двумя руками -13200 кгс (класс 1);

п 5.- рабочая поза: поза стоя до 80 % времени смены - класс 3.1;

п. 6- наклоны корпуса за смену - класс 3.1;

п. 7 - перемещение в пространстве: работница в основном сто­ит на месте, перемещения незначительные, до 1,5 км за смену.

Вносим показатели в протокол.

Показатели Фактические значения Класс
1 Физическая динамическая нагрузка (кг м): 1.1 региональная - перемещение груза до 1 м 1.2 общая нагрузка: перемещение груза • от I до 5 м • более 5 м     3.1
2 Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза (кг): 2.1 при чередовании с другой работой 2.2. постоянно в течение смены 2.3 суммарная масса за каждый час смены: • с рабочей поверхности; • с пола     0,8               3.1
3 Стереотипные рабочие движения (кол-во) 3.1 локальная нагрузка 3.2 региональная нагрузка     3.1
4 Статическая нагрузка (кгс ■ с): 4.1 одной рукой 4.2 двумя руками 4.3 с участием мышц корпуса и ног    
5 Рабочая поза Стоя до 80% 3.1
6 Наклоны корпуса (количество за смену) 3.1
7 Перемещение в пространстве (км) 7.1 по горизонтали 7.2 по вертикали     1,5    
Окончательная оценка тяжести труда3.2

Итак, из 9 показателей, характеризующих тяжесть труда, 5 относятся к классу 3.1. Учитывая пояснения раздела 8 (при наличии 2 и более показателей класса 3.1, общая оценка повышается на 1 степень), окончательная оценка тяжести трудового процесса укладчицы хлеба – класс 3.2.


Наши рекомендации