Коринебактерии, актиномицеты, листерии (микроскопический и бактериологический методы)

Анаэробные бактерии (микроскопический, бактериологический методы)

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Таксономия возбудителей дифтерии, коклюша и паракоклюша.

2. Морфология, культуральные, биохимические антигенные свойства возбудителей: дифтерии, коклюша, паракоклюша.

3.Методы лабораторной диагностики возбудителей- дифтерии, коклюша, паракоклюша.

4. Препараты для специфической профилактики, диагностики и лечения.

II. Целевые задачи

Студент должен знать: 1. Таксономию, морфологию, культуральные свойства - коринобактерии дифтерии, коклюша и паракоклюша. 2. Основные лабораторной методы диагностики: бактериологический, экспресс-методы, биопроба, серодиагностика. 3. Лечение и профилактика, эпидемиология. Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология /Под редю Царева В.Н.- Москва, 2009. С. 272-281 2. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2004. 3. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. 4. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994.
Студент должен уметь: 1. Микроскопировать иммерсионной системой, зарисовать препараты. 2. Поставить реакцию по Оухтерлони. 3. Провести учет реакции и сделать заключение. Дополнительная литература 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. При какой нозологии определяют токсигенность по Оухтерлони

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполнить таблицу:

Свойства Gravis Mitis Intermedius Belfanti
Культуральные свойства        
Биохимические свойства        
Антигенная структура        
Факторы патогенности        

3. Перечислите пути передачи дифтерии:__________________________

_____________________________________________________________

4. Заболевание дифтерии вызываются:

а) токсигенными штаммами;

б) нетоксигенными штаммами;

в) и тем и другим

5. Какой тип дыхания коринобактерии дифтерии:

а) бродильный;

б) дыхательный;

в) смешанный

6. Гистотоксин синтезируется токсигенным или нетоксигенным штаммом?______________________________________________________

7. Опишите метод посева исследуемого материала при диагностике коклюша и паракоклюша:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

8. Впишите в таблицу отличительные признаки возбудителей коклюша и паракоклюша

Свойства Bordetella pertussis Bordetella parapertussis
Культуральные свойства    
Антигенная структура    
Факторы патогенности    
Биохимические свойства      

9. Зерна волютина определяют по методу:

1) Грама;

2) Нейссера;

3) Ожешко;

4)Бури- Гинса

10. При формировании противодифтерийного иммунитета ведущая роль принадлежит_________________________________________________

САМОКОНТРОЛЬ

Какую форму может иметь возбудитель дифтерии? (выберите один правильный ответ)

А. Кокковидную

Б. Полиморфных палочек

В. Извитую (2-3 завитка)

Г. Ветвящуюся

Микроскопию возбудителя дифтерии проводят: (выберите один правильный ответ)

А. При окраске по Цилю – Нельсену

Б. В темном поле зрения

В. При окраске по Нейссеру

Г. Негативным способом

По типу дыхания клостридии: (выберите один правильный ответ)

А. облигатные анаэробы

Б. Факультативные анаэробы

В. Облигатные аэробы

Г. Факультативные аэробы

Д. Микроаэрофилы.

4. Последовательность этапов бактериологического метода исследования при дифтерии:

А. Определение токсичности

Б. Посев исследуемого материала на специальные среды

В. Изучение биохимических свойств

Г. Пересев колонии для получения чистой культуры.

Токсичность дифтерийной палочки определяют с помощью реакции: (выберите один правильный ответ)

А. Агглютинации на стекле

Б. Гемагглютинация

В. Кольцепреципитации

Г. Преципитации в геле

6. Назовите основные методы микробиологической диагностики дифтерии: (выберите два правильных ответа)

А. Микроскопический

Б. Биологический

В. Бактериологический

Г. Аллергический

7.Методы микробиологической диагностики коклюша: (выберите два правильных ответа)

А. Бактериоскопический

Б. Бактериологический

В. Аллергический

Г. Серологический

Наши рекомендации