Трансперсональные переживания в сеансах ЛСД.
Гроф выделяет:
- переживания в рамках объективной реальности
- за пределами объективной реальности (духовный опыт, переживание встреч, архитипичные переживания, активация чакр, осознание универсального разума)
- временные (переживание плода, опыт предков, филогенетический опыт)
- пространственные (выход за пределы ЭГО, отождествление с другими личностями, группами, осознание всего живого, внетелесные переживания, телепатия)
- сужения сознания – органа, клетки
13. Трансперсональные измерения развития. Спектр сознания.Возможность психологического развития в течение всей жизни неоднократно рассматривалась психологами. Кен Уилбер предложил концепцию “полного спектра” развития исходя из теорий развития традиционной западной психологии и подходов к духовному развитию восточных созерцательных дисциплин. То, что традиционная психология рассматривает как “норму”, достигаемую взрослым человеком, трансперсональная психология считает очередной фиксацией, остановкой в процессе психологического и духовного роста.
Спектр сознания. Формации психики = Базовые структуры(БС) + Переходные структуры(ПС).
Базовые структуры - те, что, однажды возникнув в развитии, склонны оставаться существующими как относительно автономные (суб)единицы в течение последующего развития.
Переходные структуры - фазоспецифичные структуры, склонные более или менее полно замещаться последующими фазами развития.
Структурное развитие предпринимает Я-система - т.е. локус идентификации, воли, защиты, организации, психического "метаболизма".
14. Спектр сознания. Базовые структуры – «ступени» развития.Базовые структуры - "ступени" развития ( уровни ) можно выделить исходя из традиционных структурных моделей в психологии (Фрейд, Юнг, Пиаже, Эриксон, Ариети, Вернер) и структурных моделей созерцательных традиций (буддизм, Веданта, суфизм, Каббала, христианский мистицизм, платонизм, йога Ауробиндо):
1) Сенсорифизический - уровень физиологии, ощущения, восприятия . Соответствия: сенсорно-моторный (Пиаже), физически-сенсорный (Ауробиндо).
2) Фантазмо-эмоциональный - эмоционально-сексуальный и фантазмический (ментальные формы - образы-“картинки”) уровень.
3) Репрезентирующий - соответствует уровню дооперационного мышления по Пиаже. Представляет две стадии развития мышления - символьную (2-4 года) и концептуальную (4-7 лет). Уровень волевого ума (Ауробиндо).
4) Уровень правило/роль - соответствует уровню конкретного операционного мышления по Пиаже. Операции совершаются с конкретными (сенсорными) объектами по определенному правилу. Человек может принимать на себя роль другого.
5) Формально-рефлексивный - соответствует уровню формального операционного мышления по Пиаже. Первая саморефлексивная и интроспективная структура. Человек мыслит не только о мире, но и о мышлении, способен оперировать отношениями. Логический разум (Ауробиндо).
6) Визионерно-логический - интегративная структура, оперирующая “над” формально-рефлексивным уровнем, создающая сети отношений. Уровень “Высшего Разума” (Ауробиндо).
7) Психический - кульминация визионерно-логического уровня. Трансценденция личностных познавательных способностей, начало трансперсонального развития. Уровень “Озаренного Разума” (Ауробиндо).
8) Тонкий - уровень проявленных архетипов, трансцендентного инсайта и размышления. Феноменологически - место расположения личной “божественной формы”. Стадия псевдонирваны в буддизме. Уровень “Интуитивного разума” (Ауробиндо).
9) Каузальный - трансцендентное основание предыдущих структур. Уровень нирваны в буддизме. Пустота (буддизм), Бесформенное (индуизм), Бездна (гностицизм). Уровень “Надразума” (Ауробиндо).
10) “Предельный уровень”(уровень “настоящей реальности”) не является уровнем, но объемлет все остальные. Это - абсолютное Сознание, интеграция проявленного и непроявленного, “Сверхразум” (Ауробиндо). В основу выделения девяти базовых структур положен выбор функциональных доминант в развитии.
15. Спектр сознания. Переходные структуры и Я-система.Переходные структуры. Я-потребности, структуры самоидентичности, морального чувства. Метафора лестницы ( БС - ступени лестницы, Я (Я-система) - тот, кто взбирается по лестнице, ПС - взгляд со ступени ).
Базовые функции Я-системы:
1) Идентификация. Различение опыта в терминах “Я” и “не-Я”.
2) Организация. Независимый организующий, объединяющий принцип.
3) Воля. Свобода выбора ( в пределах БС ).
4) Защита. Защитные механизмы (иерархически изменяются при переходе на новую БС).
5) Метаболизм. “Переваривание” опыта в соответствии с БС.
6) Навигация. Управление развитием (регрессией) как на уровне БС, так и между уровнями - при переходе с одного на другой.
16. Общая картина развития. Процессы сохранения и отделения.Общая картина развития. При возникновении очередной БС Я (Я-система) идентифицируется с ней, интегрируя, организуя общий комплекс, возникает соответствующая Я-стадия (ПС). При переходе на следующий уровень Я(-система) должна отвергнуть эксклюзивную идентификацию с этой БС.
Процессы сохранения и разделения. Их патология. Здоровое сохранение - подходящая для данной фазы интеграция Я и объектных отношений. Патологическое сохранение - фиксация, неспособность "освободить место" для новых идентификаций. Здоровое разделение - "горизонтально" - дифференциация Я- и Объект-представлений; "вертикально" - дифференциация при переходе на другой уровень. Патологическое разделение - дифференциация до правильной ассимиляции компонентов, отщепление некоторых аспектов психологической структуры, подавление, диссоциация. Патологические процессы сохранения и разделения являются основой психопатологий на каждом уровне.
17. Психодинамические теории развития. Теория сепарации-индивидуации.Психодинамические теории развития - хорошо описывают уровни "доперсонального" развития. Теория сепарации-индивидуации М.Малер - объемлет два первых уровня полного спектра развития.
Фазы раннего развития:
1) Аутистическая фаза (0 - 1 мес)
2) Симбиотическая фаза (1 - 5 мес)
3) Фаза сепарации-индивидуации
· а) Подфаза дифференциации (5 – 9мес)
· б) Подфаза практики (9 - 15 мес)
· в) Подфаза воссоединения ( кризис Рапрошман ) (15 - 24 мес)
· г) Подфаза консолидации и эмоционального постоянства объекта (24 - 36 мес).
Стадии развития Я по О. Кернбергу:
1) Нормальный "Аутизм" или первичная недифференцированная стадия
2) Нормальный "Симбиоз"
3) Дифференциация Я- и объект-представлений
4) Развитие объект-отношений высшего уровня и производных структур
5) Консолидация суперэго и интеграция эго.