Методы исследования функционального состояния и

РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Цель занятия:овладеть методами исследования физиологических функций организма при изучении работоспособности, состояния умственной деятельности и утомляемости.

Практические навыки: освоить методы исследования физиологических функций организма – хронорефлексометрию, динамометрию, тремометрию; освоить методику оценки умственной работоспособности (корректурная проба).

Контрольные вопросы

  1. Труд и работа, определения. Виды и формы трудовой деятельности.
  2. Разновидность физической и умственной работы. Показатели количества и качества работы.
  3. Сдвиги в организме при физической работе. Изменения в центральной нервной системе, дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, гуморальной системах.
  4. Сдвиги в организме при умственной работе.
  5. Утомление, переутомление, работоспособность. теории утомления.
  6. Перенапряжение отдельных органов и систем во время работы.
  7. Классификация труда по степени тяжести и напряжённости мероприятия. Эргономика, производственная эстетика.

Приборы и инструменты:

хронорефлексометр, электротремометр, динамометры (кистевой, становой), аппарат для измерения артериального давления, фонендоскоп, таблицы Анфимова, карандаши, линейки, секундомеры, таблицы.

Самостоятельная работа студентов.

  1. Исследование внимания с помощью корректурной пробы.

В начале занятия провести исследование исходного состояния умственной деятельности по корректурным таблицам В.Я. Анфимова. Таблица состоит из 30 строк набора букв, по 40 букв в каждой строке. Просматривая строки слева направо в течение двух минут необходимо вычеркнуть заданную преподавателем букву, например «Н». Это простая проба. Затем выполняется проба с дифференцировкой. В течение ещё двух минут просматривая строки слева направо, продолжая вычеркивать заданную в первой пробе букву и подчёркивать сочетание этой буквы с другой заданной буквой, например, подчёркивая сочетание букв «НВ».

В конце занятия пробы с корректурными таблицам Анфимова повторить. Полученные данные обрабатываются следующим образом: подсчиты­вают количество просмотренных за 2 минуты знаков, число ошибок (пропуски, исправления, неправильно вычеркнутые буквы) в задании с дифференцировкой.

Данные исследования вносят в таблицу наблюдений.

После расчета показателей необходимо дать оценку изменения состояния работоспособности по показателям внимания (А), скорости восприятия и переработки зрительной информации (S), умственной производительности (Е).

Таблица1

Таблица наблюдений.

Время выполнения задания N T V O W M N A S
Начало занятий                  
В конце занятия                  

N – общее количество просмотренных знаков;

T – время опыта в сек.;

V – скорость просмотра знаков; V=N/T, знаков/сек.;

O – число пропущенных знаков;

W– количество неправильно зачёркнутых знаков;

M – число ошибок, M=O+W;

N– число правильно зачёркнутых и подчёркнутых знаков.

A– показатель внимания, который вычисляется по формуле, %: методы исследования функционального состояния и - student2.ru *100;

Показатель внимания низкий – менее 37%, средний – 37 – 50%, и высокий – более 51%.

S – скорость восприятия и переработки зрительной информации, бит/сек.: методы исследования функционального состояния и - student2.ru

E – умственная производительность, вычисляется по формуле: методы исследования функционального состояния и - student2.ru ; методы исследования функционального состояния и - student2.ru , где B – коэффициент качества.

Наши рекомендации