В четвертом разделе представлен перечень руководств для выполнения лабораторных работ на практических занятиях.
Очень важным моментом в изучении биологической химии, исходя из большого материала в учебниках и пособиях, является успешная работа на лекциях, с последующим использованием лекционного материала при подготовке к занятиям, итогам и экзаменам.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ
ВО ВРЕМЯ САМОПОДГОТОВКИ
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ – получение новых знаний и включение их в свой толковый словарь.
Вид действия | Способ действия |
1. Изучение материала темы. | 1. Внимательно ознакомиться с заданиями на самоподготовку и с заданием на практическое занятие. 2. Изучить материал по учебнику и конспектам лекций, а в случае необходимости получить более широкие и глубокие знания – по дополнительным источникам. В процессе изучения необходимо: а) воспроизводить на бумаге формулы, химические процессы, графики и схемы; б) прочитав и обдумав весь учебный материал, повторить вслух наиболее важные его положения; в) вновь, на память написать формулы, химические процессы и нарисовать графики и схемы, иллюстрирующие основное содержание изученного материала; г) уяснить взаимосвязь изученных процессов, а также их биологическое и физиологическое значение. |
2. Самоконтроль усвоения учебного материала. | 1. Внимательно прочитать вопрос или условие задачи и уяснить их сущность. 2. Четко сформулировать окончательный ответ, обозначив процесс решения задачи, написав при этом все необходимые формулы, объяснив происходящие процессы и нарисовав графики и схемы. 3. Если ответить на некоторые вопросы или решить задачи не удается, вновь вернуться к учебнику и конспектам лекций, еще раз попытаться проанализировать соответствующий материал и попытаться найти правильный ответ или решение. |
3. Выполнение письменных заданий. | 1. Ознакомиться с требованиями задания и обдумать способ его выполнения. 2. Сделать черновой набросок и уточнить детали. 3. Оформить окончательный вариант выполненного задания в специальной тетради. |
4. Подготовка к выполнению лабораторных работ на предстоящем практическом занятии. | 1. Внимательно ознакомиться с описанием лабораторных работ и уяснить принцип их выполнения. 2. Переписать в лабораторный журнал принцип и основные этапы выполнения лабораторных работ, а также рекомендуемые формы протоколов опытов. |
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ
СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
На лабораторных занятиях необходимо научиться использовать знания, приобретенные во время самоподготовки, для получения новой информации решения конкретных задач. Она достигается в процессе выполнения лабораторных работ, собеседования с преподавателем по наиболее сложным вопросам темы, решения проблемных задач.
Вид действия | Способ действия |
1. Выполнение лабораторных работ. | 1. Выполнить лабораторную работу по описанию. 2. Сопоставить полученные данные с имеющимися теоретическими сведениями и дать им всестороннее объяснение. 3. Сформулировать выводы, вытекающие из результатов лабораторных работ и их теоретического осмысливания. 4. Представить результаты лабораторных работ преподавателю. 5.Заполнить формы протоколов, опытов. Написать выводы и их обоснование. Представить журнал лабораторных работ на подпись преподавателю. |
2. Собеседование с преподавателем. | 1. Отвечать на вопросы преподавателя. 2. Внимательно следить за ответами других студентов. 3. Задавать вопросы с целью уяснения наиболее сложных для понимания вопросов. 4. Активно участвовать в организуемой преподавателем дискуссии. |
3. Решение задач. | 1. Решить предложенные преподавателем задачи. 2. Сопоставить полученные ответы с имеющимися теоретическими сведениями и дать им объяснение. 3. Сформулировать выводы и обобщения, вытекающие из результатов решения задач и их теоретического осмысления. 4. Записать решение задач, выводы, обобщения и обоснование полученных результатов в специальную тетрадь. |
На семинарах необходимо усвоить наиболее трудные для понимания темы курса. Он проводится в виде собеседования или дискуссии, с широким привлечением всей группы при активном участии преподавателя.
На итоговых занятиях проверяется и оценивается усвоение 6 разделов (модулей) курса. Это достигается с помощью методов программированного контроля, собеседования, решения задач. Параллельно с контролем усвоения учебного материала преподаватель вносит необходимые коррективы.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9, ПК-16, ПК-18, ПК-27, ПК-31, ПК-32.
В результате изучения биохимии студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью анализировать социально-значимые процессы и использовать на практике методы естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
В результате изучения биохимии студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующие физико-химические методы исследования (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
в диагностической деятельности:
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания для своевременной диагностики заболеваний и патологических состояний (ПК-16);
способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастным группам с учетом их физиологических особенностей, знать понятие нормы (ПК-18);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (приказы, регламенты, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования и внедрении результатов исследований (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- правила работы и техники безопасности в химических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
- строение и свойства основных классов биологически важных химических соединений: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, витаминов, гормонов;
- основные метаболические пути их превращения; ферментативный катализ; основы биоэнергетики;
- роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека;
- химико-биологическую сущность процессов, происходящих на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях в организме человека;
- основные механизмы регуляции метаболических превращений белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов;
- механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного состояния организма, основ химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния;
- диагностически значимые показатели биологических жидкостей (плазмы крови и мочи) у здорового человека;
Уметь:
- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
- пользоваться лабораторным оборудованием;
- проводить математический обсчёт полученных экспериментальных данных, проводить их элементарную статистическую обработку;
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной биохимической диагностики;
отличать в сыворотке крови нормальные значения уровней метаболитов от патологически измененных и объяснять причины различий;
трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови;
выполнять тестовые задания в любой форме, решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний.
Владеть:
- понятием ограничения в достоверности и специфики наиболее часто встречающихся лабораторных биохимических тестов;
- медико-функциональным понятийным аппаратом;
навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования пациентов.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
Требования к результатам освоения дисциплины.
Раздел I. Белки. Ферменты.