Анализ зарубежного опыта методических подходов статистического наблюдения в здравоохранении

В Декларации четвертой конференции по состоянию окружающей среды и здоровья, проводившейся 23-25 июня 2004г. в Будапеште, снова отмечалась ключевая роль информации о здоровье для формирования политики, обоснованного выбора приоритетов, координации взаимодействия. Это определяет первостепенную важность выработки и согласования базового набора индикаторов в этой области, как на государственном, так и на международном уровне.

Начало ХХI в. отмечено интенсивной разработкой и внедрением государственных электронных сетей информации о здоровье. Это предполагает регламентацию принципов и механизмов поддержания национального минимума в отношении состава данных, статистических стандартов, технологии сбора, передачи и обработки информации.

Принципиально важна ориентация алгоритмов обработки информации не на ее источник, а на потенциальные сферы применения. Это предполагает:

- единство системы классификации и кодирования;

- согласование форматов и разрезов данных;

- контроль непротиворечивости;

- ориентацию в спектре потребностей пользователей и оперативную адаптацию к их изменениям.

Наряду с разработкой методологических руководств по разработке и регламентов сопровождения информационных систем значительное внимание уделяется популяризации механизмов доступа и раскрытию принципов интерпретации данных для пользователей.

Мониторинг состояния здоровья населения, распространенности и характера различных нарушений здоровья, деятельности системы здравоохранения строится с таким расчетом, чтобы не просто дать представление о текущей ситуации и ее динамике, а обеспечить выявление их детерминантов и причин, определение мер для сокращения проблем и их влияния на здоровье, обоснование эффективной политики охраны здоровья, оптимизацию использования ресурсов в данной области, координацию межсекторального сотрудничества, защиту прав пациентов, сокращение неравенства в состоянии здоровья и доступности медицинских услуг. Это обуславливает жесткие требования к качеству данных и необходимость его постоянного повышения. Особое внимание придается обеспечению сопоставимости статистической отчетности учреждений, организаций и предприятий, результатов переписей и опросов населения как на определенный момент времени, так и в динамике. В последнее время большое внимание уделяется методам калибровки самооценок состояния здоровья как в целом, так и по отдельным параметрам (таким как познавательная способность, подвижность, острота зрения и т.п.).

Акцент делается не на полноту учета, а на актуальность, представительность и достоверность анализируемых выборок данных. Изменение национальных приоритетов в отношении охраны здоровья требует постоянного развития информационного обеспечения без ущерба для его целостности и сопоставимости.

Развитые страны систематически отслеживают динамику состояния здоровья в ряде разрезов, анализ которых в нашей стране ограничивается эпизодическими и фрагментарными специальными исследованиями

Связь современной динамики состояния здоровья с демографическим, эпидемиологическим, технологическим и рискогенным переходами определяет необходимость комплексного анализа синергетического эффекта широкого спектра разнородных факторов. Под демографическим переходом подразумевается изменение численности и половозрастной структуры населения. Эпидемиологический переход заключается в доминировании неинфекционной составляющей в структуре заболеваемости (представленной раком, сердечнососудистыми заболеваниями, травмами). В то же время глобальные изменения климата, активизация международных контактов, непрекращающиеся вооруженные конфликты и угроза биотерроризма остаются факторами риска вспышек инфекционных заболеваний. Технологический переход обусловлен стремительным развитием науки, медицины, биотехнологий, информационных технологий. Рискогенный переход связан с распространением вредных привычек и опасных для здоровья аспектов экономического развития.

Активизируется рассмотрение информации о здоровье населения в общем контексте его формирования, включающем:

- деятельность системы здравоохранения,

- экологическую ситуацию,

- социально-экономические условия,

- культурные традиции,

- образ жизни,

- научные достижения.

Укрепление общественного здоровья требует целостного подхода, учета сбалансированности и взаимосвязей между здоровьем и политическими, социальными, экономическими и институциональными условиями, а также всестороннего осмысления устойчивого развития. Политика охраны здоровья должна обеспечивать распределение ответственности между всеми секторами и участниками на уровне общества в целом, координацию их усилий и контроль результатов.

Совершенствование моделей влияния на здоровье приобретает особую актуальность в связи с активизацией экономических, социальных и экологических преобразований. Например, линейный рост ВРП способствует сокращению материнской и детской смертности, инфекционной заболеваемости и улучшению качества питания при условии адекватных инвестиций в развитие человеческого потенциала (здравоохранение, образование, сокращение неравенства). Но рост ВРП зачастую связан и с усилением негативных аспектов: загрязнение окружающей среды, потребление табака и алкоголя, нерациональное питание. Для организации эффективного противодействия им, в первую очередь, необходимо предусмотреть сбор и анализ соответствующей информации. Особого внимания требует стихийное перераспределение ограниченных ресурсов здравоохранения в пользу наиболее дорогостоящих технологий и не самых обездоленных слоев населения, которое, не решая текущих проблем, создает предпосылки для возникновения новых.

К ключевым показателям психического здоровья помимо распространенности различного рода патологической зависимости (не только от алкоголя, табака, наркотиков и галлюциногенов, но и от лжеучений, компьютерных игр и др.) относится подверженность депрессии. Физическое здоровье в значительной степени детерминируется питанием, его объемом, качеством и сбалансированностью. Систематической статистики этих аспектов в нашей стране до сих пор не ведется.

Все большее значение придается не динамике отдельных показателей, а их взаимосвязи: заболеваемости и смертности; стационарной, амбулаторной и экстренной помощи; потребности в отдельных услугах и их потребления; затрат на здравоохранение и груза болезней; объемов и качества медицинской помощи. С другой стороны, акцент переносится с отслеживания средних значений показателей на характер их распределения по отдельным группам населения: гендерным, возрастным, этническим, социально-экономическим и т.п. Подчеркивается, что агрегированные показатели зачастую маскируют истинные масштабы неравенства в состоянии здоровья и подверженности факторам риска.

Современная преимущественно иерархическая система управления в нашей стране неблагоприятна для свободного информационного обмена и развития эффективного межсекторального сотрудничества. Тем большее значение приобретает создание национального банка достоверных и разносторонних данных о здоровье и организация широкого доступа к нему.

В соответствии с основными принципами оценки результативности систем здравоохранения ВОЗ были обозначены три социально значимые цели, достижению которых способствует система здравоохранения, а именно:

- улучшение состояния здоровья населения (по уровню и распределению),

- улучшение отзывчивости (по уровню и распределению) с учетом законных ожиданий населения (уважительное отношение к человеку и ориентация на его нужды),

- обеспечение справедливого финансового взноса в охрану здоровья (процент вложений в здоровье членов семьи от общих затрат последней за вычетом прожиточного минимума).

Вплоть до конца прошлого тысячелетия основу отчетности о состоянии здоровья составляла статистика смертности, а также частота возникновения и распространенность заболеваний. С переносом акцента с инфекционных на неинфекционные болезни особую актуальность приобрело измерение не связанных с угрозой для жизни последствий заболеваний. В связи с этим стал использоваться сводный показатель ожидаемой продолжительности здоровой жизни (ОПЗЖ). Он основывается на ожидаемой продолжительности жизни при рождении (которая представляет собой сводный индекс смертности), но скорректирован по времени, которое приходится на неудовлетворительное состояние здоровья (определяется по результатам одномоментных исследований). ВОЗ считает распределение ОПЗЖ среди отдельных групп населения индикатором справедливости распределения результатов охраны здоровья.

Большое внимание уделяется сбору данных, характеризующих качество медицинской помощи. Его ключевыми аспектами являются:

- охват профилактическими мероприятиями (вакцинация, скрининг, приобщение к здоровому образу жизни);

- своевременность диагностики (доля случаев, выявленных в тяжелой стадии; продолжительность жизни после выявления);

- соблюдение стандартов оказания помощи;

- доступность отдельных видов помощи (степень удовлетворения потребности; время ожидания в очереди; потребность в экстренной помощи).

В США развиваются системы оперативного отслеживания инфекционной заболеваемости населения посредством защищенного ввода данных о случаях оказания соответствующей помощи и результатах лабораторной диагностики в Интернет. Департаменты здравоохранения используют эти системы для мобилизации ресурсов во время вспышек заболеваний, а также для повышения эффективности выявления и нейтрализации рисков заболеваний.

Анализ зарубежного опыта наблюдения за состоянием здоровья населения свидетельствует о необходимости:

- методологического единства и обеспечения преемственности в динамике;

- акцента не на полноту учета, а на актуальность, представительность и достоверность информации;

- ориентации алгоритмов обработки информации не на ее источник, а на потенциальные сферы применения;

- отслеживания не динамики отдельных показателей, а их взаимосвязей;

- анализа не средних значений, а характера их распределения;

- унификации системы кодирования, форматов и разрезов данных;

- адаптации состава и интерпретации показателей к эволюции социально-политических приоритетов;

- выявления ключевых тенденций, их детерминантов и механизмов модификации.

Назрела актуальность во внедрении в нашей стране Международной классификации медицинских вмешательств (International Classification of Health Interventions – ICHI), разработанной Австралийским национальным центром классификаций в области здоровья для семейства международных классификаций ВОЗ (WHO-FIC). Она включает более 2000 процедур, классифицируемых по их локализации/назначению.


Наши рекомендации