Общие указания к практическим занятиям.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХИАТРИИ.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ (СЕМИОТИКА).

ЗАНЯТИЕ 1.Расстройство восприятия. Бред. Сверхценные идеи. Навязчивые состояния. Курация больных, написание психического статуса.

ЗАНЯТИЕ 2.Расстройства памяти, мышления. Слабоумие. Курация больных, написание психического статуса.

ЗАНЯТИЕ 3.Аффективные и кататонические синдромы.Нарушение ясности сознания. Курация больных, написание психического статуса.

ЧАСТНАЯ ПСИХИАТРИЯ.

ЗАНЯТИЕ 4.Психические расстройства, связанные с органическим поражением головного мозга. Методика обследования психически больных. Курация больных. Составление амбулаторной истории болезни. Установление синдрома и предположительного нозологического ди­агноза.

Занятие 5. Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз.Курация больных, составление амбулаторной истории болезни.

Занятие 6. Психогенные заболевания и пограничные расстройства (неврозы, реактивные психозы, психопатии). Курация больных, составление амбулаторной истории болезни.

Занятие 7. Хронический алкоголизм. Алкогольные психозы. Наркомании. Ток­сикомании. Организация психиатрической помощи в РФ. Правовые вопросы в психиатрии и наркологии. Курация больных, составление амбулаторной истории болезни.

I. ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ,

ТРЕБОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ К НИМ.

Кроме 5 двухчасовых лекций, учебный план по психиатрии на стоматологическом факуль­тете отводит 28 часов практическим занятиям. Учебное пособие составлено в расчете на четырехчасовые занятия, принятые в Оренбургской государственной медицинской академии. Практический курс психиатрии составляет 7 четырехчасо­вых занятий.

К занятиям необходима предварительная подготовка. Подготовка должна обес­печить знания (предварительную информацию), необходимые для выполнения практической задачи (работы с больными).

Предусматривается следующая структура занятий: 1 часть - исходная информа­ция.

Раздел I. А определяет объем исходной информации с указанием страниц учебников и пособий, где сообщаются минимальные сведения, которые следует приобрести самостоятельно до занятия. В разделе I Б приводятся учебные таблицы.

Раздел I. В содержит перечень основных учебных элементов, знакомство с которыми необходимо.

Пометки в скобках обозначают, на каких именно предметах студенты знакоми­лись уже с этими элементами: фил. - философии, м.п.- медицинской психологии, физ. - нормальной физиологии, п.физ. - патологической физиологии, н.б. - нервных бо­лезней, фарм. - фармакологии, травм. - травматологии. Приводятся также элементы, уже изучавшиеся в курсе психиатрии на других занятиях (цифры I, II, III и т.д. озна­чают номер занятия, где понятие уже рассматривалось).

Часть II - дооперационный контроль.

Раздел II А предусматривает самоконтроль усвоения учебных элементов посредст­вом тестов двух уровней для 1-3 занятий и трех уровней для 4-7 занятий.

Раздел II B - контроль преподавателя (первые 20-30 минут занятия). Здесь выясняется знание учебных элементов, способность оперировать ими (путем опроса и тестов), после чего студенты допускаются к следующей операционной час­ти занятия (работе с больными).

В тесты второго уровня входит описание клинического состояния. Студенты должны выделить основные симптомы, объединить их в синдром и указать, при ка­ких нозологических формах он может встречаться чаще всего. Уже с начала курса необходимо предварительное накопление сведений об основных нозологических формах.

В занятиях по частной психиатрии приводятся задачи с изложением всей истории болезни, включая анамнестические сведения. Студент должен не только установить диагноз синдрома (синдромов), но и заболевания, определить прогноз и основные методы терапии.

Часть III - операционная часть практического занятия (следующие 60 минут) со­стоит в обследовании больного с целью выявления и описания симптомов и уста­новления синдромов - как подлежащих изучению на данном занятии, так и всех имеющихся у больного психических расстройств.

Студент, получивший допуск к выполнению практической задачи, на каждом из первых шести занятий курирует нового больного и составляет краткий психический статус. Если количество "тематических" больных в клинике недостаточно, одного больного исследуют два студента: один ведет расспрос, другой делает записи (на последующих занятиях они меняются ролями).

Для первых трех занятий конкретная задача состоит в составлении психического статуса с синдромальным диагнозом. Объем и последовательность операций определяется посредством : а) устного инструктажа преподавателя; б) плана краткого психического статуса; в) указаний об особенностях работы в психиатрической кли­нике; г) дополнительных указаний по методике исследования отдельных сторон психической деятельности (памяти и умственных способностей), по методике диаг­ностического заключения, составления акта экспертизы и других (раздел III Б).

Часть IV - пооперационный и постоперационный контроль. В ходе обследования больных информацию о правильности или неправильности действий студентов пре­подаватель получает путем непосредственного наблюдения за их работой. В процес­се работы самоконтроля осуществляется взаимоконтроль в каждой паре студентов, после работы с больными происходит обсуждение итогов выполненного задания, также дающее преподавателю возможность контроля. Зачитываются описания психического статуса и обследованные больные представляются всей группе занимаю­щихся. Другие студенты под руководством преподавателя устанавливают правиль­ность описания, его полноту, соответствие синдромологического диагноза состоя­нию больного. Коллективное обсуждение статусов и осмотр больных всей группой занимает оставшиеся 90 минут. При обсуждении студенты должны дать ответы на вопросы, предназначаемые для проверки усвоения материала занятия. Для этого используются также задачи на определение синдромов после прослушивания фонограмм речи больных (магнитофонная или грамзапись). В итоге каждого занятия преподаватель ставит оценки, основываясь на данных всех видов контроля.

Третьим занятием заканчивается первый этап практического обучения психиатрии. Второй этап начинается с четвертого занятия. Использовав все прежние знания и навыки, студент на каждом из 4-х занятий должен составить амбулаторную историю болезни, т.е. не только крат­ко описать психический статус и определить синдром, но также - анамнез и данные о соматическом и неврологическом состоянии больного и поставить нозологический диагноз. В 4 занятии содержатся также материалы и указания о научно-исследовательской работе.

II. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЁ УКАЗАНИЯ О РАБОТЕ С БОЛЬНЫМИ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ (к 1 и всем другим занятиям).

1. Необходимо быть вежливым с больными, независимо от их поведения, ко всем следует обращаться на "Вы", называя их по имени и отчеству.

2. Беседовать с больными в серьезном тоне, неторопливо. Не вышучивать высказывания больных, не смеяться над ними. Не вступать с больными в пререкания.

3. При обследовании больного нужно исходить из четкого плана беседы с ним, если больной отвлекается, следует (не допуская резкости) направить разговор в нужную сторону.

4. Не вступать с больными в разговоры и обсуждения, касающиеся их болезни, режима выписки, отношения с родственниками и другими людьми. При необходимости­ дать ответ на соответствующие вопросы больного, направлять его к лечащему врачу.

5. Не вести в присутствии больного разговор на медицинские темы, особенно относящиеся к его болезни.

6. Не обманывать больных. Воздержаться от разговора о том, что может вызвать волнение. Не давать больным невыполнимых обещаний.

7. Следить, чтобы больной после обследования не остался без надзора. Побеседо­вав с ним, передавать его дежурному персоналу. Не уводить больных из отделения без ведома персонала. Не оставлять открытыми двери отделения.

8. Не выполнять без ведома врача каких-либо просьб больного, не передавать письма, вещи, не сообщать каких-либо сведений о больном.

9. Не оставлять в отделении: спичек, лезвий от бритв, булавок.

ИНСТРУКЦИИ К ЗАНЯТИЯМ

ПО СИМПТОМАТИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

(к 1 – 3 занятиям)

ЗАНЯТИЕ N 1.

Наши рекомендации