В критических жизненных ситуациях»

На различных этапах жизненного пути человек сталкивается с внутренними проблемами и переживаниями. Разрешение этих проблем может принимать как сознательный, так и бессознательный характер. Умение грамотно разрешить возникшее противоречие способствует сохранению собственного физического и психического здоровья. Здоровье врача – это необходимое условие оказания помощи больному.

Цель занятия:

Знать особенности бессознательной и сознательной защиты.

Иметь представление об основных механизмах психологических защит и копинг-стратегиях.

Вопросы для обсуждения:

1. Механизмы психологической защиты (МПЗ): определение, виды.

2. Совладающее поведение: понятие.

3. Копинг-стратегии: определение, виды

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл. 9.

Литература дополнительная:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. – Л., 1988.

2. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл., 22, 23 (§ 23,3), гл.31 (§ 31.3,31,4, 31,5).

3. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.1-6.

4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Гл.28.

5. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.7.

Темы докладов:

Пережить горе.

Литература:

Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. - М., 1991.

Рубежный контроль № 2 (тестовая форма) по предшествующим темам (8-16).

ТЕМА № 17: «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

Врач должен быть подготовлен к процессу непрерывного профессионального образования, развивать в себе навыки самообразования, самообучения и саморазвития. Для этого необходимо знать принципы, методы и технологии построения педагогического процесса.

Цель занятия:

Познакомиться с современными педагогическими методами и технологиями обучения и воспитания.

Формирование готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации.

Знать основные признаки педагогики как науки; предмет и методы педагогики; методы педагогики; педагогические категории: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача; цели и задачи непрерывного медицинского образования; современные подходы к организации учебного процесса в медицинском вузе.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление о педагогике и педагогической деятельности.

2. Педагогика в профилактической медицине и работе врача.

3. Образовательный процесс в медицинском ВУЗе.

Литература основная:

1. Педагогика в медицине / Под ред. проф. Н.В. Кудрявой. – М., 2006. Часть I. Гл.1,2. Часть II. Гл.5.

2. Педагогические основы медицинского образования. – Ярославль, 2007.

Литература дополнительная:

1. Как эффективно работать на лекции. - Ярославль, 2007.

2. Методы рационального чтения. - Ярославль, 2007.

3. Основы самостоятельной работы студентов. - Ярославль, 2007.

4. Как успешно сдать экзамены. – Ярославль, 2008.

ТЕМА № 18: «ОСНОВЫ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА»

Врач должен быть подготовлен к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях; к формированию навыков здорового образа жизни; к публичной речи, ведению дискуссии и полемики. Для построения процесса передачи информации разным категориям слушателей врачу нужны педагогические знания.

Цель занятия: познакомить с педагогическими аспектами деятельности медицинского работника.

Знать принципы построения просветительской работы среди населения по ведению здорового образа жизни в целях профилактики и борьбы с заболеваниями.

Уметь выстраивать деловое и межличностное общение, использовать педагогические знания в просветительской работе.

Владеть приемами эффективного партнерского взаимодействия с коллегами, методами обучения пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни.

Вопросы для обсуждения:

Приемы и способы разработки лекционных материалов медицинского содержания для просветительской и профилактической работы с населением (создание и защита педагогических проектов)

Литература основная:

1. Педагогика в медицине / Под ред. проф. Н.В.Кудрявой. – М., 2006. Часть II.

2. Образец методического оформления просветительского занятия по теме «Здоровый образ жизни» на стр. 299-306.

Литература дополнительная:

1. Н.В.Бордовская. Педагогика. – СПб., 2009, Глава 5.

Наши рекомендации