Тема: ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ И МЯГКИХ ТКАНЕЙ ПОЛОСТИ РТА: ХЕЙЛИТ, ГЛОССИТ, СТОМАТИТ. ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ. ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА.
Значимость темы.
Заболевания слизистой оболочки, мягких тканей полости рта, губ, языка являются важной проблемой стоматологии, так как их диагностика представляет значительные трудности. Только в 30-35% случаев ставится правильный диагноз.
Заболевания этих органов имеют разное происхождение: одни из них врожденные, другие – приобретенные, возможно развитие приобретенных заболеваний на фоне аномалий развития.
Изменения в полости рта нередко являются проявлением соматических, инфекционных и других заболеваний: болезней крови, желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена, венерических заболеваний, СПИДа и т.д.
В основе заболеваний могут лежать различные патологические процессы: дистрофические и воспалительные. Важность своевременной и правильной диагностики подчеркивается возможностью развития предопухолевых процессов и опухолей на фоне хронического воспаления органов полости рта.
2. Цель занятия:уметь дифференцировать заболевания мягких тканей полости рта на основании морфологических признаков. Изучить этиологию и патогенез хейлита, глоссита, стоматита. Характеризовать морфологию различных форм заболеваний органов и мягких тканей полости рта, знать их осложнения.
Студент должен уметь: 1) давать определение хейлита, глоссита, стоматита; 2) характеризовать формы хейлита, глоссита, стоматита; 3) объяснять этиопатогенез, исходы, осложнения заболеваний органов и мягких тканей полости рта.
3. План самостоятельного изучения темы:
а) вспомнить анатомию органов и мягких тканей полости рта;
б) выучить материалы лекции и учебной литературы (п. 5);
в) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:
1. Морфологические формы воспалительных заболеваний органов и мягких тканей полости рта.
2. Определение понятия и этиопатогенез хейлита.
3. Определение понятия и этиопатогенез глоссита.
4. Определение понятия и этиопатогенез стоматита.
5. Патоморфология, исходы, осложнения хейлита.
6. Патоморфология, исходы, осложнения глоссита.
7. Патоморфология, исходы, осложнения стоматита.
г) выполнить задания п. 7.
4. Методические рекомендации по усвоению материала.
1. Изучить этиопатогенез воспалительных заболеваний мягких тканей и органов полости рта.
2. Выучить определение понятия хейлит.
3. Знать морфологические формы хейлита.
4. Выучить определение понятия глоссит.
5. Знать морфологические формы глоссита.
6. Выучить определение понятия стоматит.
7. Знать морфологические формы стоматита.
8. Знать исходы воспалительных заболеваний мягких тканей и органов полости рта.
Литература.
1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C. 394-405.
2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C. 431-455.
3. Струков, А.И. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Струков, В.В. Серов .-5-е изд., стеp.- М.: Литтерра, 2010.- C.823-824.
4. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C. 231-255.
5. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т.2, ч.1: частный курс.-2005.-С. 350-352.
6. Зиновьев, А.С. Клиническая патология оpофациальной области и шеи:Учеб. пособие для студентов стомат. фак. мед. вузов/А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д. Костеpина; Под общ. pед. А.С.Зиновьева.-Омск,1999.-С.13-36, 42-45.
7. Горяинова, Г.Н. Патология орофациальной области и шеи: учеб. - метод. пособие к практ. занятиям и для самостоят. работы студентов стомат. фак. /Г.Н. Горяинова и [др.]; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. пат. анатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.-С. 20-32.
8. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.
9. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант
10. Дудка В.Т. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета по орофациальной патологии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др. ; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии .- Курск: Изд-во КГМУ, 2011.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)
11. Лекционный материал.
Вопросы для самоконтроля.
1. Общепатологические процессы, лежащие в основе воспалительных заболеваний органов полости рта.
2. Воспалительные заболевания органов полости рта, определения понятий.
3. Хейлит, виды, механизмы развития.
4. Морфологическая (макро- и микроскопическая) картина различных видов хейлита.
5. Заболевания языка. Виды глоссита.
6. Десквамативный глоссит: причины, механизмы, патоморфология.
7. Ромбовидный глоссит: причины, механизмы, макро- и микроскопическая картина.
8. Складчатый, волосатый, раздвоенный язык, патоморфология.
9. Стоматит, определение понятия, классификация.
10. Катаральный стоматит: патоморфологическая (макро- и микроскопическая) картина, причины, исходы.
11. Десквамативный и язвенный стоматит, причины, патоморфологическая картина.
12. Афтозный стоматит, этиология, патоморфологическая картина, стадии процесса, исходы.
13. Стоматит Венсана: этиология, патоморфологическая картина.
14. Гранулематоз Вегенера, понятие о заболевании, патоморфологические изменения в полости рта.
7. Обязательные задания для выполнения:
1. Вспомнить нормальное строение мягких тканей и органов полости рта.
2. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:
актинический хейлит
эксфолиативныйхейлит
гландулярныйхейлит
экзематозный хейлит
атопическийхейлит
афтозный стоматит
ромбовидный глоссит
десквамативный глоссит
«волосатый» язык
«черный язык»
складчатый язык
стоматит
стоматит Венсана
8. Задания для самостоятельной работы на занятии.
Макропрепараты. Кодограммы.
- десквамативный хейлит;
- гландулярныйхейлит;
- бактериальный ангулярныйхейлит;
- кандидозныйангулярныйхейлит;
- афтозный стоматит;
- ромбовидный глоссит;
- десквамативный глоссит;
- «волосатый» язык;
- «черный язык»;
- макроглоссия;
- афтозный стоматит;
- ангулярныйхейлит.
9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.
Занятие № 17
Тема: ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ОПУХОЛИ, ПРЕДРАКОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПОРАЖЕНИЯ КОЖИ ЛИЦА, ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ, ШЕИ И СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ РТА. ОПУХОЛИ И ОПУХОЛЕПОДОБНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ОРОФАЦИАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ И ШЕИ ИЗ ПРОИЗВОДНЫХ МЕЗЕНХИМЫ, НЕЙРОЭКТОДЕРМЫ И МЕЛАНИНПРОДУЦИРУЮЩЕЙ ТКАНИ.
Значимость темы.
Опухоли губ, языка, полости рта составляют значительную часть в структуре онкологических заболеваний. Из большого разнообразия опухолей данной локализации наибольшее значение имеет рак. Чаще всего злокачественные опухоли развиваются на слизистой оболочке губ, неба, языка, щеки, альвеолярного отростка. Опухоли ведут к расстройствам важных жизненных функций (жевание, глотание, дыхание) и косметическим дефектам. Знание клинико-морфологических проявлений доброкачественных и злокачественных опухолей необходимо для своевременной и правильной постановки диагноза и профилактики развития новообразований.
Опухоли мягких тканей, рассматриваемые в этой теме, не являются специфическими, то есть могут встречаться в разных органах и тканях. Эти опухоли очень разнообразны, чаще представлены доброкачественными формами. Злокачественные опухоли обладают выраженным местнодеструирующим ростом, часто рецидивируют после оперативного лечения.
2. Цель занятия:Уметь распознавать морфологически предраковые процессы и макроскопическую картину рака слизистых оболочек полости рта и губ, дифференцировать формы рака на микроскопическом уровне. Изучить клинико-морфологическую характеристику доброкачественных и злокачественных опухолей мезенхимального происхождения, нервной имеланинобразующей ткани, локализующихся в орофациальной области, шеи и в полости рта.
Студент должен уметь: 1) называть предраковые процессы лица, волосистой части головы, шеи; 2) давать определения эпителиальным опухолям, опухолеподобным образованиям мягких тканей орофациальной области и шеи из производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани; 3) объяснять клинико-морфологическую характеристику доброкачественных и злокачественных опухолей мезенхимального происхождения, нервнойи меланинобразующей ткани, локализующихся в орофациальной области, шее и в полости рта.
3. План самостоятельного изучения темы:
а) вспомнить анатомию лица, волосистой части головы, шеи;
б) выучить материалы лекции и учебной литературы (п. 5);
в) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:
1. Понятия о предраковых процессах лица, волосистой части головы, шеи.
2. Определение понятия эпителиальные опухоли.
3. Определение понятия опухолеподобные образования мягких тканей орофациальной области и шеи из мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани.
4. Клинико-морфологическая характеристика опухолей мезенхимального происхождения, нервной и меланинобразующей ткани орофациальной области, шеи и полости рта.
г) выполнить задания п. 7.
4. Методические рекомендации по усвоению материала.
1. Выучить предраковые процессы лица, волосистой части головы, шеи.
2. Выучить определение понятий, относящихся к эпителиальным опухолям.3. Выучить определение понятий, относящихся к опухолеподобным образованиям мягких тканей орофациальной области и шеи из мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани.
4. Знать макроскопическую картину опухолей мезенхимального происхождения, нервной и меланинобразующей ткани орофациальной области, шеи и полости рта.
5. Знать микроскопическую картину опухолей мезенхимального происхождения, нервной и меланинобразующей ткани орофациальной области, шеи и полости рта.
Литература.
1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C. 406-427.
2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C. 455-480.
3. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C. 417-423.
4. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т.2, ч.2: частный курс.-2005.-С. 469-472, 484-504.
5. Зиновьев, А.С. Клиническая патология оpофациальной области и шеи:Учеб. пособие для студентов стомат. фак. мед. вузов/А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д. Костеpина; Под общ. pед. А.С.Зиновьева.-Омск,1999.-С.47-54, 111-128, 132-135.
6. Горяинова, Г.Н. Патология орофациальной области и шеи: учеб. - метод. пособие к практ. занятиям и для самостоят. работы студентов стомат. фак. /Г.Н. Горяинова и [др.]; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. пат. анатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.-С.33-52.
7. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.
8. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант
9. Дудка В.Т. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета по орофациальной патологии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др. ; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии .- Курск: Изд-во КГМУ, 2011.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)
10. Лекционный материал.
Вопросы для самоконтроля.
1. Предраковые заболевания, развивающиеся в слизистых оболочках полости рта и губ. Понятие о факультативном и облигатном предраке.
2. Предраковые заболевания и опухоли лицевой области.
3. Определение понятия и морфологические особенности акантоза, паракератоза, дискератоза, гиперкератоза.
4. Признаки доброкачественных и злокачественных опухолей.
5. Папиллома (ороговевающая и неороговевающая). Локализация. Макро- и микроскопическая картина.
6. Аденома. Разновидности, локализация.
7. Доброкачественные опухоли придатков кожи.
8. Облигатныйпредрак кожи (ксеродерма, болезнь Боуэна и др.) определение понятий. Патоморфологическая картина.
9. Облигатный предрак красной каймы губ (бородавчатый предрак, отграниченный гиперкератоз, хейлитМанганотти).
10. Факультативный предрак кожи и красной каймы губ (кожный рог, кератоакантома, папиллома).
11. Факультативныйпредрак слизистой оболочки полости рта – язвы, эритроплакия, лейкоплакия, папилломатоз неба. Морфологические особенности, исходы.
12. Принципы классификации мягкотканных опухолей.
13. Разновидности опухолей мезенхимального происхождения. Клинико-анатомическая характеристика.
14. Фиброма, фиброматоз, фибросаркома. Морфологические особенности.
15. Липома, липосаркома. Макро- и микроскопическая картина. Болезнь Деркума.
16. Ангиома, ангиосаркома. Классификация. Морфология.
17. Зернистоклеточная опухоль. Происхождение, локализация.
18. Нейрогенные опухоли: клинико-анатомическая характеристика. Нейрофиброматоз.
19. Пигментный невус, разновидности. Патоморфология. Меланома, локализация, пути метастазирования. Морфологические и клинические особенности.
20. Особенности течения и осложнений опухолей мягких тканей орофациальной области.
7. Обязательные задания для выполнения:
1. Вспомнить анатомию лица, волосистой части головы, шеи.
2. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:
гиперплазия эпителия
атрофия эпителия
метаплазия эпителия
акантоз
папилломатоз
кератоз
дисплазия эпителия
папиллома
старческая кератома
кератоакантома
кожный рог
трихоэпителиома
рак
пигментная ксеродерма
лейкоплакия
бородавчатый предрак
хейлитМанганотти
аденокарцинома
болезнь Боуэна
фиброма
липома
миксома
гемангиома
лейомиома
рабдомиома
саркома
нейрофиброма
неврилеммома
невус
меланома
8. Задания для самостоятельной работы на занятии.
Макропрепараты.
базальноклеточный рак;
лейкоплакия;
хейлитМанганотти;
ксеродерма;
кожный рог;
папиллома;
липома;
ангиома;
фибросаркома;
меланома (метастазы в печень).
Микропрепараты.
папиллома;
плоскоклеточный ороговевающий рак;
лейкоплакия;
ангиома;
фиброма;
фибросаркома;
метастаз меланомы в печень.
Кодограммы.
папиллома;
аденома;
кожный рог;
лейкоплакия;
рак губы;
рак языка;
базальноклеточный рак;
акантоз;
веррукозная лейкоплакия;
эритроплакия;
ангиосаркомаКапоши (макроскопическая картина);
ангиосаркома (микроскопические варианты);
липома (макроскопический вид опухоли);
микроскопическая картина липомы;
опухоль Абрикосова;
нейрофиброма (макроскопический вид);
нейрофиброма (гистологическая картина);
меланома кожи (внешний вид);
меланома кожи (микроскопия).
9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.
Занятие № 18