Повреждение и гибель клеток и тканей. некроз. апоптоз.
Значимость темы.
Патологическая анатомия – составная часть патологии (от греч. pathos – болезнь), которая представляет собой обширную область биологии и медицины, изучающую различные аспекты болезни. Патологическая анатомия изучает структурные (материальные) основы болезни. Путем вскрытия трупов умерших больных, прижизненного исследования тканей, в эксперименте на животных патологическая анатомия изучает изменения строения органов при болезнях. Это позволяет лучше изучить причины возникновения болезней (этиология) и их механизмы (патогенез). Биопсия является одним из наиболее точных методов исследования в клинике. Все это делает патологическую анатомию важной частью медицинского образования и важной практической врачебной специальностью.
Под повреждением или альтерацией понимают изменения структур клеток, межклеточного вещества тканей и органов, которые сопровождаются нарушением их функции. Существуют два основных вида повреждения - дистрофия и некроз. Некроз - это гибель клеток и тканей в живом организме.
Некроз встречается в норме как выражение физиологической деструкции, но наиболее ярко представлен в патологии. В зависимости от причины, вызвавшей некроз, различают травматический, токсический, трофоневротический, аллергический и сосудистый некроз, а по механизму действия патогенного фактора прямой и непрямой некроз. Выделяют также клинико-морфологические формы некроза: коагуляционный, колликвационный, гангрена, секвестр, инфаркт.
Апоптоз - генетически запрограммированная смерть клеток. В результате чего клетка разделяется на апоптозные тельца, состоящие из генетического материала и участка цитоплазмы. Воспалительный процесс при этом не развивается.
Знание темы необходимо для усвоения других тем общего курса (нарушение кровообращения, воспаление, регенерация, опухоли), а также патологической анатомии болезней. Оно необходимо при изучении клинических дисциплин и в работе врача для клинико-анатомического анализа.
2. Цель занятия:научиться определять причины, механизмы развития различных видов некроза, его функциональное значение и исходы, различать по макроскопической и микроскопической картине клинико-морфологические формы некроза, а также находить морфологические отличия некроза от других патологических процессов.
Студент должен у м е т ь: 1)давать определение некроза и апоптоза, объяснять их сущность; 2) объяснять динамику некротического процесса; 3) называть макроскопические, микроскопические и ультраструктурные признаки некротических изменений; 4) называть и давать характеристику этиологических видов и клинико-морфологических форм некроза; 5)оценивать функциональное значение некроза и его исходы.
3. План самостоятельного изучения темы:
а) вспомнить методы гистологической обработки и окраски тканей.
б) вспомнить нормальное строение и функцию паренхиматозных органов (печень, почки, сердце);
в) выучить материал лекции и учебника;
г) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:
1.Определение понятия некроз.
2. Морфологические признаки некроза.
3. Методы диагностики некроза.
4. Виды некроза в зависимости от этиологических факторов и механизма развития.
5. Клинико-морфологические формы некроза, их исходы и значение для организма.
6.Клинико-морфологическая характеристика различных видов инфаркта.
7.Определение понятия апоптоз. Этиология, патогенез. Морфологические проявления апоптоза и роль в патологии.
8.Определение понятия смерть, ее виды, характеристика признаков смерти и посмертных изменений.
д) выполнить задания п.7.
4. Методические рекомендации по усвоению материала.
1. Выучить определения понятий видов альтерации (некроз, дистрофия).
2. Обратить внимание на причины возникновения и механизмы развития некроза.
3. Уметь давать макро - и микроскопическую характеристику органов при некрозе.
4. Использовать ООД (см. стр. 5) при изучении патоморфологической картины органов на макро- и микроскопическом уровне.
Литература.
1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C. 11-19.
2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009. 8 – 34 с.
3. Струков, А.И. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Струков, В.В. Серов .-5-е изд., стеp.- М.: Литтерра, 2010.-848 с. 16-19, 119-132.
4. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./ М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т. 1: общий курс.-2005.-C. 23-30, 67-68.
5. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C.6-8, 13-21. (Учеб. лит. для студентов мед. вузов).
6. Пальцев, М.А. Патология: курс лекций для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М.А. Пальцева.-2-е изд., стер.-М.:Медицина .-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т. 1: Общий курс.-2007.-C.9-25.
7. Пальцев, М.А. Патология: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М. А. Пальцева, В.С. Паукова.-М.:Изд. группа "ГЭОТАР-Медиа".Т.1.-2008.-C.81-96.
8. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.
9. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант
10. Дудка, В.Т. Сборник ситуационных задач по патологической анатомии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др. ; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии .- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)
11. Лекционный материал.
Вопросы для самоконтроля.
1.Определение понятия некроз и его сущность.
2. Микроскопические признаки некроза в клетках и межклеточном веществе.
3. Определение понятия апоптоз, микроскопические признаки апоптоза.
4. Этиологическая классификация некроза, механизмы развития некроза.
5. Макроскопические изменения тканей при некрозе.
6. Клинико-морфологические формы некроза, и их характеристика.
7. Обязательные задания для выполнения.
1. Повторить и зарисовать в альбом нормальное строение легкого, печени, почек, сердца.
2. Выучить динамику развития некроза и его исходы
3. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:
секвестр некроз апоптоз мумификация пролежень кариорексис кариолизис инкапсуляция кариопикноз биоптат гангрена киста | аутопсия патологический процесс аутолиз инфаркт патогенез |
8. Задания для самостоятельной работы на занятии.
Макропрепараты:
ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ ИНФАРКТ ЛЕГКОГО.
Описать субплеврально расположенный участок инфаркта легочной ткани темно-красного цвета. Отметить форму, примерные размеры, четкость границ, состояние воздушности легочной ткани, изменения плевры в области инфаркта, состояние окружающей легочной ткани.
ГАНГРЕНА СТОПЫ.
Описать внешний вид стопы, локализацию и обширность некротического процесса. Обратить внимание на цвет и состояние кожных покровов в области некроза и вне его. Отметить наличие и выраженность демаркационной зоны, ее вид. Объяснить, чем обусловлено изменение цвета кожных покровов, почему этот вид некроза называется гангреной. Указать вид гангрены.
Микропрепараты:
№ 1. НЕКРОЗ ЭПИТЕЛИЯ ИЗВИТЫХ КАНАЛЬЦЕВ ПОЧКИ.
Под малым увеличением микроскопа найти корковую зону почки. При большом увеличении зарисовать и обозначить неизмененные клубочки и извитые канальцы с некротизированным эпителием: безъядерные эпителиальные клетки отделены от базальной мембраны и находятся в просветах канальцев в виде глыбчатой или зернистой массы, интенсивно окрашенной эозином в розовый цвет. В прямых канальцах эпителиальная выстилка хорошо сохранена, в просветах их встречаются гиалиновые цилиндры и некротические массы, спустившиеся сюда из извитых канальцев.
№ 2. НЕКРОЗ ПЕЧЕНИ.
Под малым увеличением микроскопа найти и зарисовать округлые гомогенные безъядерные участки некроза печеночной ткани розового цвета, окруженные по периферии и отделенные от здоровой ткани демаркационной зоной из макрофагов и лейкоцитов. Препарат зарисовать в альбоме и сделать обозначения.
Электронограммы:
КАРИОПИКНОЗ.
НЕКРОЗ КЛЕТКИ. ВЫЛИВАНИЕ КАРИОПЛАЗМЫ ИЗ ЯДРА.
НЕКРОЗ КЛЕТКИ. ПЛАЗМОЛИЗИС.
Электронограммы изучить и описать в альбоме.
9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.
Занятие № 2