Культура и медицина Древней Месопотамии и Древнего Египта
1. Дайте определение цивилизации. Назовите основные черты культуры и медицины Древних цивилизаций.
2. Охарактеризуйте истоки культа мертвых в Древнем Египте. Назовите и охарактеризуйте основные черты культа мертвых.
3. Что такое «Ба» и «Ка» в представлениях древних египтян?
4. Что было необходимо с точки зрения древних египтян для посмертного существования?
5. Охарактеризуйте отношение древних египтян к сохранению здоровью. Гигиена и косметология древних египтян.
6. Какие Вам известны медицинские папирусы в Древнем Египте? Каково их содержание? Приведите примеры.
7. Охарактеризуйте представления древних египтян о строении человеческого тела.
8. Что такое бальзамирование и как оно повлияло на развитие научных знаний в древнем Египте?
9. Приведите примеры связи мифологии и врачевания в Древней Месопотамии.
10. Охарактеризуйте приёмы врачевания асу. Охарактеризуйте приёмы врачевания ашипу.
Традиционные Восточные медицинские системы
1. Назовите характерные черты традиционных восточных систем врачевания.
2. Проведите сравнительную характеристику традиционных народных систем врачевания и научной медицины. Проведите сравнительную характеристику народных и традиционных систем врачевания.
3. Назовите основные религиозные учения в Древней Индии. Какова социальная структура древнеиндийского общества?
4. Назовите основные религиозные учения в Древнем Китае. Как они повлияли на развитие медицины?
5. Охарактеризуйте теорию пяти элементов в Древней Индии и в Древнем Китае. Укажите ее роль в традиционных медицинских системах.
6. Охарактеризуйте значение представлений «энергия ци», понятий «инь» и «ян» как фундаментальных категорий китайской натурфилософии в развитии медицины Китая.
7. Что такое чжень-цзю терапия, и каково её современное значение?
8. Охарактеризуйте основные аюрведические принципы сохранения и укрепления здоровья. Каковы аюрведические принципы здорового питания?
9. Поясните, что такое йога, и каково её место в традиционной системе врачевания Древней Индии.
10. Поясните что такое «Чжут-Ши»? Укажите роль Петра Александровича Бадмаева в распространении тибетской медицины.
Врачевание и медицина в странах античного средиземноморья
1. Назовите характерные особенности древнегреческой культуры.
2. Какие виды медицины были распространены в Древней Греции? Охарактеризуйте храмовую медицину.
3. Дайте характеристику основным медицинским школам Древней Греции.
4. Что такое «клинический метод» Гиппократа? Каково его значение. Охарактеризуйте принципы терапии Гиппократа.
5. Перечислите основные заслуги Гиппократа.
6. Что такое «Гиппократов сборник», каково его значение в истории медицины? Каково содержание работ «Гиппократова сборника»: «Эпидемии», «Прогностика», «О воздухах, водах и местностях»?
7. Каково содержание работ «Гиппократова сборника» по хирургии. Укажите их роль в развитии медицины.
8. Назовите работы по врачебной этике в «Гиппократовом сборнике». Укажите их роль в развитии медицины.
9. Охарактеризуйте санитарную культуру Древнего Рима.
10. Назовите выдающихся деятелей медицины и фармации Древнего Рима. Дайте оценку трудов Галена в развитие анатомии, физиологии и фармакотерапии
Тема 7. Особенности культуры и медицины раннего и классического средневековья. Медицина Византии (IV-XV вв.). Арабская культура
И медицина (VI-XII вв.)
Цели: Формирование ОК – 1, ОК - 3, ОК – 8.
Раскрыть характерные черты и особенности развития медицины в крупнейших средневековых государствах: арабских халифатах и Византии. Рассмотреть историю изыскания эффективных средств лечения и профилактики. Выявить состояние зубоврачевания в арабской медицине. Показать достижения медицины раннего и развитого средневековья в трудах выдающихся деятелей медицины и фармации арабской и византийской культуры. Показать взаимодействие культур народов Востока в период средневековья. Оценить влияние на современность арабской медицины и культуры.
Основные понятия: средние века, ислам, Коран, хадисы, медресе, халифат, бимаристан, “Канон медицины; схоластика, галенизм, алхимия, фармация.
План семинара
1. Определение понятия “средние века”. Социально-экономическое содержание истории средних веков.
2. Истоки культуры и медицины Византийской империи. Христианство и его роль в развитии медицинского дела в Византийской империи. Монастырские и гражданские больницы.
3. Возникновение ислама. Исламское арабоязычное государство – Халифат. Истоки арабоязычной культуры. Взаимодействие культур народов Востока в период развитого средневековья.
4. Особенности арабоязычной медицины и ее влияние на развитие медицины в Западной Европе. Выдающиеся представители медицины средневекового Востока. Абу Бакр Мухаммад ал-Рази, Абу аль-Каим ал-Захрави, Абу Али ибн Сина. «Канон врачебной науки», его современное значение. Вопросы зубоврачевания в арабской медицине.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятия “средние века”. Раскройте социально-экономическое содержание истории средних веков.
2. Укажите истоки культуры и медицины Византийской империи. Определите роль христианства в развитии медицинского дела в Византийской империи.
3. Опишите монастырские и гражданские больницы, санитарное дело в Византии.
4. Назовите выдающихся врачей Византии и отметьте их вклад в развитие медицины.
5. Назовите принципы обучения в Византийской высшей школе.
6. Определите роль ислама как одной из мировых монотеистических религий. Назовите догматы ислама.
7. Какие гигиенические предписания содержатся в Коране? Назовите запреты ислама и определите их влияние на состояние медицины.
8. Назовите основные достижения арабской медицины. Каково влияние арабоязычной культуры на средневековую европейскую культуру и медицину?
9. Назовите известных врачей арабского Средневековья. Укажите труды Ал-Рази и Ал-Захрави, оцените их значение.
10. Назовите основные этапы биографии и труды Авиценны. Каково содержание и современное значение «Канона врачебной науки»? Вопросы зубоврачевания в трудах Авиценны.
Основная литература:
- Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.
- Лекционный материал.
Дополнительная литература:
- Остапенко В. М., Коноплева Е. Л., Нагорная С. В. Учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История медицины». Стоматологический факультет. - Смоленск, 2012 г.
- Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений. - М.: ГЭОТАР–Медиа, 2010.
Методическое обеспечение самостоятельной работы
Темы рефератов: