Долгота и краткость слогов. Ударение
В латинском языке ударение связано с долготой и краткостью слогов. Слог является долгим (ˉ) или кратким (˘) в зависимости от долготы и краткости его гласного звука. Деление слова на слоги такое же, как и в русском языке; основу слога составляет гласный; сколько гласных, столько слогов.
Гласный считается долгим перед двумя и более согласными, а также перед xиz: ligamēntum – связка, .
NB!сочетание согласных b, p, g, c, d, t с lилиrне создает долготы и предшествующие ему гласные считаются краткими: vertĕbra - позвонок, qualǐtas– качество.
Гласный перед гласным, а также перед hсчитается кратким: deltoidĕus- дельтовидный, facies – поверхность.
В латинском языке ударение определяется следующими правилами:
1.Ударение не ставится на последнем слоге.
2.В двусложных словах ударение ставится на начальном слоге независимо от количества слогов.
3.В многосложных словах, т.е. имеющих три и более слогов, ударение ставится на предпоследнем слоге, если он долгий, и на третьем от конца слоге, если второй слог краткий: doc-trī-na учение, но pó-pu-lus народ.
Слог всегда долгий,
если имеет дифтонги ae, oe: Althāēa –алтей, amōēba – амеба.
гласный находится в положении перед сочетанием гласных (напр. ae)и перед согласными xи z.
Слог краткий, если
гласный находится перед сочетаниями ch, ph, rh, th;
за гласным следует другой гласный или h.
Долготу и краткость суффиксов, употребляемых в терминологии следует запомнить.
Всегда долгие: -al-, -ar-, -at-, -os-, -ur-, -in-.
Всегда краткие: -ic-, -ol-, -ul-, -id-.
Задание:Составьте таблицу и занесите в нее основные правила произношения букв и буквосочетаний.
Упражнения
1Прочитайте вслух, используя в качестве опоры составленную таблицу и обращая внимание на произношение диграфов и дифтонгов. Выпишите слова с буквой х, с,s, а такжебуквосочетаний ngu, qu иti. В русской транскрипции напишите их произношение:
Ala крыло; сrаniumчереп;cementumцемент (видоизмененное костное вещество, покрывающее дентин корня и шейки зуба); minor малый; arteria артерия; lamina пластинка; abdomen живот; fovea ямка;mandíbulaнижняя челюсть;maxillaверхняя челюсть;densзуб, corpusтело; sinusпазуха; cоllumшея;hómoчеловек; nеrvusнерв;papillaсосочек;thoraxгрудная клетка;costaeребра;ossaкости;musculus мышца;cerebrumголовной мозг; ligamentumсвязка; fossaямка; squamaчешуя; nuchaвыя; occiputзатылок;nasusнос;basisоснование;cavitasполость;canalisканал;cavumполость;organonорган; gingivaдесна;apexверхушка;radixкорень;lacrimaeслезы;intestinum кишка;fauxзев; exophthalmusпучеглазие; linea aspera шероховатая линия; palma ладонь; infundibulum воронка; regio область; inferior нижний; anterior передний; membrana перепонка; vena вена; humerus плечевая кость; gingiva десна; ulna локтевая кость; uvula язычок; hepar печень; hilus ворота, сaput голова; digestioпищеварение; truncus ствол, туловище; facies поверхность; velum palatinumнебная занавеска; musculus мышца; palatumнебо; enamelumэмаль; pulpa мякоть; scapula лопатка; pharynx глотка;accessorius добавочный; sceleton скелет; cruciatus крестообразный; cavum cranii полость черепа; saccus lacrimalis слезный мешок; cartilago хрящ; biceps двуглавый; cellula ячейка, клетка; sulcusборозда; palatinus небный; sulci борозды; vertebra cervicalis шейный позвонок; palatum durumтвердое небо; bucca щека; buccae щеки; isthmusперешеек, узкий проход;isthmus fauciumсуженное место между полостью рта и глоткой, пространство между небными дужками, небными миндалинами и корнем языка; os ischiiседалищная кость;larynxгортань; pharynxглотка; iater (греч.) врач; impressio вдавление; sinus синус, пазуха; chiasma перекрест; fissura щель; mucosus слизистый, facialisлицевой(относящийся к лицу); flexio сгибание; externus наружный; fornix свод; massaслиток, ком (а также первичная материя); index указатель; fixatio прикрепление; buccalisщечный; сollumшея; plexus сплетение; dexter правый; luxсвет; chartaбумага; conchaраковина;encephalon (греч) головной мозг; chromosomaхромосома (интенсивно окрашивающиеся основными красками структурный элемент клеточного ядра); circumflexus огибающий; radix корень; extremitas конец, pleura плевра; pseudomembrana ложная перепонка; oedema отек; aër воздух; auris ухо; haemopoëticus кроветворный; dyspnoë одышка; caudalis хвостовой, thorax грудная клетка; hemispherium полушарие; lingua язык; sublingualis подъязычный; sanguis кровь, аdductio приведение; abductio отведение; periodontium периодонт;substantiaвещество;articulatio сустав; eminentia возвышение; tibia большеберцовая кость; liquor жидкость; antiquus древний; squamosus чешуйчатый; ostium отверстие, устье; Quercus дуб; quadratusчетырехугольник; substantia spongiosa губчатое вещество; foramina nutricia питательные отверстия; mixtio смесь; periodus critica критический период; simulatioуподобление (ложное воспроизведение признаков болезни с целью обмана); antidotum противоядие; cuticula кожица; соединение, comissura спайка; mobilis подвижный; сuratio лечение; masticatio жевание; extractioвырывание, извлечение (зуба).
2.Прочитайте. Выпишите слова, заимствованные из латинского языка и употребляющиеся: 1) в обыденном языке; 2)в профессиональной речи врача. Определите, есть ли разница в их значениях.
Аpparatusприбор;caries гнилость, костоеда; nervusнерв; tractusпуть (а также волочение, непрерывная полоса); radiatioрассеивание лучей из одного центра; radiusлуч; electivusизбирательный; quadratusчетырехугольник; enamelum эмаль; dentalisзубной; cementumцемент; inflammatio воспаление; morbus болезнь; oedema (греч.) отек; pneumonia (греч.) воспаление легких; spasmus (греч.) судорога; spasticus судорожный; doctrinaучение; coronaкоронка (зуба); effectusследствие, результат действия; sanatioлечение; сhronicusдлящийся во времени (затяжной); circusкруг; diffusus распространенный; juvenilis юношеский; senilis старческий, casus ошибка, случай; cognitio ознакомление, знание; disciplina учение, воспитание; praestigiosus обманчивый; сirculatioкруговорот, движение по кругу;expertus испытывающий, узнавающий по опыту; abscessus нарыв, гнойник; cancer рак; аctus действительность, действие; coma бессознательное состояние; eczĕma (греч.) лишай; aggressio нападение, вред, ущерб; analуsis(греч.) разложение сложного на простое, расчленение;asbestos(греч.)огнестойкость; traumaticus травматический; ulcus язва; varix венозный узел, расширенная вена; diaeta образ жизни; atomos неделимый;mixturacмесь; fructusплод; semenсемя, sirupusсироп; experimentumопыт; сulturaобрабатывание, воспитание, развитие;basis ход, движение, основа, подставка; bacterium, термин, созданный в 1838 от греч. bakteria палка; blastos росток, вырост, зародыш.
Упражнения для самостоятельной работы
1.Прочитайте Введение. Составьте тезисное изложение прочитанного.
2.Прочитайте вслух слова из предыдущих упражнений (1-2). Выпишите слова, обозначающие части тела и органы.
3.Напишите латинскими буквами слова, данные в русской транскрипции. Прочитайте и переведите.
Нэрвус, макзилля, мандибуля, цэллюля, сангвис, капут, краниум, вэртэбра, букка, дэкстэр, лярингс, корпус, гингива, кариес, субстанция, торакс, церебрум, хомо, казус, апэкс, радикс, аля, регио, мускулус, увуля.
4.Определите этимологию следующих слов, используя материалы Приложения.
Солидный, капитальный, эксперимент, фруктовый, пролиферация, агония, пассивный, телефон, протекция, рациональный, артериальный, латеральный, радикальный, ригидный, социальный, сфера, камера, мобильный.
5.Прокомментируйте письменно данный афоризм:
Qui scribit – bis legitКто пишет – дважды читает.
МОРФОЛОГИЯ
Морфология (греч. morphe форма + logos учение) изучает структуру слова, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений; морфология – это также учение о частях речи и присущих им способах образования. Объектом рассмотрения в морфологии являются отдельные слова, имеющие грамматическое значение, которое выступает как добавочное к лексическому и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании, отношение к действительности и времени и пр.). Граматические значения выражаются в основном формой слова. Существуют различные способы образования форм слов от носителя лексического значения слова, которым является его основа. Это:
синтаксическийспособ, т.е. выражение значений в самом слове. Сюда входят:
-аффиксация (образование форм слова с помощью окончаний, приставок, формообразующих суффиксов), например: cancer praecancrosusпредраковый, гдеpraeприставка,cancrоснова,-osсуффикс иusокончание прилагательного мужского рода;
-супплетивизм (формы одного и того же слова, образованные от разных корней и основ), например: bonusхороший – optimusлучший (значения степени сравнения);
аналитическийспособ (выражение значений вне слова), например, subtilis мелкий – subtilissimusболее мелкий (значения степени сравнения);
смешанныйспособ (синтаксический и аналитический), например: aqua vitalisживая вода – aqua vitae вода жизни. В первом случае связь слов осуществляется способом согласования прилагательного с существительным в соответствующих грамматических категориях; во втором – существительные связаны путем несогласованного определения, в качестве которого выступает существительное (жизнь) в родительном падеже единственного числа.
Под термином «грамматические категории» понимается совокупность однородных грамматических значений. Так, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, категория рода выявляется тем, что слова распределяются по мужскому, женскому и среднему родам, категория числа включает единственное и множественные числа. У глаголов – это времена, наклонения и т.д.
Частями речи называются основные лексико-грамматические разряды (классы), по которым распределяются слова языка:
-существительные обозначают вещества, предметы, явления, состояния. Словообразование существительных происходит неморфологическим способом (например, переход из одной части речи в другую) и морфологическими способами: суффиксации, префиксации, префиксо-суффиксальным, словосложением (например, название некоторых растений, болезненных состояний и пр.) аббревиацией (например, в названиях лекарственных препаратов);
-прилагательные обозначают качества, свойственные этим веществам, предметам и пр. с помощью их происходит процесс познания смысла существительного, которое они определяют. Производные прилагательные образуются от имен существительных, числительных, а также глаголов морфологическими способами: суффиксации, префиксации, префиксально-суффиксальным, словосложением. Если существительное заключает в себе целый ряд свойств, то прилагательное обозначает только одно свойство. Это свойство может стать основой для перехода в разряд существительных (это явление называется субстантивацией), например, acidusкислый, растворенный в уксусе, едкий. Качество едкости легло в основу перехода в разряд существительных, обозначающих кислое вещество – кислоту. В разряд существительных может перейти и некоторые глагольные формы, например, extractumэкстракт от extrahereизвлекать;
-числительные, обозначающие отвлеченные числа или количество предметов и их порядок при счете. Они сочетаются в качестве количественного определителя с именами существительными. Порядковые числительные обозначают порядок следования предметов при их счете, поэтому согласуются с существительными как и прилагательные;
-местоимения, включающие слова, которые указывают на предметы, признаки, количества или порядок по счету, но не называют их;
-глагол – это знаменательная часть речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий времени, наклонения, лица, залога. Глагол имеет формообразующие основы, используемые для образования глагольных форм, причастий и существительных;
-причастие – особая форма глагола, которая обозначает действие и представляет его как признак предмета.
Занятие 2
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(Nomen substantīvum)
Имена существительные, прилагательные и местоимения в латинском языке имеют те же категории, что и в русском языке.
В латинском языке существуют:
-три рода: (genus) masculinum (m) мужской род, (genus) femininum (f) женский род, (genus) neutrum (n) средний род.
-два числа: (numerus) singularis единственное число, (numerus) pluralis множественное число.
-систему латинского склонения образуют шесть падежей (casus): Nominativus именительный, Genetivus родительный, Dativus дательный, Accusativus винительный, Ablativus аблатив, отложительный, Vocativus звательный. Из них изучаются только первые два: Nominativus именительный, Genetivus родительный.
Основа существительного определяется по Genetivus singularis (родительному падежу единственного числа) путем отбрасывания соответствующего ему окончания в каждом склонении. Основа – эта часть слова без окончания, содержащая лексическое значение. Умение выделять основу слова необходимо не только для того, чтобы правильно изменять его по числам и падежам при дальнейшем изучении курса, но и для того, чтобы образовывать от него производные слова.
В латинском языке 5 склонений, различающихся падежными окончаниями. Признаком склонения является окончание родительного падежа единственного числа. Склонение происходит путем прибавления падежных окончаний к основе слова.
f | |||||||
f | m | n | m f n | m | n | ||
Nom | a | -us -er | -um -on | -us | -u | - es | |
Gen | ae | -i | - is | - us | - ei |
Словарная форма латинского существительного, т.е. форма его записи в словаре, включает три компонента:
- форма Nominativus singularis (именительного падежа единственного числа);
- окончание Genetivus singularis (родительного падежа единственного числа);
- буквенное обозначение рода: m, f, n: homo, inis, m человек; maxilla, ae, f верхняя челюсть; cavum, i, n полость.
Склонение
К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием в Nom. -a,в Gen. -ae
Лексический минимум
ala, ae f –крыло
eminentia, ae, f –выступ
bucca, ae f -щека
bursa, ae f-сумка
bulla,ae f – пузырь
lingua, ae f –язык
saliva, ae f – слюна
spina,ae f – ость
papilla, ae f – сосочек
gingiva, ae f –десна
calcaria, ae f –известь
pulpa, ae f –мякоть (зуба)
caverna, ae f –полость
fibra,ae f – волокно
maxilla, ae f– верх. челюсть
mandibula, ae f – ниж. челюсть
tonsilla, ae f –миндалина
tunica, ae, f – оболочка
cellula, ae f–клетка, ячейка
choana, ae f – (греч.)заднее носовое отверстие
corona, ae f-коронка зуба
vertebra, ae f -позвонок
uvula, ae f – язычок
incisura, ae f – вырезка
fissura, ae f – щель
fovea, ae f – ямка (круглая)
fossa, ae f – ямка (удлиненная)
vita, ae f– жизнь
lamina, ae f – пластинка
squama, ae f –чешуя
crista, ae f –гребень
glandula, ae f –железа
costa, ae f –ребро
concha, ae f –улитка
К 1 склонению относится небольшое число греческих слов,оканчивающихся в именительном падеже единственного числа на –е, а в родительном падеже на- es . Их нужно знать только в словарной форме.
anatome, es f– рассечение
diabеtes, ae m –диабет (от греч. diabainein проходить) мочеизнурение, избыточное выделение мочи из организма
raphe, es f– шов (на мягких тканях)
diploë, es f–губчатое вещество плоских костей черепа
сhole, es f- желчь
Склонение
Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода на -us, - er и среднего на -um, -on, оканчивающиеся в родительном падеже ед.числа на - i.
Лексический минимум
Мужской род
alveolus, i, m –луночка, желобок
аngulus, i m -угол
оculus, i m –глаз
torus, i, m –валик
ramus, i m -ветвь
sulcus, i m –борозда
musculus, i m -мышца
nervus, i m -нерв
fundus, i m -дно
У большинства имен на - erбуква е сохраняется только в именительном падеже единственного числа мужского рода, а в остальных выпадает.
сancer, cri m -рак
puer, puerim –ребенок,мальчик
magister, tri m – учитель
Средний род
cementum, i n –цемент
enamelum, i n –эмаль
periodontium,i n–периодонт (корневая оболочка зуба)
mentum, i, n –подбородок
frenulum, i n –уздечка
spatium, i, n –пространство
stratum, i, n –слой
cranium, i n –череп
septum, i n –перегородка
collum, i n –шея, шейка
encephalon, i n – (греч.)головноймозг
cerebrum, i n –головной мозг
cavum, i n – полость
ganglion, i n – нервный узел
labium, i, n –губа
ligamentum, i n –связка
tuberculum, i n –бугорок
dentinum, i n – дентин – главная составная часть зуба; в области коронки дентин покрыт эмалью, а в области корня – цементом
Склонение
К 4 склонению относятся существительные мужского рода (преимущественно) и среднего рода, которые в родительном падеже единственного числа оканчиваются на -us. В именительном падеже единственного числа существительные мужского рода оканчиваются на -us, а существительные среднего рода – на -u.
Лексический минимум
hiatus, us m –отверстие, щель, зияние
plexus, us, m –сплетение
recessus, us m –впадина, углубление, карман
fructus, us m –плод
abscessus, us m –гнойник
sensus, us m –чуство
arcus, us m –дуга
ductus, us m –проток
meatus, us m –проход,ход
processus, us m –отросток; продвижение вперед
sinus, us m –пазуха
textus, us m –ткань
genu, us n –колено
cornu, us n –рог
Склонение
К 5 склонению относятся существительные женского рода, которые в родительном падеже единственного числа оканчиваются на -ei. В именительном падеже единственного числа слова 5 склонения оканчиваются на -es.
Лексический минимум
species, еi f – 1) вид , 2) сбор (лек. форма)
res, reif – вещь, предмет, дело
facies, eif-поверхность, лицо
dies, dеif – день
superficies, ei f –поверхность, верхняя сторона
Упражнения
1.Определите род и склонение существительных. Напишите существительные в словарной форме. Переведите.
Collum, spina, sulcus, species, uvula, tunica, eminentia, saliva, cranium, dies, ductus, maxilla, ala, fundus, fossa, mandibula, meatus, cornu, plexus, gingiva, chole, raphe, facies, arcus, sensus, textus, cancer, stratum, sinus, torus, spatium, lingua, processus, cerebrum, superficies, cellula, cavum, incisura, angulus, bucca, musculus, pulpa, incisura, frenulum, alveolus, labium, lamina.
2.Переведите и напишите существительные в словарной форме.
Шейка, череп, крыло, нос, ткань, верхняя челюсть, пластинка, нервный узел, связка, бугорок, нижняя челюсть, день, пазуха, поверхность, слой, пространство, проход, дуга, угол, щека, десна, уздечка, внешний вид, ветвь, вырезка, мышца, губа, перегородка, щель, ямка, язык, корона, слеза, слюна, волокно, нёбо.
3. Подберите соответствующий перевод из правой колонки для слов левой колонки.
1) bursa, ae f1) клетка
2) bulla,ae f2) нижняя челюсть
3) lingua, ae f3) череп
4) saliva, ae f4) проток
5) spina,ae f 5) верхняя челюсть
6) gingiva, ae f6) полость
7) cerebrum, i n7)эмаль
8) ramus, i m8) дуга
9) cranium, i n9) пузырь
10) cellula, ae f10)волокно
11) labium, i n11) ость
12) cavum, i n12) десна
13) fibra,ae f13) слюна
14) сementum, in 14) рог
15) enamelum, i n15)головной мозг
16) angulus, i m16)сумка
17) arcus, us m17) ветвь
18) cornu, us n18) цемент
19) ductus, us19) угол
20) meatus, us m20) губа
21) maxilla, ae f21) язык
22) mandibula, ae f22) проход, ход
4. Напишите существительные в Nominativus и Genetivus singularis. Выделите основу.
Аla, sulcus, ganglion, bucca, bursa, cavum, dentinum, corona, enamelum, nervus, bulla, species, torus,res, facies, dies, lingua, saliva, spina, gingiva, cornu, arcus, ductus, meatus, processus, sinus, textus, calcaria, labium, caverna, fibra, maxilla, mandibula.
Упражнения для самостоятельной работы
1.Определите род и склонение существительных. Напишите их в словарной форме. Выделите основу.
Ductus, musculus, nasus, facies, incisura, torus, saliva, mentum, textus, periodontium, fundus, uvula, species, ligamentum, septum, meatus, tonsilla, cavum, fossa, mandibula, cranium, maxilla, nodus, ganglion, nucleus, vertebra, glandula, palatum, dies, angulus, raphe, sutura, cellula, crista, sulcus, lingua.
2.Выпишите из упражнений 1, 2, 3 и 4 занятия 1 существительные, относящиеся к 1, 2, 4 и 5 склонениям, распределив их соответственно по 4 столбцам. Укажите их словарную форму.
3.Выберите и выпишите из лексических минимумов по 1, 2, 4 и 5 склонениям существительные, относящиеся к челюстно-лицевой системе.
4.Определите род и склонение у существительных, стоящих в Genetivus singularis.
Ligamenti, maxillae, ductus, cornus, faciei, fibrae, gingivae, colli, coronae, sensus, musculi, cancri, ganglii, buccae, cementi, enameli, cerebri, cancri, anatomes, diploes, alveoli, incisurae, cellulae, raphes, anguli, frenuli, dentini, sinus, superficiei, speciei, linguae, squamae, nervi, sulci, processus, fundi, laminae.
5.Определите ошибки в написании существительных. Напишите правильно.