Биомеханическиепринципышинированиязубов. Виды стабилизациизубныхрядов.

Под шинированием понимают объединение нескольких или всех зубов в единый блок каким-либо ортопедическим аппаратом (шиной).

Шинирование направлено на решение основных задач ортопедического лечения при заболеваниях пародонта.

Е. И. Гаврилов считал, что для достижения лечебного эффекта шиниро­вания при планировании шинирующей конструкции необходимо руковод­ствоваться следующими биохимическими принципами:

1. Ограничение подвижности зубов за счет жесткости шины, что благо­приятно действует на больной пародонт

2. Разгрузка пародонта происходит за счет нормализации распределения жевательного давления

3. Разгрузка пародонта зубов с наибольшим его поражением происходит за счет наиболее устойчивых зубов

4. Шинирующая конструкция, расположенная по дуге, является самой жесткой за счет аркообразное™ и взаимного пересечения векторов подвиж­ности включенных в шину зубов

5. При линейном расположении шин в боковых отделах, справа и слева, их надо соединить поперечно при помощи дугового протеза

Основныевидыстабилизации.

Известно, что лучший результат шинирования получается тогда, когда шина объединяет зубы, подвижность которых происходит в пересекающихся плоско­стях. Для передней группы зубов хорошая устойчивость шинируемого блока достигается, если шина объединяет резцы и клыки. Такая иммобилизация назы­вается передней.Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в переднезаднем направлении, называется боковой(сагиттальной). Под этим понимают стабилизацию малых и больших коренных зубов, имеющих одина­ковую функцию. Объединение передней и боковой шин (например, при помощи соединительной коронки) между собой придает ей дугообразную форму, а ста­билизация становится более устойчивой и называется переднебоковой.

Для усиления сопротивляемости трансверзальным нагрузкам, боковые шины могут быть объединены между собой поперечной связью (дуговым протезом). Таким образом возникает поперечнаястабилизация. Если все зубы зубного ряда соединяются в блок непрерывный или многозвеньевой шиной, то появляется круговаястабилизация.

Ответы на экзаменационные вопросы

IIчасть

ВОПРОС 7

Временноешинированиеиегорольвкомплексном печенииболезнейпародонта. Показаниякудалениюзубов

Припародонтите.

Основныевидышинирования.

Шинирование может быть временным или постоянным, а конструкции шин съемными и несъемными. Временное шинированиепроводят на период терапевтического и хирургического лечения для создания условий нормаль­ного функционирования пародонта. Кроме того оно необходимо для выяс­нения прогноза существования отдельных зубов, например до заживления постэкстракционных ран и решения вопроса о включении этих зубов в по­стоянную шину. Временные шины применяются также для закрепления ре­зультатов ортодонтического лечения, как ретенционные аппараты.

В качестве временных шин могут использоваться временные пнротезы после множественного удаления зубов, для чего их дополняют шинирующими эле­ментами. Временное шинирование и непосредственное протезирование имеют важный психотерапевтический эффект. При временном шинировании обычно применяют шины не требующие препарирования зубов и лабораторного изго­товления, для чего используются быстротвердеющие пластмассы, композит­ные материалы, либо армируют их лигатурной проволокой.

Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для длительной иммобилизации подвижных зубов.

Показанияквключениюзубоввшину.

Ведущим фактором в определение показаний к удалению, сохранению и включению зубов в шину является величина атрофии зубной альвеолы. Не­обходимо учитывать также степень подвижности зубов, топографию дефек­тов зубного ряда, конструкции будущего протеза или шины, характер при­куса, возраст и состояние больного и др.

Наличие у зубов третьей подвижности является противопоказанием для включения в шину. Рекомендуется их удалять. Подлежат удалению также зубы с подвижностью второй степени, если резорбция луновочковой кости превышает 1/2 длины корня зуба. Не сохраняются также зубы с патологи­ческой подвижностью первой степенью и резорбции, превышающей 2/3 вы­соты лунки. Зубы с подвижностью второй степени и хроническими около­верхушечными очагами, даже если их каналы хорошо запломбированы в шину не включают. Наличие же свища является абсолютным противопока­занием для включения зуба в шину.

Целесообразным считается шинирование зубов с подвижностью зубов первой и второй степени, при этом основным правилом шинирования счита­ется соединение подвижных зубов с неподвижными, сохранившими резерв­ные силы. При шинровании съемными конструкциями показания к сохране­нию зубов могут быть несколько расширены.

Для временногошинирования используется лигатурное связывание зу­бов, а также шинирующпая конструкция непосредственно изготовляемая в полости рта больного. Из быстро твердеющих акриловых пласмасс и ком­позитов или химиоотверждаемых композиционных материалов. В ряде слу­чаев пластмассовые шины могут армироваться лигатурной проволокой или лигатурные временные шины покрываются слоем пластмасс.

Наши рекомендации