Чем это может быть обусловлено?

5.Придя на работу в организацию, где была слабая дисциплина, а стиль руководства – либеральный, молодой специалист предпринял попытку наладить дисциплину. Остальные сотрудники ополчились против него, перестали с ним разговаривать.

Какой феномен проявился в данном случае?

· Методики вида деятельности:

Методика "Семантический дифференциал"

При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение человека к некоторому другому челове­ку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в ко­торую входит испытуемый.

Инструкция: «Выберите двух людей из вашей социальной группы, кото­рых вы хорошо знаете и к которым вы испытываете различное, положительное и отрицательное отношение. Последовательно оцените их обоих с помощью следующих нескольких противо­положных пар эмоционально-оценочных прилагательных, вы­брав в каждой из пар место, занимаемое данным человеком, и отметив крестиком свое эмоциональное отношение к нему. Если ваше отношение к данному человеку положительное, то крестик ставится справа от средней, нулевой линии; если ваше отноше­ние к нему отрицательное, то крестик проставляется слева от нее. В том и в другом случае сила отношения выражается, соответст­венно, выбором нужного положительного или отрицательного балла от 0 (самое слабое эмоциональное отношение) до 3 (самое сильное эмоциональное отношение)». Пары противоположных эмоционально-оценочных прилагательных представлены ниже.

Бланк для ответов.

  -3 -2 -1 +1 +2 +3  
Плохой               Хороший
Неприятный               Приятный
Непривлекательный               Привлекательный
Ненужный               Нужный
Бесполезный               Полезный
Нежелательный               Желательный
Неважный               Важный
Незначимый               Значимый
Несущественный               Существенный
Грубый               Мягкий

Оценка результатов

Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы в соответствии со шкалой, представленной в верхней части. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов. Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти шкалам семантического дифференциала. Она и является количественной характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к тому человеку, к которому относятся полученные оценки. Отношение считается положительным, если средняя оценка также положительная; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка отрицательная. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютной величине полученной средней оценки.

Определение психологического климата группы

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет психологической атмосферы (группового эмоционального состояния), которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создается ситуативными эмоциональными состояниями группы.

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата группы можно воспользоваться картой-схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества группы, которые характеризуют благоприятный психологический климат, а в правой — качества группы с явно неблагоприятным климатом.

Инструкция: «Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Надо иметь в виду, что оценки означают:

+3 — свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

+2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

+1 — свойство проявляется достаточно часто;

0 — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

–1 — достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

–2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

–3 — свойство проявляется всегда».

Текст опросника

Положительные особенности +3 +2 +1 -1 -2 -3 Отрицательные особенности
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение               Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон
Преобладают доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии               Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
В отношениях между группировками внутри группы существует взаимное расположение и понимание               Группировки конфликтуют между собой
Членам группы нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время               Члены группы проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи и неудачи отдельных членов группы вызывают сопереживание, участие всех членов группы               Успехи и неудачи членов группы оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями               Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов
Члены группы с уважением относятся к мнению других               В группе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
В трудные для группы минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного»               В трудных случаях группа «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
Достижения или неудачи группы переживаются всеми как свои собственные               Достижения или неудачи всей группы не находят отклика у ее отдельных представителей
Группа участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться               Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Группа активна, полна энергии               Группа пассивна, инертна
Группа быстро откликается, если нужно сделать полезное дело               Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту               Группа разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их.
У членов группы проявляется чувство гордости за свою группу, если ее отмечает руководство               К похвалам и поощрениях группы здесь относятся равнодушно

Оценка результатов:

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо алгебраически сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

§ +42 - +26 - весьма благоприятный психологический климат коллектива;

  • +25 - +9 - в целом благоприятный психологический климат;
  • ─26 - ─42 - совершенно неудовлетворительный психологический климат;
  • ─9 - ─25 - в целом неудовлетворительный психологический климат;

§ +8 - ─8 - тенденции противоречивы и неопределенны.

7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

1. Характер взаимоотношений в группе в зависимости от уровня ее развития как коллектива.

2. Социометрическая методика и статистическая картина взаимоотношений в группе.

3. Повышение эффективности групповой работы через стиль лидерства и систему межличностных отношений.

Итоговое занятие по теме

1. Тема занятия: «Итоговое занятие по разделу «Педагогика и психология лечебного взаимодействия»

2. Значение изучения темы:

· Учебное – рубежный контроль знаний и умений по педагогике и психологии лечебного взаимодействия.

· Профессиональное - становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний, умений и навыков построения взаимодействия с пациентами с учетом их психологических особенностей.

· Личностное - формирование гуманистического подхода к пациенту, воспитание профессиональной культуры личности.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о роли педагогических знаний в подготовке врача, знать основные понятия педагогики и правила построения лечебного взаимодействия, уметь составлять учебно-методическую документацию, владеть навыками публичного выступления.

4..План изучения темы:

4.1. Контроль теоретических знаний (письменный опрос).

4.2. Контроль практических знаний (решение ситуационных задач).

4.3. Оценка практических умений.

4.4. Подведение итогов занятия, объявление рейтинговой оценки.

Критерии оценки ответа на теоретический вопрос:

Оценка Критерии оценки
Отлично Ответ правильный, полный, допускаются лишь мелкие неточности, не влияющие на существо ответа.
Хорошо Ответ правильный, но не совсем полный, допускаются мелкие неточности.
Удовлетворительно Ответ в целом правильный, но не полный, поверхностный, Кроме определений и дефиниций студент не может дать никаких пояснений.
Неудовлетворительно Ответ неверный.

Критерии оценки решения ситуационной задачи:

Оценка Критерии оценки
Отлично Ответ правильный. Студент способен самостоятельно рассуждать в аспекте клинического мышления, логически обосновывать свои решения, при этом пользуется полным объемом теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины.
Хорошо Ответ правильный. Ход мышления студента в целом верный, но с недостаточной аргументацией, допускаются мелкие неточности. Пользуется теоретическими знаниями в полном объеме..
Удовлетворительно Ответ в целом правильный, но не полный. Рассуждения формальны или отсутствуют. Отвечает только на конкретно поставленные вопросы. Пользуется теоретическими знаниями не в полном объеме.
Неудовлетворительно Ответ неверный.

Критерии оценки за практические умения

Оценка Критерии оценки
Отлично Умеет самостоятельно правильно составлять учебно–методические рекомендации, формулировать цели педагогического процесса, во время публичного выступления чувствует себя уверенно. Весь алгоритм действий при выполнении практического навыка воспроизводится без ошибок
Хорошо Умеет правильно составлять учебно–методические рекомендации, допуская мелкие неточности. Во время публичного выступления проявляет неуверенность, испытывает трудности, отвечая на вопросы аудитории.
Удовлетворительно Учебно-методические рекомендации составляет с ошибками, отражая не все необходимые аспекты. При публичном выступлении проявляет неуверенность, не способен отвечать на вопросы аудитории.
Неудовлетворительно Методические рекомендации составлены неверно либо отсутствуют. Навыками публичного выступления владеет плохо.

Каждый ответ оценивается отдельно по 5-ти бальной системе.

Наши рекомендации