Чем это может быть обусловлено?
5.Придя на работу в организацию, где была слабая дисциплина, а стиль руководства – либеральный, молодой специалист предпринял попытку наладить дисциплину. Остальные сотрудники ополчились против него, перестали с ним разговаривать.
Какой феномен проявился в данном случае?
· Методики вида деятельности:
Методика "Семантический дифференциал"
При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение человека к некоторому другому человеку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в которую входит испытуемый.
Инструкция: «Выберите двух людей из вашей социальной группы, которых вы хорошо знаете и к которым вы испытываете различное, положительное и отрицательное отношение. Последовательно оцените их обоих с помощью следующих нескольких противоположных пар эмоционально-оценочных прилагательных, выбрав в каждой из пар место, занимаемое данным человеком, и отметив крестиком свое эмоциональное отношение к нему. Если ваше отношение к данному человеку положительное, то крестик ставится справа от средней, нулевой линии; если ваше отношение к нему отрицательное, то крестик проставляется слева от нее. В том и в другом случае сила отношения выражается, соответственно, выбором нужного положительного или отрицательного балла от 0 (самое слабое эмоциональное отношение) до 3 (самое сильное эмоциональное отношение)». Пары противоположных эмоционально-оценочных прилагательных представлены ниже.
Бланк для ответов.
-3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | |||
Плохой | Хороший | |||||||
Неприятный | Приятный | |||||||
Непривлекательный | Привлекательный | |||||||
Ненужный | Нужный | |||||||
Бесполезный | Полезный | |||||||
Нежелательный | Желательный | |||||||
Неважный | Важный | |||||||
Незначимый | Значимый | |||||||
Несущественный | Существенный | |||||||
Грубый | Мягкий |
Оценка результатов
Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы в соответствии со шкалой, представленной в верхней части. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов. Далее вычисляется средняя оценка по всем десяти шкалам семантического дифференциала. Она и является количественной характеристикой общего эмоционального отношения испытуемого к тому человеку, к которому относятся полученные оценки. Отношение считается положительным, если средняя оценка также положительная; отношение рассматривается как отрицательное, если соответствующая средняя оценка отрицательная. Сила эмоционального отношения, соответственно, отражается в абсолютной величине полученной средней оценки.
Определение психологического климата группы
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет психологической атмосферы (группового эмоционального состояния), которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создается ситуативными эмоциональными состояниями группы.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата группы можно воспользоваться картой-схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества группы, которые характеризуют благоприятный психологический климат, а в правой — качества группы с явно неблагоприятным климатом.
Инструкция: «Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 — свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 — свойство проявляется достаточно часто;
0 — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
–1 — достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
–2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
–3 — свойство проявляется всегда».
Текст опросника
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности | |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
Преобладают доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри группы существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам группы нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены группы проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Успехи и неудачи отдельных членов группы вызывают сопереживание, участие всех членов группы | Успехи и неудачи членов группы оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями | Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов | |||||||
Члены группы с уважением относятся к мнению других | В группе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для группы минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного» | В трудных случаях группа «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
Достижения или неудачи группы переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всей группы не находят отклика у ее отдельных представителей | |||||||
Группа участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Группа активна, полна энергии | Группа пассивна, инертна | |||||||
Группа быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах |
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Группа разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их. | |||||||
У членов группы проявляется чувство гордости за свою группу, если ее отмечает руководство | К похвалам и поощрениях группы здесь относятся равнодушно |
Оценка результатов:
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо алгебраически сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
§ +42 - +26 - весьма благоприятный психологический климат коллектива;
- +25 - +9 - в целом благоприятный психологический климат;
- ─26 - ─42 - совершенно неудовлетворительный психологический климат;
- ─9 - ─25 - в целом неудовлетворительный психологический климат;
§ +8 - ─8 - тенденции противоречивы и неопределенны.
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
1. Характер взаимоотношений в группе в зависимости от уровня ее развития как коллектива.
2. Социометрическая методика и статистическая картина взаимоотношений в группе.
3. Повышение эффективности групповой работы через стиль лидерства и систему межличностных отношений.
Итоговое занятие по теме
1. Тема занятия: «Итоговое занятие по разделу «Педагогика и психология лечебного взаимодействия»
2. Значение изучения темы:
· Учебное – рубежный контроль знаний и умений по педагогике и психологии лечебного взаимодействия.
· Профессиональное - становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний, умений и навыков построения взаимодействия с пациентами с учетом их психологических особенностей.
· Личностное - формирование гуманистического подхода к пациенту, воспитание профессиональной культуры личности.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о роли педагогических знаний в подготовке врача, знать основные понятия педагогики и правила построения лечебного взаимодействия, уметь составлять учебно-методическую документацию, владеть навыками публичного выступления.
4..План изучения темы:
4.1. Контроль теоретических знаний (письменный опрос).
4.2. Контроль практических знаний (решение ситуационных задач).
4.3. Оценка практических умений.
4.4. Подведение итогов занятия, объявление рейтинговой оценки.
Критерии оценки ответа на теоретический вопрос:
Оценка | Критерии оценки |
Отлично | Ответ правильный, полный, допускаются лишь мелкие неточности, не влияющие на существо ответа. |
Хорошо | Ответ правильный, но не совсем полный, допускаются мелкие неточности. |
Удовлетворительно | Ответ в целом правильный, но не полный, поверхностный, Кроме определений и дефиниций студент не может дать никаких пояснений. |
Неудовлетворительно | Ответ неверный. |
Критерии оценки решения ситуационной задачи:
Оценка | Критерии оценки |
Отлично | Ответ правильный. Студент способен самостоятельно рассуждать в аспекте клинического мышления, логически обосновывать свои решения, при этом пользуется полным объемом теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины. |
Хорошо | Ответ правильный. Ход мышления студента в целом верный, но с недостаточной аргументацией, допускаются мелкие неточности. Пользуется теоретическими знаниями в полном объеме.. |
Удовлетворительно | Ответ в целом правильный, но не полный. Рассуждения формальны или отсутствуют. Отвечает только на конкретно поставленные вопросы. Пользуется теоретическими знаниями не в полном объеме. |
Неудовлетворительно | Ответ неверный. |
Критерии оценки за практические умения
Оценка | Критерии оценки |
Отлично | Умеет самостоятельно правильно составлять учебно–методические рекомендации, формулировать цели педагогического процесса, во время публичного выступления чувствует себя уверенно. Весь алгоритм действий при выполнении практического навыка воспроизводится без ошибок |
Хорошо | Умеет правильно составлять учебно–методические рекомендации, допуская мелкие неточности. Во время публичного выступления проявляет неуверенность, испытывает трудности, отвечая на вопросы аудитории. |
Удовлетворительно | Учебно-методические рекомендации составляет с ошибками, отражая не все необходимые аспекты. При публичном выступлении проявляет неуверенность, не способен отвечать на вопросы аудитории. |
Неудовлетворительно | Методические рекомендации составлены неверно либо отсутствуют. Навыками публичного выступления владеет плохо. |
Каждый ответ оценивается отдельно по 5-ти бальной системе.