Тест Томаса на поведение в конфликте
Инструкция: «Выберите в каждом случае одно из двух утверждений».
1-А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
1-Б. Чем обсуждать то, о чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2-А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
2-Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных..
3-А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
3-Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4-А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
4-Б. Иногда я жертвую своими собственными ' интересами ради интересов другого человека.
5-А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
5-Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6-А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
6-Б. Я стараюсь добиться своего.
7-А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
7-Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8-А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
8-Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9-А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
9-Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10-А. Я твердо стремлюсь добиться своего.
10-Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11-А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
11-Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12-А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
12-Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13-А. Я предлагаю среднюю позицию.
13-Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14-А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
14-Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15-А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
15-Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16-А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
16-Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17-А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
17-Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18-А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
18-Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19-А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
19-Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно
20-А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
20-Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21-А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
21-Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22-А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
22-Б. Я отстаиваю свои желания.
23-А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
23-Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24-А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
24-Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25-А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
25-Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26-А. Я предлагаю среднюю позицию.
26-Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27-А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
27-Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28-А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
28-Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29-А. Я предлагаю среднюю позицию.
29-Б. Думаю, что не всегда стоит, волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30-А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
30-Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ:
Соперничество:
3-А, 6-Б, 8-А, 9-Б, 10-А, 13-Б, 14-Б, 16-Б. 17-А, 22-Б, 25-А, 28-А;
Сотрудничество:
2-Б, 5-А, 8-Б, 11-А, 14-А, 19-А, 20-А, 27-Б, 23- А, 26-Б, 28-Б, 30-Б;
Компромисс:
2-А, 4-А, 7-Б, 10-Б, 12-Б, 13-А, 18-Б, 20-Б, 22-А, 24-Б, 26-А, 29-А;
Избегание:
1-А, 5-Б, 6-А, 7-А, 9-А, 12-А, 15-Б, 11-Б. 19-Б, 21-А, 27-А, 29-Б;
Приспособление:
1-Б, 3-Б, 4-Б, ,17-Б, 15-А, 16-А, 18-А, 23-Б, 24-А, 25-Б, 21-Б, 30-А.
Оптимальный набор тактик - в "коридоре" от 5-ти до 7-ми баллов.
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
1. Особенности стратегий поведения в конфликтной ситуации при различных заболеваниях.
2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации и возраст.
3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации у медицинских работников в зависимости от профиля деятельности
ЗАНЯТИЕ 26.
1. Тема: «Межличностные отношения в группах и коллективах».
2. Значение изучения темы:
· Учебное –изучение особенностей формирования и закономерностей проявления межличностных взаимоотношений в группах и коллективе.
· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний о закономерностях общения в группах и коллективе.
· Личностное – формирование гуманистической направленности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь целостное представление о процессах взаимоотношений, происходящих в группах и коллективах; должен знать виды и характер межличностных отношений в группе, группе в зависимости от уровня ее развития как коллектива, факторы эффективности групповой деятельности.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос).
4.2. Самостоятельная работа по теме:
· Работа в парах. Исследование межличностных отношений в малой группе с помощью методик: «Семантический дифференциал» и «Определение психологического климата группы»
· Составление заключений по исследованию.
4.3. Итоговый контроль знаний:
· Проверка заключений по исследованию;
· Решение ситуационных задач.
5. Основные понятия и положения темы:
Понятие группы. Отличительные признаки группы, выделяющие её из простого скопления людей. Классификация групп. Основные параметры малой группы: численность, структура отношений, индивидуальный состав (композиция), групповые нормы, каналы коммуникации, психологический климат. Структура группы и ее измерение, формально-статусное, социометрическое, модели коммуникативных сетей, позиция власти, лидерство. Стили лидерства. Авторитет руководителя.
Механизмы групповой динамики: разрешение групповых противоречий, "идиосинкразический кредит", психологический обмен. Детерминанты возникновения малой группы. Модели развития малой группы. Нормативное поведение в группе. Социальные санкции. Конформное поведение. Изучение групп в контексте медицинской профессии. Врач как член профессиональной группы. Здоровье и положение человека в системе межличностных взаимоотношений и взаимодействий. Терапевтические группы.
Задания для уяснения темы занятия
· Тесты:
1. Какой вариант центральной структуры характеризуется тем, что ее участники находятся рядом и, не вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга:
a. рациональный;
b. фронтальный;
c. иерархический;
d. цепной.
2. Какой вариант центральной структуры характеризуется тем, что здесь имеется не менее двух уровней соподчинения участников, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе деятельности, а часть нет:
a. рациональный;
b. фронтальный;
c. иерархический;
d. цепной.
3. Какие группы объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы:
a. лабораторные;
b. условные;
c. реальные;
d. естественные.
4. Группы, которые возникают и действуют вне рамок официальных организаций, называют:
a. референтные;
b. неформальные;
c. официальные;
d. неофициальные.
5. Отношения, возникающие между людьми на должностной основе, регулируемые положениями, соответствующими правилами и нормами называют:
a. неофициальными;
b. официальными;
c. деловыми;
d. рациональными.
6. Взаимоотношения, характеризующиеся тем, что между тремя различными парами, на которые может быть разделена группа – триада, складываются или только положительные, или только отрицательные взаимоотношения называются:
a. гармоничными;
b. конфликтными;
c. противоречивыми;
d. несовместимыми.
7. Противоречивые отношения бывают:
a. идеальные и согласованные;
b. полно – конфликтные;
c. часто конфликтными;
d. совместимые и несовместимые.
Положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь- это
a. любовь;
b. дружба;
c. вражда;
d. партнерство.
9. Отношения, в которых на первый план выступают знания друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие называют:
a. рациональными;
b. эмоциональными;
c. деловыми;
d. неофициальными;
10. На начальном этапе группового развития отношения бывают:
a. конфликтными;
b. коллективистскими;
c. безразличными;
d. корпоративными.
· Ситуационные задачи:
1.Преподаватель, ведущий занятия в группе, отмечает, что группа единая, сплоченная, часто говорит о себе «мы», «наша группа». При этом иногда могут быть грубыми по отношению друг к другу. Со студентам других групп контактируют очень неохотно, даже вынужденно.
Охарактеризуйте уровень развития группы.
2.Студенческая группа активна, сплоченная, ориентирована на учебный процесс. Если у кого-то что-то не получается, то остальные пытаются помочь ему. Группа всегда участвует в общеинститутских мероприятиях.
Охарактеризуйте уровень развития группы.
3.Преподаватель ведет занятие. Группа инертная, малоактивная, студенты не проявляют особого интереса ни к занятиям, ни друг к другу.
Охарактеризуйте уровень развития группы.
4.В компании был создан новый отдел, куда пригласили новых сотрудников со стороны. Однако, несмотря на огромный опыт работы и высокую квалификацию этих сотрудников полгода отдел не показывает больших результатов.