Упражнение №3: Определение основной репрезентативной системы.
Работа в парах.
Партнера просят описать какое-либо происшедшее с ним событие. Отслеживая его речь, необходимо уловить, какие существительные, глаголы, прилагательные он чаще всего использует, какие характеристики восприятия передают его обозначения.
Для визуальной системы наиболее адекватными словами и словосочетаниями окажутся такие, как:
· видеть
· видение
· рассматривать
· с точки зрения
· в фокусе
· ярко
· смутно
· перспективы и т.п.
Если перед вами аудиалист, то, скорее всего, в его речи вы найдете следующий примерно набор:
· слышать
· звучать
· прислушиваться
· шумный
· громко
· мелодично
· тихо и т.п.
Человек с основной кинестетической модальностью в разговоре чаще будет употреблять в описания сенсорных переживаний:
· чувствую
· ощущаю
· схватываю
· зажатый
· скованно
· свободно
· удобно
· остро и т.п.
Упражнение №4: Определение ведущей репрезентативной системы.
Для того, чтобы потренироваться в определении невербальных ключей доступа, задайте партнеру несколько вопросов, обращенных в прошлое или будущее.
Например:
· Помнишь ли ты, когда последний раз был в лесу?
· Можешь ли ты вспомнить своего первого учителя (свою входную дверь, первый поцелую, первую зарплату)?
· Представь свою будущую жену (мужа).
· Представь, каким ты будешь в старости.
· и т.п.
При этом наблюдайте за глазами партнера и отмечайте про себя его паттерны.
Если перед тем, как ответить на ваш вопрос, он обратил свой взгляд вверх или вверх и влево, это значит, что он увидел внутреннюю картину.
Если вы заметили, что глаза его движутся по горизонтали или в левый нижний угол, то он вначале услышал внутренне то, о чем идет речь.
Если взгляд оказался скошенным вправо и вниз, то он, прежде всего, постарался вызвать в своей памяти кинестетическое ощущение.
|
7. Список тем по УИРС предлагаемый кафедрой:
1. Виды эмпатий и их значение в практической деятельности врача.
2. Ошибки первого впечатления в зависимости от возраста.
3. Значение глазодвигательных паттернов в процессе общения.
ЗАНЯТИЕ 24.
1. Тема: «Конфликты и способы их разрешения»
2. Значение изучения темы:
· Учебное –изучение понятия конфликта в психологии, формирование необходимого представления о конфликтных отношениях, о причинах и условиях возникновения конфликтных ситуаций.
· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний о видах и закономерностях возникновения конфликтных ситуаций, о способах разрешения конфликтов.
· Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметьпредставление о конфликтах, о причинах и условиях возникновения конфликтных ситуаций; должен знать особенности конструктивных и неконструктивных конфликтов, стратегии поведения в конфликте, пути преодоления конфликтов; уметь определять стратегии поведения в конфликте.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос).
4.2. Самостоятельная работа по теме:
· Работа в парах. Диагностика стратегий поведения в конфликте с помощью опросника Томаса;
· Составление заключений по исследованию.
4.3. Итоговый контроль знаний:
· Проверка заключений по исследованию;
· Решение ситуационных задач.
5. Основные понятия и положения темы:
Трудности общения. Конфликт Психологические теории конфликта. Структура конфликта.. Виды и функции конфликта, психологические источники конфликта- раздражение и недоверие. Типы конфликтных ситуаций. Стадии разрешения конфликта. Стратегии поведения в ситуации конфликта: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление и соперничество. Выбор оптимального стиля поведения в конфликтной ситуации. Типы конфликтных личностей и способы поведения с ними. Возможности управления конфликтами. Способы профилактики конфликтов в профессиональной деятельности врача.
Задания для уяснения темы занятия
· Тесты: