Игра «Потерпевшие кораблекрушение.
Цель: исследование процесса принятие решения группой, обучение эффективному поведению, для достижения согласия при решении групповой задачи.
Задание: «Представьте, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение не известно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находить на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли.
Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.
Ваша задача классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания: поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и т.д. до 15, наименее важного для вас. На это вам дается 10 минут».
Индивидуал. выбор | Групповой выбор | Стандарт | |
Секстант | |||
Зеркало для бритья | |||
5-литровая канистра с водой | |||
Противомоскитная сетка | |||
Коробка с армейским рационом | |||
Карты Тихого океана | |||
Надувная подушка | |||
2-лутровая канистра нефтегазовой смеси | |||
Маленький транзисторный радиоприемник | |||
Репеллент, отпугивающий акул | |||
20 кв. м. непрозрачного пластика | |||
Бутылка пуэрто-риканского рома, крепостью 80 градусов | |||
15 м. нейлонового каната | |||
2 коробки шоколада | |||
Рыболовные снасти |
После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 15 минут для принятия группового решения. Руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, группа должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из 15 предметов. Нужно стараться дать каждую оценку так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. При обсуждении необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
1. подходить к задаче логически, аргументировать свое мнение;
2. избегать менять свое мнение только ради достижения согласия, поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;
3. избегать таких методов уменьшения конфликта как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия;
4. рассматривать различия мнений как помощь, а не как помеху при принятии решения.
После того, как группа проранжировала 15 предметов, преподаватель называет стандартный порядок классификации. В обсуждении сравниваются данные индивидуального и группового выборов, и анализируется поведение каждого из участников групповой дискуссии.
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
1. Клиническая беседа.
2. Интервьюирование в психоаналитической модели.
3. Интервьюирование в когнитивно-бихевиоральной модели.
4. Интервьюирование в гуманистической модели.
ЗАНЯТИЕ 23.
1. Тема: «Приёмы присоединения к пациенту».
2. Значение изучения темы:
· Учебное: изучение психологических особенностей приёмов присоединения и значения его в профессиональной деятельности врача.
· Профессиональное: овладение навыками присоединения к пациенту.
· Личностное: формирование целостной личности врача-стоматолога и воспитание профессиональной культуры личности.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать приемы присоединения и уметь их использовать в процессе взаимодействия с пациентом.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (тесты по теме).
4.2. Самостоятельная работа по теме (работа в микрогруппах):
· Присоединение к позе;
· Присоединение к дыханию;
· Определение основной репрезентативной системы;
· Определение ведущей репрезентативной системы.
4.3. Итоговый контроль знаний:
· Проверка практических навыков;
· Решение ситуационных задач.
5. Основные понятия и положения темы:
Перцептивная сторона общения. Первое впечатление. Особенности первого впечатления. Источники ошибок первого впечатления: мнения других лиц; галло-эффект, эффект снисходительности, стереотипы, психическое состояние, доминирующая потребность, проекция и эмпатия, упрощение. Каузальная атрибуция. Установки. Предубеждения. Эффекты, наблюдаемые при восприятии людьми друг друга: ореола, новизны и первичности, стереотипизапии и др.
Понятие социальной перцепции. Эмпатия. Виды эмпатии. Сопереживание и сочувствие. Приемы присоединения. Репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Предикаты речи. Глазодвигательные паттерны.
Задания для уяснения темы занятия
· Тесты:
1. Социальная перцепция - это:
a. восприятие, оценка и понимание себя;
b. восприятие, оценка и понимание других людей;
c. восприятие, оценка и понимание самих групп;
d. восприятие, оценка и понимание себя и других.
2. Особенностью социального восприятия является:
a. внимание субъекта восприятия сосредоточено, прежде всего, на моментах порождения образа;
b. внимание субъекта восприятия сосредоточено, прежде всего, на оценочных интерпретациях объекта восприятия;
c. внимание субъекта восприятия сосредоточено, прежде всего, на эмоциональных состояниях объекта восприятия;
d. происходит слияние познавательных, эмоциональных и мотивационно-смысловых структур деятельности объекта восприятия.
3. В основе первого впечатления лежит:
a. дифференцированное восприятие деталей человека;
b. дифференцированное восприятие деталей человека на чувственном уровне;
c. недифференцированное общее восприятие человека;
d. недифференцированное общее, тотальное восприятие человека на чувственном уровне.
4. Источниками ошибок первого впечатления является:
a. мнение других людей, галло-эффект, эффект снисходительности, стереотипы;
b. доминирующая потребность, проекция, эмпатия, упрощение;
c. особое психическое состояние;
d. все вышеперечисленное.
5. Эмпатия – это:
a. способность понравиться другому человеку
b. быстрое реагирование на эмоциональное состояние человека
c. понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания
d. знание того, что о тебе думает другой человек.
6. Эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого, называется:
a. рефлекторная;
b. эмоциональная;
c. эстетическая;
d. этическая.
7. Переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой, называется:
a. сочувствие;
b. сожаление;
c. переживание;
d. сопереживание.
8. Целью присоединения является создание:
a. доверительных отношений;
b. аналогового восприятия;
c. эмпатии;
d. симпатии.
9. Формирование мнения о частных свойствах и качествах человека на основании общих впечатлений о нем – это:
a. галло-эффект;
b. эффект снисходительности;
c. проекция;
d. упрощение.
10. Тенденция оценивать других людей в сравнении со своей "Я- концепцией" – это:
a. галло-эффект;
b. эффект снисходительности;
c. проекция;
d. упрощение.
· Ситуационные задачи:
1. Пациент, перед тем как войти в кабинет врача услышал о его некомпетентности. В процессе общения с врачом он убедился в этом.