Кафедра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии
КАФЕДРА ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И СТОМАТОЛОГИИ
"УТВЕРЖДАЮ"
Зав. кафедрой
Челюстно - лицевой хирургии
И стоматологии,
профессор __________ И.М.Байриков
«_____» февраля 2012 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Для преподавателей 2 курса СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
На весенний семестр 2011/2012 учебного года
Составитель: доцент Киселева Т.А.
Зав. учебной частью
доц.__________ П.Ю.Столяренко
Рассмотрены и утверждены
На кафедральном заседании
«_____» февраля 2012 года
САМАРА, 2012
СОСТАВИТЕЛЬ:
___________________________________________________ Киселёва Т.А.
Л И Т Е Р А Т У Р А
ОСНОВНАЯ
1. Хирургическая стоматология: Учебник / Под ред. Т.Г.Робустовой. – М.: Медицина, 2003. – 504 с.
- Бернадский Ю.И. Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. – 3-е изд. – М.: Медицинская литература, 2003. – 456 с.
- Пропедевтическая стоматологии: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Э.А. Базикяна. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 768 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Столяренко П.Ю. История обезболивания в стоматологии (от древности до современности): монография. – 2-е изд., перераб. и доп. – Самара; ГОУ ВПО СамГМУ, 2010. – 342 с.
2. Столяренко П.Ю., Федяев И.М., Кравченко В.В. Местная анестезия в стоматологии. Выбор препаратов. Осложнения. Профилактика: Учебное пособие. – 3-е изд. – Самара, 2010. – 235 с.
3. Гольбрайх В.Р. Хирургия зубов и органов полости рта / В.Р.Гольбрайх, Х.Х.Мухаев, Ю.В.Ефимов. – М.: Джангар, 2006. – 176 с.
4. Кононенко Ю.Г. Местное обезболивание в амбулаторной стоматологии: Пособие для студентов, врачей-интернов /Ю.Г.Кононенко, Н.М.Рожин, Г.П.Рузин. – 2 изд.: перераб. – М.: Книга плюс, 2002. – 320 с.
5. Рабинович С.А. Современные технологии местного обезболивания в стоматологии. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000 – 144 с.
6. Рабинович С.А., Васильев Ю.Л. Анатомо-топографические и инструментальные аспекты местного обезболивания в стоматологии. – М.: МГМСУ, 2011. – 112 с.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Организация работы хирургического отделения (кабинета) стоматологической поликлиники.
2. Местные анестетики и медикаментозные средства, применяемые для местного обезболивания. Потенцированное местное обезболивание. Особенности асептики и антисептики при операциях на лице и в полости рта. Подготовка рук хирурга.
3. Местное обезболивание при операциях на верхней челюсти.
3. Местное обезболивание при операциях на нижней челюсти.
5. Операция удаления зубов и корней. Инструменты, применяемые для удаления зубов. Особенности операции удаления различных групп зубов и корней.
6. Общие осложнения во время и после удаления зуба. Местные осложнения во время и после удаления зуба.
З А Н Я Т И Е 1
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
(КАБИНЕТА) СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ.
Учебная цель: Изучить организацию работы хирургического отделения (кабинета) стоматологической поликлиники, оборудование, документацию и порядок ее заполнения, освоить методику обследования хирургического стоматологического больного.
Время: 4 учебных часа.
Место: поликлиника.
Метод: классно-групповое занятие.
Учебно-материальное обеспечение:
а) Литература.
б) Бланки медицинской документации (истории болезни, направления на консультацию, в Rő- и физкабинеты и т.д.). Оборудование и инструментарий хирургических отделений.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Принципы организации хирургической стоматологической помощи населению.
2. Требования, предъявляемые к хирургическому стоматологическому отделению (кабинету).
3. Оснащение хирургического кабинета поликлиники.
4. Медицинская документация врача и учет работы хирурга- стоматолога.
5. Методика обследования стоматологического больного.
6. Инструменты для проведения осмотра полости рта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В начале занятия преподаватель знакомит студентов с основными требованиями, предъявляемыми к студентам при работе в хирургическом отделении (кабинете) стационаре, внешний вид, форма одежды, врачебная этика и деонтология.
Затем студенты знакомятся с организацией работы и оборудованием хирургического отделения стоматологической поликлиники. Обращается внимание на оборудование рабочего места хирурга-стоматолога. Преподаватель вместе со студентами проводит прием больных, демонстрируя при этом методику обследования стоматологического больного, методы местного обезболивания и операцию удаления зуба. В конце занятия знания данной темы закрепляется опросом студентов, согласно контрольным вопросам.
З А Н Я Т И Е 2
ОБЕЗБОЛИВАНИЕ.
ОПЕРАЦИЯХ НА ЛИЦЕ И В ПОЛОСТИ РТА. ПОДГОТОВКА РУК
ХИРУРГА.
Учебная цель: изучить местные анестетики и различные виды местной анестезии, их осложнения, особенности асептики и антисептики в челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, методы стерилизации инструментария, профилактику ВИЧ-инфекции.
Время: 4 учебных часа.
Место: стационар.
Метод: классно-групповое занятие.
Учебно-материальное обеспечение:ампулы и карпулы с анестетиками, антисептические средства, шовный материал, стерилизатор, бикс, шприцы, местные анестетики, череп.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Показания и противопоказания к местному обезболиванию.
2. Виды и методы местного обезболивания.
3. Анестетики, применяемые для местного обезболивания, характеристика, механизм действия (новокаин, лидокаин, мепивакаин, артикаин).
4. Аппликационное обезболивание.
5. Инфильтрационное обезболивание.
6. Методика обезболивания по А.А.Вишневскому.
7. Проводниковое обезболивание. Продлённая проводниковая блокада ветвей тройничного нерва.
8. Потенцированное обезболивание (седация).
9. Приготовление и стерилизация растворов обезболивающих средств.
10. Сосудосуживающие средства.
11. Осложнения местного обезболивания, методы их профилактики и лечения.
12. Аллергические реакции.
13. Значение асептики и антисептики при оперативных вмешательствах в челюстно-лицевой области.
14. Характеристика основных антисептических средств, применяемых в хирургической стоматологии.
15. Стерилизация инструментов, перевязочного материала и перчаток.
16. Методы подготовки рук хирурга к операции удаления зуба.
17. Подготовка полости рта к операции.
18. Подготовка операционного поля к хирургическому вмешательству.
19. Профилактика ВИЧ-инфекции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Разбираются виды местного обезболивания, методика, характеристика местных анестетиков.
Осложнения местного обезболивания, их лечение и профилактика.
На больных отрабатываются виды местного обезболивания.
Разбираются виды подготовки рук хирурга. Анализируются способы подготовки операционного поля при проведении обезболивания и выполнения операции удаления зуба. Обращается внимание на профилактику СПИДа.
Обращается внимание на важность строго соблюдения асептики и антисептики, при проведении хирургических вмешательств в ЧЛО. Характеризуются основные антисептические средства для обработки операционного поля и стерилизации инструментов (спирт, растворы фурацилина, хлорамина, перекиси водорода, йода, тройной р-р, диоцид и др.). Методы стерилизации зубных боров, зеркал, наконечников для бормашины, скальпелей, ножниц, щипцов, а также полиамидной нити и ее окраска.
В конце занятия подводится итог, выставляются оценки, дается задание следующего занятия.
З А Н Я Т И Е 3
ЧЕЛЮСТИ.
Учебная цель: изучить методы местного обезболивания при хирургических операциях на верхней челюсти, осложнения и способы их профилактики.
Время: 4 учебных часа.
Место: учебная комната.
Метод: классно-групповое занятие.
Учебно-материальное обеспечение:
а) Литература
б) Наглядные пособия: череп, шприц, таблицы, методическая литература, фантом.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Выход II ветви тройничного нерва из полости черепа и ее деление в крылонебной ямке.
2. Образование крылонёбного узла.
3. Нервы, отходящие от крылонёбного узла.
4. Иннервация зубов верхней челюсти.
5. Иннервация твёрдого и мягкого нёба.
6. Инфильтрационное обезболивание на верхней челюсти.
7. Обезболивание верхних задних альвеолярных ветвей на бугре верхней челюсти
(туберальная анестезия).
8. Обезболивание передних и средних ветвей (подглазничная анестезия).
9. Обезболивание переднего нёбного нерва (нёбная анестезия).
10. Обезболивание II ветви тройничного нерва у круглого отверстия (подскуловой,
подскулокрыловидной, глазничный, нёбный, надскуловой методы).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Определение уровня исходных знаний студентов. Рассматривается топографическая анатомия II ветви тройничного нерва и зоны иннервации. Затем разбираются методы обезболивания при операциях на верхней челюсти. Определяются точные топографо-анатомические ориентиры для нахождения места введения анестетика, разбирается подробно техника различных видов проводникового обезболивания на верхней челюсти.
В конце занятия студенты отрабатывают методы обезболивания на фантомах.
З А Н Я Т И Е 4
НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ.
Учебная цель: Обучить студентов методам обезболивания при операциях на нижней челюсти.
Время: 4 учебных часа.
Место: учебная комната.
Метод: классно-групповое занятие.
Учебно-материальное обеспечение:
а) литература;
б) наглядные пособия: таблицы различных видов проводникового обезболивания на
нижней челюсти, электрофицированный фантом для отработки метода
обезболивания: череп, шприц.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Топографическая анатомия III-й ветви тройничного нерва.
2. Аподактильный метод мандибулярной анестезии, анатомические предпосылки.
3. Подактильный метод мандибулярной анестезии, анатомические предпосылки.
4. Внеротовые методы обезболивания нижнего альвеолярного нерва.
5. Обезболивание нижней челюсти на нижнечелюстном возвышении по С.М.Вайсбрему (торусальная анестезия), анатомические предпосылки.
6. Обезболивание щёчного нерва.
7. Обезболивание подбородочного нерва (внутриротовой и внеротовой методы).
8. Обезболивание язычного нерва.
9. Выключение двигательных волокон III ветви тройничного нерва (анестезия по Берше. Анестезия по Дубову и Уварову).
10. Анестезия III ветви тройничного нерва у овального отверстия.
11. Ошибки и осложнения при местном обезболивании.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Определяется уровень исходных знаний по теме. Рассматривается топографическая анатомия III ветви тройничного нерва и зоны иннервации. Разбираются методы обезболивания при операциях на нижней челюсти.
Определяются ориентиры для нахождения места введения анестетика и анатомические предпосылки анестезии. В конце занятия студенты отрабатывают методы обезболивания на фантомах.
З А Н Я Т И Е 5
ЗУБОВ И КОРНЕЙ.
Учебная цель: Изучить технику операции удаления различных групп зубов и корней, инструменты, применяющиеся для этой операции, возможности осложнения и их профилактику.
Место: специально оборудованная комната (фантомный курс).
Учебно-материальное обеспечение:череп, зубы, набор инструментов для удаления зубов и корней, методическая литература.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. История операции удаления зуба, роль советских и российских учёных.
2. Топографическая анатомия корней зубов.
3. Показания и противопоказания к операции удаления зуба.
4. Инструменты, применяемые для удаления зубов и корней.
5. Щипцы для удаления зубов и корней. Принцип действия, строение, признаки.
6. Способы держания щипцов.
7. Положение врача и больного при операции удаления зуба щипцами.
8. Отдельные приёмы удаления зубов щипцами.
9. Методика удаления корней.
10. Особенности удаления верхних резцов и клыков.
11. Особенности удаления верхних премоляров.
12. Особенности удаления верхних моляров.
13. Особенности удаления нижних резцов и клыков.
14. Особенности удаления нижних премоляров.
15. Особенности удаления нижних моляров.
16. Обработка раны поле удаления зуба. Уход за раной.
17. Заживление лунки после удаления зуба.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В начале занятия проводится опрос. Обращается внимание на то, что операция удаления зуба является хирургическим вмешательством, сопровождающимся определёнными изменениями в жизненно-важных органах и системах организма больного. Разбирается устройство, признаки и принципы действия щипцов для удаления зубов и корней. Положение больного и врача при удалении зуба, а также положение левой и правой руки хирурга.
Разбираются особенности удаления различных групп зубов и корней на нижней и верхней челюстях в зависимости от иннервации, выбора метода обезболивания и топографо-анатомические особенности.
Способы держания щипцов и элеваторов, отдельные приёмы операции. В конце занятия студенты отрабатывают методику операции удаления зуба на специальных фантомах.
Обращается внимание на обработку раны после удаления зуба, уход за ней и особенности заживления лунки. Проводится приём тематических больных.
З А Н Я Т И Е 6
УДАЛЕНИЯ ЗУБА.
УДАЛЕНИЯ ЗУБА.
Учебная цель: Обучить студентов правильной диагностике и оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях. Обучить студентов правильной методике операции удаления зуба с целью предупреждения осложнений и устранения их при проведении операции.
Учебно-материальное обеспечение:таблицы,череп, зубы, инструменты, методическая литература.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Обморок. Клиника, оказание помощи.
2. Аллергические реакции на введение местно-анестезирующих средств.
3. Анафилактический шок. Диагностика, оказание экстренной помощи.
4. Коллапс. Клиника, диагностика, оказание экстренной помощи.
5. Гипертонический криз. Оказание экстренной помощи.
6. Инфаркт миокарда. Оказание первой помощи в условиях стоматологической поликлиники.
7. Причины и виды осложнений во время и после удаления зуба.
8. Местные осложнения во время операции удаления зуба (переломы зуба, альвеолярного отростка нижней челюсти, отлом бугра верхней челюсти).
9. Вскрытие дна верхнечелюстной пазухи и проталкивание в неё корня. Лечебная тактика.
10. Кровотечение из лунки удалённого зуба. Способы остановки.
11. Кровотечения при заболеваниях крови. Лечение.
12. Послеоперационные луночковые боли, альвеолиты.
КАФЕДРА ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И СТОМАТОЛОГИИ
"УТВЕРЖДАЮ"
Зав. кафедрой
Челюстно - лицевой хирургии
И стоматологии,
профессор __________ И.М.Байриков
«_____» февраля 2012 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Для преподавателей 2 курса СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА