Психофизиологические факторы опасностей
Как было сказано раньше, любая трудовая деятельность характеризуется двумя взаимосвязанными составными элементами:
– физический (механический) – определяется работой мышц;
– психический – определяется участием органов чувств, памяти, мышления, эмоций, волевой активности.
Частица физической и психической составляющих в разных видах трудовой деятельности неодинакова: во время физического труда преобладает мускульная деятельность; во время умственного – активизируются процессы мышления. Но ни один из видов труда не происходит без регуляции центральной нервной системы.
С точки зрения физиологии труда, на трудовую деятельность человека и его организм влияют биомеханические и антропометрические данные; объем восприятия и переработки информации; физическая, нервно-психологическая, умственная, эмоциональная перегрузка; ритм и темп работы; монотонность труда.
Это дает возможность определить степень и характер нагрузки организма во время работы, соответствие рабочего места и средств труда анатомо-физиологическим особенностям человека и развязать целый ряд практических вопросов: рациональные режимы труда и отдыха, организацию рабочего места, проведение профессионального отбора и профориентации и т.п.
Каждый вид деятельности, каждая профессия выдвигает особые требования к психическим свойствам, состояниям и процессам работников. При этом выделяются такие особенности человека, как темперамент, характер, внимание, восприятие, память, мышление, эмоции, психомоторика, обра-зование, опыт, воспитание и здоровье, которые определяют способности человека к этой деятель-ности, регулируют взаимоотношения между людьми и непосредственно руководят поступками и действиями.
Опасные факторы, обусловленные особенностями физиологии и психологии человека, называются психофизиологическими.
Психофизиологические опасности в современном мире являются факторами целостности или развала, стойкости или дисгармонии, покоя или тревоги, успеха или неудач, физического и морального благополучия жизни человека.
К психофизиологическим факторам опасностей относятся:
– недостатки органов ощущения (дефекты зрения, слуха и т.п.);
– нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, в результате чего человек не способен реагировать адекватно на те или иные изменения, которые воспринимаются органами ощущения;
– дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.п.);
– повышенная эмоциональность;
– усталость (с точки зрения безопасности жизнедеятельности различают физиологичное и психологическое утомление);
– эмоциональные явления (особенно конфликтные ситуации, душевные стрессы, связанные с бытом, семьей, друзьями, руководством);
– неосторожность (может привести к поражению не только отдельного человека, но и всего коллектива);
– отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, недовольство оплатой труда, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, то есть неинтересная работа и т.п.);
– недостаточность опыта (появление вероятной ошибки, неверные действия, напряжение нервно-психической системы, опасение сделать ошибку усиливают вероятность несчастного случая).
Кроме вышеупомянутых факторов опасностей, следует отметить еще и такие психофизиологические факторы, которые определяют склонность к опасностям: недостаточная психологическая подготовленность к экстремальным ситуациям; потеря бдительности, игнорирование опасностью, неумение своевременно ее распознать; переоценка своих возможностей, самоуверенность; отсутствие чувства опасности; неуравновешенность и повышенная склонность к риску; замедленность реакций; низкая активность, заторможенность; повышенная активность; склонность к панике; доверчивость; легкомысленность; запальчивость, горячность; импульсивность; низкий интеллектуальный уровень.
Значительное место в обеспечении безопасности жизнедеятельности принадлежит психическим состояниям человека, которые имеют важное значение в организации профилактики травматизма и предупреждении аварийности.
Опасные факторы психологических состояний возникают, как правило, на пути к воплощению жизненных интересов, при возникновении ситуаций, преград, которые препятствуют (иногда наобо-рот, неожиданно способствуют) этому воплощению. Это так называемые критические состояния.
1. Стресс (англ. “напряжение”) – это реакция организма на ситуацию, которая требует функциональной перестройки организма и отвечает адаптации (горе, несчастье, неожиданный крах надежд и т. п.).
2. Фрустрация (лат. “обман”, “напрасное ожидание”) – сильная мотивация достичь цели, но существует и сильное препятствие (физическое – ограничение свободы; биологическое – старение, болезнь и т.д.; моральное – нормы и правила поведения и т.п.). У человека нарушается контроль над поведением, психикой, возникает дезорганизация или полная потеря терпения и надежд.
3. Конфликт (лат. “столкновение”) – отличается от фрустрации тем, что у фрустрации препятствие не подлежит обсуждению, а во время конфликта препятствие может быть преодолено, можно найти путь, компромисс и т.д.
4. Кризис (греч. “решение”, “поворотный пункт”) – это препятствие, состояние, проблема, от которой не убежишь, но и решить ее за короткое время нельзя. Кризисы делятся на 2 вида:
– потрясение, но сохраняется возможность выхода;
– безвозвратное перечеркивание жизненных замыслов (появляется вопрос о новом смысле жизни или вообще о смысле жизни, когда человек может пойти на суицид).
5. Транс (франц. “состояние”) – это состояние, при котором теряется господство воли над телом. Трансовое состояние можно вызывать с помощью алкоголя, наркотиков, звуков, определенных движений (йога).
6. Экстаз (франц. “неистовость”; греч. “состояние крайней степени увлечения”) – состояние, которое поднимает тело “к небесам”, переполняет божественной энергией.
В процессе жизнедеятельности у человека могут возникать так называемые особые психологические состояния: параксизмальные расстройства памяти и психогенные изменения настроения (состояние аффекта).
Параксизмализм – это кратковременная потеря сознания (от нескольких секунд до десятков минут). Как правило, она наблюдается при некоторых психических болезнях головного мозга: эпи-лепсия, разнообразные “вдохновения” (человеку кажется, что он обязательно почувствует боль от оп-ределенного предмета и т.п.). Люди с параксизмальными расстройствами не могут выполнять работу с повышенной опасностью в электроустановках, на высоте, управлять транспортными средствами и т.д. Современные медицинские средства и методы позволяют обнаруживать таких людей.
Психогенные изменения настроения возникают под воздействием создавшейся ситуации и обстоятельств. Длительность таких изменений настроения от нескольких минут до нескольких месяцев. Они возникают по следующим причинам:
1. Неудовлетворительный характер деятельности (большие физические нагрузки, высокий темп, перенапряжение анализаторов, нервное перенапряжение и т.п.). Результатом этого является полное истощение, ослабление психики, точности, скорости ориентации, притупляется внимание и т.д., наступает апатия.
2. Гибель близких людей, перенесенное шоковое состояние, серьезная конфликтная ситуация. Последствия подобны предыдущему пункту. Теряется самоконтроль.
3. Состояние аффекта (взрыв эмоций). Причинами такого состояния является неожиданная удача (или наоборот), обида и т.п.; данное состояние характеризуется резкими агрессивными движениями, притуплением чувства опасности и чувства ответственности. В таком состоянии человек, не задумы-ваясь, пойдет на риск и поведет за собой людей. Люди, склонные к состоянию аффекта, не могут быть командирами и руководителями, потому что в таком состоянии они не могут реально оценивать ситуацию.
4. Употребление специальных препаратов:
4.1 Легкие стимуляторы (чай, кофе) помогают перебороть сонливость, вялость; их действие кратковременно; они не влияют на координацию, скорость движений, реакцию.
4.2. Транквилизаторы (успокоительные) снимают психологическую активность, замедляют реакцию, вызывают сонливость, апатию. Их употребление может быть причиной травматизма и опасности жизнедеятельности.
4.3. Алкоголь, наркотики – слишком опасные “стимуляторы”. Они сводят к нулю оценку ситуации, притупляют чувство опасности, исчезает здравый смысл, нарушается координация движений и реакция, повышается неоправданное чувство риска. Алкоголизм и наркомания приводят к таким результатам: автотравматизм от 40 до 60% напрямую связан с алкоголем и наркотиками; бытовой травматизм (падение из балкона, окна, утопления, дорожные происшествия, убийства и т.д.) происходит в состоянии наркотического или алкогольного опьянения; заболевания венерическими болезнями, СПИДом, распад семей, появление полоумных (дебильных) детей на 80-90 % связаны с этими же факторами; деградация личности – 99 % связана со страстью к алкоголю и наркотикам.
Одной из эмоциональных реакций человека на опасность является тревога (беспокойство). Человек, который находится в состоянии беспокойства, наиболее склонен к ошибкам или опасным поступкам. Тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами.
В ситуациях угрозы возникает чувство страха и его оттенки: боязнь, испуг, ужас. Осознание опасности вызывает реакцию страха, которая проявляется в нецелесообразных поступках или, нап-ротив, появляется чувство осторожности, осмотрительности. Отрицательно отражается на деятель-ности человека такая форма страха, как паника.
Перечисленные выше психофизиологические факторы постоянно или временно повышают возможность возникновения опасностей, но это не значит, что их наличие всегда ведет к созданию опасной ситуации.