Болезнетворное действие факторов

ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Нормальная жизнедеятельность человека возможна только в условиях непрерывного взаимодействия организма с окружающей средой. Однако взаимодействие организма с окружающей средой является не только условием существования живых существ, но может быть и фактором возникновения болезней. Конечный результат взаимодействия организма со средой зависит от характера факторов окружающей среды и количественного эффекта их действия. Знание этих факторов действия необходимо каждому врачу для профилактики и лечения заболеваний.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате подготовки студент должен знать: характер патологических проявлений при действии механических факторов, механизмы патогенного действия ускорения и невесомости, механизмы действия и характер поражения тканей химическими факторами, механизмы патогенного действия на организм физических факторов (электротока, лучистой энергии, изменений барометрического давления и температуры), механизмы патогенного действия биологических факторов, значение возраста в возникновении и развитии болезней.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения темы "Болезнетворные действия факторов внешней среды" студентам необходимо знать основные свойства химических веществ, физических факторов (температуры, атмосферного воздуха, лучистой энергии и электрического тока) и биологических факторов (микроорганизмы, насекомые и т.д.).

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

Механические и гравитационные воздействия: травмы, кинетозы, невесомость, вибрации. Термические воздействия: действие высоких температур (ожоги, ожоговая болезнь, гипертермия, тепловой удар), действие низких температур (обморожение, гипотермия). Патогенное действие солнечных лучей (инфракрасные и ультрафиолетовые лучи). Солнечный удар. Действие ионизирующего излучения. Лучевая болезнь. Патогенное действие химических и биологических факторов. Особенности повреждающего действия факторов внешней среды от возраста человека.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 27-50.

3. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1994. - С. 38-57 или то же. – 1985. - С. 38-57.

б) дополнительная:

1. Газенко О.Г., Касьян И.И. Физиологические проблемы невесомости. - М.: Медицина, 1990. - 286 с.

2. Назаркин В.Я., Потапов А.В. Типичные патологии при свободном погружении человека под воду // Воен.-мед. журнал. - 1993. - № 5. - С. 54-56.

3. Тестовые задания по патофизиологии: Учебное пособие для студентов медуниверситета. – Курск: КГМУ, 1998. - С. 22-25.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Понятие о кинетозах. Основные причины кинетозов. Механизмы склонности детей к развитию кинетозов.

2. Патогенез расстройств, вызываемых ускорениями и перегрузками.

3. Невесомость. Характеристика основных функциональных расстройств при невесомости и их патогенез.

4. Причины и особенности механической травматизации зубов и пародонта.

5. Причины развития экзогенной и эндогенной гипертермии. Механизмы легкого развития перегревания у новорожденных и детей грудного возраста.

6. Механизмы развития основных расстройств при тепловом ударе.

7. Ожоги и ожоговая болезнь.

8. Патогенез ожоговой болезни и основных функциональных расстройств при ожоговой болезни.

9. Основные биологические особенности действия холода на организм.

10. Повреждающее действие контрастных температур на зубы и пародонт.

11. Патогенез основных проявлений гипотермии, замерзания и отморожения. Применение гипотермии в медицине.

12. Патогенез функциональных расстройств при патогенном действии лучей солнечного спектра, особенности развития у детей различного возраста.

13. Основные факторы, определяющие повреждающий эффект ионизирующего излучения.

14. Механизмы первичного действия ионизирующего действия на биологические системы.

15. Лучевая болезнь, стадии развития и патогенез.

16. Возможные пути повышения радиорезистентности клеток организма.

17. Повреждающее действие лазерного излучения.

18. Причины электротравмы. Зависимость электротравмы от физических параметров электрического тока.

19. Механизмы биологического и патогенного действия электрического тока на организм.

20. Патогенное действие магнитного поля.

21. Болезнетворное действие звуков и шума. Действие ультразвука на организм человека.

22. Биологические и патогенные эффекты лазерного излучения.

23. Патогенное действие пониженного и повышенного (барометрического) давления. Высотная и кесонная болезни.

24. Механизмы болезнетворного действия пониженного барометрического давления.

25. Механизмы болезнетворного действия повышенного барометрического давления.

26. Механизмы действия и характер поражения тканей ротовой полости химическими факторами.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

Начертить одну из схем патогенеза:

а) ожоговой болезни;

б) кесонной болезни;

в) лучевой болезни.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ. Занятие практическое.

1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.

2. Фронтальный разбор основных вопросов темы.

3. Самостоятельное выполнение студентами экспериментальных работ по изучению характера поражения живых тканей кислотами и щелочами и особенностей повреждающего действия электротока в зависимости от путей распространения его по организму.

4. Самостоятельное решение проблемных задач.

5. Фронтальный разбор решений проблемных задач.

ООД

к выполнению работы "Повреждающее действие переменного
электрического тока в зависимости от точки приложения электродов"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка лягушки к эксперименту. 1. Закрепить лягушку на препаровальной доске и обнажить сердце. Для этого хирургическим пинцетом захватить мечевидный отросток грудины и строго под пинцетом ножницами срезать кожу вместе с грудиной и мягкими тканями. После этого присоединить к лягушке электроды согласно обозначениям на панели электрораздражителя.
2. Выполнение эксперимента. 2. Определить частоту сердечных сокращений (ЧСС) перед нанесением электровоздействия и нажатием кнопки I пропустить ток в течение 3 секунд через задние конечности. Определить время (длительность) остановки сердца и длительность восстановительного периода, т.е. время возвращения ЧСС к исходному уровню. Далее эти же показатели определить при пропускании тока в течение 3-х секунд по II и III направлениям.
3. Анализ полученных данных. 3. Сравнить характер расстройства сердечной деятельности при прохождении тока в I, II и III направлениях и объяснить механизмы, обусловившие различное нарушение функций сердца.
4. Оформление протокола. 4. Протокол оформить по принятой схеме, результаты опыта представить в виде таблицы, написать объяснение их и вывод.

ООД

к выполнению работы

"Действие на организм сильных кислот и щелочей"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка лягушки к эксперименту. 1. После выполнения работы с электротоком лягушку обездвижить и положить на препаровальную дощечку.
2. Выполнение эксперимента. 2. На кожу конечностей лягушки нанести по 1 капле 10% растворов серной кислоты и едкого натра и через 10 мин определить характер и глубину поражения тканей кислотой и щелочью. Для этого необходимо определить внешний вид пораженной ткани, разрезать кожу и определить четкость границ и степень поражения ее кислотой и щелочью; а также поражения мягких тканей.
3. Анализ результатов эксперимента. 3. Сравнить поражения кожи и тканей кислотой и щелочью и объяснить характер и глубину поражений, исходя из различий действия на ткани кислот и щелочей.
4. Оформление протокола. 4. Данные опыта представить в виде таблицы, написать объяснение и вывод.

НАРКОМАНИИ. ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛИЗМА

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Проблема борьбы с наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом является одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем в большинстве стран мира в связи с их широким распространением и высокой смертностью от них среди различных групп населения. Поэтому знание формирования наркоманической зависимости - явлений психической и физической зависимости и патогенетической терапии этих явлений необходимо каждому врачу, включая педиатров, для успешного их лечения и профилактики.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самостоятельного изучения материала студент должен знать:

- сущность понятия наркоманической зависимости и механизмы ее формирования, а именно патофизиологические основы психической и психологической зависимости;

- основные механизмы влияния экзогенного этанола на организм человека, а также формирования толерантности и абстинентного синдрома;

- особенности наркоманий детского и юношеского возраста;

- основные принципы патогенетической терапии и профилактики наркоманий.

Наши рекомендации