Избранные статьи по холистической психотерапии

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ ПО ХОЛИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Санкт-Петербург

2016 год

ТЕЛЕСНОСТЬ И ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Сложившееся в настоящее время отождествление понятия – «личность» исключительно с «внутренними», интеллектуально-психическими характеристиками и их противопоставление телу и телесности порождает существенные негативные последствия как теоретического, так и практического характера [11]. Разъединения телесности, душевной организации и духовного мира индивидуума, разведение «внутреннего» мира человека и его внешней данности влечет за собой также и целый ряд психосоциальных проблем. Например, это – формирование «одномерной», «частичной» (нецелостной) личности, у которой «голова», «душа» и тело находятся в дисгармонии, при этом Духу, вообще, «не находится места».

Личность – это «телесно-данное-для-себя-бытие». «По телу только мы и можем судить о личности, тело – не мертвая механика неизвестно каких атомов. Тело – живой лик души, неотъемлемая стихия личности»[5].

Для психотерапевтической практики важно определять и разделять понятия «тело» и «телесность». Представления психотерапевта (психолога-консультанта) о теле и телесности формируются в зависимости от того, в какой «системе координат» он рассматривается себя и своего клиента – в холистической или дихотомической. Представляется важным то, трактуется ли им собственное тело и собственная телесность, а также тело и телесность клиента, как равноправный элемент в единой (целостной) системе, во взаимосвязи с другими атрибутами человеческого бытия, или же утверждается отдельность и обособленность тела и телесности.

Как известно, слово «телесность» появилось в словарях русского языка в первой половине XX века. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даля статья «тело» не выделялась, но была представлена статья «плоть», в которой плоть отождествлялась с понятием «тело животного и человека; все вещество, из коего состоит животное тело…».

Выделяют [9] четыре основных типологических подхода к проблеме человеческой телесности.

Первый подход связан с представлением о первичности тела по отношению к душе, то есть тело служит фундаментом человеческой психики. Такой подход наиболее полно представлен в трудах 3. Фрейда и его последователей.

Вторая группа исследователей настаивает на примате души по отношению к телу. При этом тело рассматривается как простое вместилище духа, которое «облагораживает» тело и позволяет человеку отличаться от животных. Элементы такого подхода можно выявить в философских работах М. Шелера.

Третий подход к проблеме телесности связан с представлением о дуализме души и тела, который наиболее ярко прослеживается в трудах Спинозы.

Наконец, последняя четвертая группа учёных утверждает, что и тело и душа не обладают статусом полной суверенности, первичности или автономности. Тело одушевлено, а душа телесна. Иначе, тело и душа – это взаимосвязанные, конвергентные (слитые воедино) начала единого человеческого существа – индивидуума, единой человеческой целостности.

Анализируя сущность человеческого тела и телесности, М. Мерло-Понти рассматривает их не как объективную вещь, не как внешнюю реальность, а как особый чувственно-смысловой феномен, который в христианстве именовали плотью. Каким образом, в исследованиях телесного бытия в конце XX – начале XXI века было установлено, что телесность не вполне идентична телу, что она «шире» и «больше» тела, а в телесно-метафорических проявлениях способна выражать психологические проблемы человека [7].

Человеческая плоть – это сложный природно-культурный феномен, особая точка пересечения внешнего мира с внутренним миром, в которой осуществляется не просто их соприкосновение, но и осмысление сосуществования. Плоть – это чувственно-смысловая материальная оболочка человека, благодаря которой осуществляются рефлексия и ментальность путём предания всему временности и пространственной ориентации.

Плоть позволяет человеку воспринимать мир и переживать эту вовлечённость как своё теперешнее бытие [9]. В.А. Подорога пишет: «субъективность, или то, что мы иногда называем суверенностью человеческой личности, появляется из множества следов, оставленных на человеческих телах» [10].

Физическая ограниченность (кожей и слизистыми) тела человека не совпадает с ощущением и пониманием своего тела. Как правило, рассматривая свое физическое тело в качестве «ядра», человек воспринимает себя как телесное существо больше, чем реально занимает его тело.

В холистической психотерапии мы обращаемся к феномену телесности (плоти), как к некому избытку тела, к тому, во что оно (физическое тело) простирается в пространстве, становясь материей исполненного желания [10]. Кроме того, временное его измерение «соткано» из разных времён, которые, переплетаясь, нарушают его обычную линейную последовательность, так как одновременно в жизненном пространстве человека может существовать прошлое, настоящее и будущее его телесности. Помимо этого в телесное пространство человека входят явления сознания и самосознания.

Составляющими элементами единства человеческой организации является тождество объективного и субъективного, «природного» и социального, соматического и психического, которое может рассматриваться в качестве внутреннего источника развития целостной телесности человека [9]. Этот постоянно действующий источник делает возможным развитие и саморазвитие телесной человеческой целостности при постоянном обмене ее с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Тело (слав. tъlo; лат. tellus – основа, почва, земля), по свидетельству словарных описаний, является, с другой стороны, вполне материальным объектом, поскольку одним из важнейших условий образования механизмов, формирующих телесность, являются свойства биологического организма человека и особенности формы тела человека [11]. Тело человека, как отмечают У. Матурана и Ф. Варела, представляет собой живую, открытую, оптимально функционирующую сложнейшую, саморегулирующуюся и самообновляющуюся биологическую систему с присущими ей принципами самосохранения и приспособляемости [6].

В русском языке помимо слова «тело», определяющего безжизненную материю, существовало другое слово – «тель», ныне вышедшее из активного употребления и обозначавшее живого, чувствующего человека. В немецком языке мы также встречаем два этих слова: одно из них обозначает физическое тело, которое «имеют» («Körper»), а другое – динамическую форму, через которую человек «являет себя» («Leib») [3]. В своей работе «Феноменология восприятия» М. Мерло-Понти также обращается к введенному ранее Э. Гуссерлем различию между «физическим телом (Körper)» и «телом-телесностью, моим телом (Leib) [7]. Leib-модель легла в основу целостного («телесно-ориентированного») психотерапевтического подхода немецкого психотерапевта Удо Баера [1].

Таким образом, «телесность», или «тельность» (плоть, живое, одушевленное, динамическое тело, тель) формирует единое пространство, позволяющее наблюдать в естественной целостности природные, психологические и социокультурные манифестации человеческой сущности [16] и восстанавливать утраченную целостность в холистической (цельно-ориентированной) терапии.

Холистический подход подразумевает единство организма человека, его души и духа, причем душа является «связующим мостиком» телесного и духовного в человеке.

Тело дает Духу возможность оформиться, онтологически «оплотниться», выразиться бытийно. Дух ищет материального проводника – форму; тело, будучи формой, ищет содержание, способное полнокровно его наполнить и «оправдать». С. Н. Булгаков писал: «… в теле, с телом и через тело совершается вся наша жизнь, оно есть лаборатория для духа, где он вырабатывает самого себя в своих функциях» [2].

Логика развития интегративной (восполняющей целостность), «биопсихосоциодуховной» модели, предложенного нами ранее [15] «соматотеоэтнопсихологического» подхода (СТЭП-подхода), введение понятия – «тельность» приводит нас к холистическим взглядам в современной психотерапии.

Холистический подход к пониманию человека и его тела, который в отечественной психотерапевтической традиции уходит корнями в работы академика В.М. Бехтерева, в созданное им междисциплинарное направление – «психоневрологию» (психология + неврология) [8], представлен также в трудах современных отечественных мыслителей В.А. Подороги, А.Ш. Тхостова и др. «Близкая к полной» картина описания параметров телесности может быть достигнута только на базе комплекса междисциплинарных, или «интегральных идей» по К. Уилберу, объединенных рамками одной, по нашему мнению, холистической концепцией [11].

Среди существующего в настоящее время многообразия психотерапевтических моделей, позволяющих помогать клиенту целостно, особое место занимают методики и техники холистической психотерапии [12]. Целью холистической психотерапии является повышение осознанности в зоне психической скотомы («слепого пятна») по запросу клиента. Принятие через Осознавание клиентом проблемной ситуации, интеграция личного опыта позволяет восстановить целостное восприятие клиентом «психотравмирующей» ситуации, на которую символически указывали симптомы и жалобы и «разотождествить» себя с этой ситуацией.

Так как, тельность (телесность) актуализируется в результате «касания» (Ж.-П. Сартр) и/или «взгляда» (В.А. Подпорога), то в нашей практике в равной степени представлены контактные и бесконтактные техники и методики взаимодействия с тельностью (телесностью) клиента [16].

Тельность в нашем подходе проявляется через четверосоставность (телесные ощущения, эмоционально-чувственные переживания, образы телесных ощущений и когнитивно-поведенческие паттерны). «Симфония четверосоставности» позволяет через интендирование жизненных событий, ситуаций, объектов, реинтерпретацию и комплексирование разнородных данных клиента восстановить цельность, как часть органического процесса холистической психотерапии [14].

Возникающее в ходе терапии Осознавание [13], не только помогает клиенту освободиться от симптома, но и открывает неосознаваемые ранее причины возникновения невротического нарушения, или психосоматического расстройства.

В заключении, проиллюстрируем холистический подход к проблеме человеческой телесности словами В.Л. Круткина: «… тело не часть человека, а весь человек. Быть – это значит быть телесным» [4].

Быть целостным – это характеристика человеческой телесности (тельности), которая проявляется в ходе холистической психотерапии!

Литература.

1. Баер У. Творческая терапия – Терапия творчеством (теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности) / Пер. с нем. Е.Климовой и В.Комаровой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2013. – 552 с.,

2. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С. 90 – 98,

3. Зинченко В.П., Леви Т.С. Психология телесности. Между душой и телом. – М.: АСТ МОСКВА, 2011. – 736 с.,

4. Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности: (философские очерки). – Ижевск: КГУ, 1993. – 169 с.,

5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001. – 422 с.,

6.Матурана У., Варела Ф. Древо познания / Пер. с англ. Ю. А. Данилова. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 224 с.,

7. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. 1945. – СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. – 605 с.,

8. Незнанов Н.Г., Акименко М.А. Холистический подход В.М. Бехтерева в современной неврологии и психиатрии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2012. – №1. – С. 3 – 6,

9. Некрасова, Н.А. Феномен человеческой телесности / Н.А. Некрасова, А.А. Горяинов // Аналитика культурологии. Тамб. гос. Универ. Им. Г.Р.Державина – 2008. – №11. – С. 182 – 185,

10. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992 – 1994. – М.: «Ad Marginem», 1995. – 340 с.,

11. Романов А.А. Вербо- и психосоматика телесного бытия человека / Романов А. А., Сорокин Ю. А. // Вербо- и психосоматика: две карты человеческого тела: монография. – М.:ИЯ РАН – Тверь: АГРОСФЕРА ТГСХА, 2008. – С. 17–56.,

12. Старостин О.А. Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии // Психотерапия. – 2013. – №2(122). – С.23–26,

13. Старостин О.А. Осознавание с опорой на тело как основной действующий фактор в холистической психотерапии и реабилитации невротических нарушений и психосоматических расстройств / «Психологические, естественно - научные и философские проблемы современного общества» 27 декабря 2012 // Материалы межвузовской научно-практической конференции. – СПб.: МИЭП, 2012. – С.79–83,

14. Старостин О.А. Феномен «тельности» и холистический подход в психотерапии психосоматических расстройств. / Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике, Санкт-Петербург, ноябрь, 2013 г. – Вып. ХII. // Под ред. В.И. Мазурова. – СПб.: Изд-во Виктория плюс. – 2013. – С. 227 –230,

15. Старостин О.А. Холистический подход в диагностике и психотерапии соматоформных расстройств // Вестник психотерапии. – №47(52). – 2013, – С.23–29,

16. Цветус-Сальхова Т.Э. К определению понятий «тело» и «телесность» // Профессиональное образование в современном мире. – Новосибирск: Новосиб. гос. агр. универ. – 2010. – № 2(5). – С. 101 – 107.

Литература

1. Березанцев А.Ю. Соматопсихические и психосоматические расстройства: вопросы систематики и синдромологии (клинико-психологический аспект). [Электронный ресурс] / Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2011. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 15.03.2013).

2. Григорьева Е.А. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений / Е.А. Григорьева, Л.К. Хохлов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2011. – № 2. С. 30-33.

3. Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей : [ монография / Г.И. Григорьев, А.А. Александров, Г.И. Алексеев и др. ] ; под. ред. Г.И. Григорьева ; С.-Петерб. мед. акад. последиплом. образования, Междунар. ин-т резерв. возможностей человека, Об-во трезвости и милосердия [ и др. ]. – СПб. : ВМедА, 2008. – 504 с.

4. Каплан Г. Клиническая психиатрия / Г. Каплан, Б. Сэдок. – М.: Гэотар Медицина, 1999. – 602 с.

5. Кулаков С. А. Биопсихосоциодуховная и синергетическая модель развития онкологического заболевания: системный подход / Известия РГПУ им. А.И. Герцена.– СПб, 2009.– №100.-С.131-142.

6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: МКБ-10. Десятый пересмотр, в 4-х книгах. – М.: Медицина, 2003. – 2432 с.

7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1987. – 168 с.

8. Основы психосоматической медицины / Под ред. У.В. Лебедевой, Н.Г. Незнанова, Л.И. Вассермана. – СПб: Изд-во СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, 2008. – 26 с.

9. Старостин О.А. Осознавание с опорой на тело как основной действующий фактор в холистической психотерапии и реабилитации невротических нарушений и психосоматических расстройств / «Психологические, естественно - научные и философские проблемы современного общества» 27 декабря 2012 // Материалы межвузовской научно-практической конференции. – СПб. : МИЭП, 2012.– С.79-83.

10. Старостин О.А. Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии / Психотерапия.– 2013. – №2(122). – С.23-26.

11. Шипачев Р.Ю. Возможность применения краткосрочной интегративной психотерапии для лечения психосоматических расстройств / Р.Ю. Шипачев // Вестн. психотерапии. – 2013. – №45(50). – С.18-25.

Когда будет срублено последнее дерево,

Когда будет отравлена последняя река,

Когда будет поймана последняя птица,-

Только тогда вы поймёте, что

Деньги нельзя есть.

Сидящий Бык, индейский вождь, XIX век.

Эсопедия - холистическая методика диагностики, коррекции и развития отношений с деньгами с опорой на тело.*

Крах американской ипотечной системы и, последовавший за ним, финансовый кризис 2008-2009 годов показали иллюзорность системы ценностей заемщиков. Соглашаясь с логикой профессора Преображенского из известного романа М.Булгакова о том, что разруха не в клозетах, но в головах, мы считаем, что истоки мирового финансового кризиса кроются, в том числе, и в неадекватном восприятии денег населением США и Земли в целом. «Кризис», таким образом, не только в финансах, и не только в головах, но и в «телах» людей. Под «телом» мы понимаем не просто объект, или организм, но живое, «одухотворённое тело» - «плоть», а также субъективную опору для Осознавания - субъективную (первичную) телесность.

Некоторые авторы [4, 5] занимаются исследованием отношений человека с деньгами, предлагают пути обретения богатства, исследуют те трудности, которые возникают у человека на этом пути.

В этой статье мы предлагаем возможные пути гармонизации и совершенствования отношений с деньгами.

На наш взгляд, все мы рождены с огромным внутренним потенциалом, способным обеспечить нам все желаемое в этой жизни, в том числе и материальные блага, включая деньги. Этот потенциал каждый из нас стремится раскрыть и раскрывает всю свою жизнь. Силой, способной обеспечить раскрытие этого потенциала является Осознавание, которое является основным методом эсопедии (эс- лат., деньги, педия - изменение, развитие).

Термин «осознавание» активно используется в психологи и психотерапии, но часто представление о нем размыто. Осознавание отличается от «знания» о предмете, полученного из книг, теорий и концепций. Также отличается оно от интеллектуального представления, полученного путем «думанья» и «рассуждения». Все это является лишь одной четвертой частью полного Осознавания. Чтобы это было понятно, необходимо ввести понимание «Четырех Квадрантов Осознавания» [3]. Мы предполагаем, что всё многообразие интрапсихических явлений на практике описать в виде «Круга Осознавания», состоящего из четырех частей (квадрантов): образы телесных ощущений, эмоции, ощущения и мысли.

Предлагаемые нами представления о «Квадрантах Осознавания» соответствуют данным, полученным при изучении межполушарной асимметрии функций головного мозга,различий между высшими и низшими, корковыми и подкорковыми функциями центральной нервной системы [1]. Подобная схема восприятия Мира обнаружена нами в традиционных представлениях североамериканских индейцев (Целительное Колесо Жизни племён прерий-Навахо), которая являлась у них сакральным символом. Похожее описание Мира мы встречаем с древних времён через первоэлементы (огонь, вода, воздух, земля), которые присутствовали в теории Гиппократа. Похожая «четверица» (ощущения, интуиция, чувства, мышление) была также предложена К. Юнгом. Основой для подобного понимания Осознавания могут служить знания тибетских ученых [2], много веков развивающих и реализующих его на практике.

Опорой для Осознавания мы избираем наше собственное тело в его уникальной роли субъекта и объекта одновременно, что делает его «мостом» между внешним и внутренним миром, сознательным и «бессознательным». С этой целью нами предложен ряд техник работы с различными частями тела, которые наделяются, с этой точки зрения, глубоким символическим смыслом. Представления о топической соматопсихологии- представления о теле как о «контурной карте» души, служат помогающим активом в конкретном случае Осознавания человеком самого себя в интересующей его (по запросу) ситуации. В теле человека находятся все признаки имеющегося в нём потенциала и все препятствия к его раскрытию. Тело является отражением всего внешнего мира - первичная телесность, а весь внешний мир является отражением нашего тела- вторичная телесность.

Всё то, что мы видим, слышим и осязаем вокруг себя - это отражение (образы) тех процессов, которые протекают в «центрах» нашей телесности. Они могут быть гармоничные, «изобильные», а могут быть и «скудные», и «препятствующие». Тело - это «карта» личного мира и одновременно «путь», в том числе и к богатству, который лежит через освобождение и раскрепощение «энергий» тела, мыслей, чувств и образов.

Одна из техник Осознавания, которую мы обычно используем на начальном этапе эсопедии называется рисунок «Тени на песке», что служит начальной эсопедической диагностикой и тесно связанной с ней коррекцией в рамках эсопедического запроса. Мы предлагаем клиенту, или участникам группы нарисовать на бумаге «контур тела, имея ввиду себя». Точность изображения, стиль и качество изображения значения не имеют (иногда мы можем использовать заранее приготовленные листы с нарисованным контуром тела). Затем мы предлагаем на этом рисунке обозначить, где находятся «деньги» - ощущения с ними связанные, их образы в теле, т.е. образы телесных ощущений связанных с деньгами. Это могут быть образы внутри или вне тела. Важно отметить, что образы денег «вообще» и «своих» денег, как правило, отличаются. Так образы «своих» денег преимущественно располагаются «внутри», в теле, или на теле, а образы, связанные с деньгами «вообще», «чужими» деньгами находятся вовне, за пределами тела, что кажется нам вполне закономерным (метафора -«своя рубашка ближе к телу»). «Эсопозитивные» образы, связанные с деньгами - «обильные», «наполненные», «светлые», «вкусные», «полноводные», «плодоносные». Они нравятся человеку, и он не хочет, чтобы они изменялись. Дисгармоничные же, «эсонегативные» образы в противоположность будут «скудными», «чахлыми», «тусклыми», «несъедобными», «пересохшими», «пустынными». Эти образы негативно воспринимаются человеком, часто вызывают удивление, раздражение и желание от них избавиться, их изменить, что и является показанием к эсопедии. Эта диагностика сразу и четко проявляет и фокус проблемы с деньгами у отдельного клиента: связана ли она с его личными проблемами, или мировым «кризисом», «его деньгами» или «деньгами вообще»?

Если это образы, связанные со «своими» деньгами, или точнее, с «телами платёжных средств»[6], то они могут располагаться на разных, практически на всех, частях тела: на голове, в руках, на груди, на пояснице и области таза и даже на ногах. Вероятно, существующая в культурах многих стран традиция украшения своего тела монетами (в головных уборах, монисто и медальоны, цыганские украшения на груди, обилие монет на бёдрах восточных танцовщиц и индийская традиция украшения щиколоток) интуитивно проявляет компенсаторно-усиливающую функцию аксессуаров одежды, связанную с телесно-психологическими феноменами и соответствует нашим представлениям о топической соматопсихологии и иерархии организации психического, соответсвующего отношениям к деньгам. Так расположение образов денег в руках может говорить о роли денег в социальной активности, в ногах - наличие опоры и возможности что-то менять в жизни, в области таза- роли денег в удовлетворении базовых потребностей, а на плечах - ответственности человека за распоряжение (часто чужими) деньгами. «Эсонегативные» образы, которые мы встречаем в эсопедии могут представлять из себя « тяжёлые рюкзаки за плечами», «кандалы на ногах», «корсеты на груди», «ржавые замки у сердца», «погоны на плечах», «клинья», «воронки» в груди, и т.д. Важно отметить, что Осознавание своих отношений с деньгами проходит по всем Четырём Квадрантам, поэтому за первоначально, казалось бы, «эсопозитивными» образами, после Осознавания фактического положения дел с деньгами, могут «проступить» другие, характеризующие существующую проблему и более истинные, «эсонегативные» образы. Образы, связанные с деньгами «вообще» часто проявлялись в виде «оболочки», «плёнки», «палатки», которые располагались вокруг самого человека. Это также могли быть некие «пещеры с сокровищами», «клады», «россыпи драгоценных камней». Нами обнаружена закономерность трансформации образов в ходе осознавания по эсопедическому запросу. Динамика образов характеризует изменение отношения самого человека к финансовой проблеме. Например, на одном из семинаров, который проводили авторы, у одной из участниц произошла следующая динамика образов: вначале это была «чёрный бесформенный тяжёлый мешок на голове», затем « украшенная драгоценными камнями сумочка в правой руке» и наконец « эта же, своя сумочка, но среди россыпи чужих драгоценностей».

Осознавание образов, являющихся фактически телесными знаками богатства и денежных затруднений, является первым шагом на пути к индивидуальным позитивным эсопедическим изменениям.

В эсопедических целях можно также найти «Центр Тела»[7], или, как мы это определяем «соматопсихологическую акцентуацию» человека. Часто состоятельные люди имеют «центр тела», «акцентуацию» на ногах, что символизирует «надёжную опору в жизни ». Люди растущие «из ног» солидны, основательны, надёжны, степенны, склонны к накоплению капитала, активов, строят отношения « на века». Они подвержены влиянию рода, клана, любят гарантии. «Родил сына, посадил дерево, построил дом» - это про них. В своей эсопедической практике мы используем упражнение-«Опора в Жизни». «Эмпатически» прикасаясь к подошвам ступней ног клиента, мы показываем ему «на чём он стоит», то есть насколько надёжна его жизненная опора. Если образ оказывается негативным (например, «болото»), то коррекция данного образа может послужить началом эсопедической сессии. «Трон Изобилия», «Венец Достатка»- это другие упражнения, которые используются нами в эсопедии. «Трон Изобилия» через Осознование образов телесных ощущений позволяет проявить «сидит ли человек на деньгах, или даже в них купается», или « сидит в яме», а « Венец Достатка» помогает осознать клиенту находится ли у него на голове « красивая расшитая золотыми узорами шапочка», или «тяжёлая бетонная плита» (примеры образов телесных ощущений).

В соответствие с нашими представлениями о топической соматопсихологии спина символизирует опору в жизни, а нижняя её часть, поясница, крестец очень часто отражают материальную составляющую этой опоры. Удивительным образом болезненные ощущения в области поясницы и особенно крестца достоверно часто описываются в виде различного рода эквивалентов и собственно « тел платёжных средств»: ожерелья из жемчуга, драгоценные камни и даже монеты. Истории, извлекаемые нами из этих образов с целью Осознавания, как правило, точно указывают на жизненные обстоятельства из прошлого наших клиентов, связанные с денежными затруднениями и отсутствием, или потерей финансовой стабильности. Проблемы, связанные с деньгами, страхи по поводу денег достоверно вероятно лежат в основе возникновения и развития болевых синдромов в нижней части спины и крестце, приводят и усугубляют течение дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника (остеохондроза и др.).

В ходе эсопедии мы помогаем осознать нашему клиенту мысли и убеждения, связанные с деньгами. Существуют типичные мысли и убеждения, мешающие обретению богатства, «эсонегативные» мысли и эсо-позитивные мысли: «деньги - это средство для приобретения товаров, услуг, результатов труда, одна из возможностей жить и творить, изменять мир к лучшему, удовлетворять свои потребности, возможность развиваться, помочь близким и т.д.». Мы также помогаем нашему клиенту проявить и осознать его эмоции и чувства в отношении денег. Например, люди часто испытывают страх, непонятную, иррациональную, или понятную и рациональную, но непродуктивную тревогу, связанную с деньгами, слишком большую привязанность к ним.

Мы предлагаем рассматривать отношение к деньгам на разных уровнях (сверху вниз):

1. Дар Божий, как и все остальное в этой жизни;

2. Средство достижения мечты, помыслов и намерений;

3. Средство достижения жизненных целей для себя и других;

4.Средство саморазвития, изменения, гармонизации мира;

5. Средство управления и власти;

6. Средство получения и доставления удовольствия, исполнения основных, «базисных» желаний.

7. Средство для выживания и сохранения себя.

Эти уровни можно сравнить с «пластами бытия» [6], и в этом случае первый уровень в нашей терминологии будет, вероятно, в большей степени соответствовать сакральному пласту (абсолютно целостный, способ соединения с Богом), второй и частично третий – секулярному (дает инструктивную ориентацию деятельности, относительно самостоятельно), третий и частично четвёртый – обыденному (сугубо локальный, решаются стандартные повседневные задачи), четвёртый, пятый и шестой - функциональному (большую степень детализации и инструментализации), и, наконец, седьмой – информационному (соответствует принятому стандарту текущей активности).

Мы считаем, что на каком уровне человек способен воспринимать деньги, таковы те деньги, которыми он, в итоге, обладает!

Пример №1. На семинаре по эсопедии, после выполнения рисунка «Тени на песке» участница группы - Галина обнаруживает у себя в левой височной области головы образ «пробки». Ведущий (О.) предлагает осознать, с чем этот образ связан в жизни Галины (Г.) и какое отношение этот образ имеет к деньгам в её жизни. Г. соглашается поработать, группа поддерживает это решение.

О.: У нас 15-20 минут. Успеем? (обращается к Г., к её бессознательному)

Г.: Да. Может быть даже и 5-ти минут хватит (так проявляется готовность Г. к изменениям!)

О.: Садится рядом с Г. и эмпатически прикасается указательным, средним и безымянным пальцами к той части головы, где Г. Обнаружила образ «пробки».

О.: Итак, что здесь?

Г.: Пробка…

О.: (продолжая периодически прикасаться к этому месту): Какого она цвета? Большая, маленькая? Из чего сделана, из какого материала? (продолжается описание, актуализация образа)

Г.: Чёрная такая, похожа на резиновую …Такими в аптеке пузырьки со спиртом закрывали…(смеётся) Откуда это? (удивляется, что пришёл в голову такой образ)

О.:А были в Вашей жизни какие-то истории связанные с аптекой, пузырьками? (ведущий периодически прикасается к височной части головы Г., где находится образ «пробки»)

Г.: Да. В детстве. Мы жили рядом с аптекой. Там работала подруга моей мамы провизором…(интересно то, в этот момент Г. была очень близка к тому, чтобы осознать с чем связан образ «пробки», это будет понятно из дальнейшего описания сессии)

О.: Сколько Вам лет тогда было?

Г.: Наверное, года три примерно.

О.: Что-то меняется в образе? (ведущий указывает на возможность изменений )

Г.: Нет. Та же пробка (отсутствие динамики изменения образа указывает на то, что он ещё не полностью осознан. В частности, не были проявлены чувства, связанные с этим образом)

О.: Нравится она Вам, не нравится?

Г.: Не нравится, конечно! Уберите её! (Г. морщится, всем телом показывая как ей неприятна эта пробка). Вот так её уберите - п-у-у-м - как из бутылки! И всё!( изображает руками открывание пробки из бутылки, губами подражает звуку, смеётся) Алкоголизм какой-то: спирт, бутылки…

О.: Что Вы сейчас чувствуете?

Г.: Раздражение. Выньте же эту пробку!

О.: Что вспоминается, когда Вы думаете про бутылки, открывание пробок? В Вашей жизни были такие истории?

Г.: Да, в детстве…

О.: Сколько Вам сейчас лет?

Г.: Ну также - три. Мужики в парке, по дороге в аптеку собирались, пили, бутылки так открывали…

О.: И что Вы чувствуете сейчас?

Г.: Сильное, очень сильное раздражение! Как вы меня раздражаете!

О.: Кто на самом деле Вас раздражает?

Г.: Мужик.

О.: Мужик? Какой мужик?

Г.: Такой страшный мужик, с бородой.

О.: Был такой мужик в Вашей жизни?

Г.: Ну да, там же, в парке, ходил такой…

О.: Раздражает сейчас?

Г.: Да. Очень сильно.

О.: Скажите ему об этом.

Г.: Как ты меня раздражаешь мужик! Что ты всё ходишь за мной!?

О.: Давайте вернёмся к пробке (прикасается к левой височной области). Что здесь?

Что изменилось? Осталась пробка?

Г.: Да осталась, но она другая.

О.: Опишите её.

Г.: Она стала меньше, светлее.

О.: На что похожа?

Г.: Похожа на пробку, которой закрывают пузырьки из-под пенициллина…

О.: Опять аптечная тема. Были такие пузырьки в вашей жизни, какие -то истории с ними связаны, что вспоминается, приходит в голову?

Г.: Да. У меня брат сильно болел, его лечили, пузырьки, много лекарств… Потом он умер.

(Г. начинает плакать) Брату, помню, такие большие посылки в больницу собирали, много всего разного вкусного, нам так много не давали.

О.: Завидовали тогда брату?

Г.: Конечно! Там было такое богатство!

О.: Да, богатство…(пауза) Что с пробкой, есть ещё? (прикасается к левой височной области)

Г.: Почти нет, маленькая такая, в точку превратилась. Может уже не трогать её, так оставить?

О.: Вам решать. Не мешает она Вам?

Г.: Мешает, но я боюсь, что пробку выну, а в голове пусто (смеётся). Давайте попробуем.

О.: Что здесь? (прикасается к пробке)

Г.: Постепенно уменьшается, рассасывается. Всё. Нет её.

О.: Проверим?

Г.: Кивает головой.

О. поочерёдно прикасается к левому и правому виску, просит сравнить ощущения, они одинаковые, лишь слева, по словам Г., остаётся «след» от пробки, который скоро пройдёт.

Комментарий: В этом случае в процессе терапии в удивительно короткое время - в течение одной терапевтической сессии, - произошло глубокое Осознавание клиенткой «травматичного» переживания, связанного с запросом на эсопедию - с деньгами, с богатством. Им оказалось детское переживание зависти к брату и одновременно формирование запрета хотеть богатство, так как это желание вступало в конфликт с любовью к брату и долженствованием этой любви. Интересно, что травматичное переживание было скрыто другой «психотравмой», более позднего или почти одновременного периода, в которой присутствовал страх перед «мужиками», распивавшими на улице - то есть символом бедности и отказа от богатства в угоду иллюзорному и временному счастью от алкоголя.
Таким образом «запрет на богатство» (посылки отправлялись брату) – «желание его в изменённой форме» (зависть) – «страх перед бедностью и десоциализацией» («выпивающие мужики») слились в единый «травматичный» многослойный комплекс, спроецированный в одну и ту же зону тела - левую височную область, которая и реагировала болезненно в процессе эсопедии. «Распутывание» этого «клубка» привело к освобождению и от страха, и от зависти, и от запрета. Разумеется, было бы желательно, продолжение работы с этой женщиной по пути более полного понимания и принятия произошедших изменений в её жизнь, а также консультативное её сопровождение. Левая височная область, часто задействованная, как показывает практика, в «запретах на богатство», имеет, с точки зрения топической соматопсихологии, отношение к прошлому и женскому. И то, и другое играло, в данном примере свою роль - запрет налагала мать, и это происходило в детстве.

Страх, что «после вытаскивания пробки не останется ничего» указывает на отдаленно заторможенное эсо-развитие, практически полное отсутствие какой - бы то ни было идентификации в этой области. Что не удивительно, если учесть давность и ранний возраст возникновения «травмы».

Женщина нуждается в эсопедии «с нуля», с самого раннего периода развития. Но даже если терапия ограничится описанным опытом, тот факт, что препятствия к развитию были убраны - путем спокойного и с принятием Осознавания и перепроживания детского «эсо-травматичного» опыта, - открывает возможности и для спонтанного и самостоятельного развития и реадаптации её в этом направлении.

Пример№2. Ещё один случай эсопедического самоосознавания, пример так называемой «зеркальной работы» в группе, мы приводим, из-за его цельности и яркости, полностью, без сокращений: «Я шла на семинар ( по эсопедии- прим. авторов) с очень хорошим позитивным намерением открыть для себя что-то новое и получить полезные знания. Нам было предложено прочувствовать в теле свои реакции на деньги. Сформировать те мысли, образы и ощущения, которые приходят на ум спонтанно при слове «деньги» и размышлении о них.

Для наглядности примера был вызван один человек с наиболее ярким негативным образом («тяжёлый рюкзак за плечами»- прим. авторов) и на нем демонстрировалась техника работы (Осознавание в рамках эс<

Наши рекомендации