Вклад в развитие медицины раннего и развитого средневековья Абу Ибн Сины (Авиценны) и Аль- Рази.
В 980 г. недалеко от Бухары, (территория Узбекистана) родился Абу Али ибн Сина — великий ученый-энциклопедист. На латинском Западе его имя со временем трансформировалось в «Авиценна».
Ибн Сина оставил более 450 сочинений, из которых до наших дней сохранилось лишь 238. К 18 годам Ибн Сина овладел всеми знаниями, накопленными в те времена.
Его «Канон медицины» явился энциклопедией Медицинских знаний эпохи Ибн Сины. Он состоит из пяти книг, каждая из вторых делится на части, статьи и параграфы.
Первая книга посвящена теории медицины и состоит из четырех больших разделов: введение, анатомия и физиология; причины болезней; симптомы «и сохранении здоровья» является крупнейшим гигиеническим компендиумом древности.
Вторая книга посвящена простым лекарствам растительного и животного происхождения, «в которых нет искусственно изготовленного состава».
В третьей, весьма обширной, книге описаны отдельные болезни (головы ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам — «от головы до пят»), их диаг- ностика и лечение. Причем все болезни систематизированы по разделам. Так болезни глаз описаны в главе «Болезни головы» и представлены в четком последовательном изложении.
Четвертая книга посвящена методам лечения (хирургия, лечение вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т.д.) и общим заболеваниям организма (заразные болезни, лихорадки, учение о ядах, косметика). Описывая хирургические операции, он выделяет три момента: 1) знание анатомии, 2) чистота хирургического инструмента и 3) особая забота о пациенте после операции. Для некоторых операций он предлагает специальный инструмент, например kasatiz для удаления почечных камней.
В пятой книге описаны «сложные» лекарства, яды и противоядия.
В целом в «Каноне» представлено 811 лекарственных средств растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Многие из них несправедливо забыты, и только около 150 используются в современной медицине.
Выдающимся философом, врачом и химиком Раннего средневековья был перс Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа ал-Рази 850 — 923 гг.). Родился недалеко от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно — когда ему было около 30 лет. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. С именем ал-Рази связано применение ваты в медицине, изобретение ряда инструментов, например, для извлечения инородных тел из гортани.
Среди 236 известных произведений ал-Рази (из которых сохранилось не более 30) особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори», который признается одним из самых замечательных трудов средневековой арабоязычной медицинской литературы. Даже сегодня этот трактат не утрами своей научной ценности. В нем ал-Рази четко сформулировал идею заразности оспы и кори, описал их дифференциальную диагностику.
Другое сочинение ал-Рази «Медицинская книга» в 10 томах— энциклопедический труд, обобщил знания того времени в области теории медицины, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и заразных болезней.
Ал-Рази часто посещал неимущих больных и даже составил для них специальную книгу «Для тех, у кого нет врача». С его именем связано первое в арабоязычном мире ведение четкой документации о каждом больном (своего рода «историй болезней»). Ученики ал-Рази сохранили наследие своего учителя и после его смерти обобщили в фундаментальном труде «Всеобъемлющая книга по медицине» в 25 томах, который стал первым в арабской литературе энциклопедическим сводом по медицине.
9. Новой страницей истории иммунологии стало открытие физиологических механизмов иммунитета.
Илья Ильич Мечников (1845—1916 гг.) — выдающийся русский биолог, патолог, иммунолог и бактериолог, создатель фагоцитарной теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии. Изучая процессы внутриклеточного пищеварения, он заметил, что мезодермальные клетки — лейкоциты (а также клетки селезенки и костного мозга), которые он впоследствии назвал фагоцитами (греч. phagocytus; от phagein — есть, поедать i kytos — полость, клетка) обладают способностью собираться вокруг инородных частиц (бактерий в том числе) и поглощать их, выполняя таким образом функцию защиты организма от болезнетворных микроорганизмов. Первый доклад о фагоциторной теории иммунитета - «О защитных силах организма» И.И.Мечников сделал на VII съезде естествоиспытателей и врачей в 1883 г. Его теория явилась основой для понимания сущности процесса воспаления.
Практически одновременно с Мечниковым, в конце XIX в., немецкий ученый Пауль Эрлих (1854—1915 гг.) в процессе работы с дифтерийным токсином сформулировал теорию гуморального иммунитета. Согласно этой теории, микробы или токсины содержат структурные единицы — антигены, вторые, попадая в организм, через определенное время вызывают образование антител — белков класса глобулинов. Антитела существуют в виде особых химических групп на поверхности клеток; часть их отделяется от поверхности, циркулирует с кровью и, встречаясь с микробами или токсинами, связывает их. Причем антитела способны связывать только те антигены, в ответ на проникновение которых они возникли. Эрлих показал, что существуют два вида иммунитета: пассивный, который достигается введением в организм готовых антител и активный, когда организм сам вырабатывает антитела в ответ на введение антигенов. Позднее было показано, что иммунная система подавляет также и раковые клетки, которые постоянно появляются в любом здоровом организме.
Бурная полемика и многочисленные исследования, предпринятые после открытий Мечникова и Эрлиха привели к весьма плодотворным результа- там: было установлено, что иммунитет определяется как клеточными (фа- гоцитоз), так и гуморальными факторами. Таким образом, было создано стройное учение об иммунитете, а его авторы И.И.Мечников и П.Эрлих были удостоены Нобелевской премии (1908 г.).
История развития термометрии (Д.Г.Фаренгейт, А.Цельсий), перкуссии (Л.Ауэнбруггер, Ж.Н.Корвизар де Маре, И.Шкода, П.А.Пьорри), аускультации (Р.Т.Г.Лаэннек) в эпоху нового времени. Работы белорусских ученых по аускультации (В.Д.Герберский, Ф.Рымкевич).
В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора или инструментального метода обследования больного. При постановке диагноза врач исходил из результатов опроса больного – анамнеза (лат. anantnesis — воспоминание), прощупывания пульса, осмотра. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки). Термометрия. Первый надежный спиртовой (1709), а позднее и ртутный (1714) термометр со шкалой от 0 до 600° предложил один из выдающихся ученых своего времени — Даниэль Габриэль Фаренгейт (Gabriel Daniel Fahrenheit, работавший в Голландии. В качестве исходных он использовал точки отсчета. Первая — 0 F определяется в сосуде со смесью льда, воды, солей аммония и морской соли. Вторая — 32 F соответствует точке таяния льда.
Третья — 96 F — нормальная температура полости рта. Температура кипения воды по Фаренгейту 212 F — на 180° выше точки таяния льда.
Термометр Фаренгейта первым вошел в клиническую практику, но большие размеры значительно затрудняли его применение.
Шведский астроном и физик Андрес Цельсий (1701 —1744) в 1742 г. предложил стоградусную шкалу, в которой 0 °С соответствовал температуре кипения воды, а 100° — точке таяния льда. Впоследствии М.Штрёмер (Швейцария) перевернул шкалу Цельсия, сделав 0 точкой таяния льда и началом отсчета. В таком виде термометр приобрел мировую известность.
Перкуссия. Как метод обследования больного перкуссия в Европе не применялась до середины XVIII в., когда венский врач Леопольд Ауэнбруггер (1722—1809 гг.) впервые предложил этот метод физического обследования больного.
Будучи сыном трактирщика, Л. Ауэнбруггер часто наблюдал, как отец определял количество вина в бочках, простукивая их стенки. Возможно, эти наблюдения навели его на мысль об использовании выстукивания для определения наличия жидкости в грудной полости. В течение семи лет Л. Ауэнбруггер тщательно изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме. Свои клинические наблюдения он систематически сопоставлял с данными патологоанатомических вскрытий. Так родилась перкуссия (лат. percussio; от percutere — постукивать).
Жан Николя Корвизар де Маре основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I с 1807 г. Окончив Парижский университет (1782 г.). Изучая болезни сердца, Корвизар описал дифференциальные признаки многих сердечных заболеваний (сердечной не-недостаточности, перикардита, клапанных пороков сердца и др.). Методам обследования больного он придавал исключительное значение. В течение 20 лет Корвизар и его многочисленные ученики тщательно изучали перкуторный звук как новое средство диагностики, что позволило распозна- вать заболевания легких, наличие жидкости в плевральной полости и околосердечной сумке) увеличение («аневризму») сердца и принесло Корвизару большую славу.
Большой вклад в развитие методов физического обследования внес венский профессор Йозеф Шкода (1805— 1881 гг.), чех по национальности. Работая вместе с выдающимся патологом того времени К. Рокитанским, он тщательно проверял свои клинические наблюдения в секционном зале. Исходя из законов акустики, Шкода объяснил происхождение перкуторного звука и дал научное обоснование метода перкуссии.
В 1826 г. ученик Ж. Н. Корвизара Пьер Адольф Пьорри (1794—1879 гг.) предложил метод посредственной перкуссии — при помощи плиссиметра (лат. plessimetrum; от греч. plesso — ударять и metron — мера) из слоновой кости.
Аускультация.
Лаэннек (1782—1826 гг.) воспитывался в семье своего дяди — известного врача времен Французской буржуазной революции, что оказало большое влияние на его развитие и увлечение медициной. Будучи студентом Парижского университета, Лаэннек начал работу по изучению чахотки (греч. phthisis; от phthio — чахнуть, сохнуть), уносившей огромное число человеческих жизней. Патологоанатомические вскрытия умерших от этой болезни выявляли в различных органах специфические образования, которые Р. Лаэннек назвал туберкулами (лат. tuberculum — бугорок, узелок). Выслушивание ухом, приложенным к грудной клетке не давало ощутимых результатов.
Решение, которое так долго искал Лаэннек, пришло неожиданно. В 1816 возвращаясь из клиники через парк Лувра, он обратил внимание на шумную ватагу ребят, игравших вокруг бревен строительного леса. Одни дети при- кладывали ухо к концу бревна, а другие с большим энтузиазмом колотили палкой по противоположному его концу: звук, усиливаясь, шел внутри дерева. Лаэннек увидел решение проблемы.
Его собственный стетоскоп был деревянным. В 1819 г. вышел в свет его знаменитый труд «О посредственной аускультации или распознавании болезней легких и сердца, основанном главным образом на этом новом методе исследования
В России первое описание перкуссии было сделано профессором Медико-хирургической академии Ф.Уденом (1754—1823 гг.). Заслуга внедрения перкуссии и аускультации в клиническую практику принадлежит П.А.Чаруковскому (1790—1842 гг.) в Петербурге и Г.И.Сокольскому (1807—1886 гг.) в Москве.
В. В. Герберский (1784—1827) — профессор терапевтической клиники. Обучался исследованию болезней грудной клетки с помощью стетоскопа у Лаэннека. Возвратившись из Парижа в 1823 г., он начал внедрять этот метод в клинике и пропагандировать его среди врачей. Кратковременная научная деятельность В.В. Герберского была в основном посвящена исследованиям патологии внутренних органов и диагностике.
Феликс Римкевич (1799—1851), профессор терапии Виленского университета. Уроженец Могилева — один из самых крупных в Вильно диагностов и терапевтов внутренних и детских болезней, приобрел широкое и всестороннее врачебное образование. Ф. Римкевич издал более 40 научных трудов по физиологии, патологии, диагностике, терапии, медицинской географии, педиатрии, в том числе первую в России работу об аускультации сердца и сосудов («О применении стетоскопа», 1824).