Структура рынка - это внутреннее строение отдельных элементов рынка.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важ­нейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, фи­нансовый.

2. По географическому положению различают местный, регио­нальный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции называют: монополисти­ческий, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям различают автомобильный, зерновой и т.п.

5. По характеру продаж: оптовый и розничный.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструкту­ры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными бир­жами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, служ­бу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции ра­бочей силы и т.д.

Как видно, основными элементами классической рыночной инф­раструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки. Помимо этого, успешное функционирование рынка невозмож­но без рекламы, информатизационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии.

Реклама (от лат. rес1ато — выкрикиваю) — этораспространениеинформации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.

Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писа­лись на деревянных, медных или костяных досках и громко зачиты­вались городскими глашатаями. В начале XX в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х годов утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как эле­мент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

Информация (от лат. information — разъяснение) — этосведения,используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фир­ма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме при­были, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведе­ния.

Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.

Консалтинг (от англ. сопsulting — консультативный) — управлен­ческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах. Услуги оказываются по исследо­ванию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются косалтингом, т.к. оплата таких консультаций обходится дешевле. Чем содержание собственных специалистов.

Аудиторские компании (от англ. Аuditor- ревизор) – это организации. Осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальные полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятельностью акционерных компаний.

Вывод: Инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями. Она признана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер их деятельности.

Тема. РЫНОК КАПИТАЛА

ЦЕННАЯ БУМАГА - ЭТО ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ УДОСТОВЕРЯЕТ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА КАКОЙ-ЛИБО ВИД КАПИТАЛА И ПРИНОСИТ СВОЕМУ ВЛАДЕЛЬЦУ ДОХОД.

Ценные бумаги могут выпускаться как государством, так и кор­порациями. Их называют фиктивным капиталом, в отличие от ре­ального, который вложен и функционирует в производстве. Ценные бумаги представляют собой как бы бумажный дубликат реального капитала. Однако, появившись, фиктивный капитал начинает жить самостоятельной жизнью.

Ценные бумаги принято делить на две группы: свидетельства о собственности и свидетельства о займе.

К ПЕРВОЙ ГРУППЕ относятся: акции, опционные свидетель­ства, финансовые фьючерсы, ордера, права (варранты), коносамен­ты и т.п.

Из этой группы наиболее распространенным видом ценных бумаг является акция.

Акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении опреде­ленной суммы денег в капитал акционерного общества (АО) и даю­щая право ее владельцу на получение прибыли — дивиденда.

Акции подразделяются на именные и предъявительские, про­стые и привилегированные, безголосые, одноголосые и многоголо­сые.

Именная акция выписывается на имя определенного владельца и регистрируется в учетной книге акционерного общества. Достоин­ством именных акций является возможность их учета и контроля. Недостатком — их низкая «подвижность», т.к. смена владельца тре­бует перерегистрации.

Акции на предъявителя свободно продаются и покупаются на рынке ценных бумаг. Простая акция дает право голоса на собрании акционеров, а размер получаемого по ней дохода зависит от результатов работы АО за год и ничем другим не гарантирован. Привилегированная акция гарантирует доход независимо от ре­зультатов хозяйственной деятельности АО — в этом ее привилегия. Но именно по этой причине владельцы такой акции не заинтересо­ваны в увеличении прибыли АО, поэтому привилегированная акция не дает права голоса на собрании акционеров. Различие между безголосыми, одноголосыми и многоголосыми ак­циями очевидно. Обычно безголосые акции продаются широкой пуб­лике, Это позволяет учредителям АО привлечь огромные денежные средства и в то же время сохранить за собой контроль над компани­ей. Первый раз акция выпускается в обращение по номинальной стоимости, т.е. той сумме денег, которая указана на акции при учреж­дении АО. Однако в последующем, при перепродаже акции, устанав­ливается ее рыночная цена, или курс акции.

Курс акций зависит от соотношения спроса и предложения на акции данной корпорации, но колеблется вокруг расчетного курса акции, который определяется на основе соотношения дивиденда и нормы процента. Если курсовая стоимость акций превышает номинальную, то разница между суммой, полученной от продажи акций, и суммой действительно вложенного в АО капитала составит учредительскую прибыль, присваиваемую учредителями АО

Опционное свидетельство — это ценная бумага о контракте, пре­доставляющем право покупать или продавать конкретный товар по установленной цене в течение определенного времени.

Финансовый фьючерс — это ценная бумага, свидетельствующая об обязательстве ее владельца на осуществление купли-продажи в будущем определенного документа по заранее фиксированной цене.

Коносамент — документ, устанавливающий взаимоотношения перевозчика и грузовладельца в процессе транспортировки груза (на­иболее употребим в судоходстве).

Варрант — свидетельство, выдаваемое владельцу товара при сда­че его на склад.

КО ВТОРОЙ ГРУППЕ ценных бумаг относятся: векселя, банк­ноты, чеки а также облигации, депозитные и сбере­гательные сертификаты и т.п.

Облигация — это ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение дохода в форме выигрыша. Их выпускать могут как госу­дарство, так и органы местного самоуправления, фирмы, фонды и т.п.

Облигации могут быть долгосрочными (на 3—5 лет) и кратко­срочными (3—6 месяцев). По истечении срока облигации погашают­ся по номинальной стоимости, а держатель облигации получает до­ход в виде фиксированного процента от нарицательной стоимости.

Государственные и муниципальные облигации способствуют привлечению средств, необходимых для финансирования бюджет­ного дефицита и решения региональных проблем.

Корпоративные облигации аккумулируют денежные средства поселения для развития производства на своих негосударственных предприятиях.

Депозитный и сберегательный сертификат — это разновидность срочных банковских вкладов. Депозитный сертификат отличается от сберегательного тем, что клиенту выдается не книжка, а сертификат (удостоверение), выполняющий роль долговой расписки банка.

Принято считать, что ценные бумаги проходят три ФАЗЫ ЖИЗ­НЕННОГО ЦИКЛА:

• подготовительный этап, который связан с открытием нового предприятия;

• первичное размещение ценных бумаг, или «первичный рынок». В этот период покупателем являются население, инвестицион­ные фонды, трастовые компании и т.п;

• вторичное размещение ценных бумаг, или «вторичный рынок». В этот период осуществляется купля-продажа ценных бумаг, прошедших первичное размещение. Вторичный рынок состоит из «уличного» рынка и биржи.

Выделяют несколько главных ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИ­РОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ:

• рынок должен характеризоваться частыми сделками с неболь­шими колебаниями цен от одной сделки к другой, с небольшим разрывом между ценой продавца и ценой покупателя;

• рынок должен быть эффективным, т.е. покрывать свои расходы по сделкам доходами;

• рынок должен быстро распространять информацию о заключен­ных сделках;

• рынок должен отличаться надежностью, т.е. возможные ошиб­ки работников рынка ценных бумаг должны компенсироваться.

Купля-продажа ценных бумаг осуществляется на фондовой бир­же. ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНК­ЦИИ: устанавливает рыночную стоимость ценных бумаг, обеспечи­вает перелив капитала между участниками рынка и т.п. Непосредст­венная задача фондовой биржи — создание благоприятных условий для эффективной купли-продажи и перепродажи ценных бумаг. Купля-продажа ценных бумаг осуществляется на основе их бир­жевого курса, т.е. их продажной цены на бирже, которая колеблется в зависимости от спроса и предложения на них. Скупка ценных бумаг по низким ценам и продажа по высокому курсу позволяет получать биржевую прибыль.

На бирже осуществляется регистрация стихийно сложившихся курсов ценных бумаг, она называется биржевой котировкой.

Ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят процедуру листинга, которая предполагает их отбор и допущение к торгам. Цен­ные бумаги, не внесенные в листинг, продаются на «уличном» рынке.

.ЫНОК: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ

Рынок, обмен, обращение — все эти категории тесно между со­бой связаны и часто на бытовом уровне отождествляются.

Между тем они строго детерминированы и представляют собой различные исторические ступени развития товарных отношений.

Наличие общественного разделения труда приводит к необхо­димости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смыслеобмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер.

Наши рекомендации