Объем и интенсивность обратно пропорциональны.
ТМФВ
№ 1. Понятие о тренировочной нагрузке (объем, интенсивность). Отдых как компонент спортивной тренировки: ординарный, жесткий, экстремальный.
Трен. нагрузка – это функциональная надбавка получаемая организмом при выполнении физических упражнений.
Нагрузки классифицируются по следующим признакам:
1. Специализированность : - специфические (отражает сорев. нагр.); - не специфические (не отраж. соревновательную нагрузку)
2. Направленность нагрузки: -анаэробная алактатная (до 10 сек.); анаэробная лактатная (гликолитическая до 2 мин); - аэробная; смешанная (2 направленности); - анаболическая (силовая)
3. Координационная сложность: а)увеличение амплитуды движения; б)увеличение скорости; в)дифицит времени; г) внезапность изменения ситуации; д)наличие и активность противоборства;
4. Величина нагрузки :
- внешняя (которую мы видим) и внутренняя(ЧСС, давление, биохимич. изменения, состав крови, показатели мышечн. состояния, зрительно-моторная реакция);
- абсолютная (кг, м, сек, разы) и относительная (отношение к: -максимальному проявлению физ.кач.; к – целевому результату;
- общая (нагр. Цикла занятий суммарная) и частная(нагрузка одного задания)
2 компанента нагрузки: - объем и интенсивность
Объем – это суммарное количество выполняемой работы (время..
Интенсивность – степень напряженности организма при выполнении физических упражнений.
Способ комплексного измерения нагрузки (по Бух-биндеру)
1.Небольшой объем и интенсивность (70-80 уд/м) упр. Обще разминочного характера, восстан. упр. на дыхание, на расслабление и гибкость.
2. ОРУ, пульс 90-120, допустимы небольшие отягощения.
3. средним объемом и интенсивностью, пульс 120-140
4. объем большой, интенсивность средняя, СПУ, пульс 140-160, аэробно-развивающая.
5. объем средний, интенсивность большая, СПУ, пульс 160-180
6. соревн.упр. (в домашний условиях – прикидка)
7. собственно-соревновательное упражнение
Объем и интенсивность обратно пропорциональны.
Отдых как компонент тренировки.
Отдых может считаться компонентом тренировки в том случае если он методически организован с учетом закономерностей спортивной подготовки.
Отдых классифицируется:
1. По содержанию: активный (заполняют паузу дополнительной деятельностью) и пассивный (не выполняется никакая работа)
2. Интервал отдыха (между заданиями, занятиями)
- жесткий (недовосстановление) воспит. выносливость 30/
- ардинарный (хар-ся полным восстановлением) ловкость и гибкость 1/
- максимизирующий (позволяет получить сверх восстановление или суперкомпенсация) силовые, скоростные способности 3/
Интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на
процессы восстановления, долговременной адаптации к нагрузкам.
ПСИХОЛОГИЯ
№1. Волевая сфера школьников и ее развитие в процессе проведения уроков по физической культуре.
Воля – это способность человека действовать сознательно при преодолении препятствий для достижения поставленных целей.
Сила воли – это деятельная сторона разума и морального чувства.
Нельзя судить о силе воли школьников на основании только эффективности деятельности (самый сильный или быстрый ученик – это еще не самый волевой).
Проявление воли имеет свои особенности, связанные с возрастом школьников:
В младшем школьном возрасте совершаются волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К 3 классу приобретается способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Дети могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность: они проявляют волевые качества в основном для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположения взрослых.
В подростковом возрасте происходят изменения в волевой сфере. У них возрастает смелость, но снижается выдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство. В волевых усилиях процессы возбуждения преобладают над торможениями. Начинается формирование перехода организации волевой активности от внешней стимуляции к внутренней (самостимуляции).
В старшем возрасте определяющим в проявлении волевых усилий – является механизм саморегуляции. Они могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной цели. Они проявляют большую способность к терпению (работа на фоне утомления). У девочек резко снижается смелость, что создает трудности в занятиях физическими упражнениями. В активность практически всегда имеет характер целеустремленности.
Волевую произвольную активность характеризуют преднамеренность и волевые усилия.
Безволие - это не отсутствие воли, это ее не проявление. Воля проявляется, если есть мотив для ее проявления.
В волевых качествах есть компонент:
· Моральный
· Генетический
Волевые качества:
I. Упорство: - терпеливость – однократное проявление
- настойчивость – многократное проявление
II. Самообладание: - смелость
- сдержанность
- собранность
III. Решительность
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
№1(ПЗ) разработать алгоритм здорового образа жизни занимающегося фк в зрелом возрасте
К 21 году заканчивается процессы развития организма, начинается процесс инволюции-старения. Самый действенный стимулятор всех физиологических функций - физическая активность. В начальном периоде занятий целесообразно проводить занятия с умеренной нагрузкой 3-4 раза в неделю на 35 40 мин, а через 3 месяца ее можно увеличить до 45-50 мин Занятия должны проводится с паузами для отдыха, ходьба упражнения на расслабления и т.д. Следует исключать упражнения на задержку дыхания, натужитвание с резкими движениями. Занятия проходят из трех частей водной основной и подготовительной Наиболее эффективным циклические методы ходьба по пересеченной местности, душ, раз в неделю закаливание и т.д
ТМФВ
№ 2. Урок как основная организационно-методическая форма физического воспитания в школе: определяющие черты, содержание, структура, типы.
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по ФК, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом ФВ относительно постоянной по составу учебной группой.
Характерные черты урока: 1) дидактическая направленность учебного материала; 2) направляющая роль преподавателя; 3)однородность контингента занимающихся (1кл и 7кл.) 4) ограниченность во времени (2часа в неделю)
Классификация уроков: - по направленности (физическая подг., теоретическая, техническая, комплексные(смешанные)) ;
- по этапности обучения (начального разучивания, углубленного детального разучивания, закрепления, смешанные)
По содержанию урок включает в себя следующие элементы: 1) подготовка преподавателя (предварительная, непосредственная) 2) реализационный (реализ. задач урока, подбор учеб. задания, собственно обучение, восстановление занимающихся, подведение итогов урока).
Структура урока рассматривается на 3 уровнях:
-макроструктура (подготовительная, основная, заключительная части);
-мезоструктура (средн. уровень – блоки заданий, последовательность)
-микроструктура (сложный уровень - задания в блоке (дозировка, реализация, контроль)
Содержание и дидактическая цель определяют тип урока. Существует несколько типов урока:
1. Закрепление нового учебного материала.
2. закрепления изученного материала
3. проверка знаний, умений и навыков
4. комбинированный урок
5. повторно-обобщающий урок;
6. урок – диспут.
Каждый тип урока включает в себя элементы других уроков, но в каждом конкретном уроке один из элементов является основной целью.
ПСИХОЛОГИЯ
№2. Самовоспитание воли. ПЗ. Привести средства самовоспитания воли в тренировочном процессе в конкретном виде спорта.
Воля – это сознательное управление человеком своими действиями и поступками, своей деятельностью и поведением.
Волевую активность характеризует преднамеренность и волевое усилие.
Преднамеренность связана с планированием действий и поступков заранее.
Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой.
Приемы активизации волевых усилий делят на:
- Внешние – исходят от учителя
- Внутренние – исходят от ученика и на него же направлены
Это приемы самостимуляции.
В 5-7 классах уже применяются приемы самостимуляции волевых усилий: самоубеждение, самовнушение, самоободрение, самоприказы.
В старшем школьном возрасте проявляется достаточно высокая настойчивость в достижении поставленной цели, увеличивается способность к терпению.
Самовоспитание – это систематическая деятельность человека, направленная на выработку у себя моральных, физических, эстетических, интеллектуальных качеств.
ПЗ
Планирование – перспективное, оперативное.
Цель – предвосхитить ошибки.
Не всегда волевое усилие переходит в волевое действие.
Высшая форма – коллектив (сплоченность группы и социальной направленности)
Низшая форма – группа (не более 10 человек)
Психологическая – одинаковость
Психофизиологическая – взаимодополнение
Степени трудности: - незнание правил и норм
- знают и нарушают
спорт – психодиагностика
эмоции – биологические, чувства – социальные.
Программа – пошаговое занятие.
В ФК задействован двигательный анализатор
Низший уровень – биологические потребности
Стиль подачи материала, подготовки
Виды деятельности – учебная деятельность
Социометрия
Стиль руководства
Биологическая основа не меняется, меняется…….
Усвоение –
4 уровня усвоения: знакомство, копия, трансформация, открытие
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
№ 2. Самоконтроль занимающихся ФК и спортом. Дневник самоконтроля. Анализ данных самоконтроля как способ управления здоровьем.
Самоконтроль это регулярное использование ряда простых приемов для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья под влиянием занятий фк. В дневнике контроля должно отображается как данные покоя так и информации о характера проделанной мышечной работы и о реакции на нее организма. Показатели самоконтроля принято делить на: субъективные и объективные.
В группу субъективных показателей: самочувствие, оценка работоспособности, отношение к занятиям (тренировкам), сон, аппетит и т.д. 1)самочувствие может быть: хорошее, удовлетворительное и плохое 2)усталость – это ощущение утомления, которое выявляется в нежелании или невозможности выполнить обычную трудовую нагрузку; 3) важно отмечать настроение: нормальное, устойчивое, подавленное, угнетенное, желание быть в одиночестве, чрезмерное возбуждение. 4) работоспособность оценивается как обычная, повышенная и пониженная. Желание тренироваться 5) сон регистрировать количество часов и его качество; 6) аппетит отмечается как нормальный, сниженный или повышенный.
Из объективных признаков регистрируются частота пульса, вес, потоотделение, данные спирометрии, динамометрии и др. 1)Подсчет пульса нужно проводить утром в постели, потом стоя ортостатическая проба. В процессе нарастания тренированности происходит постепенное урежение пульса, а также уменьшение величины реакции 2 ) определение веса достаточно проводить 1-2 раза в неделю 3 ) Потоотделение служит косвенным показателем уровня тренированности, степень: умеренную, значительную, черезмерную 4)Изменение АД до и после физ нагрузок 5)данные ЖЕЛ. Тренер должен не реже одного раза в 1-2 недели проверять дневник самоконтроля спортсмена
ТМФВ
№ 3. Особенности методики физического воспитания в 10-1 1-х классах СОШ: формы организации, средства, методы приема.
Методика – это совокупность всех используемых преподавателем средств и методов, условий организации физического воспитания.
Физическое воспитание – это педагогический процесс связанный с формированием способов двигательной деятельности и развитием физических качеств.
Старший школьный возраст с 16 до 18 лет. Это на 90 % взрослые люди.
Образовательные задачи сводятся к получению необходимого объема знаний, который позволит после окончания школы пользоваться средствами физической культуры самостоятельно и осознанно.
Оздоровительные задачи – это создание верного и прочного представления о здоровом образе жизни, повышение всестороннего физического развития и высокой степени работоспособности, закрепление привычки сохранять правильную осанку.
Основные средства ФВ:
1. гимнастические и акробатические упражнения (ОРУ без предметов и с предметами; упражнения на брусьях и перекладине – юноши; на бревне и разновысоких брусьях – девушки; ритмическая гимнастика; эстафеты; игры; полосы препятствий) – 30% учебного времени;
2. легкоатлетические упражнения (беговые; бег с высокого и низкого старта до40м; эстафетный бег; кросс юноши 3-5км, девушки 2-3км; прыжки в длину и высоту; метание малого мяча и гранаты в цель юноши до 20м, девушки 14м);
3. лыжная подготовка (учебные дистанции 5км юноши, 3км девушки; эстафеты от 50 до 200м);
4. спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч);
5. плавание (повторное проплывание отрезков 25-100м, в умеренном и переменном темпе до 600м, игры, эстафеты на воде);
6. элементы единоборств (силовые упражнения и единоборства в парах, приемы самостраховки, приемы лежа и стоя, учебные схватки).
Особенности методики: уроки ФК проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода в организацию занятий, подбору средств.
Юноши должны быть готовы к службе в армии. Поэтому необходимо предусмотреть занятия на местности в нестандартных условиях, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.
В первую очередь – развитие силовых и скоростно-силовых возможностей, различных видов выносливости (силовой, статической).
Координационные способности – согласование двигательных действий, способность произвольно расслаблять мышцы.
Увеличивается на занятиях доля упражнений сопряженного воздействия на координационные способности, при которых закрепляются двигательные навыки и физические качества.
Доля игрового метода сокращается, соревновательного – увеличивается.
Применяется метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, задания по овладению двигательными действиями.
Прохождение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности.
ПСИХОЛОГИЯ
№ 3. Понятие общения, виды и функции. Роль общения в спортивной деятельности
Общение – форма психологической взаимосвязи людей в процессе их совместной деятельности.
Речь является основным средством общения людей, также можно общаться с помощью выразительных движений – жестов, выражения лица и глаз.
Функции:
1). Социальные подразделяются на:
- ф-ции управления – словесные команды учителя при построении класса на уроке ФК.
- Ф-ции контроля связанные с оценкой результатов деятельности – тренер хвалит за отличное выполнение упражнения.
2). Психологические подразделяется на:
- Ф-цию эмоционального удовлетворения от контакта – играет роль в формировании отношений друг к другу, к коллективу и самим себе.
- Ф-цию Самоактуализации личности – выражается в усилении своего личного влияния на других за счет общения с авторитетными партнерами.
Виды общения:
- Дружеское или неформальное – общение возникает по принципу симпатии, товарищества и является основой для формирования чувства коллективизма.
- Неформальное деловое – прямое и опосредованное (телефонные деловые разговоры).
- Формальное или ролевое –официальное общение требующее исполнение определенных ритуалов и правил (отдание воинского приветствия в армии при встрече др. с др.). Нередко официальные разговоры протекают в форме дружеской беседы.
- Межличностное – каждый адресат известен как личность.
- Анонимное – взаимодействуют незнакомые люди, не связанные ни какими отношениями ответственности (болельщики на стадионе).
В зависимости от числа общающихся людей различают 3 вида общения:
1. межличностное – общение между двумя субъектами (учитель-ученик);
2. личностно-групповое – общение между одним человеком и группой (учитель-класс);
3. межгрупповое (между классами).
Общение в спортивной деятельности подразделено на:
- межличностное общение:
- связанное с выполнением двигательных задач
- не связанное с выполнением двигательных задач
- предметно-ориентированные действия:
- индивидуальные
- групповые
- командные
Общение – это связь между людьми, приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющаяся в обмене информации, взаимопонимании, взаимопереживании.
Общение двустороннее.
Оно может быть:
- соподчиненное – учитель-ученик
- соотнесенное – на одном уровне
Общение может быть деловым и неделовым.
Содержание общения:
1. передача знаний
2. воспринимание другого человека
3. управление групповой деятельностью школьников
4. межличностные отношения
функции педагогического общения:
1. познавательная – передача знаний
2. экспрессивная – понимание и переживание эмоционального состояния другого человека
3. регулятивная – воздействие на учеников с целью изменения их поведения.
4. функция социального контроля – регламентирование поведения и деятельности учащихся с помощью социальных через порицание и поощрение.
5. социализация – формирование умения действовать в интересах коллектива.
Манера общения:
1. тон
2. поведение учителя
3. дистанция общения: - интимная
- личная
- социальная
- публичная
4. размещение партнеров
Средства общения
Речевые – культура речи, интонация, темп, пауза, образность, дикция.
Неречевые – мимика, пантомимика, подтекст.
Факторы обуславливающие эффективность общения:
1. обстановка – может быть официальной и неофициальной
2. ситуация общения – конфликтная, бесконфликтная
3. статус – с лидером, с отверженным
4. психологические особенности самих общающихся – темперамент, характер
Комфортность – это свойства человека менять свою точку зрения
Конформизм – принятие чужой точки зрения только на словах
Для установления взаимоотношения требуется либо совпадение точки зрения, либо понимание позиции другого.
Восприятие возникновение первого впечатления по внешнему виду.
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
№ 3. Комплексные системы восстановления в различных видах спорта. ПЗ. Разработать рекомендации по восстановлению для избранного вида спорта.
Восстановительные средства делятся на три основные группы: педагогические, психологические и медицинские. При использование восстановительных средств важно комплексность т.е. совокупное использование средств всех трех групп и разных средств одной группы в целях одновременного воздействия на все основные функциональные звенья организма . Особое значение имеет преимущественное воздействие на те функциональные системы организма, которые являются основными в обеспечение специальной работоспособности в данном виде спорта. Большое значение имеет правильное сочетание средств общего и локального воздействия Средства общего воздействия (ванны, души, массаж, ультрофиалетовый облучения, витамины питания.) Средства Локального воздействия назначается при преимущественной нагрузке на определенные группы мышц…
ТМФВ
№4. Проблема отбора в спорте. Содержание, методы, этапы спортивного отбора, особенности в конкретном виде спорта.
Отбор – это организационно-методическое мероприятие в связи с выбором вида спорта.
Проблема отбора: экономическая; этическая; гуманистическая; педагогическая.
Этапы отбора: эти этапы относятся к многолетним аспектам.
1) Набор (задача из числа желающих набрать способных к определенному виду спорта) определение пригодности (соответствие) возможностей спортсмена и особенностей видов спорта (баскетбол –высокие, и т.п.)
2) Повторный этап отбора. Через 2-3 года. Задача отобрать наиболее способных с учетом направленностей специализацией.
3) Повторный (уточнить специализацию)
4) Селекция. Работа по формированию команд высокого ранга, как минимум сборная области.
Модельные характеристики. Это показатели, характеризующие оптимальное состояние спортсмена с точки зрения готовности к максимальному результату. Различают:- абсолютные (мировые рекорды); -относительные (индивидуальные).
Модельные характеристики бывают: компенсируемые; некомпенсируемые
-педагогические
- психологические
- физические
- технические
- морфологические
- консервативные (мало поддаются тренировке)
- неконсервативные (легко поддаются тренировке)
Содержание метода отбора.
- определение результата в чем либо
- Определение способностей
- Определение модельных характеристик
- прогноз результатов, а так же средств подготовки
Методы отбора:
- морфологические (конституция телосложения; состав тела)
- тестирование (физической; технической)
- функциональные методы
- психологические м.
- прогностические м.
ПСИХОЛОГИЯ
№4. Формы воздействия учителя физической культуры на ученика в процессе обучения
Воздействие учителя осуществляется в формах:
1) Внимание к учащимся. Учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый ученик чувствовал на уроке, что он находится в поле внимания учителя. Внимание льстит ученику и он старается выполнить задание как можно лучше.
2) Просьба учителя. Учитель использует форму обращения к ученику, в которой проявляется некоторый момент зависимости учителя от ученика. Ученику хочется показать, что он может чем-то помочь учителю.
3) Требования учителя – это более жесткое воздействие. Учитель не добившийся выполнения учениками требований по существу не выполняет свой профессиональный долг. Аргументация снимает с требования окраску волевого воздействия учителя.
Требования | Аргументация |
Нельзя самовольно пользоваться спортивным инвентарем | Забота о сохранении здоровья и жизни |
Нельзя смеяться над оплошностью другог | Не ошибается тот, кто ничего не делает |
- Нельзя использовать аргументацию-угрозу «Двойку поставлю», «В дневник запишу».
- Аргументация не должна превращаться в постоянное чтение морали
- Аргумент для учащегося должен выглядеть экспромтом, нельзя повторять уже высказанную раз аргументацию в прежней форме, нужно найти новую
4) Убеждение – эго основой служит разъяснение сути явления. Убеждать можно не только словами, но и делом, личным примером.
5) Внушение адресовано не к разуму, а к чувствам, к готовности ученика получить инструкцию к действию. По способу воздействия внушение бывает прямым и косвенным. Прямое характеризуется открытостью цели внушения – не бойся, ты сделаешь это упражнение. Косвенное обладает свойством опосредованного воздействия на ученика – « в параллельном классе все, даже самые слабые взяли эту высоту».
6) Принуждение – прямое требование согласиться с решением учителя. Авторитет учителя в глазах принуждаемого облегчает выполнить распоряжения.
7) Поощрение и наказание. Поощрение может осуществляться похвалой, благодарностью, награждением грамотой, привлечением в качестве своего помощника. Наказание осуществляется в виде замечания, выговора, изменением отношения учителя к ученику, путем отстранения от выполнения задания, удаления с урока.
8) Оценка поступков учеников. Прямая оценка – учитель сообщает свое мнение, обращаясь непосредственно к этому ученику. Опосредованная оценка поочередно упражнение выполняют два ученика. Учитель просит класс оценить кто более правильно выполнил упражнение.
9) Отметка в журнале. Учитель должен давать мотивировку отметке, где не должно содержаться оценки поведения ученика: забыл кеды – получай двойку.
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
№4. ПЗ. Разработать алгоритм здорового образа жизни школьника.
Движение залог здоровья, Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь в детском и подростковом возрасте двигательная активность подразделяется на 3 вида: активность в процессе физического воспитания, физическая активность во время обучения и занятием общественно полезным трудом, физическая активность в свободное время По данным всемирной организации здравоохранения величина двигательной активности представлена таким образом : занятие в школе 4-6 час, легкая активность 4-7, умеренная 2,5- 6,5 часов, высокая 0,5 ч. Летом следует использовать подвижные игры плавание и т. д. На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры. Нормой двигательной активности школьников 11-15лет является25% динамической работы в дневном распорядке, т.е. 4-5 уроков физкультуры в день. При проведение закаливания необходимо соблюдать систематичность и постоянность
ТМФВ
№ 5. Содержание и структура тренировочного процесса.
Термин тренировка от английского слова training означающее упражнение.
Спортивная тренировка – планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике, тактике, развитие его физических способностей.
Целью является подготовка к состязаниям, направленных на достижение максимально возможного уровня подготовленности.
В содержание тренировки входят: теоретическая, техническая, физическая, тактическая, психическая.
Под структурой тренировочного процесса необходимо понимать относительно устойчивую связь и последовательность:
1. Видов подготовок (общая и специальная: физической, технической тактической, психологической).
2. Динамики объема и интенсивности нагрузок.
3. определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (смена фаз их частей, этапов, периодов подготовки спортсменов).
Структура тренировочного процесса рассматривается на следующих уровнях:
1. тренировочное занятие (структура аналогична уроку: подготовительная, основная, заключительная. Отличие: боле строго рассматривается и планируется нагрузка и отдых. 2 блока разминки: общая и специальная. ТЗ бывают: однородные и неоднородные (комплексные). По велечине трен. эффекта: основные; дополнительные
2. микроциклы (около недели) состоит из определенной последовательности трен.занятий. 2 фазы: стимуляционная, восстановительная.
5 типов микроциклов: собственно – тренировочные 1)ординарные (нагр.средняя); 2) ударные (нагр.большая); 3)модельные (подводящие); 4) восстановительный; 5) соревновательные.
3. мезоциклы (около месяца) Аросьев Д.А 1969 – принцип «маятника». Предложено чередовать МКЦ модельные и ординарные с тенденцией увеличения специализированности нагрузки по мере приближения к соревнованиям.
4. Макроциклы (полгода – год) состоит из МЗЦ, МКЦ
Причины: внешняя (календарь соревнований), внутренняя (явл.закономерности «спортивной формы»
5. Многолетний (рассчитан на 15 лет) стадии: базовой подготовки; реализации спортивных возможностей; спортивного долголетия
ПСИХОЛОГИЯ
№ 5. Тематическое планирование учебного материала учителем-предметником, технология планирования процесса обучения по ФК.
План – график учебного процесса определяет последовательность прохождения теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении учебного года. Составляется в школе для каждой параллели классов.
Педагогическая технология – это систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.
В структуру педагогической технологии входит разработка основных документов планирования по физическому воспитанию.
1. Общий план работы по физическому воспитанию
2. Годовой план-график
3. Поурочный рабочий план(тематический) на четверть
4. План-конспект урока.
Каждый последующий документ разрабатывается в соответствии с предыдущим. Рабочие тематические планы разрабатываются в графической и текстовой формах.
В графическом предусматривают графы
Разделы и содержание занятий (перечень упражнений по разделам) количество часов, распределение изучаемых упражнений по учебным неделям года
Текстовой план предпочтительнее. В нем раскрывается не только содержание, но и методика обучения, планируемые тренировочные нагрузки и их последовательное повышение.
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
№ 5. ПЗ. Цель и задачи восстановления в спорте. Средства восстановления и поддержания оптимальной работоспособности (на примере конкретного вида спорта).
Выполнение физической нагрузок сопровождается той или иной степени утомляемости. После нагрузки признаки утомления постепенно исчезают наступает восстановление, т.е. постепенное возвращение работоспособности и функционального состояния. Умение тренера управлять состояниями утомления и восстановления во многом определяет культуру тренировки и ее эффективность Цели восстановления: ускорить работоспособность, обеспечить прогрессивное повышения уровня тренированности. Задачи: предупреждение напряжения, повышение устойчивости и сопротивляемости организма, оптимизация восстановительных процессов, снятие нервно психологического напряжения. Течение восстановительных процессов можно облегчить и ускорить с помощью комплекса специальных средств. Их можно разделить на три группы: педагогические, психологические и медицинские, комплексное использование которых и составляет систему восстановления спортивной работоспособности.
Медицинские средства восстановления гигиенические - правильное построение режима и методики тренировки (педагогические средства восстановления);( рациональное питание, режим жизни, гидропроцедуры); массаж и самомассаж. Вспомогательные (физические факторы, фармакологические средства)
ТМФВ
№6. Характеристика методов спортивной тренировки.
Метод – это способ применения основных средств тренировки.
Используются две группы методов:
1. общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы
2. практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный методы
К словесным методам относится: рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение.
Используется специальная терминология, сочетания словесных методов с наглядными. Умелое использование указаний, команд, оценок и разъяснений.
К наглядным методам относят:
o правильный показ упражнений и их элементов.
o демонстрации учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий, тактических схем на макетах игровых площадок.
o применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений.
o применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений.
К методам строго регламентированного упражнения относятся:
· направленные преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом и по частям (расчленено-конструктивный). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении простых или сложных упражнений, разделение которых на части невозможно. При применении целостного и расчлененного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.
· направленные на совершенствование физических качеств, выделяют две группы: непрерывные и интервальные
Непрерывные характеризуются однократным выполнением тренировочной работы (гребля на 5000 и 10000м с полной и переменной скоростью).
Интервальные предусматривают выполнение упражнений с регламентированными паузами и непроизвольными паузами отдыха (10*400; 10*1000м – в беге и беге на коньках и гребле).
Примером варьирующего варианта может быть серия для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3*60м с максимальной скоростью, отдых 3-5мин, 30м с ходу с максимальной скоростью, медленный бег – 200м.
Пример прогрессирующего варианта – прохождение отрезков возрастающей длины (400м+800м+1200м+2000м).
Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Он позволяет совершенствовать ловкость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу. Важна его роль как средства активного отдыха. Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность. Необходимо варьировать условия проведения соревнований. Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.
Усложненные условия:
· в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях
· в спортивных играх на полях меньших размеров, при большей численности игроков в команде
облегченные условия:
· уменьшение продолжительности боев, схваток
· упрощение соревновательной программы
· использование облегченных снарядов в метании
ПСИХОЛОГИЯ
№6. Характеристика волевого усилия. ПЗ. Охарактеризовать условия, способствующие проявлению волевого усилия в избранном виде спорта.
Волевое усилие является ядром любого волевого акта.
Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой.
Когда действие осуществляется легко, волевое усилие осознается плохо, поэтому кажется, что совершилось само по себе, только в результате возникшего желания.
В наличии волевого усилия убеждаешься тогда, когда нужно преодолеть значительные трудности. Волевое усилие имеет различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности, а также направленностью.
В различных ситуациях человек использует разные характеристики волевого усилия в разной степени: в одном случае прилагает максимум волевого усилия однократно; в других случаях сохраняет волевое усилие определенной интенсивности длительное время. Волевая активность че