Понятия «психологической коррекция» и «психотерапия», их связь исодержательное единство, использование психокоррекции и психотерапии впсиходиагностике в психологическом консультировании

Традиционно выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию. Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании. Основной целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей. Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.

Психотерапия- система медико-психологических средств, которые применяются для коррекции психических и медико-психологических нарушений.

Психологическое консультирование - система психологических средств, направленных на восстановление психологического здоровья личности.

Психологическое здоровье(термин ввела Дубровина) - это баланс между внутренним Я и внешним Я. Это динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Основная функция ПЗ - поддержание баланса между человеком и окружающей средой.

Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психологическая коррекция в клинической психологии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений с социальным окружением.

  Психологическое консультирование Психокоррекция Психотерапия
Объект воздействия клиент, пациент клиент, пациент пациент
Предмет проблема, индивидуально-психологические особенности проблема, характерологические девиации и личностные аномалии психопатологические симптомы и синдромы, характерологические девиации и личностные аномалии
Способ информирование, обучение тренинг активное воздействие (терапия) различными способами
Позиция клиента активная, ответственен за результат пассивная, не ответственен за результат пассивная, не ответственен за результат
Цель воздействия формирование личностной позиции формирование навыков психологической компенсации купирование психопатологической симптоматики

Клинический психолог должен быть осведомлен о различных видах психологической помощи и воздействия на клиента или пациента, при этом в его компетенцию входит не только разработка плана обследования, вынесения экспертного заключения, но и выбор наиболее адекватных и эффективных способов оказания психологической помощи. От его диагностического заключения зависит построение стратегии и тактики «ведения пациента», направления его по одному из путей (медицинскому или психологическому) и согласование оказания помощи со специалистами в других областях .

Таким образом, профессиональной компетенцией клинического психолога в сфере оказания психологической помощи является психическая патология, исключающая психотические расстройства, и психологические проблемы как соматически здорового, так и больного человека. При этом клинический психолог вправе применять все виды психологической помощи (консультирование, коррекцию и психотерапию). Он может оказывать психологическое воздействие, манипулировать в процессе общения, управлять собеседником или формировать у него определенные качества (Г.С.Абрамова).

Наши рекомендации