Компоненты комплексной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии.

Комплексная реабилитация ребенка-инвалида - процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение и полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Цель - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Задачи - решаются в системе С(К)ОУ или реабилитационных учреждений, предназначенных для проведения медико-социальной реабилитации, где организация процесса реабилитации и обучения определяется особенностями их аномального развития.

Основные типы реабилитационных учреждений: реабилитационно-экспертные,
реабилитационно-образовательные, реабилитационно-производственные, реабилитационно-медицинские, реабилитационно-социальные.

Процесс реабилитации в этих учреждениях осуществляется в соотвествии с реабилитационными программами, разработанных на основе государственных реабилитационных стандартов.

Действующая в стране система специального образования имеет положительный опыт в создании благоприятных условий для реабилитации. На фоне этих достижений существенно страдает общая образовательная подготовка ребенка и умение работать с ним как в развивающейся личностью.

Накопленный за последние годы работы с детьми с ОВЗ показал, что существуют более эффективный путь компенсации дефекта. Акцент на работе с детьми делается не на дефект, а на выявление и развитие личностных качеств и способностей. А компенсация дефекта становится побочным результатом. Одним из направлений такой работы является социальная реабилитация, которая приобретает все большее значение в современном обществе, основная задача которой - восстановление социального статуса ребенка и включение его в систему общественных отношений. Главная задача СР - выявление и изучение путей эффективного воздействия ребенка с ОВЗ с окружающим миром.

Комплексная реабилитация может быть предназначена в виде Зх основных этапов:

1) адаптационно-диагностический этап (определение реабилитационного потенциала, выбор оптимального режима коррекционно-воспитательной работы, выявление реабилитационного пространства);

2) коррекционный этап (основной) (организация и проведение психолого-педагогической, социально-медицинской, социальной реабилитации. Обучение родителей имеет важное значение);

3) интеграционный этап (определение путей интеграции ребенка в обществе, подведение итогов реабилитации, выдача рекомендаций по реабилитации в домашних условиях).

Медицинская реабилитация: курс лечебных мероприятий, восстановление и развитие физиологических функций, выявление и активизация компенсаторных возможностей организма.

Психологическая реабилитация: проведение комплекса психических мероприятий, направленных на коррекцию или компенсацию, устранение нежелательных установок.

Методы диагностики и коррекции проблем в эмоциональной сфере детей с различными видами дизонтогенеза

ДИАГНОСТИКА

Эмоции, воля, внимание — обеспечивают активность человека по преобразованию внешнего мира и регуляции своего поведения.
Эмоции, или переживание личностью ее связей с миром, — необходимая предпосылка человеческой активности. Эмоциональные процессы обеспечивают «энергетическую» основу деятельности, являются ее мотивами. Эмоции определяют качественную и количественную характеристику поведения. Они также отражают отношение человека к значимым для него объектам и обеспечивают селективность восприятия .Именно поэтому диагностике и коррекции эмоционального состояния человека в психологии уделяется особое внимание.

В настоящее время существует множество психодиагностических методов, которые помогают нам определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек в тот или иной момент времени.
Наиболее популярными методами являются тесты. При этом существуют две основные группы тестов, используемых для диагностики эмоциональной сферы. К первой группе относятся тесты-опросники, а ко второй проективные тесты. Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

«Методики изучения эмоциональной сферы»

1. Методики, направленные на выявление страхов:

ü Методика “Незаконченные предложения”

ü Методика диагностики детских страхов (Захаров)

2. Методики, направленные на выявление тревожности:

ü Тест-опросник Спилбергера-Ханина

ü Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

ü Тест изучения школьной тревожности Филллипса

3. Методики, направленные на выявление депрессии:

ü Шкала самооценки депрессии Цунга

4. Методики, направленные на выявление неврозов:

ü Опросник Захарова А.И. “Ваш ребенок болен неврозом или заболеет, если…”

5. Методики, направленные на выявление агрессии:

ü Опросник “Басса — Дарки” (разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций: Физическая агрессия , косвенная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет». )

ü Методика “Несуществующее животное”

6. Методики, направленные на выявление стрессоустойчивости:

ü Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе “Прогноз”

ü Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

7. Методики, направленные на диагностику эмоций:

ü Самооценка психического состояния: Самочувствие, Активность, Настроение (САН)

ü Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард

ü Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Для проведения данной методики необходимо наличие трех карточек 7х7 красного, зеленого и синего цветов. Инструкция: Испытуемому предлагаются все три карточки. Ему необходимо выбрать из 3 наиболее понравившуюся карточку, после осуществления выбора карточка откладывается. Затем, из 2 оставшихся испытуемый выбирает наиболее привлекательную для него карточку. Так повторяется три раза подряд, это необходимо для определения общей тенденции.)

8. Методики, направленные на изучение темперамента:

ü Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (взрослый вариант)

ü Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова (детский вариант)

ü Тест Стреляу (Тест Стреляу об особенностях высшей нервной деятельности содержит три шкалы, состоящие из 134 вопросов. Шкалы: 1. уровень процессов возбуждения, 2. уровень процессов торможения, 3. уровень подвижности нервных процессов Инструкция: Вам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей личности. На вопросы следует отвечать: «ДА», «НЕТ», «Затрудняюсь ответить»)

ü Методика Айзенка «EPI»

ü Методика Айзенка «EPQ»

ü "Рисунок человека'', опросник "Признаки психического напряжения у детей'', методики исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеева, Детского апперцептивного теста (CAT), Цветового теста отношений (ЦТО), методики "Эмоциональные лица'', методики "Вежливость'', "Методики рисуночной фрустрации'' С. Розенцвейга.

КОРРЕКЦИЯ

Цель коррекции – смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными расстройствами, такими как агрессивность, повышенная возбудимость и др.

Основные способы коррекции эмоциональных нарушений у детей

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Рассмотрим некоторые психологические методы коррекции.

Игротерапия –это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности.

Телесно-ориентированная терапия и танцевальная терапия-методы работы с психикой, через тело.

Сказкотерапия– это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности. суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании, формируя стереотипы поведения

Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.

Существует два направления арт-терапии. Во-первых, восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. Во-вторых, самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.

Музыкотерапияпредставляет собой особую форму работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику.

Наши рекомендации