В настоящее время при постановке диагноза специалистами используются коды и наименования форм, представленные в МКБ-10, понятиями «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» практически не пользуются.

МКБ-10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра. На январь 2007 года является общепринятой классификацией для кодирования медицинских диагнозов, разработана Всемирной организацией здравоохранения. МКБ-10 состоит из 21-го раздела, каждый из которых содержит подразделы с кодами заболеваний и состояний.

В МКБ-10 выделяются 4 степени умственной отсталости:

· Лёгкая (F70.) — дебильность. IQ 50—69.

· Умеренная (F71.) — имбецильность. IQ 35—49.

· Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20- 34.

· Глубокая (F73.) — идиотия. IQ < 20

Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости

УО – состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. (МКБ-10)

В рамках рассмотрения УО как типа отклоняющегося развития, имеет смысл говорить о олигофрении.

Олигофрения - это врожденное или приобретенное в раннем детском возрасте (до Зх лет) умственная отсталость, возникшая в результате органического поражения ГМ, которая характеризуется тотальностью (недоразвитием всех психических функций), иерархичностью (преимущественно их высших звеньев), с особым недоразвитием абстрактного мышления, что приводит к недоразвитию личности в целом, стойкому нарушению познавательной функции и социальной дезадаптации (неспособность адаптации к постоянно меняющимся условиям среды).

У/о дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие поврежденной коры ГМ, имеющее диффузный характер. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения.

Все причины умственной отсталости делятся на две большие группы: эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).

ЭНДОГЕННЫЕ ПРИЧИНЫ.

1. Изменение наследственных структур (мутации) - наиболее частые причины умственной отсталости. Генные мутации - изменение внутренней структуры генов. Хромосомные мутации - изменения структуры хромосом.

· физических воздействий (ионизирующая радиация: электромагнитные излучения, гаммаи рентгеновы лучи, корпускулярные излучения: быстрые нейтроныя, альфа-частицы).

· химические вещества (инсектициды, фунгициды, гербициды, формальдегид, ароматические углеводороды, противоопухолевые средства).

· возраст родителей и семейное предрасположение, что может быть связано с нарушением генетического управления делением клеток.

2. Эндокринные заболевания и метаболические дефекты.

3. Перезревание половых клеток. Это понятие включает комплекс изменений в яйцеклетках и сперматозоидах, происшедших от момента их полного созревания до момента образования зиготы. Эти изменения могут быть связаны, в частности, с увеличением срока между овуляцией и оплодотворением, гормональными расстройствами, нерасхождением половых хромосом.

4. Возраст родителей. Основной причиной возрастного фактора является старение половых клеток, увеличение частоты мутаций (из-за снижения устойчивости хромосом к химическим воздействиям, падения активности ферментов, гормональных нарушений и др.).

ЭКЗОГЕННЫЕ ПРИЧИНЫ.

Среди причин, вызывающих нарушение созревания плода, известно более 400 внешних факторов (Д.Н. Исаев).

Влияние вредных факторов в пренатальный период:

1. Хронические заболевания матери: сердечнососудистая недостаточность, болезни печени и почек, диабет, болезнь щитовидной железы. Эти болезни способствуют также недоношенности и осложнениям во время родов.

2. Несовместимость по Rh-фактору и по факторам АВО.

3. Внутриутробные инфекции вирусы: вирус гриппа, краснуха, цитомегалия, врожденный сифилис, листериоз, токсоплазмоз.

4. Химические вредности, приводящие к интеллектуальному дефекту, - свинец, алкоголь, лекарственные препараты. В период органогенеза с начала третьей и до конца десятой недели любой вредный фактор может привести к смерти эмбриона или появлению пороков развития.

5. Физические факторы. Радиационные воздействия на беременных женщин при диагностических, терапевтических, профессиональных или случайных рентгеновских облучениях при катастрофах на атомных электростанциях могут вызвать тератогенный эффект и умственную отсталость.

6. Острые или хронические эмоциональные стрессы в течение беременности могут оказаться причиной пороков развития, малой массы плода и умственной отсталости.

7. Влияние недоношенности

Влияние вредных факторов в натальный период:

· Гипоксия

· Родовой травма, чему способствуют быстрые или затяжные роды, узкий таз, лицевое предлежание, ягодичное предлежание плода, недоношенность и переношенность плода, несоответствие родовых путей женщины и размеров плода.

Влияние вредных факторов в постнатальный период:

В первые годы жизни наиболее частой причиной поражения ЦНС и умственной отсталости оказываются энцефалиты, тяжелые интоксикации, черепно-мозговые травмы, состояния клинической смерти. Заболевания, сопровождающиеся тяжелым истощением (токсическая дизентерия), сменяющие друг друга инфекции (от 5 до 25%) также могут оказаться причиной отставания в развитии особенно у недоношенных или детей, перенесших тяжелую родовую травму.

Социальные и культурные факторы. Личный опыт, среда и особенно семейное окружение оказывают серьезное влияние на развитие интеллекта и личности ребенка.

Наши рекомендации