Специальная психология в системе практической психологии.
Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и психической деятельности дете й и взрослых с психическими и физическими недостатками.
Специальная психология может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей психологической науки, что следует понимать буквально, как систему использования психологических знаний в решении конкретных проблем практической деятельности человека. Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном производстве стало основой для возникновения таких ее прикладных отраслей, как медицинская, педагогическая, трудовая психология.
Практической психологией называются методы, средства и приемы практического воздействия на психологию человека и через нее — на его поведение. Практическая психология представляет собой совокупность знаний и умений, касающихся прямого воздействия на психологию и поведение человека. Самостоятельными областями практической психологии являются: психологическое консультирование, психологическое тестирование, психологическая коррекция.
Прикладной характер специальной психологии раскрывается через ее исторические связи с коррекционной педагогикой. Именно формирование и развитие системы специального образования стало одним из определяющих, хотя далеко не единственным фактором в возникновении данной науки. Однако не следует упрощенно понимать причины ее становления и сводить их лишь к факту появления практики обучения детей с отклонениями в развитии. Потребовалась довольно длительная эволюция самой практики, прежде чем пришло осознание необходимости глубоких и всесторонних знаний об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей как важного фактора эффективной учебно-воспитательной работы с ними. Но и этого оказалось недостаточно, ибо сама психология должна была достичь того уровня зрелости, при котором смогла бы ответить на запросы и потребности практики. Пути истории развития специальной психологии определяются переплетением двух эволюционных рядов, постоянно взаимодействующих друг с другом, системы специального коррекционного образования и самого психолог знания.
В практическом применении задачи ориентированы:
· разработка технологии различных видов психологической помощи детям с атипией развития и их семьям;
· обоснование и разработка психологических и социальных мероприятий, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипией развития;
· разработка технологий формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития;
· разработка методов и методик диагностических и коррекционных технологий (Методы психологических исследований предполагают такие формы сбора эмпирических данных, которые позволяют проверять гипотезы определенного типа. Метод – это способ организации исследования для проверки выдвинутой гипотезы);
· профессиональная подготовка специального психолога;
· повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного профиля;
· определение стратегии, направлений и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе;
· разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.
1. Психодиагностика – разработка рекомендаций по коррекции недостатков психического развития детей, имеющих те или иные нарушения: изучение практического запроса, формулировка психологической проблемы, выдвижение гипотез о причинах явлений, выбор методов исследования и их использование, формулировка заключения, разработка программы и рекомендаций и их осуществление.
2. Психокоррекционная работа: реализация психолого-педагогической программы по исправлению недостатков в развитии психических процессов и личностных качеств детей; реализация программы развития выявленных у детей способностей.
Однако существуют проблемы в диагностических и коррекционных технологиях:
· подбор и дифференциация методов:
o к детям с нарушением слуха не подходит использование проективных методик, так как он будет рисовать то, что он когда-то видел – срисовывать. Поскольку снижено развитие словесно-логического мышления);
o сложность понимания инструкции при интеллектуальных нарушениях и нар. слуха;
o рисуночные тесты затруднены при работе с детьми с нарушенным зрением.
Не все методики достаточно валидны (Валидность по своей сути — это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность). Например, поведенческие методы эффективны с УО, а психодинамические только с детьми, у которых сохранен интеллект (ЗПР).
Модификационным изменениям подлежат не только сама методическая процедура, что в ряде случаев вполне очевидно, но и характер интерпретации полученных данных (Так, например, широко используемые рисуночные пробы могут быть информативны в отношении когнитивного и эмоционального развития ребенка. Но в тех случаях, когда у испытуемого имеют место даже слабо выраженные двигательные нарушения или несформированность сенсомоторной координации, не говоря уже о недостатках остроты центрального зрения или цветоразличения, характеристики его графической продукции могут отражать совсем иные свойства его психического развития, нежели в условиях нормального онтогенеза. Другими словами, клиническая картина, наслаиваясь на психологическую, делает последнюю еще более неоднозначной, чем это бывает в случаях нормы).
Не забудь сказать про адаптированность методик из ВКР!