Нормативно-правовая основа деятельности специального психолога
Психолог – это физическое лицо, имеющее высшее психологич. образование (не ниже уровня «специалитет»), успешно прошедшее проф. стажировку, сдавшее квалификационный экзамен и являющийся членом саморегулирующей организации психологов либо проходящий гос. службу в гос. Учреждении и оказывающий психологическую помощь в соответствии с должностными обязанностями.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:
1 уровень: Международные:
· Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
· Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993 г.);
· «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994 г.);
· Конвенция о правах инвалидов» (2006 г.);
· Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.). Декларация(объявление, провозглашение) - официальное заявление; обычно в форме декларации провозглашаются основные принципы внешней и внутр. политики государства, программные положения полит партий, основные положения деят-ти междунар. организаций в конкретной области международных отношений.
· Всеобщая декларация прав ребёнка (1959 г.);
· Международная классификация болезней (МКБ 10).
2 уровень: Федеральные:
· Конституция РФ (21 июня 2014). Конституция- основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.;
· ФЗ об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (от 2.12.13);
· Закон РФ "Об образовании" (от 31.12.14);
· ФЗ об доп. гарантиях соц. поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (31.12.14);
· ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.);
· Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07. 1998 г. (изменения и дополнения от 20.07.2000г.);
· Кодексы: Трудовой (31.12.14), Семейный (4.11.14);
· Акты правительства РФ: постановление о продолжительности ежегодного основного удлинённого оплачиваемого отпуска, предоставляемый педагог. работникам;
· Приказы Мин. образов. науки России: об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха пед. и др. работников образовательных учреждений; приказ об утверждении положения о службе практической психологии в системе Мин. Обр. РФ.
· Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 "О введении должности психолога в учреждении народного образования";
· Письмо Мин. Образов. РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» (2003 г.)
· Письма МО РФ: "Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений"; "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения";
· Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"; постановление глав.сан.врача РФ (2002) «Об введении в действие сан.эпидем.правил и нормативов» (САНПиН).
· Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
· Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Проекты ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ И ФГОС начального общего образования обучающихся с УО (25.09.2014).
· Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования;
· Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (2003г.);
3 уровень: Региональные:
· Закон "О защите прав ребенка в Вашем регионе" (районе, области, крае);
· Положение о службе практической психологи образования в Вашем регионе" (районе, области, крае);
· Положение о Центре службы практической психологии образования в Вашем регионе" (районе, области, крае); Статус практического психолога образования в Вашем регионе" (районе, области, крае);
· Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;
· Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.