Научно-методическая основа организации деятельности специального психолога и оказание психологической помощи детям
Психолог – это физическое лицо, имеющее высшее психологич. образование (не ниже уровня «специалитет»), успешно прошедшее проф. стажировку, сдавшее квалификационный экзамен и являющийся членом саморегулирующей организации психологов либо проходящий гос. службу в гос. Учреждении и оказывающий психологическую помощь в соответствии с должностными обязанностями.
Психологическая помощь – это систематическая профессиональная мера поддержки и содействия человеку (семье, соц. группе) со стороны лиц, оказывающих психол. помощь в предупреждении (разрешении, преодолении) психол. проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность и способствующих поддержанию психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни.
Лица, оказывающие психологическую помощь - государственные учреждения и негосударственные
организации, оказывающие психологическую помощь, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по оказанию психологической помощи без образования юридического лица.
Научное обоснование и организация школьной психологической службы в каждой стране реализуются по-своему. Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах:
1. как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект);
2. как психологическое обеспечение всего процесса, обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов (прикладной аспект);
3. как непосредственную работу психологов с детьми и взрослыми в школе (практический аспект).
Только единство этих трех аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Каждый из них имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей определенной профессиональной подготовки.
Следует подчеркнуть, что развитие прикладного и практического аспектов психологической службы целиком и полностью зависит от развития научного аспекта. Этот научный аспект формирует теоретическую концепцию, которая и определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы.
Основой такой концепции могут быть разрабатываемые в советской психологии фундаментальные положения:
· Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
· Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде всего, в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей. Эта концепция предполагает, что при определенных условиях все здоровые дети обладают способностью к развитию. И учитель не имеет права объяснять неудачи своих учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его организации. На современном этапе существуют два направления деятельности школьной психологической службы - актуальное и перспективное;
· Личностно-ориентированный подход(приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребёнка);
· Антропологическая парадигма в психологии и педагогике – целостный подход к человеку (Исаев, Слободчиков);
· Концепция психического и психологического здоровья (Дубровина) – проблемы развития личности в условиях образования являются ведущими в практической деятельности психолога;
· Теория педагогической поддержки (Газман, Михайлова) – необходимо педагогическое сопровождение процесса, развития ребёнка – создание условий для самоопределения, развитие личности через сотрудничество взрослого и ребёнка, а также обмен опытом между объектами взаимодействия).
Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности.
Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе.
Эти два направления неразрывно связаны между собою: психолог, решая перспективные задачи, оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, учителям.
И все-таки главная цель школьной психологической службы связана с перспективным направлением ее деятельности. Начальная цель взаимодействия психолога с ребенком - это определение (и в случае необходимости формирование) его готовности к школе (ее интеллектуальных, мотивационных, поведенческих характеристик), выявление индивидуальных особенностей на любом уровне их развития как основы поиска оптимальных для данного ребенка способов обучения и воспитания.
Конечная цель взаимодействия психолога со школьником - формирование его психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Таким образом, научный аспект школьной психологической службы задает главную, цель ее деятельности, которую мы сформулировали как максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников, обеспечивающее им к моменту окончания школы психологическую готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.